Научная статья на тему '2014. 04. 012. Хенама У. С. Привлечение индийских туристов в южную Африку: перспективы БРИКС. Henama U. S. attracting Indian outbond tourists to South Africa: a BRICS perspective // India Quarterly. - new Delhi, 2013. - Vol. 69, n 3. - p. 229-248'

2014. 04. 012. Хенама У. С. Привлечение индийских туристов в южную Африку: перспективы БРИКС. Henama U. S. attracting Indian outbond tourists to South Africa: a BRICS perspective // India Quarterly. - new Delhi, 2013. - Vol. 69, n 3. - p. 229-248 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЙСКИЕ ТУРИСТЫ / ЮЖНОАФРИКАНСКАЯ ЭКОНОМИКА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БРИКС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Олишевко В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 012. Хенама У. С. Привлечение индийских туристов в южную Африку: перспективы БРИКС. Henama U. S. attracting Indian outbond tourists to South Africa: a BRICS perspective // India Quarterly. - new Delhi, 2013. - Vol. 69, n 3. - p. 229-248»

Южноафриканским правительством развитие автомобильной промышленности рассматривается как один из экономических способов ликвидации низкого образовательного уровня черного населения и борьбы с бедностью. Несмотря на действующие программы по защите отечественного автопроизводителя южноафриканская автомобильная промышленность продолжает оставаться малоконкурентоспособной и в ближайшие годы будет все сильнее ощущать конкуренцию со стороны новых крупных автопроизводителей.

В.С. Олишевко

2014.04.012. ХЕНАМА У С. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНДИЙСКИХ ТУРИСТОВ В ЮЖНУЮ АФРИКУ: ПЕРСПЕКТИВЫ БРИКС. HENAMA U.S. Attracting Indian outbond tourists to South Africa: A Brics perspective // India quarterly. - New Delhi, 2013. - Vol. 69, N 3. -P. 229-248.

Ключевые слова: индийские туристы; южноафриканская экономика; туристический сектор; экономическое развитие БРИКС.

Автор (Технологический университет Тсване, Претория, ЮАР) анализирует развитие туризма в ЮАР и значимость азиатских и в первую очередь индийских туристов для южноафриканской туристической отрасли. Мировой туристический сектор в последние 30 лет переживает непрерывный рост. На Великобританию, США, Мозамбик, Германию, Ботсвану, Австралию, Анголу, Намибию, Францию и Канаду приходится 67,3% мировых доходов туристической отрасли (с. 230), «туризм дает работу 160 млн человек во всем мире и создает 700 млрд долл. налоговых выплат» (с. 231). В 11 из 12 беднейших стран туризм составляет более 2% ВВП (с. 231). 5% рабочих мест в Африке южнее Сахары относится к сфере туризма (с. 232).

При общем спаде мировой экономики в 2010 г. рост ВВП составил для Индии и Китая 8,7 и 6,85% соответственно (с. 234). В 1998-1999 гг. численность среднего класса в Азии увеличилась с 1,3 млн человек до 1,7 млн человек (с. 230). Мировой кризис 2008 г. уменьшил число путешествующих европейцев и американцев, увеличив при этом численность путешествующих азиатов. Число путешествующих китайцев превысило число путешествующих фран-

цузов. Предполагается, что в ближайшем будущем численность среднего класса Азии превысит численность европейского среднего класса. Стремительный экономический рост стран БРИКС заметно изменил лицо международного туризма. Туристические потоки частично сместились из развитых стран в развивающиеся.

Уверенный рост южноафриканского туристического кластера стал отмечаться после 1994 г. На долю ЮАР приходится только 2,6% расходов индийских туристов за рубежом (с. 229). Эта доля может значительно увеличиться в ближайшее время. Индия лидирует среди азиатских стран, чьи туристы посещают ЮАР: за 2010 г. в страну прибыли 71 587 индийских туристов (с. 229). В 2011 г. индийские туристы потратили за рубежом 17,3 млн долл. США. Уровень потребления среднего класса Индии примерно равен общему потреблению Ирландии (с. 236). Автор предполагает, что в ближайшие 30-50 лет экономический рост Индии будет идти быстрее, чем в других странах БРИКС, так как средний возраст работающих индийцев будет снижаться значительно позже, чем в других странах - членах БРИКС.

В 2005 г. около 85 тыс. индийцев посетили ЮАР, в 2004 г. -72 тыс. За 2005-2010 гг. произошел 122%-ный рост численности индийских туристов. В первые шесть месяцев 2012 г. туристов из Южной Америки и Азии, прибывающих в ЮАР, стало больше на 54,4 и 40,7% соответственно. Несмотря на рост пропорции азиатских туристов в ЮАР, 70% туристов, прибывавших в провинцию Западный Кейп, - европейцы, только 8% - азиаты (с. 230).

