Научная статья на тему '2015. 01. 026. Тан Дж. Не хватает пара? Обрабатывающая промышленность в Малайзии. Tan j. running out of steam? Manufacturing in Malaysia // Cambridge j. of Economics. - Cambridge, 2014. - Vol. 38, n 1. - p. 153-158'

2015. 01. 026. Тан Дж. Не хватает пара? Обрабатывающая промышленность в Малайзии. Tan j. running out of steam? Manufacturing in Malaysia // Cambridge j. of Economics. - Cambridge, 2014. - Vol. 38, n 1. - p. 153-158 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЙЗИЯ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 026. Тан Дж. Не хватает пара? Обрабатывающая промышленность в Малайзии. Tan j. running out of steam? Manufacturing in Malaysia // Cambridge j. of Economics. - Cambridge, 2014. - Vol. 38, n 1. - p. 153-158»

2015.01.026. ТАН Дж. НЕ ХВАТАЕТ ПАРА? ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В МАЛАЙЗИИ. TAN J. Running out of steam? Manufacturing in Malaysia // Cambridge j. of economics. - Cambridge, 2014. - Vol. 38, N 1. - P. 153-158.

Ключевые слова: Малайзия; индустриализация.

Сотрудник Института изучения мусульманских цивилизаций Университета Ага Хан (Пакистан) рассматривает роль внешних и внутренних факторов в индустриализации Малайзии.

«Изменения в промышленной политике Малайзии совпадали с изменениями в глобальном накоплении капитала и одновременно являлись реакцией на структурные ограничения предыдущего периода, которые частично обусловливались специфическим набором общественных отношений» (с. 154). Так, первая фаза промышленной политики (1957-1969) была реакцией на слабую производственную базу как результат британской колониальной стратегии, которая не поощряла развитие местной промышленности и ограничивала ее обработкой сырья для экспорта и частично для внутреннего потребления. Промышленная политика на первой фазе была сосредоточена на развитии местного производства в ходе импортозамещающей индустриализации с очень высоким уровнем протекционизма по отношению к иностранным товаром... На этой фазе малазийские власти поощряли прямые иностранные инвестиции с помощью налоговых каникул и предоставления инвесторам государственных услуг и инфраструктуры - предполагалось, что иностранцы с их технологиями быстрее наладят внутреннее промышленное производство. Усиление государственного вмешательства в промышленность произошло в 1960 г. с созданием Малайзийского финансового ведомства промышленного развития. Это ведомство предоставляло льготные кредиты предприятиям в текстильной промышленности, обработке древесины и каучука, химическом производстве, металлообработке и производстве товаров длительного пользования. Затем последовало создание в 1965 г. Малайзийского агентства промышленного развития для координации инвестиций в промышленность и банка Бумипутра в 1966 г. для предоставления льготных кредитов малайским гражданам.

Вторая фаза (1970-1984) характеризовалась экспортно-ориентированной индустриализацией, основанной на прямых ино-

странных инвестициях и прямом государственном вмешательстве в рамках Новой экономической политики. «Переход от импортозамещающей индустриализации к экспортно-ориентированной был в основном обусловлен объективными ограничениями проведения импортозамещения в небольшой и открытой капиталистической экономике и неспособности импортозамещающих отраслей Малайзии наладить более сложное производство, нежели простая обработка сырья и сборка товаров из импортных комплектующих деталей. В свою очередь, этот переход был облегчен появлением в мире глобальных производственных сетей. В то же время рост все более влиятельного малайского среднего класса и предпринимательского сообщества привел к увеличению потребности в изменении процесса накопления капитала через усиления государственного вмешательства в экономику. Власти ответили на эту потребность двумя разными, но взаимосвязанными шагами. Во-первых, они поощряли прямые иностранные инвестиции в экспортные промышленные отрасли как способ создать производственные связи с иностранными компаниями и применять самые современные технологии. Стимулирование экспорта осуществлялось с помощью налоговых льгот, дешевых кредитов и косвенных государственных субсидий передовым отраслям с целью привлечь прямые иностранные инвестиции в трудоемкие производства в зонах свободной торговли. Во-вторых, власти, введя в 1970 г. Новую экономическую политику, осуществляли прямое вмешательство в экономику» (с. 155). В 1975 г. специальным законом было предусмотрено, что частные компании должны передать 30% акций государству. В 1976 г. три крупнейших малайских коммерческих банка стали государственными. Одновременно власти создали 700 государственных предприятий в разных отраслях, чтобы предоставить малайским менеджерам возможность получить предпринимательский опыт.

