Научная статья на тему '2014. 04. 052. Хартманн М. Распределение, аукционы и трансфер сертификатов выбросов. Hartmann М. Zuteilung, Auktionierung und transfer von Emissionszertifikaten // Zeitschrift Umweltrecht. - Baden-Baden, 2011. - H. 11. - S. 563-565'

2014. 04. 052. Хартманн М. Распределение, аукционы и трансфер сертификатов выбросов. Hartmann М. Zuteilung, Auktionierung und transfer von Emissionszertifikaten // Zeitschrift Umweltrecht. - Baden-Baden, 2011. - H. 11. - S. 563-565 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ СЕРТИФИКАТАМИ НА ВЫБРОСЫ В ЕС / ПОЛИТИКА ПО ЗАЩИТЕ КЛИМАТА / АУКЦИОНЫ СЕРТИФИКАТОВ / ТРАНСФЕР СЕРТИФИКАТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 052. Хартманн М. Распределение, аукционы и трансфер сертификатов выбросов. Hartmann М. Zuteilung, Auktionierung und transfer von Emissionszertifikaten // Zeitschrift Umweltrecht. - Baden-Baden, 2011. - H. 11. - S. 563-565»

2014.04.052. ХАРТМАНН М. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, АУКЦИОНЫ И ТРАНСФЕР СЕРТИФИКАТОВ ВЫБРОСОВ.

HARTMANN М. Zuteilung, Auktionierung und Transfer von Emissionszertifikaten // Zeitschrift Umweltrecht. - Baden-Baden, 2011. -H. 11. - S. 563-565.

Ключевые слова: торговля сертификатами на выбросы в ЕС; политика по защите климата; аукционы сертификатов; трансфер сертификатов.

Директивой о торговле сертификатами на выбросы ЕС в начале 2005 г. ввел первую супранациональную систему торговли сертификатами с обязательством уменьшения выбросов, которая стала центральным инструментом европейской политики по защите климата.

Первая фаза торговли (2005-2007) и первые годы второй фазы (2008-2012) характеризуются структурными и институциональными функциональными дефицитами, которые проявились в низкой степени снижения выбросов СО2.

Европейская комиссия отреагировала на это нормативным утверждением верхнего предела выбросов. Были созданы правила распределения и проведения аукционов сертификатов выбросов, утвержден объем участвующих секторов и предприятий. Это была реакция на асимметричное распределение сертификатов выбросов на 11 тыс. промышленных предприятий в странах-членах. Централизация торговли сертификатами привела к возникновению правовых вопросов о сочетаемости различных фаз и трансфера сертификатов.

Искусственные рынки торговли выбросами демонстрируют не только функциональные изменения процессов принятия решения в европейской многоуровневой системе, но и исчезновение иерархических механизмов управления суверенных государств в интересах эффективной рыночной интеграции.

Система торговли сертификатами стала действенной. Например, при поддержке немецкими субсидиями альтернативной энергетики консервативные источники энергии стали пользоваться меньшим спросом и, соответственно, не требовали такого количества разрешений на выбросы. Цены на сертификаты резко упали, что, в свою очередь, сделало производство консервативных источ-

ников энергии дешевле, соотношение консервативных и альтернативных источников энергии опять изменилось в пользу первых. Несмотря на все это, выбросы не уменьшились, а возросли: в 2006 г. - на 0,3%, а в 2007 г. - на 0, 68%.

ЕС отреагировал на описанные проблемы сокращением компетенции стран-участников и переходом на более централизованную и последовательную систему. В том числе были предприняты следующие меры: гармонизация бюджетов выбросов стран-участников; фиксация парниковых газов и участвующих предприятий; изменение параметров распределения сертификатов; интеграция авиасектора в торговлю сертификатами.

Полный переход на систему аукционов сертификатов произойдет только к 2017 г., но уже сейчас аукционы являются центральным инструментом распределения сертификатов. Новелла предусматривает некоторые секторальные различия и ограничивается энергетическим сектором. Пока оставлена в действии система бесплатного распределения тем секторам, которые находятся в ситуации конкуренции на мировом рынке и для которых участие в аукционе означало бы существенную потерю долей на рынке.

