Несмотря на рост китайских вложений в приобретение крупных сельскохозяйственных угодий, значимость инвестиций КНР для африканского сельского хозяйства пока остается небольшой. Автор считает, что масштабные вложения китайских компаний в инфраструктурные проекты могут послужить надежной основой для резкого роста китайского землевладения в будущем.
В.С. Олишевко
2014.04.010. ДОКЛАД КОНСАЛТИНГОВОЙ И АУДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ «ДЕЛОЙТ ТУШ ТОМАЦУ ЛИМИТЕД»: ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В АФРИКЕ В 2013 г.
African Construction Trends Report 2013 // Deloitte on Africa. - Johannesburg, 2013. - P. 1-28. - Mode of access: http://www.deloitte. com/assets/Dcom-SouthAfrica/Local%20Assets/Documents/Deloitte_Co nstruction_Trends_Report.PDF
Ключевые слова: мегапроекты в Африке, инвестиции в инфраструктуру; электроэнергетика; ресурсодобывающая промышленность.
Консультантами «Делойт Туш Томацу Лимитед» на 1 июня 2013 г. были исследованы 322 африканских инфраструктурных ме-гапроекта стоимостью более 50 млн долл. США каждый. Всего в исследованные проекты было вложено более 222 млрд долл. США (с. 3).
Международные аналитики прогнозируют ежегодный прирост африканской экономики на 7% в ближайшие 20 лет (с. 4). На Африку приходятся разведанные, но не разрабатываемые запасы стратегически важных ископаемых мирового значения: бокситов - 25%, алмазов - 60, кобальта - 50, фосфатов - 80, платиновой группы металлов - более 90%. Континент переживает стремительную урбанизацию. В 2010 г. в Африке был 51 город с населением более 1 млн человек, население Каира превышало 10 млн человек (с. 4). Прогнозируется, что к 2040 г. в Африке будет более 100 городов с населением более 1 млн человек и семь городов с населением более 10 млн человек. Предположительно крупнейшим городом Африки будет Киншаса с населением в 24 млн человек (с. 4).
Основными объектами инвестиций были: энергетика, транспорт, горная добыча, водоснабжение, а также нефте- и газодобыча. На энергетику и транспорт пришлось 36 и 25% вложений соответственно. Большая часть инвестиций приходится на Южную и Восточную Африку: 38 и 29% соответственно. Западная, Северная и Центральная Африка получает только 21,7 и 5% соответственно. 56% проектов финансируются правительством, 4% финансируются совместно частными инвесторами и правительством. На Южную Африку пришлось 38% инвестиций, на Восточную - 29%, на Западную - 21, на Северную и Центральную Африку по 7 и 5% соответственно.
В Южной Африке из 123 реализуемых мегапроектов 31% приходится на энергетику, 19 - на горнодобычу, 18 - на транспорт, 17% - на недвижимость. 53% из проектов - государственные, на европейских и американских партнеров приходится по 15%, остающиеся 15% приходится на африканских инвесторов, а также на Бразилию, Китай и другие страны (с. 7).
