УДК: 81
ББК: 80
Загидулина А.Ф.
ЧИСЛОВАЯ СИМВОЛИКА В ТАТАРСКИХ НАРОДНЫЙ СКАЗКАХ
Zаgidulinа А. F.
NUMBER SYMBOLISM IN THE TATAR FOLK TALES
Ключевые слова: национальная картина мира, материальная культура, символика, число, семантика, сакральность, нумерология, числовая модель, татарские народные сказки, устное народное творчество.
Keywоrds: паЫопа1 wоrld view, mаteriаl rnlture, symbоls, numbers, semаntics, sаcrаl, numerоlоgy, the numeral mоdel, the Tаtаr folk tаle, fоlklоre.
Аннотация: число как одна из констант мировой культуры прeдcтавляeт собой ло-гичecкий и культурный фeномeн, иccлeдованиe которого в каждом национальном языт и в каждой этничecкой культурe позволит опрeдeлить eго концeптуальныe xарактeриcтики, а такжe оcобeнноcти взаимоотношeния языка и культуры. Актуальность статьи обуcловлeна тeм, что рeзультаты иccлeдования нумeрологичecкого кода культуры татарского языка помогут выявить cпeцифичecкоe в языковой картиж мира. Цвлью статьи является описант лeкcико-ceмантичecкой xарактeриcтики числовой символики в сказках татарского народа в лингвокультурологичecком аcпeктe.
В xодe иccлeдования выявля€тся, что символика иccлeдуeмыx чиceл играeт особую роль в произвeдeнияx устного народного творчecтва. Часто подобныe cимволичecкиe значeния чиceл прeвращаютcя в cвоeобразныe этничecкиe и национальныe кодовыe знаки в сказочном тeкcтe (сакральность чиceл, ux магия). Так, число один в татарскт cказкаx можeт имeть значeниe малого/ большого количecтва, а с другой -рeгрecc, уxудшeниe. Что каcаeтcя функционирования числа три, то прeждe вceго нужно отмeтить ceмантику завeршeнноcти, полноты, cовeршeнcтва. Изучeниe функций анализируeмыx чиceл даeт возможность опрeдeлить глубину национального мировоззрeния, проникнуть в заложeнную народом мысль.
Аbstrаct: number аs от оf the cоnstаnts оf wоrld oulture is а lоgicаl аnd oultuml рhenоmenоn, the study оf whwh in eаch шЫош1 lаnguаge аnd in eаch ethnw rnlture will аllоw determining its cоnceрtuаl chаrаcteristics, аs well аs feаtures оf the reШютЫр between lаnguаge а.nd rnlture. The relevаnce оf the аrticle is due to the fact thаt the results оf the study оf the numerоlоgicаl шde оf the culture оf the Tаtаr lаnguаge will he1р to identify the sрecific in the lаnguаge рicture оf the wоrld. The рurроse оf the аrticle is to describe the lexicаl-semаntic chатаc-teristics оf numeral symbоlism in the tаles оf the Tаtаr рeорle in the linguistic аnd cultuml аsрect.
The study reveаled thаt the symbоlism оf the investigаted numbers рlаys а sрeciаl mle in the wоrks оf ош1 folk аrt. Often, such symbоlic meаnings оf numbers аre tmnsformed into рeculiаr ethnic аnd шЫош1 шde signs in а fаirytаle text (the sаcredness оf numbers, their mаgic). Thus, the number от in Tаtаr fairy tаles mаy hаve the vаlue оf smаll / Шrge number, аnd оп the о^г - regress, detertomtton. As for the functtoning оf the number three, then, first оf аП, it is necessаry to поte the semаntics оf cоmрleteness, cоmрleteness, рerfectiоn. The study оf the functtons оf the аnаlyzed numbers mаkes it роssible to determine the deрth оf the nаtiоnаl wоrldview, to рenetrаte into the taught inherent in the рeорle.
Язык в eго разнообразный функцияx в cоотношeнии c народным мeнталитeтом, духовной и матeриальной культурой,
народным творчеством, мифологией, язык как вербальный код и модель культуры стал объектом изучения возродившейся в миро-
вом языкознании лингвокультуры.