По мнению автора, активный рост численности среднего класса в азиатских странах и странах БРИКС может стать залогом дальнейшего роста мирового рынка туристических услуг. Согласно табл. в ближайшее десятилетие произойдет рекордное увеличение численности представителей среднего класса в незападных странах, а значит, и увеличение численности платежеспособных туристов из этих стран.

Туризм непосредственно увеличивает налоговые выплаты на местах, способствует развитию инфраструктуры и не требует слишком больших вложений. По мнению автора, в случае ЮАР требуется в первую очередь вывести на высокий уровень обслуживание туристов. Также развитие туризма могло бы помочь снизить безработицу и уменьшить социальное расслоение. Уровень безра-

ботицы в ЮАР - 25%, 47% граждан живут ниже официального уровня бедности, 2,4 млн молодых южноафриканцев в возрасте 1825 лет - безработные. ЮАР относится к числу государств с наибольшим разрывом в уровне доходов. В связи со значительной модернизацией горнодобывающей отрасли и сельского хозяйства ЮАР в последнее десятилетие без работы оказалось большое число низкоквалифицированных рабочих, одновременно 50%-ный рост пришелся на малые и средние компании, занимающиеся туризмом, информационными технологиями и розничной продажей (с. 230). Туристическая отрасль способствует развитию транспорта, финансовой сферы, телекоммуникаций, энергетики. Туристы привозят ценную для экономики развивающегося государства валюту. Также туризм подразумевает и предоставление большего числа рабочих мест женщинам.

Таблица

Численность и удельный вес среднего класса в различных регионах мира (с. 237)

2009 г. 2020 г. 2030 г.

Регион Численность % Численность % Численность %

(млн человек) (млн человек) (млн человек)

Северная Америка 338 18 333 10 322 7

Европа 664 36 703 22 680 14

Центральная и Южная Америка 181 10 251 8 313 6

Азия и Тихий океан 525 28 1.740 54 3.228 66

Африка южнее Сахары 32 2 57 2 107 2

Ближний Восток и 105 6 164 5 234 5

Северная Африка

Мир в целом 1.845 100 3.249 100 4.884 100

Экономическое сотрудничество Индии и ЮАР не ограничивается туризмом. В 2003-2009 гг. произошло пятикратное увеличение торговли между ЮАР и Индией (с. 236). Южноафриканский «Первый национальный банк» имеет сеть представительств в Индии, в свою очередь индийские банки «Махиндра» и «Тата» располагают филиалами в ЮАР (с. 236). По мнению автора, росту числа индийских туристов в ЮАР может способствовать либерализация

рынка авиаперевозок, согласно мировому опыту, численность пассажиров увеличивается на 12-35% после его либерализации.

Преобладание европейских, в частности британских, туристов среди приезжающих делает сферу туризма в ЮАР крайне уязвимой к экономическим колебаниям в Европе, не демонстрирующей роста, сравнимого со странами - членами БРИКС. Ожидаемый быстрейший среди остальных стран - членов этой группы рост среднего класса Индии должен помочь южноафриканскому туристическому сектору выйти на новый уровень услуг и доходов.

В. С. Олишевко

2014.04.013. ЛЕ ПЕР Г. БЛИЖНИЙ ВОСТОК, СЕВЕРНАЯ АФРИКА И «АРАБСКАЯ ВЕСНА»: РЕВОЛЮЦИОННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ИЛИ АВТОРИТАРНАЯ АДАПТАЦИЯ?

LE PERE G. The Middle East, North Africa and the «Arab spring»: Towards revolutionary change or authoritarian adaptation? // Africa insight. - Pretoria, 2013. - Vol. 43, N 1. - P. 1-14.

Ключевые слова: Ближний Восток; Северная Африка; «арабская весна»; авторитаризм; перспективы демократизации.

Автор (приглашенный профессор на факультет политических наук в университет Претории, ЮАР) оценивает характер и долгосрочные последствия «арабской весны». Он считает, что «революционный порыв и трансформационный потенциал протестов и переворотов, которые потрясли арабский мир, не смогли создать общерегиональное движение к крупномасштабным и прочным демократическим изменениям... Долгосрочное влияние "арабский весны", как показывает опыт новых режимов в Египте, Тунисе и Ливии, остается неясным и непредсказуемым. Регион, помимо смены режимов, не продемонстрировал создание и институциона-лизацию новых политических социальных порядков» (с. 2).

Объясняя такие результаты «арабской весны», автор указывает на четыре фактора. Во-первых, социальные и народные движения очень редко приводят к успешным революциям.

Во-вторых, сравнительно умеренные требования участников протеста. Они касались прежде всего признания и соблюдения либеральных прав человека и демократизации правящего режима, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.