Южноафриканская «Программа развития инфраструктуры» стоимостью 300 млрд долл. окажет значительное влияние на экономическое развитие региона. Три крупнейших инфраструктурных проекта Африки реализуются именно в этом регионе. Электростанция в Кузиле стоимостью 20 млрд 937 млн долл. США станет одной из крупнейших в мире электростанций, работающих на угле и первой в ЮАР, применяющей технологию десульфиризации дымовых газов (ДДГ). На этой ТЭС будут установлены шесть 900-мегаваттных установок. Работа этой электростанции в значительной степени может снять проблему дефицита электричества в регионе и периодических отключений (с. 8). Стоимость проекта электростанции «Медупи» - 10 млрд 843 млн долл. США. Эта теплоэлектростанция станет четвертой в мире среди угольных теплоэлектростанций и крупнейшей электростанцией сухого охлаждения в мире. На ней будут работать шесть бойлеров мощностью по 800 мегаватт. Планируется, что новый нефтеперерабатывающий завод в Мтомбо позволит получать ежедневно 300 тыс. барр. очищенной нефти. Согласно прогнозам потребность в экспорте нефти из ЮАР к 2020 г. составит более 400 тыс. барр. в день. Многопро-дуктный нефтепровод «Транснет» стоимостью 3 млрд 35 млн долл. США позволит перекачивать бензин, дизель, авиационное топливо
и газ из Дурбана в Гейдельберг. Еженедельно после вывода трубопровода на проектную мощность между Дурбаном и Йоханнесбургом будут прокачиваться около 3 млн литров топлива. Модернизированная шахта «Венеция» стоимостью 2 млрд долл. США после завершения проекта продлит срок эксплуатации месторождения «Венеция» до 2042 г. За время эксплуатации шахты планируется добыть примерно 96 млн карат алмазов (с. 8).
Важную роль для развития экономики Мозамбика имеет порт Мапуту. Южноафриканский порт Дурбан и углепогрузочный терминал Ричардз Бэй работают на пределе возможностей и, по мнению аналитиков «Делойт», порт Мапуту представляет большую важность как добавочный транспортный узел (с. 7).
Ангола переживает бум широкомасштабного инвестирования в инфраструктурные мегапроекты. В настоящее время правительство этой страны уже вложило 1,75 млрд долл. в развитие инфраструктуры. В Анголе работают компании из Китая, Бразилии, Португалии и Южной Кореи (с. 8), реализуется 22 мегапроекта, среди которых - строительство нового здания Национальной ассамблеи и районов государственного жилья. Отдельное внимание уделяется вопросам гидроэнергетики, нефтегазодобычи, транспорта и здравоохранения. Пятилетний государственный план развития подразумевает диверсификацию экономики с целью снижения зависимости от экспорта нефти и развитие сельского хозяйства для уменьшения сельскохозяйственного импорта (с. 8). В 2014 г. запланировано начало масштабной модернизации систем связи, 260 млн долл. США было вложено в прокладку нового трансатлантического кабеля между Анголой и Бразилией (с. 8).
При исследовании рассматривались 94 восточноафриканских мегапроекта. Правительство финансирует восточноафриканские проекты на 72%, европейские / американские партнеры на 11%, Китай не менее чем на 24% (с. 11).
Крупнейшими проектами можно считать следующие: строительство в Танзании порта Багамойо; строительство железнодорожной линии стандартной колеи Момбаса - Мабала в Мозамбике; строительство в Эфиопии «Великой эфиопской дамбы возрождения» (4,2 млрд долл. США инвестиций); железнодорожную ветку Аддис-Абеба - Джибути (3,3 млрд долл. США вложений), транспортного коридора порт Ламу - Южный Судан - Эфиопия
(3,3 млрд долл. США инвестиций) и геотермального завода в Уганде (2,9 млрд долл. США).
За последнее десятилетие большая часть новых месторождений нефти пришлась на Восточную Африку, так, в 2006 г. большие залежи углеводородов были открыты в Уганде и Кении, в Танзании были найдены большие запасы газа. Геологоразведка показала наличие больших запасов нефти возле озера Туркана в Кении и озера Альберта в Уганде. Авторы отмечают, что многие из инфраструктурных проектов, связанных с эксплуатацией этих месторождений, не вошли в данное исследование, но большая часть развития инфраструктуры создается именно в интересах развития ресурсодобывающей промышленности. Для эксплуатации шельфовых месторождений в Танзании Китай осуществил миллиардные инвестиции, также китайскими компаниями планируется строительство газопровода. Япония вложила 5 млрд долл. США в строительство нефтепровода длиной 2000 км, который пройдет через Южный Судан, Уганду и Кению к новому порту Ламу (с. 12). Под вопросом остается лишь необходимость строительства местного нефтеперерабатывающего завода или экспорта сырой нефти.