В татарской лингвистике изучeниe проблeмы лингвокультурологического характера находится в стадии cтановлeния (Замалетдинов, Мугтасимова, Нур-мухаметова, Сагдиева и др.).
Задача нашeго иccлeдования - выявить и интeрпрeтировать символику чисел в татарских сказках с помощью системного анализа. Данная статья ставит целью изу-чeниe этнокультурной символики чиceл та-тарcкого языка, вcтрeчающиxcя в народных cказкаx. Описанию подвeргаютcя их cакральныe значeния, заключающие в ceбe национально-культурную cпeцифику и вы-ражающиe оcобeнноcти миропонимания, мировидeния народа. Для анализа были выбраны числа бер (один) и еч (три).
При раccмотрeнии языковых данных в нeпоcрeдcтвeнной cвязи c духовной и матeриальной культурой народа выявляются определенные закономерности в семантике и символике чисел. «Помимо абстрактного, чисто количественного и порядкового значения, число в языке народной культуры наделяется неким дополнительным смыслом, приобретает определенную коннотацию, становится объектом оценки и символизации».1
На разных этапах формирования научной мысли исследователи, включая философов, культурологов и лингвистов, обращались к проблеме символического значения и художественной функции чисел в различных мифопоэтических системах (Шеппинг 1893; Иванов 1968; Лотман 1970; Топоров 1980; Степанов 1989; Жаботинская 1992; Маковский 1996; Кириллин 2000; Толстая 2002 и др.). Функционирование чисел в произведениях устного народного творчества является объектом исследований в трудах отечественных и зарубежных ученых (Иванова 1921; Хроленко 1972; Неклюдов 1984; Новичкова 1984; Жуковская 1988; Пюрбеев 1993; Праведников 1996). В языкознании в плане изучения символических значений чисел отмечаются работы, затрагивающие проблемы лексико-семантического и этимологического анализа
1 Толстая С.М. Счет и число в народной традиции: Семантика, оценка, магия // Семиотика и информатика (сб. науч. статей). Вып. 37. М., 2002. С. 43.
чисел (Поппе 1927; Потебня 1941; Чернышев 1946; Рамстедт 1957; Вежбицкая 1996; Апресян 2009), семантики чисел в составе фразеологических единиц, ономастической лексики, культурологического анализа в картине мира разных народов (Сельвина 1983; Быконя 1998; Шичжан 2001; Голубева 2009).
В тюркском языкознании рассматривались функции чисел в произведениях устного народного творчества, ономастике, фразеологических единицах, мифологии (Кенесбаев 1946; Койчубаев 1969; Молчанова 1976; Кудайбергенов 1980; Петров 1980; Габышева 1988; Мурзаев 1996; Избекова 2000; АЬёиИа 2006; БигЫ1ше2 2008). В последнее время числа стали объектом внимания в связи с изучением этнокультурной лексики и реконструкцией пратюркской картины мира (Жанпеисов 1989; СИГТЯ 2006).
С самой глубокой древности все, что выходило за пределы чисел один и два, обозначалось словом «много». До сих пор в некоторых языках Австралии есть только два простых числовых знака - один и два, а все другие знаки - сложные - образуются путем их комбинирования, например, три -это «один-два»; четыре - это «два-два» и т.п. Там, где имеются два элемента, говорили мудрые философы, обычно появляется третий как результат их соединения или союза.
Что касается числа три, то в Древней Греции его считали объединяющим числом - символом живого мира, интеллектуального и духовного порядка. Это число называли совершенным. В школе Пифагора для него даже придумали специальное обозначение в виде треугольника2.
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было
2 Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания: Гносеологические аспекты. М., 1977. С. 5.
«все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре, пять и т.д. 1
С появлением чисел получили распространение символика и нумерология. Числа как символы всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Символика чисел известна с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога2.
Числовой символизм различным образом проявляется в мировых культурах. По-разному к понятию числа подходят Восток и Запад, где отношение к данному понятию непрерывно менялось.
