Научная статья на тему '2014. 04. 023. Муратова Р. Т. Символика чисел в языке и культуре башкир'

2014. 04. 023. Муратова Р. Т. Символика чисел в языке и культуре башкир Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛОВАЯ СИМВОЛИКА / САКРАЛЬНОЕ ЧИСЛО / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 023. Муратова Р. Т. Символика чисел в языке и культуре башкир»

о снижении уровня языковой культуры. Кроме того, в современной сетевой частушке, в отличие от традиционной, явно преобладает не личная и семейная, а социальная тематика. При этом реже встречается позитивный настрой - сюжетами обычно становятся низкий уровень жизни, ухудшение здоровья нации, непрофессионализм, плохое отношение государственных чиновников к своим обязанностям.

Е.О. Опарина

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

2014.04.023. МУРАТОВА Р.Т. СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ В ЯЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ БАШКИР. - Уфа, 2013. - 180 с.

Ключевые слова: числовая символика; сакральное число; языковая картина мира.

В монографии отмечается, что в последние годы числа стали объектом изучения этнолингвистики и лингвокульторологии, в связи с тем, что каждое число, каждая цифра имеет внутреннее наполнение и неповторимую смысловую значимость, и эту ценность сохраняет язык.

В работах, посвященных проблеме взаимоотношения языка и культуры, языка и мифологии, языковой картины мира, национального образа мира, этнокультурной лексики, числа рассматриваются как вербальный код и модель культуры, изучаются в соотношении с народным менталитетом, духовной культурой, народным творчеством, мифологией.

Данная работа представляет собой первое в башкирском языкознание исследование по числовой символике, которое посвящено выявлению и описанию сакральных чисел в духовной культуре, мировоззрения башкир, а также анализу языковых единиц с компонентами-числительными, в которых отражается национально-культурная символика.

Под понятием «символика числа» в исследовании подразумевается национально-культурная семантика чисел и лексем с компонентом-числительным, зафиксированная в духовной и материальной культуре, мифологических и космологических представлениях, верованиях, обычаях и обрядах, заговорах, устном народном творче-

стве, а также языке народа. Описанию подвергаются их сакральные, символические значения, несущие в себе этнокультурную семантику, обозначающие национальные особенности миропонимания, ми-роведения народа. Анализируются числа в составе лексических, фразеологических единиц, в которых они передают не только значение количества, порядка, счета, а обретают переосмысленное значение. Таким образом, числа рассматриваются не только как единицы языка, но и как единицы культуры.

В соответствии с вышесказанным цель исследования - выявление особенностей использования сакральных чисел в языке, фольклоре и мифологии башкирского народа, определение общекультурного и специфического значений в семантике чисел башкирского языка. Для реализации сформулированной цели автору потребовалось решить ряд задач: рассмотрение чисел как фрагмента языковой картины мира башкир; исследование чисел как символов; изучение предпосылок сакрализации чисел на основе общечеловеческих и национально-культурных трактовок; обоснование основных механизмов употребления сакральных чисел с целью определения их этнокультурной символики; выявление языковых единиц с компонентом-числительным на материале башкирского языка; исследование продуктивности чисел в образовании башкирских фразеологических единиц; определение роли числительных в качестве словообразовательного компонента в ономастике и тематических группах лексики; установление особенностей употребления чисел в произведениях башкирского фольклора.

Материалом исследования послужили лексические единицы с компонентами-числительными, собранные из древнетюркских письменных памятников, толковых, диалектологических, фразеологических, тематических словарей башкирского языка, а также материалы по сакральным числам, содержащиеся в трудах лингвистов, фольклористов, этнографов, археологов.

Этнокультурная символика чисел в языке и культуре башкир закрепилась в поверьях, народной медицине, заговорах, родинном, свадебном, погребально-поминальном обрядах, эпосах, сказках, загадках, поговорках и т.д.

В башкирском языке автор выделяет следующие области функционирования чисел, которые представляют так называемые этапы развития и символизации их сакральных значений:

1) ранние мифологические и религиозные представления народа, связанные с числовыми суевериями;

2) язык народа (языковые единицы - фразеологизмы, лексемы, содержащие числа и слова с количественным, порядковым значением);

3) произведения народного творчества, где числа употребляются как художественно-изобразительный прием (эпосы, сказки, загадки, пословицы, песни и т.д.).

Исследование чисел-символов, встречающихся в традиционной культуре башкир, языковых и лексических единиц с компонентами-числительными позволило автору выявить ряд закономерностей в системе сакральных чисел башкирского языка.

Существенный признак чисел - это выделение какого-то данного числа из ряда других, где число выражает отношение. Для сущности числа характерен процесс переосмысления его семантики, несмотря на то, что по сравнению с другими лексическими понятиями ему менее присуща многозначность при самостоятельном употреблении, в культурном контексте число утрачивает числовое и приобретает сакральное, символическое, магическое значения.

Наличие в башкирском языке числовых единиц, семантика которых представляет сложный комплекс национально-культурных представлений, - это объективное отражение в мышлении человека явлений материального мира и занимает определенный пласт в системе языка.

Сакральные числа башкирского языка являются универсальными символами мировой культуры, с одной стороны, и обладают национально-культурной семантикой - с другой.

Универсальность символизации чисел в мировой культуре определяется антропоцентричностью мировосприятия и универсальной системой развития человечества, а также желанием человека объяснить устройство мира, общества и самого себя через сакральную силу чисел.

Сакральную семантику приобретают не все числа, а только определенные числа языка. Наиболее продуктивными в символизации являются числительные первого десятка. С усложнением морфологической структуры числительных снижается активность их употребления, о чем свидетельствует ограниченное количество со-

ставных числительных, обладающих национально-культурной семантикой.

Система взглядов башкир, основанных на числовой символике, - результат исторических событий, определяющих эволюцию понятия числа и смену отношения к нему в духовной культуре башкир, а также системой абстрактно-теоретических взглядов и образно-чувственных представлений народа.

Е.А. Казак

2014.04.024. ЦЕПКОВА А.В. НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЗВИЩ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ КУЛЬТУРАХ / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2013. - 134 с. - Библиогр.: с. 108-125.

Ключевые слова: английский язык; антропонимика; прозвища; язык и культура.

В работе проводится анализ национальных особенностей прозвищных антропонимов, практикуемых в английской и американской лингвокультурах, определяются основания национально-культурной маркированности прозвищ, описывается их статус в языке и социуме, в диахронии и синхронии, рассматриваются их семантика и функционально-прагматический потенциал.

Работа состоит из предисловия, введения, трех глав (1. «Категориальный статус прозвищ в английском языке и англоязычных культурах»; 2. «Национально-культурная маркированность прозвищ на семантическом уровне»; 3. «Функциональные особенности и прагматический потенциал прозвищ в различных социальных группах»), заключения, списка терминов и шести приложений.

В работе, помимо прочего, говорится, что современный статус прозвищ как вторичных неофициальных наименований стал следствием развития средств языковой идентификации личности в обществе, в результате которого произошло деление антропонимов на официальные и неофициальные наименования, основанное на противопоставлении «первичный - вторичный». Черты прозвищ в диахронии, связанные с их статусом, функционированием и семантическими особенностями, являются универсальными для всех европейских культур, испытавших на себе влияние христианской церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.