Научная статья на тему '2014. 04. 002. Мнацаканян М. О. Глобальный мир и глобалистское мировоззрение. - М. : Анкил, 2013. - 389 с'

2014. 04. 002. Мнацаканян М. О. Глобальный мир и глобалистское мировоззрение. - М. : Анкил, 2013. - 389 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРН / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ МОДЕРН / ГЛОБАЛИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОСТМОДЕРНИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 002. Мнацаканян М. О. Глобальный мир и глобалистское мировоззрение. - М. : Анкил, 2013. - 389 с»

нитет, национализм, территориальная целостность, международное право, дипломатия и т.п. - разделяются большинством государств.

«Мир без глобального гегемона будет испытывать меньше западного вмешательства и в результате будет сталкиваться с меньшим числом проблем, возникающих вследствие этого вмешательства... Задача политиков - обеспечить, чтобы четыре основных вида капиталистического управления были сосредоточены на мирной конкуренции, а не на открытом конфликте, и тесно сотрудничали в сохранении основ международного порядка и глобальной рыночной экономики. Прагматическая дипломатия могла бы создать капиталистический альянс держав, способный поддерживать мир децентрализованного глобализма. Политики не должны стремиться агрессивно обращать других в свой способ капиталистического управления. Мирная конкуренция между различными типами капиталистического управления вскоре покажет, сможет какой-либо тип политэкономии доказать свое превосходство перед другими или каждый просто предложит различный баланс издержек и выгод» (с. 91).

Ю.И. Комар

2014.04.002. МНАЦАКАНЯН М О. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР И ГЛО-БАЛИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. - М.: Анкил, 2013. - 389 с.

Ключевые слова: глобализация; модерн; транснациональный модерн; глобалистское мировоззрение; постмодернизм.

Автор (профессор кафедры социологии МГИМО(У) МИД РФ) формулирует основные выводы и положения исследования указанной темы в 17 тезисах.

1. В современных дискуссиях о глобализации ключевое значение приобретает понятие «модерн». Макс Вебер обозначал им буржуазное общество и продуктивный, рационально организованный капитализм, основанный на рыночных отношениях и предпринимательской деятельности и противостоящий традиционному обществу и традиционализму. В этом качестве капитализм демонстрирует четыре этапа (стадии) становления и развития: первоначального накопления, свободной торговли и конкуренции, господства монополии и империализма, транснационализм. Каждая стадия капитализма символизируется своим ведущим, основопола-

гающим укладом: мануфактурным, промышленным, индустриальным и информационно-технологическим. ИТ-уклад как основополагающий в постиндустриальных производительных силах играет главную роль в процессах глобализации, в становлении нового облика человечества и картины мира.

2. Глобализационные процессы придают новые свойства капитализму как в эпицентрах его развития, так и на периферии его системы. Идет становление и развитие капиталистического рынка и рыночных отношений в странах, где проживает подавляющее большинство человечества. Современная модернизация еще раз подтверждает: происходит становление общества современного модерна с новыми чертами и свойствами, соответствующими стадиям интернационализации и транснационализации капитализма. Понятие «глобальный транснациональный модерн» - наиболее точное, теоретически адекватное выражение состояния и характера современного социума, ступени исторического развития человечества. Понятие «постмодерн», якобы выражающее новый тип общества, - надуманное и теоретически бессмысленное. Оно звучит как синоним посткапитализма. Даже в высокоразвитых странах капитализм сегодня демонстрирует свои, присущие именно ему черты и свойства. Новый мировой экономический и финансовый кризис начиная с 2008 г. приобретает такую же, если не большую, разрушительную силу, как и кризис 30-х годов прошлого столетия. Как империализм в свое время, так и транснационализм сегодня - это надстройки над товарным производством, рыночным хозяйством и предпринимательской деятельностью вообще.

3. Именно теперь капитализм и как хозяйственная система, и как общественный строй становится общемировым, глобальным.

