Научная статья на тему '2014. 04. 005. Кларк К. Лунатики: как Европа вступала в первую мировую войну. Clark Chr. Die Schlafwandler: wie Europa in den ersten Weltkrieg zog. - Bonn: bpb, 2013. - 895 S'

2014. 04. 005. Кларк К. Лунатики: как Европа вступала в первую мировую войну. Clark Chr. Die Schlafwandler: wie Europa in den ersten Weltkrieg zog. - Bonn: bpb, 2013. - 895 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1475
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БАЛКАНЫ / ПРИЧИНЫ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 005. Кларк К. Лунатики: как Европа вступала в первую мировую войну. Clark Chr. Die Schlafwandler: wie Europa in den ersten Weltkrieg zog. - Bonn: bpb, 2013. - 895 S»

фистские движения, экономическая жизнь страны. Издание показывает, какой значительный вклад внесли итальянские историки в разработку новых направлений в исследовании мирового военного конфликта.

Список литературы

1. Bianchi B. Crimini di Guerra e contro l umanita. Le violenze ai civili sul orientale (1914-1919). - Milano: UNICOPLI, 2012. - 197 р.

2. Gaspari P. Le bugie di Caporetto. La fine della memoria dannata. - Udine: Gaspari, 2011. - 694 р.

3. Gubinelli P. Sparate dritto al cuore. La decimazione di Santa Maria la Longa e quella inglese di Etaples. - Udine: Gaspari, 2014. - 247 р.

4. Procacci G. Warfare-welfare. Intervento dello Stato e diritti dei cittadini (19141918). - Roma: Carocci, 2013. - 356.

5. Rusconi G.E. 1914: attacco a occidente. - Bologna: Il Mulino, 2014. - 320 р.

6. La societa italiana e la grande guerra / A cura di Procacci G. /Annali della fondazi-one Ugo la Malfa. - Roma, 2014. - Vol. 28. - 492 р.

2014.04.005. КЛАРК К. ЛУНАТИКИ: КАК ЕВРОПА ВСТУПАЛА В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ.

CLARK Chr. Die Schlafwandler: Wie Europa in den Ersten Weltkrieg zog. - Bonn: Bpb, 2013. - 895 S.

Ключевые слова: Первая мировая война; Балканы; причины начала Первой мировой войны.

В своем исследовании Кристофер Кларк, специалист по истории Пруссии, профессор колледжа Св. Екатерины Кембриджского университета1, заостряет внимание на последних предвоенных годах и роли «пылающего очага», в который в этот период превратились Балканы. Сербия для автора - «одно из темных пятен истории июльского кризиса» 1914 г. (с. 15). Монография состоит из введения, 12 глав, сгруппированных в три части, заключения, списка источников и литературы, указателей. Автор использовал широкий круг источников из европейских стран, имевших прямое отношение к развязыванию войны в июле 1914 г. или к попыткам предотвратить ее. Представлены документы из архивов Парижа,

1 Монография К. Кларка была переведена на многие языки. Реферат подготовлен по ее немецкому изданию. - Прим. реф.

Белграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, Вены, Берлина, Штутгарта, Гааги, Гринвича (с. 838-840).

Рассказывая в книге о том, как в Европу пришла война, автор ведет повествование в виде многослойного нарратива, охватывающего важнейшие центры принятия решений: Вену, Берлин, Санкт-Петербург, Париж, Лондон и Белград, с краткими экскурсами в Рим, Константинополь и Софию.

Материалы первой части сконцентрированы на освещении политики антагонистов - Сербии и Австро-Венгрии, в результате противостояния которых и был развязан мировой военный конфликт. В ней отображено взаимодействие двух стран в начале XX в. вплоть до убийства в Сараево. Во второй части автор задается следующими вопросами: как, собственно, произошел раздел Европы на два противостоящих блока? Какую внешнюю политику проводили правительства европейских стран? Как получилось, что Балканы - далекая от европейских центров власти и денег окраинная зона - стали главным местом происходящих событий? Как сложившееся в международной системе положение, когда, казалось, все вошло в фазу разрядки, привело ко всеобщей войне? Третья часть начинается с убийства в Сараево, показан сам июльский кризис и его последствия. Автор исследует взаимоотношения ведущих европейских центров, их прогнозы, растущее непонимание и принятие решений, которые приводили лишь к углублению кризиса (с. 18-19).

