тов» к неограниченной ответственности по обязательствам ассоциации перед третьими лицами.
Е.Г. Афанасьева
2014.04.023. СВИНЦОВА М.В. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДИФФАМАЦИИ ПО РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. - М.: Юстицинформ, 2013. - 84 с.
Ключевые слова: диффамация; ответственность за диффамацию; способы защиты от диффамации.
Проблема защиты чести, достоинства и деловой репутации обостряется, когда происходит столкновение нескольких конституционных прав: с одной стороны, на свободу слова, а с другой - на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Во многом это связано с развитием средств коммуникации, в частности Интернета. При этом отсутствует необходимая нормативная регламентация, которая используется как поле конкурентной борьбы недобросовестных субъектов.
В российском гражданском законодательстве термин «диффамация» отсутствует, однако в российской правовой доктрине выработано два подхода к понятию «диффамация», различающихся по характеру достоверности сведений, ее составляющих. Согласно первому подходу, предложенному А.М. Эрделевским, родовое понятие «диффамация» охватывает любое распространение порочащих другое лицо сведений. В зависимости от соответствия распространенных сведений действительности и субъективного отношения распространителя к своим действиям выделяются следующие ее виды: а) распространение заведомо ложных порочащих сведений -умышленная недостоверная диффамация (клевета); б) неумышленное распространение ложных порочащих сведений - неумышленная недостоверная диффамация; в) распространение правдивых порочащих сведений - достоверная диффамация.
Однако противопоставление диффамации клевете как действие, не влекущее уголовной ответственности, неоправданно сужает содержание этого термина. Достоверная диффамация не влечет наступления ответственности, вместе с тем предлагается ввести гражданско-правовую ответственность за умышленную достоверную диффамацию. Они различаются по объекту посягательства: у не-
достоверной диффамации - это честь и деловая репутация, а у достоверной - честь и достоинство.
Сторонники второго подхода считают, что диффамация - это гражданско-правовой деликт, направленный на умаление чести, достоинства и деловой репутации потерпевшего в общественном мнении или мнении отдельных лиц, путем распространения о нем порочащих, не соответствующих действительности сведений фактического характера, являющихся злоупотреблением свободой слова и массовой информации. Распространение правдивых, но порочащих потерпевшего сведений под понятие диффамационного деликта не подпадает.
Раскрывая особенности доктрины диффамации в зарубежных правопорядках, автор отмечает, что подходы к содержанию данного института неодинаковы для стран континентального права и стран общего права. Основные различия заключаются в видах ответственности за диффамацию. В странах континентального права она рассматривается одновременно и как уголовное преступление, и как гражданское правонарушение, при этом предпочтение отдается уголовному преследованию. В государствах общего права диффамация чаще определяется как деликт в случаях, когда лицо, причинившее вред путем распространения заведомо порочащих сведений, подвергается уголовному преследованию. Однако, отмечает автор, в последние годы в странах Британского содружества наций и США уголовная ответственность за диффамацию практически не применялась.
На основе анализа судебной практика описываются способы защиты от диффамации. Основное внимание в монографии уделяется таким способам защиты, как опровержение и ответ, а также возмещение репутационных убытков и компенсация морального вреда. При этом подчеркивается, что диаметрально противоположенные позиции занимают высшие судебные инстанции по применению норм о компенсации морального вреда и репутационных убытков. Нередко наряду с опровержениями порочащих сведений истцы просят суд возложить на ответчиков обязанность принести публичные извинения. Однако такого способа защиты по данной категории дел в законодательстве не зафиксировано, и суд отказывает истцам. Вместе с тем суд вправе утвердить мировое соглашение, в соответствии с которым стороны по обоюдному согласию
предусматривают принесение ответчиком публичных извинений в связи с распространением порочащих сведений.
В заключение монографии сформулированы предложения по совершенствованию гражданского законодательства в сфере применения института диффамации. В первую очередь, это касается юридического закрепления таких понятий, как «честь», «достоинство», «деловая репутация», «интернет-сайт», «репутационные убытки».
Н.В. Крысанова
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
2014.04.024. МОРРОУ В. ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ И ДЕТСТВА. MORROW V. Understanding children and childhood // Centre for children and young people Southern Cross University Background: Briefing series. - Lismore, 2011. - N 1. - Mode of access: http://epubs. scu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1027&context=ccyp_pubs
Ключевые слова: Конвенция ООН о правах ребенка; понятие «ребенок»; семейное право.
Вирджиния Морроу является участником исследования, посвященного детям, факультета детских дисциплин Лондонского университета. За плечами Морроу множество проектов, связанных с детьми: она занимается этой темой с 1988 г., подходит к проблеме интересов детей комплексно с позиций таких наук, как социология, юриспруденция, история, этика, психология.
За последние два десятилетия произошло осознание важности детства как этапа, который, несомненно, влияет на развитие человека в будущем. За это время была высказана и озабоченность тем, что в связи с внедрением новых технологий дети имеют к ним доступ слишком рано и поэтому взрослеют быстрее. С одной стороны, детство длится достаточно долго, так как дети получают образование по крайней мере до 20 лет и уже потом выходят во взрослую жизнь. С другой стороны, многие авторы говорят о том, что грани детства стираются.
Дискуссии о детях и детстве часто эмоциональны и поднимают сложные вопросы и проблемы. Но многие позиции основываются на родительском опыте или же на собственных детских