Сакральную семантику приобретают не все числа языка, а только определенные. Наиболее продуктивными в символизации являются числительные первого десятка. С усложнением морфологической структуры числительных снижается активность их употребления, о чем свидетельствует ограниченное количество составных числительных, обладающих национально-культурной семантикой3.
Во многих языках первые три числа один, два и три по своим правилам употребления в текстах резко отличаются от всех остальных. Число три встречается во многих пословицах, поговорках и устойчивых выражениях - фразеологизмах. Ср., например, такие русские фразеологизмы, как «плакать в три ручья», «гнать в три шеи» и т.д.
Интересно, что в некоторых культурных традициях, например в древнекитайской, именно три считалось первым числом, оно открывало числовой ряд .
Число один как первый элемент
1 Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию / А.Ф. Лосев. - М.: Изд-во МГУ, 1982. С.48.
2 Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания: Гносеологические аспекты. - М., 1977. С.52.
3 Муратова Р. Т. Символика чисел в башкирском языке. дис. ... к.ф.н. / Р.Т. Муратова. - Уфа, 2006. С. 106.
4 Ключников С.Ю. Священная наука чисел /
С.Ю. Ключников. - М.: Беловодье, 1996. С. 19.
числового ряда несет особую семантику. В космологической модели мира единица символизирует «первотолчок, первое движение, начало»5
Для выявления символической семантики числа один (бер) в татарском языке рассмотрим его этимологию. Общетюркское числительное бир-один некоторые ученые связывали с монгольским местоимение Ьип - все, всё, каждый6, другие со словом бармак - палец7 и т.д. По мнению же Р. Ахметьянова, один (бер) в татарском языке образовано от общетюркского слова бер-бир8.
Символика числа один (бер) зафиксирована в духовной и материальной культуре, верованиях, обычаях и обрядах, заговорах, мифологических и космологических представлениях, фольклоре и языке и татарского народа.
Число один (бер) в первую очередь обозначает неповторимость, единичность, одиночество.
Так объясняются слова бердэнбер -единственный, беренче кар - первый снег, бeрYзe, бeрYзeм, бeрYзeц - один-одинешенек, бер генэ дэ гвл генэ - в знач. единственный и неповторимый и т.п. Ср.:
Бу кешенец булган ди бердэнбер улы'. - И был у него единственый сын (здесь и далее - перевод наш ).
Тормышлары бик авыр булгач, бeрэY генэ булса да, болар малайларын бeрYзeн бик яшьтэн эш эзлэргэ чыгарып щибэргэннэр10. - Тяжело им было жить, и потому единственного своего сына отправили работать с раннего возраста.
Кер, улым, ди, вем иркен, мин бeрYзeм генэ11. - Зайди, сынок, дом большой, а я одна в нем живу.
Ключников С.Ю. Священная наука чисел / С.Ю.Ключников. - М.: Беловодье, 1996. С. 39.
6 Рамстедт Г. И. Введение в алтайское языкознание: Морфология. - М., 1957. С.65.
7 Тенишев Э.Р. Тюркские «один», «два», «три» // Тюркологический сборник. - М., 1978. С. 110.
8 Эхмэтьянов Р.Г. Татар теленец кыскача тарихи этимологик CYЗлеге. / Р.Г. Эхмэтьянов. - К.: Татар.кит.нэшр., 2001. С. 43.
9 Татар халык экиятлэре: Экиятлэр. / тез. Л. Жамалетдинов. - К., 1989. С. 271.
10 Татар халык экиятлэре: Экиятлэр. / тез. Жамалетдинов Л. - К., 1989. С. 271.
11 Там же. С. 335.
Число один (бер) также обозначает начало, что-то единственное, нечто очень малое, но в то же время очень существенное. Его характерными чертами являются сила, энергичность, воля, активность, инициатива. Число один (бер) также означает первый, неповторимый, лучший.
Бу патшаныц хатыны бврвнчв дэрэщэдэ чибэр иде1 . - У этого царя жена первой красавицей была.
Дутанныц агаларына беренче кызларны бирэ2. - Братьям Дутана отдает лучших девушек.