На период с 2013 по 2020 г. в данной области намечается доминирование европейского права, поэтому на национальном уровне почти ничего не делается. В Германии контрольные функции за выбросами осуществляет теперь только немецкая Служба по торговле выбросами при Федеральной экологической службе.

Европейская комиссия решила, что в 2013 г. будут выданы 2 039 152 882 сертификата СО2. Сертификаты авиационного сектора вычисляются отдельно. В дальнейшем общее число сертификатов будет уменьшаться на 1,74% в год. Комиссия исходит из того, что цель уменьшения выбросов на 20% до 2020 г. будет достигнута. Бесплатное распределение сертификатов составляло в 2013 г. еще 80%, в 2020 г. оно должно быть не более 30%, а в 2027 г. - 0%. Соответственно, будет возрастать доля аукционов.

Порядок бесплатного распределения сертификатов органы ЕС установили в 2010 г. Он основывается на системе маркировки, которая представляет собой границу выделения бесплатных сертификатов для каждого отдельного предприятия. Эти показатели касаются отдельных видов продукции и рассчитываются из средних показателей выбросов 10% самых эффективных предприятий дан-

ной области. Согласно ст. 10 с и 10 а Директивы 2003/87/ЕС для секторального распределения на период с 2013 по 2020 г. предусмотрены следующие варианты: электрический сектор не получает с 2013 г. бесплатных сертификатов, за исключением отдельных видов предприятий; бесплатное распределение будет продолжено в тех секторах, которые в случае его прекращения переместят предприятия в страны - нечлены ЕС; кроме того, бесплатные сертификаты получат предприятия дистанционного отопления, дистанционного охлаждения и тепловой энергии высшего уровня эффективности. Параллельно с этими мерами страны-участницы могут из вырученных на аукционах средств инвестировать до 2016 г. в модернизацию угольной промышленности и получить дотации в размере 15% от суммы инвестиции для поднятия эффективности угольных предприятий, если будут использованы современные технологии и интегрированы технические средства по обработке СО2 (Carbon capture and storage). Кроме того, предприятия, занимающиеся разработкой технологий в этой области, тоже получат бесплатные сертификаты, так как с ее улучшением проблемы выбросов потеряют остроту.

Аукционы проходят в соответствии с постановлением от 12 ноября 2010 г. Согласно данному постановлению, процедура должна быть открытой, прозрачной, гармоничной, не дискриминационной и должна гарантировать мелким и средним предприятиям неограниченный, справедливый и равноправный доступ к аукциону.

Комиссия сначала отдала предпочтение созданию одной-единственной площадки для проведения аукционов, но по желанию стран-участниц были разрешены и национальные площадки, на условии, что будет обеспечен равный и справедливый доступ к аукциону. Теперь страны могут выбирать место участия. Аукцион проводится через Интернет.

Директива 2003-87-ЕС изменила на период с 2013 по 2020 г. порядок пользования и трансфера уже полученных, но еще не использованных сертификатов. Трансфер старых сертификатов -сложная проблема в контексте киотских обязательств. Директива устанавливает, что пользователь, имеющий старые сертификаты и не исчерпавший дозволенных ему выбросов, может на определенных условиях использовать эти старые сертификаты до 2015 г.

Перепись старых сертификатов проводится компетентными органами по заявлению предпринимателя после проверки. Детали процедуры трансфера регулирует ст. 11 Директивы.

В заключение статьи автор подчеркивает, что с учетом амбициозных планов ЕС по существенному снижению выбросов до 2020 г. политика ЕС по обороту сертификатов имеет очень существенное значение, которое особенно важно на фоне международно-правовых результатов конференций по охране климата в 2009 г. в Копенгагене, в 2010 г. в Канкуне и в 2011 г. в Дурбане, так как ни на одной из них не было достигнуто результатов, обязывающих государства к чему-либо.

А.А. Рёрихт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.