Один из центральных тезисов книги Кларка состоит в том, что кризис июля 1914 г. можно понять лишь тогда, когда выяснены пути, приведшие к главным решениям, воздействовавшим на развитие событий. Что заставило основных действующих лиц приближающегося глобального конфликта принять именно те решения, которые привели Европу к войне, и почему они именно так видели ситуацию? В одном из последних исследований об этой войне, пишет Кларк, звучит мысль, что вплоть до ее начала война представлялась «невероятной».

Конфликт стал результатом не долгосрочного ухудшения отношений, а краткосрочного потрясения международной системы. Такое предположение вносит в развитие событий элемент случайности, и автор, исследуя подоплеку кризиса июля 1914 г., обращает

внимание на события, которые, казалось, могли бы помочь избежать войны.

К. Кларк пытается показать, как «отдельные узлы пазла складывались в такие конфигурации, которые, попадая в центр событий, делали возможным начало войны» (с. 19-20). При этом автор заранее не предсказывает исход событий: «Я постарался, - пишет он, - постоянно держать в уме то, что представленные в этой книге люди, события и силы сами по себе содержали в зародыше те характерные особенности, которые, возможно, позволили бы избежать такого страшного будущего» (с. 20). Но этого не произошло.

Первую часть книги, озаглавленную «Пути в Сараево», автор начинает с убийства 11 июня 1903 г. правителя Сербии из династии Обреновичей, его жены и адъютанта в их дворце и одновременного убийства в Белграде их родственников и сподвижников, совершенных офицерами сербской армии. Этот путч стал началом нового этапа сербской истории, пишет Кларк. Спустя всего несколько часов после этих убийств заговорщики заявили о конце династии Об-реновичей и о том, что трон займет Пётр, представитель династии Карагеоргиевичей, находившийся тогда в изгнании в Швейцарии. Кларк констатирует, что борьба этих двух родов во многом определяла историю Сербии в XIX в. и перешла в век XX (с. 25-44).

Во второй части книги «Разделённый континент» Кларк анализирует обстановку, сложившуюся в Европе в конце XIX - начале XX в. (главы «Поляризация Европы, 1887-1907», «Многоголосие европейской внешней политики», «Последние шансы: Разрядка и угроза, 1912-1914 гг.»). У французов, считает автор, несмотря на продемонстрированную Россией приверженность русско-французскому союзу, не было уверенности в том, что та их поддержит в случае войны. «Пуанкаре, как и многие другие, принимавшие решения в ходе событий (июльского кризиса 1914 г. - Реф.), чувствовал, что время работает против него» (с. 407). Вместе с тем в ходе июльского кризиса многие политики, дипломаты и военные в европейских странах ставили вопрос ребром: «Теперь или никогда», отмечает автор в одном из разделов главы «Последние шансы: Разрядка и угроза, 1912-1914 гг.».

В части под заглавием «Кризис мужественности?» автор показывает, что никто из действующих лиц июльского кризиса не хотел подвергнуться обвинению в недостатке мужественности.

Следствием этого были, по его мнению, принимаемые ими решения, которые приводили к эскалации напряженности и в конечном итоге к развязыванию войны в августе 1914 г.

Последний раздел книги под названием «Кризис» (с. 475718) посвящен собственно развитию июльского кризиса в Европе и сползанию континента, а потом и всего мира, ко всеобщей войне. Раздел состоит из глав «Убийство в Сараево», «Кризис вовлекает в себя все большие силы», «Французы в Санкт-Петербурге», «Ультиматум», «Предупредительные выстрелы», «Последние дни». После подробного описания убийства Г. Принципом эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги Кларк, раскрывая причины противоборства австрийцев и сербов на Балканах, отмечает, что у Австро-Венгрии были «отличные резоны отложить военную акцию против Сербии» (с. 518): существовала неясность с временными планами мобилизации, отсутствовало политическое единство, успешно продвигалось расследование преступления в Сараево, чувствовалась неуверенность в предложенных Германией гарантиях поддержки (там же).

Далее автор прослеживает шаг за шагом ход июльского кризиса, давая оценки действиям политиков и дипломатов противоборствующих сторон. «Показать то, что кризис 1914 г. был чрезвычайно сложным явлением, составляло одно из главных намерений автора данного исследования», - подчеркивает Кларк в заключение (с. 709). Сравнивая то, что происходило тогда в Европе, с тем, что происходит в самые последние годы, когда он заканчивал эту книгу, Кларк замечает вскользь, что в данном случае «акторы 1914 г.» могут считаться «нашими современниками» (там же).