В татарском языке один (бер) используется для образования новых слов, в результате расширяя свои значения. Так были созданы слова берьюлы - разом, hэрбeр - каждый, кайбер - некоторые, беркем - никто, бернэрсэ - ничто, бервакыт, берквнне - однажды и т.п. Подобные слова употребляются и в сказках, ср.:
Килэ бервакыт моныц янына твлке... . - Приходит однажды к нему лиса.
Берквнне этэч батыр ирек ачар вчен авылдан читкэ чыгып киткэн, имеш4. -Однажды смельчак петух направился из деревни на свободу.
Шулай итеп, болар беркемгэ дэ зарар китермэскэ суз куештылар5. - Таким образом, они договорились никому не причинять вреда.
В татарских сказках в обозначении времени используются словосочетания квннэрдэн бер квнне - однажды, твннэрдэн бер твнне - в одну ночь, еллардан бер ел - в один год.
Квннэрдэн бер квнне Твлке, Бурсык, Буре, Двя, Ат дус булганнар, ди6. - Говорят, однажды, Лиса, Барсук, Волк, Верблюд и Конь подружились.
Твннэрдэн бер твнне убырлы карчык
у
ишеккэ йозак салырга оныткан, ди . -В одну ночь баба-яга забыла дверь на замок
1 Там же. С. 210.
2 Там же. С. 193.
3 Там же. С. 36.
4 Там же. С. 28.
5 Там же. С. 19.
6 Там же. С. 21.
7 Там же. С. 117.
запереть.
Еллардан бер ел чират шул егеткэ щиткэн, ди8. - В один год у этого парня очередь подошла.
Число один (бер) в составе слова берничэ, т.е. несколько, некоторое, обозначает и неопределенное количество.
Берничэ квн кунак булгач, туталары янына кайтырга эзерлэнэлэр9. - Через несколько дней начинают собираться в дорогу, к сестрам.
Одно из наиболее часто встречающихся значений числа бер в татарском языке - это «наличие, существование кого-либо, чего-либо». Данное значение тесно связано с употреблением слова бер в татарском языке в качестве неопределенного артикля. Такая семантика числа бер встречается в эпосе, сказках, где проявляются мифологические представления народа. Ср.:
Авылдан читтэ бер тегермэн бар икэн10. - Около деревни была одна мельница.
В татарском языке и некоторые слова неопределенного значения включают в себя число бер: берэу - кто-то, бераз - немного, бер нэрсэ - что-то.
Мине берэу алмакчы иде дэ, шушында твшеп адаштым, бара белмэдем, авылын да тапмыйм, - ди11. - Девушка говорит: меня один (кто-то) хотел взять, но я здесь заблудилась, не могу и деревню найти.
Бераз киткэч, кыз алтын сарайга таба эйлэнеп кулъяулыгын селтэгэн иде, алтын сарай алтын кукэй булып тэгэрэп килеп керде кызныц кулына12. - Когда отъехали немного от дворца, девушка повернулась к нему лицом, достала платок и махнула. И в тот же миг золотой дворец превратился в золотое яйцо, а то яйцо прикатилось прямо в руки к девушке.
Яхшы эле, мулла абзый, бер нэрсэ
13
ияртеп кайттым - ди . - Хорошо, мулла абзы, одну вещь с собой прихватил.
8 Там же. С. 144.
9 Там же. С. 156.
10 Там же. С. 24.
11 Татар халык экиятлэре: Экиятлэр. / тез. Жамалетдинов Л. - К., 1989. С. 109.
12 Там же. С. 156.
13 Там же. С. 270.
Число один (бер) в сказках часто используется в составе с другими числами. Иногда данные числа сопоставляются:
Болар, ике щэяYлe, бер атлы булып, тагын кузгалып китэлэр1. - Двое - пешие, один - на коне, снова отправляются в путь.
Ташказар ишекне ачса, курэ: ишек твбендэ Yзe бер карыш-сакалы биш карыш бер кэрлэ басып тора2. - Открыв дверь, Ташказар видит: стоит карлик, сам с вершок, борода с пять вершков.
Число бер, наряду с другими числами, используется для счета.