В эпоху империализма возникает мировое капиталистическое хозяйство, где только «великие державы» - страны Запада - были капиталистическими, а все другие звенья этой хозяйственной системы - колонии, полуколонии и политически самостоятельные страны, опутанные многочисленными сетями политической, военной, дипломатической и экономической зависимости, были докапиталистическими и традиционными обществами. В них господствовали феодальные или родоплеменные отношения, традиционализм и традиционные формы хозяйственной, социальной и духовной жизни. Они насильственно были включены в эту мировую хозяйствен-

ную систему, были чужеродными, подчиненными и эксплуатируемыми звеньями данной хозяйственной системы, служили в качестве источников сырья, рынков сбыта, выгодных вложений капитала, дешевой рабочей силы и т.д.

4. Понятия «глобализация» и «глобальный мир» органично взаимосвязаны, логически следуют друг за другом, но выражают разные мировые реальности. Глобализация мира - это процессы, возникшие после Второй мировой войны и явственно проявившие себя в 1970-1980-х годах, получившие бурное развитие в начале XXI в., а глобальный мир - результат глобализационных процессов -становится реальностью в последние два десятилетия. Решающую роль в формировании глобального мира сыграли процессы крушения социализма как общественного строя. Теперь транснациональный капитализм определяет место и роль всех государств и всех обществ в данной глобальный системе.

5. Глубочайшие изменения, произошедшие в последние десятилетия, особенно сильно затронули сферы государственно-политической, социально-экономической и научно-технологической жизни, прежде всего новых коммуникативных и информационных технологий. Происходит не просто коренное изменение картины мира, а прежде всего фундаментальные трансформации, подводящие принципиально новую основу взаимодействия государств и человеческих общностей, индивидуальной и групповой деятельности. Главным и базовым в этих трансформациях является выход капитализма как общественного строя за рамки Запада и его превращение в общемировое глобальное явление. Подобная трансформация и бывшего социалистического мира делает все страны и государства однотипными в социально-экономическом смысле.

6. Формирование нового информационно-технологического уклада и на этой основе новых коммуникативных и информационных технологий, Интернета, новых постиндустриальных производительных сил, появление и интенсификация культурных транснациональных связей и взаимодействия между народами, общностями, индивидами оказывали и оказывают глубочайшее влияние на общностное и личностное самосознание и идентичности, расширяя их сферы и возможности; на формирование глобали-стского мировоззрения и миропонимания, глобального видения мира. Что же касается космополитического мировоззрения, то оно

приобретает разные, даже противоположные смыслы у разных авторов. Э. Гидденс рассматривает космополитизм как синоним понятий «интернационализация», «транснационализм». У. Бек трактует космополитизм как угасание, смерть и уход из общественной жизни нации, национализма и государства.

7. Появление после Второй мировой войны более ста новых молодых национальных государств, их равноправное участие в мировых отношениях приводит к ликвидации монополии на государственность небольшой группы так называемых передовых стран. Национально-государственное устройство всего мира становится нормой, необходимой и незаменимой формой практики взаимоотношений стран и народов. Глобальность мира теперь проявляется не только в данной государственно-политической картине мира, но и в том, что все мировые процессы - суть следствие политики, разработка и проведение в жизнь которой является функцией национальных государств. Возросшее участие и влияние глобальных транснациональных сил на мировые процессы уже не меняют смысл данной реальности. К тому же они действуют в рамках и русле политики национальных государств.

8. Теперь глобальное, всеобщее национально-государственное устройство мира, равенство всех государств, согласно международному праву, делают народы, ранее отстраненные от мировых отношений (а это подавляющее большинство человечества), активными субъектами исторического процесса и международной жизни. Возросшее самосознание, опыт строительства собственных равноправных государств интеллектуально и психологически сближают в мировом и глобальном сообществе народы бывших метрополий с народами, ранее угнетенными и зависимыми. В глазах народов мира национальное государство - символ демократизма в мировом общении, признак суверенности, равенства и равных национальных прав.

9. Современные процессы интеграции государств не приводят и не могут привести к отмене их суверенитета. За разговорами о смерти и уходе с арены международной жизни национальных государств стоит идеология высокомерия и самонадеянности силы и высокоразвитости.

10. И нации, и национальные государства - явления исторические. Они со временем уйдут с исторической арены, отомрут.