Автор обращает внимание на то, что происходившее на Балканском полуострове не случайно сыграло «центральную роль» в развязывании войны. Важно подчеркнуть, пишет он, следующие обстоятельства: 1) нельзя забывать, что Балканские войны заставили «заново пересмотреть отношения между великими и малыми державами», и в глазах австрийского и российского руководства борьба за контроль над событиями на Балканах, особенно после кризиса зимы 1912-1913 гг., приобрела «новое и опасное измерение»; 2) последствием этого стала «балканизация франко-русского союза», а Франция и Россия создавали «геополитический бикфордов шнур вдоль австро-венгерской границы» (с. 713).

Для Австро-Венгрии, меры в обеспечении безопасности которой оказались сведены на нет Балканскими войнами, убийство в Сараеве не было поводом для применения существовавшего к тому времени плана вторжения или начала войны. С точки зрения тех, кто живет в начале XXI в., легко было бы сказать, что Вена могла бы прояснить всплывшие в связи с убийством вопросы путем спокойных двусторонних переговоров с Белградом, «но в условиях 1914 г. это не стало бы заслуживающим доверия решением» (с. 714). Так же как и предложение британского министра иностранных дел Эдварда Грея о посредничестве между четырьмя великими державами.

«Речь не о том, что сербские власти не могли пресечь ирредентистскую деятельность, благодаря которой и было совершено данное убийство. Друзья Сербии не хотели, чтобы за Веной было признано право прибегнуть в своих требованиях к Белграду к средству, с помощью которого она могла бы контролировать ситуацию и осуществлять наблюдение в целях достижения послушания. Они отвергали подобные предложения, обосновывая их тем, что они окажутся несовместимыми с суверенитетом сербского государства» (там же). Это заставляет Кларка провести параллель с дискуссией в Совете Безопасности ООН в октябре 2011 г. по поводу предложения государств - членов НАТО ввести санкции против режима Асада в Сирии. Он напоминает, что предложение было отклонено представителем России под тем предлогом, что эта идея означает якобы типичный для западных держав «конфронтационный подход», и представителем Китая, выдвинувшим аргумент, что санкции несоразмерны и что они нарушают сирийский суверенитет (с. 714-715).

Далее Кларк обращается к «вопросу вины», ставшему причиной нескончаемой полемики в историографии после того, как в статье 231 Версальского договора было сказано о моральной ответственности Германии и ее партнеров. Он указывает на не потерявшую, на его взгляд, «живучести» концепцию Фрица Фишера, Имануэля Гайса и целой вереницы более молодых немецких историков, согласно которой «главную ответственность за войну несла Германия» (с. 715). Согласно такому подходу, Германия не «соскользнула» к войне, а вполне сознательно ее планировала и заранее подготавливала в надежде вырваться из европейской изоляции и

отважиться на знаменитый «Рывок к мировому господству» (название книги Ф. Фишера. - Реф.). В последнее время, констатирует автор, концепция Фишера во многих ее узловых пунктах подвергается острой критике.

В.П. Любин

2014.04.006. ДЖЕНТИЛЕ Э. ДВА ПИСТОЛЕТНЫХ ВЫСТРЕЛА, ДЕСЯТЬ МИЛЛИОНОВ УБИТЫХ, КОНЕЦ МИРА: ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ. GENTILE E. Due colpi di pistola, dieci milioni di morti, la fine di un mondo: Storia illustrata della Grande Guerra. - Roma; Bari: Gius. Laterza & Figli Spa, 2014. - XII, 227 p.

Ключевые слова: Первая мировая война; последствия Первой мировой войны; исторический справочник.

Известный итальянский историк Эмилио Джентиле, автор ряда фундаментальных монографий, бывший профессор Римского университета «Сапьенца», посвятил новую книгу различным аспектам истории Первой мировой войны, ее последствиям, а также ее восприятию.

Книга состоит из введения, пролога, 10 глав и эпилога, завершается «Историографическими заметками с советами по ориентированию, чтобы знать больше» и списком десятков иллюстраций, среди которых пропагандистско-карикатурные плакаты и фотографии, отражающие самые разные стороны событий периода войны. Помещены также карты мест сражений в Европе, на Западном и Восточном фронтах, а также на итало-австрийском фронте. Автор пытается раскрыть, хотя иногда весьма кратко, все основные сюжеты истории войны. В начале монографии, представляющей собой своего рода краткий энциклопедический исторический справочник, он дает предысторию войны, в заключительной части пишет о ее последствиях.

1 августа 1914 г. началась Первая мировая война, пишет Джентиле во введении, названном «От памяти к истории». Возможно, этой войны никто не хотел, но никто не сумел ее избежать. Она не была фатально неизбежной, но и не возникла случайно, хотя случай здесь сыграл свою роль. Она была начата людьми, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.