В Кении активно ведутся работы по реализации широкомасштабного плана развития дорожной сети, финансируемого Африканским банком развития, Китаем, Бразилией и Японией. Этот проект жизненно важен для этой страны, так как ежедневный убыток только от пробок в Найроби составляет 50 млн кенийских шиллингов (559 тыс. долл.). Кения зримо продвинулась в развитии сети автодорог национального значения, в Эфиопии отмечается значительный прогресс в развитии сети местных дорог. Власти Южного Судана постоянно обращаются к крупным инвесторам с предложениями о строительстве на территории этого государства автомобильных дорог и аэропортов (с. 10).
Всего в Западной Африке осуществляется более 66 проектов с инвестициями, превышающими 50 млн долл. Из десяти крупнейших проектов региона пять приходится на Нигерию, три на Гану, по одному на Гвинею и Либерию. В регионе 24% крупных инвестиций направлены на энергетику, 23 - на транспорт, 20 - на горнодобычу и 12% на нефте- и газодобычу. Авторы отмечают, что почти все инвестиции в горную добычу приходятся на железо и золото (с. 16). 56% крупных инвестиций в инфраструктуру в За-
падной Африке приходится на правительство, на частных инвесторов из Европы и США - 26 и 24% соответственно.
Основной проблемой Западной Африки является отсутствие крупных региональных дорог с высокой пропускной способностью. Также слабо развиты железные дороги и порты. Транспортные возможности региона не соответствуют масштабным задачам развития ближайшего будущего (с. 15). Например, отсутствует железнодорожная линия между Буркина-Фасо и Ганой. Вследствие этого поставщики доставляют груз по разбитым местным дорогам на тяжелых грузовиках, что удорожает конечную стоимость товара.
По мнению аналитиков «Делойт», существенная модернизации требует системы автомобильных дорог, воздушного и водного транспорта на территории Ганы (с. 15). Водные ресурсы страны также должны эксплуатироваться не только в интересах промышленности, но и для ирригации и потребления домохозяйствами, а основные инвестиции должны идти на развитие энергетики (с. 15). Развитие гидроэнергетики в Гане может иметь мощнейший положительный эффект не только для этой страны, но и для всего западноафриканского региона. Именно в силу неразвитости инфраструктуры потенциально очень большие сырьевые запасы Ганы не используются.
Крупнейшими инфраструктурными проектами Ганы являются следующие:
1) золоторудная шахта Акием - стоимость проекта от 900 млн долл. до 1,1 млрд долл.;
2) освоение залежей нефти и газа месторождения Тано-Западное - стоимость проекта 850 млн долл., последующая переработка добытого сырья до отбензиненного газа, пропана, бутана и сжиженного газа, что полностью удовлетворит потребности внутреннего рынка, позволит расширить региональный рынок и экспортировать значительные объемы сырья отдаленным потребителям (с. 17);
3) комплекс канализационных и очистных сооружений в Аккре - стоимость проекта 595 млн долл. Реализация проекта позволит качественно улучшить жизнь в ганской столице и обеспечит возможности ее дальнейшего развития на ближайшие десятилетия
(с. 18);
4) расширение электростанции «Такоради» - стоимость проекта 330 млн долл. Проект финансируется Африканским банком развития, цель модернизации - увеличить имеющиеся мощности в 220 мегаватт до 330 мегаватт путем установки паровой турбины на 110 мегаватт. Электростанция работает с сентября 2000 г. (с. 17);
5) клиника Университета Ганы - стоимость проекта 217 млн долл. США. Лечебное учреждение на 600 пациентов будет создано благодаря инвестициям израильского правительства. Отделения травматологии и неотложной помощи оснащены по высоким стандартам, помимо этого будут созданы хирургическое, гинекологическое, педиатрическое, кардиологическое отделения, а также отделения родовспоможения и сердечной хирургии (с. 17).