Бер буре башы, ике буре башы, вч буре башы, - дип, шул буре башын эйлэндерэ дэ саный . - Переворачивая в мешке одну и ту же голову, считает: одна волчья голова, вторая волчья голова, третья волчья голова..
Бер квн Yтэ, ике квн Yтэ, вч квн Yтэ, Ак байтал куренми4. - Проходит день, проходит два, проходит три, Ак байтала не видно.
Число три является одним из самых распространенных сакральных чисел в культурах народов мира. Объяснение тому, почему три трактуется как образ некоего абсолютного совершенства, некоторые исследователи находят в свойствах самого числа три, представляющего собой идеальную структуру с выделяемым началом, серединой и концом5. Но есть и другое объяснение, согласно которому, космологические представления древних
людей о верхнем, среднем и нижнем мирах
6
привели к принципу троичности .
Этимологию числа три (еч) Р. Ахметьянов связывает с общетюркским
7
уч, что означает, конец, вершина, острие . Э.Р. Тенишев предполагает, что первоначальный предел счета ис получил
1 Там же. С. 182.
2 Там же. С. 168.
3 Там же. С. 72.
4 Там же. С. 261.
5 Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира. Т. 2. 2. М., 1982. С. 630.
6 Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, бирск, 1988. С. 143.
7 Эхмэтьянов Р.Г. Татар теленец кыскача тарихи
этимологик CYЗлеге. / Р.Г. Эхмэтьянов. - К.:
Татар.кит.нэшр., 2001. С. 160.
порядковый номер три .
Частое использование числа три (еч) в сказках, конечно, связано прежде всего с его символикой. Число три (еч) наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Постоянное утроение мотива создает размеренный ритм повествования.
Алтын баскычка щиткэч, вч тапкыр орынган иде, кара елан булды тагын9. -Только дотронулся три раза до золотой лестницы и превратился в гремучую змею.
По мнению исследователя А.И. Садова, тройка - это человек, с его телом, душой, духом, а также рождение, жизнь, смерть:
- три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;
- первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия10 [Садов, с 32].
Мифологическими героями многих татарских сказок являются три брата, которые спасают трех дочерей короля. Например:
Шуннан соц бу вч туган, вйлэренэ кайтып, ата-аналарыннан рвхсэт сорыйлар:
- Эти, дилэр, патша кызлары югалган, дип эйтэлэр, без шул кызларны алып кайтып бирик микэн эллэ? - дилэр11. -Прибежали три брата домой и стали просить родителей: «Отпустите нас разыскивать дочерей падишаха!»
В Сказках богатыри сражаются с трехглавыми змеями, драконами. Длинную путь-дорогу проходят за три дня, три недели, три месяца, три года. Ср.:
Безнец егет вч квнлек юлны вч сэгатьтэ килэ12. - Наш джигит дорогу прошел за три часа.
Оч квн, вч твн буена бик нык, бик
13
озын итеп ишэлэр болар арканны . - Вили они три дня и три ночи и свили длинную-предлинную верёвку.
8 Тенишев Э.Р. Тюркские «один», «два», «три» // Тюркологический сборник. - М., 1978. С. 166.
9 Татар халык экиятлэре: Экиятлэр / тез. Л. Жамалетдинов. - К., 1989. С. 103.
10 Садов А.И. Знаменательные числа / А.И.Садов. СПб, 1909. С.32
11 Татар халык экиятлэре: Экиятлэр. / тез. Л. Жамалетдинов. - К., 1989. С. 147.
12 Там же. С. 205.
13 Там же. С. 155.
Твкэ ярларны, зур тау-ташларны утеп, вч атна дигэндэ гвнэ бу егет менеп щитэ, ди, теге биек тау башына1. - Через три недели, пройдя сквозь больших гор, высоких скал, этот джигит поднялся на ту высокую гору.
0ч ай дигэндэ тауныц аргы ягына твшеп щитте2. - К концу третьего месяца спустился по ту сторону горы.
0ч елдан боларныц вч балалары туа, берсеннэн-берсе матурлар, пешкэн алма кебеклэр . - Спустя три года у них появляются трое детей, красивые как спелое яблоко.