Промышленная политика на третьей фазе (1985-1997) являлась реакцией на ограничения, которые были характерны для экспортно-ориентированной индустриализации и Новой экономической политики. «Наследием второй фазы стал дуализм в экономике: с одной стороны, в Малайзии имелся высокотехнологичный и динамично развивающийся экспортный сектор с господством иностранного капитала, с другой стороны, местный промышленный

сектор, который оказался оторван от высоких технологий и тяжелой промышленности. Господство иностранцев во всех конкурентоспособных на мировом рынке отраслях оставлял местным компаниям роль сборочных предприятий. Низкий уровень участия местных компаний в производстве, особенно в электронике, означал ограниченные связи и передачу технологии между экспортным сектором, принадлежавшим иностранным инвесторам, и малайскими компаниями за пределами зон свободной торговли» (с. 157).

Медленность индустриализации отражалась в том, что экспортное производство все больше развивалось за счет импорта: доля импортных комплектующих для экспортных товаров в общем импорте возросла с 35% в 1970 г. до 47% в 1985 г., а доля импортных комплектующих достигла 75% стоимости малайзийского экспорта (с. 158). В результате экспортная база Малайзии оставалась относительно узкой и ее экспорт в основном был сосредоточен на компонентах для электронной промышленности (прежде всего полупроводников), в то время как потребительская и промышленная электроника составляла всего 15-20% экспорта (в Южной Корее и на Тайване этот показатель составлял 55-70%).

На второй фазе продолжалось значительное государственное финансирование неэффективных импортозамещающих производств, а чрезвычайно выросший в рамках Новой экономической политики государственный сектор породил в стране бюрократически-капиталистическую элиту, способную противостоять попыткам властей наладить бюджетную дисциплину. В итоге оказалось, что и государственный, и частный сектора в Малайзии неэффективны и имеют недостаточную производственную базу, склонны не к инвестициям, а к получению краткосрочной прибыли и стараются вкладывать капитал не в производство товаров, а в сферу услуг и рынок недвижимости.

В итоге на третьей фазе промышленной политики власти Малайзии создали в 1980 г. Малайзийскую корпорацию тяжелой промышленности, руководящую госпредприятиями сталеплавильной, цементной и автомобильной промышленности, с целью повысить их эффективность и стимулировать приобретение за рубежом новых технологий. В государственном бюджете появилась новая статья «финансирование исследований и разработок малых и средних

предприятий». Можно сказать, что на госпредприятиях тяжелой промышленности власти вернулись к политике импортозамещения.

«Принятие в 1983 г. малайзийской программы приватизации являлось реакцией на неэффективность госпредприятий и было тесно связано с созданием местного класса промышленных капиталистов. Особенно это было важно в тяжелой промышленности, рассчитанной на внутренний, а не на внешний рынок и по отношению к которой не делалось систематических попыток оценить ход повышения технологического уровня. Поэтому такая промышленность отличалась низкой финансовой дисциплиной и отсутствием четких производственных заданий. Частичную приватизацию предприятий тяжелой промышленности в Малайзии можно, таким образом, рассматривать как попытку стимулировать покупку новых технологий и обновления производства. Она была также элементом политики совершенствования анализа потребностей и возможностей обрабатывающей промышленности, таким образом Малайзия становилась ближе к другим восточноазиатским "новым индустриальным странам"» (с. 158).

Четвертая фаза промышленной политики в Малайзии (19982008) являлась реакцией на недостатки третьей фазы. Выяснилось, что приватизированные предприятия оказались неэффективными. В частности, Малайзийская корпорация тяжелой промышленности оказалась не в силах создать на госпредприятиях конкурентоспособное автомобильное производство из-за банкротства ее дочернего предприятия «Протон» (которое было приватизировано и должно было закупать за рубежом современные технологии в автомобилестроение). Приватизированные предприятия набирали слишком много кредитов, по которым не могли расплатиться, а также не могли и не хотели тратить необходимые деньги для исследований и разработок в области новых технологий. В результате власти Малайзии провели ренационализацию ранее приватизированных предприятий.