Основным потенциалом развития Центральной Африки являются ее гидроэнергоресурсы. Наибольшими возможностями для их эксплуатации обладает Демократическая Республика Конго (ДРК, Конго-Киншаса) (с. 19). На энергетику приходится 35% вложений в инфраструктуру, на горнодобывающую отрасль, транспорт и недвижимость по 29, 18 и 12% соответственно (с. 19). Американские и европейские инвесторы осуществляют 29% инфраструктурных инвестиций в регионе, Китай и местное правительство по 17 и 12% соответственно (с. 19).
59% инфраструктурных мегапроектов в Северной Африке приходится на энергетический сектор. На транспорт и недвижимость в Северной Африке приходится по 14% инвестиций, 9% инвестиций приходится на ирригационные проекты и только 4% - на горнодобывающую промышленность. 41% вложений осуществляется правительствами, 32% приходится на европейских / американских партнеров, 27% - на местных частных инвесторов (с. 22). 59% строительства осуществляется европейскими или американскими фирмами, местными частными - 14%, китайскими - 4% (с. 22).
В Марокко осуществляются четыре крупных энергетических проекта: строительство ветряной электростанции в Тарафайя, финансируемое Мировым банком (с. 21), строительство солнечной электростанции на 160 мегаватт, финансируемое правительством, солнечная электростанция в Дезертек. К 2020 г. эта страна планирует 42% своих потребностей в электроэнергии покрывать из возобновляемых ресурсов, в планах ввести энергопроизводящие мощности на 4000 мегаватт. На ветряные и солнечные электро-
станции придется примерно по 50% будущих мощностей (с. 21). Строительство будет осуществлено «Джи-Ди-Эф Суэц», работающей в партнерстве с марокканской компанией «Нарева Холдингс».
Шесть из десяти самых быстрорастущих в мире экономик находятся в Африке (с. 2), дальнейший успех и развитие местных экономик и вкладывающихся в них крупных международных инвесторов может опираться только на современные инфраструктурные мегапроекты. Авторы предполагают, что благодаря разработке новых месторождений нефти и газа африканские экономики получат десятки миллиардов долларов инвестиций.
В.С. Олишевко
2014.04.011. МИКРОЭКОНОМИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЮЖНОЙ АФРИКИ: АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / АЛЬ-ФАРО А.Л., БИЗУНЕ Г., МУР Р., УЕНО Ш., ВАН Р., РАМИРЕЗ-ВАЛЛЕДЖО Дж., ПОРТЕР М.И.
Microeconomics of сompetitiveness South Africa: automotive cluster / Alfaro A.L., Bizuneh G., Moore R., Ueno Sh., Wang R., Ramirez-Vallejo J., Porter M.E. // Harvard business school. - Boston, 2012. -P. 1-27. - Mode of access: http://www.isc.hbs.edu/resources/courses/ moc-course-at-harvard/Documents/pdf/student-projects/M0C%20South %20Africa%20Automotive%20Final.pdf
Ключевые слова: ЮАР; южноафриканские автопроизводители; протекционизм; автомобильный рынок.
Авторы (Гарвардская школа бизнеса, Бостон, США) анализируют состояние и перспективы южноафриканской автомобильной промышленности. ЮАР обладает крупнейшей экономикой на континенте с ВВП в 9477 долл. на душу населения в год. ЮАР - одна из крупнейших ресурсоемких стран в мире. Так, в 2011 г. 79% платины было добыто в ЮАР (с. 2). Ведущими экспортными секторами экономики кроме добычи руд металлов являются производство ювелирных изделий, добыча драгоценных металлов, туризм и автомобилестроение. Автомобильная промышленность - самое значимое производство. В стране работают филиалы мировых лидеров автомобилестроения, что положительно влияет на местную промышленность. ЮАР является экспортером автомобильных комплектующих, в частности каталитических нейтрализаторов и кожа-