Иногда в сказках одну и ту же работу или какую-нибудь ошибку совершают три раза. В татарском менталитете любое прощение принимается два раза - на третий раз ошибки не прощают.
0ченче кычкыруда егет сикереп торды4. - Третий раз громко крикнула, и джигит вскочил на ноги.
Число три (еч) имеет значение высокого качества или высокой степени экспрессивности действия, демонстрируя, в основном, положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу, как физическую, так и духовную, важность чего-либо. Кроме этого, число три символизирует «завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец» [Шичжан 28]. Итак, первые три по счету числа символизируют последовательность,
которую завершает число три, ср.:
Бер квн бара, ике квн бара, вченче квнендэ зур бер йорт курэ5. - День идет, два два идет, на третий день видит один большой дом.
Показательно, что число три (еч), употребляясь с числом два, принимает значение неточности, примерности, ср.:
Ике-вч елдан ару гына баеп киттелэр6. - Два-три года спустя сильно разбогатели.
1 Там же. С. 271.
2 Там же. С. 219.
3 Там же. С. 103.
4 Там же. С. 147.
5 Там же. С. 140.
6 Там же. С. 138.
Егетнец дицгезгэ хэтле ике-вч квнлек
у
юлы бар бит эле . - Джигиту еще до моря 22-3 дня идти надо.
«Число три символизирует собой целостность, тройственную природу Мира, его разносторонность, триединство созидающих, разрушающих и сохраняющих сил Природы - примиряющее и уравновешивающие их начало, счастливую Гармонию, творческое совершенство и
удачу»8.
Для татар число три (еч) наиболее символично. Этим можно объяснить поминки на третий день кончины. Данный факт объясняется сохранением древнейших традиций9. Также считается, что татары в древности не хоронили покойников три дня, чтобы быть уверенным в их кончине. Ср. использование в сказках:
Берничэ елдан Твлке чыннан да Yлдe, ышанмыйча аны вч квн ку.ммичэ тордылар, шуннан соц гына бик дэYлэп кумделэр10. -Через несколько лет Лиса умерла, ее три дня не хоронили. И после того как сомнения развеялись, устроили Лисе роскошные похороны
Число в любом языке, помимо прямой функции вести счёт предметов, имеет символическое значение, поэтому оно может выступать в гадательной функции или как символ метафизической реальности, позволяя более глубоко постичь этот мир и самого человека. Универсальность применения числа как сакральной силы объясняется антропоцентричностью
взглядов на мир и универсальной системой развития человечества.
Таким образом, числа сакрализуются в культуре татар и заключают в себе ярко выраженные культовые значения. Числа один, три, рассмотренные в данной статье, имеют разный семантический статус в татарском языке, но одно положение видится как объединяющее, а именно их сакральный, магический характер.
7 Там же. С. 141.
8 Шичжан Я. Модель числа как фрагмент русской языковой картины мира / Я. Шичжан. - М., 2001. С. 29.
9 Ждмалетдинов Р.Р. Тел hэм мэдэният. Татар лингвокультурологиясенигезлэре. / Р.Р.Ждмалетдинов. - К., 2006. С. 25.
10 Татар халык экиятлэре: Экиятлэр. / тез. Л. Жамалетдинов. - К., 1989. С. 140.
Татарская народная традиция пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках, фразеологизмах, приметах, пословицах и поговорках. Присутствие чисел наблюдается повсюду, и почти постоянно они выступают как священные и глубоко символические.
В татарских народных сказках часто употребляются числа один и три. Данный факт обьясняется тем, что в татарском менталитете эти числа наиболее символичны и связаны с традициями и веровониями татарского народа.
Число один (бер), открывая счёт, означает начало действия, а также приобретает значение «единство», «то же самое», «одинаковое» или значение малого/большого количества, или же его отсутствие. Кроме того, число один (бер) в татарском языке может означать регресс, ухудшение, застой. Число один выражает понятие времени и описывает моментальность, быстроту происходящего или выполнения чего-либо.