В итоге в Малайзии сохранилась дуалистичная структура, при которой быстро развивалась экспортная промышленность, созданная иностранными инвесторами, а местные предприниматели, работающие на внутренний рынок, производство наращивали очень медленно. Внешне Малайзия продемонстрировала эффектный рост промышленности: в 1975 г. доля промышленности в ВВП

Малайзии составляла 15%, в 1990 г. - 28, а в 2000 г. - 32%; в 1986 г. темпы роста достигли 17%, таких же результатов Малайзия добилась в 1994 и 2002 гг. Однако все это было результатом второй фазы промышленной политики и рост экспортных отраслей был совершенно независим от продолжающих быть неудачными попыток властей с помощью политики импортозамещения стимулировать производство на предприятиях, принадлежащих государству и малайзийским, а не иностранным предпринимателям.

Что касается глобальных факторов, влияющих на каждую фазу промышленной политики Малайзии, то главными были, во-первых, развитие глобальных производственных сетей, которое выражалось в перетоке капитала из индустриальных стран в виде прямых иностранных инвестиций, а во-вторых, изменения в характере международных потоков капитала, прежде всего рост портфельных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции в мире получили распространение в 1960-е годы и на первой фазе в Малайзии были довольно ограничены. Японские компании вкладывали в эту страну деньги прежде всего в обработку сырья (древесины и каучука) для экспорта, а также в производство бытовой техники (телевизоров, радиоприемников и рисоварок) на местный рынок, чтобы преодолеть малайзийские ограничения на импорт. Вторая фаза совпала с тем, что в мире произошел резкий рост прямых иностранных инвестиций в результате развития глобальных производственных сетей и в 1970-1980-е годы Малайзия получила среди всех развивающихся стран этих инвестиций непропорционально много, так как к ней одновременно проявили интерес конкурирующие друг с другом американские и японские производители электроники. Американские производители использовали местную дешевую рабочую силу для того, чтобы наладить экспорт полупроводников и жестких дисков для компьютеров, а японские - для того, чтобы наладить экспорт бытовой электроники.

Рост портфельных инвестиций в мире, а также либерализация финансового рынка Малайзии в 1980-е годы привели к быстрому росту малайзийского рынка акций (на бирже в Куала-Лумпуре начиная с 1990-х годов котировались акции и государственных предприятий, предприятий приватизированных и частных). Главными игроками на этом рынке являются иностранные инвесторы, кото-

рым в 2000-е годы принадлежало 30% акций малайзийских компаний. В итоге приток портфельных инвестиций стал превышать приток прямых инвестиций в Малайзию.

«Можно заключить следующее. Продолжающаяся ставка на промышленный рост, порожденный иностранными инвестициями, является следствием неспособности государства стимулировать развитие местной промышленности и местного капиталистического класса. Местные предприниматели предпочитают вкладывать деньги не в промышленность, а в сферу услуг и на рынок недвижимости - здесь не требуется расходовать значительные средства на усовершенствование технологий и разработку новых товаров, необходимых для достижения конкурентоспособности на мировом рынке. И в этом смысле можно говорить о том, что в Малайзии, несмотря на промышленный рост, происходит деиндустриализация» (с. 180)

С.В. Минаев

2015.01.027. УЭЗЕРС Ч. РЕФОРМАТОР ИЛИ РАЗРУШИТЕЛЬ? ХАСИМОТО ТООРУ И ПОПУЛИСТСКАЯ НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЯПОНИИ.

WEATHERS Ch. Reformer or destroyer? Hashimoto Tooru and populist neoliberal politics in Japan // Social science Japan j. - Oxford, 2014. -Vol. 17, N 1. - P. 77-96.

Ключевые слова: Хасимото Тоору; неолиберализм; региональные реформы; правые партии.

Чарльз Уэзерс, преподаватель Городского университета (Осака), исследует политическую карьеру одного из крайних правых политиков Японии, Хасимото Тоору (с. 1969).

Появление множества новых партий на политической арене Японии стало возможным в результате кризиса в политике, связанного с низкой популярностью правящей Демократической партии (созданной в 1998 г.). В феврале 2011 г. существовало 33 региональные партии, 11 из которых были созданы в предшествующие 14 месяцев (с. 80). Самыми крупными из них были партия Хасимо-то Тоору Осака исин-но кай (Осакская партия обновления) и партия мэра Нагои Кавамура Такаси (Японская партия за снижение налогов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.