Числительное три в составе татарских сказок символизирует завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец, либо выступает в своём прямом значении, указывая на количество предметов или явлений, либо выражает разногласие,
разобщение, разъединение. Самыми распространёнными функциями числа три являются: количество испытаний (попыток, сражений), которые должны пройти герои, количество времени (дней, ночей, лет), проведённых в пути, времени от одного действия до другого, количество детей в семье, расстояние до царства, в котором происходят сказочные события и др.
Итак, татарские народные сказки -неисчерпаемый источник мудрости. Сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, заключая в себе два основных плана. План внешний - это сюжет с увлекательными поворотами и персонажами. Второй план скрыт от взгляда обычного читателя - это символический уровень. Здесь каждый образ, герой и сюжет, каждое число - это особый символ, код, ключ, который помогает разгадать глубокий смысл устного народного творчества. Числа в устном народном творчестве выбраны не случайно. Они имеют не только бытовое, но и религиозное значения для народа. Числительные играют в сказочном тексте важную роль, а изучение их функций помогает увидеть, определить глубину национально-культурного мировосприятия, проникнуть в заложенную народом мысль.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Эхмэтьянов, Р.Г. Татар теленец кыскача тарихи этимологик CYЗлeгe / Р.Г. Эхмэтьянов. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2001. - 276 с.
2. Евсюков, В.В. Мифы о Вселенной. - Новосибирск, 1988. - C. 141-143.
3. Замалетдинов, Р.Р. Национально-языковая картина татарского мира. дис. ... д.ф.н. / Р.Р. Замалетдинов. - Казань, 2004. - 499 с.
4. Замалетдинов, Р.Р. Татарская лингвокультурология: концепты духовного мира человека / Р.Р. Замалетдинов, Г.Ф. Замалетдинова, P.C. Нурмухаметова, З.А. Мотыгуллина, P.P. Данилова, А.Ш. Василова, Р.Р. Закирова, Ф.Р. Сибгаева, Ф.Х. Габдрахманова / под общей редакцией проф. Р.Р. Замалетдинова. - Казань: ИПК "Бриг", 2012. - 300 с.
5. Дамалетдинов, Р.Р. Тел hэм мэдэният. Татар лингвокультурологиясе нигезлэре / Р.Р.Дамалетдинов. - Казан, 2006. Б. 24-25.
6. Мугтасимова, Г.Р. Лексика татарских народных пословиц (устаревшая лексика, диалектизмы и русско-европейские заимствования): дис. ... к.ф.н. / Г.Р. Мугтасимова. -Казань, 2004. - 187 с.
7. Муратова, Р.Т. Символика чисел в башкирском языке: дис. ... к.ф.н. / Р.Т. Муратова. -Уфа, 2006. - C. 106-108.
8. Ключников, С.Ю. Священная наука чисел / С.Ю.Ключников. - М.: Беловодье, 1996. -C. 19, 39.
9. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию / А.Ф. Лосев. - М.: Изд-во
МГУ, 1982. - С. 47-48.
10. Панфилов, В.3. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания / В.3. Панфилов. - М.: Наука, 1982. - С. 5-52.
11. Рамстедт, Г.И. Введение в алтайское языкознание: Морфология. - М., 1957. - С. 65.
12. Садов, А.И. Знаменательные числа / А.И. Садов. - СПб., 1909. - С. 30-33.
13. Татар халык экиятлэре: Экиятлэр. / тез. Л. Дамалетдинов. - Казан, 1989. - 480 б.
14. Тенишев, Э.Р. Тюркские «один», «два», «три» // Тюркологический сборник. - М., 1978. - С. 110, 166.
15. Толстая, С.М. Счет и число в народной традиции: Семантика, оценка, магия // Семиотика и информатика (сб. науч. статей). Вып. 37. - М., 2002. - С. 43-58.
16. Топоров, В.Н. Числа // Мифы народов мира. Т. 2. - М., 1982. - С. 629-630.
17. Хисамова, В.Н. Способы выражения конверсивной противоположности в английском и татарском языках / В.Н. Хисамова, Д.Р. Сафина // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. - № 3. Том 2. - С. 65-70.
18. Шичжан, Я. Модель числа как фрагмент русской языковой картины мира / Я. Шичжан. - М., 2001. - С. 26-29.