Исторически изжить себя и практически - политически - уйти со сцены уже сегодня - это не одно и то же. Национальные государства будут актуальны и востребованы, пока существуют и развиваются их носители - нации, их потребности, самосознание, чувства и устремления к свободе, равенству, суверенному существованию. Большинство человечества только вступает в эпоху формирования или становления полноценной национальной жизни, реализации своих огромных созидательных потенций.

11. Нации - следствие модернизации, постепенного разложения и отмирания традиционного общества и традиционализма. Глобализация направлена не против национальной жизни, а против факторов и сил, мешающих их становлению, развитию, всемирному сближению и интеграции. Глобализация - и продукт модернизации, и ее средство. Возникшая в процессе модернизации национальная жизнь становится основой интернационализации социально ценных и значимых для других стран и народов экономических, социальных, научных, технологических, культурных и других достижений и ценностей, подготовленных в недрах и усилиями той или иной национальной общности, прежде всего на основе внутренних национальных источников.

12. И модернизация, и глобализация, их исторические и общественные последствия есть благо для человечества. Но модернизация в бывшем колониальном и полуколониальном мире существенно своеобразна тем, что она началась в условиях крайней отсталости и зависимости стран третьего мира от бывших метрополий в системе мирового капиталистического хозяйства. Глобализация начинается в условиях формирования транснациональных сил, вставших на путь глобальной экспансии. Ее результат - сохраняющийся разрыв в уровнях развития, живучесть традиционализма. Не глобализация сама по себе, а глобалистская экспансия транснациональных сил встречает неприятие, зарождает антиглобалистские движения. Поэтому для отдельных граждан и групп, особенно участников антиглобалистских движений, глобализация становится «проклятьем».

13. Глобализация не решила и не могла решить общемировых проблем отсталости и зависимости, обездоленности, голода в обширных зонах Азии, Африки и Латинской Америки. И сегодня в мире ежегодно голодают более миллиарда людей; высокая детская

смертность, эпидемии, нищета остаются характерными чертами жизни многих стран. Так называемые глобальные силы внедряются в эти страны не как филантропы, а ради миллиардных прибылей, эксплуатации природных богатств и дешевой рабочей силы. Чудовищный разрыв между уровнем жизни 80% населения мира и 20%, владеющими 80% богатств, капиталов и т.д., сохраняется. Запад является не просто эпицентром глобализации, но и основным потребителем ее выгод и преимуществ.

14. Сама глобализация - объективное, внутренне детермени-рованное явление - лишь создает возможности сближения стран и народов, их интеграции и взаимодействия. Одновременно она стимулирует глобальную экспансию мощных транснациональных сил, рождая при этом своего глобального и основного оппонента - национализм. Сторонники мифологических картин мира, где якобы уже господствуют космополитизм и космополитическое мировоззрение, отвергающие и существование нации, и национально-государственное устройство мира, не могут понять и объяснить, как, откуда и почему растет и расширяется сфера национализма во всем мире.

15. Глобалистское мировоззрение в той или иной форме выражает особенности и характеристики современного мира и процессов его развития. Глобально видеть современной мир - значит видеть роль и назначение не только транснациональных сил и глобальных процессов, но и возросшую роль национальных государств, особенно ведущих.

16. Нельзя сегодня со старым колониальным мышлением, с самонадеянностью и высокомерием смотреть на мир, облекая свои мысли в благопристойные формы. Постмодернистские теории глобализации, основанные на представлениях космополитизма и национал-нигилизма, не способны дать реальную картину современного мира.

17. Новые попытки придать статус серьезной теории набору высказываний о так называемом космополитическом мировоззрении есть одновременно начало нового интеллектуального крестового похода против всего - государственного и возросшего национального самосознания. Объектами национал-шовинизма являются не все государства и национальные общности современного мира, а те многочисленные государства и народы, которые занимают

скромное положение по своему уровню социально-экономического развития и по политическому весу в системе государств, а потому, по мысли данных идеологов, фатально обреченные сойти со сцены истории (с. 10-16).

М. Мнацаканян отвергает претензии теории и идеологии постмодернизма быть новой парадигмой глобализирующегося мира. Постмодернизм критикует главные основополагающие положения и постулаты модернистского мышления и теоретизирования:

1) веру в мощь человеческого разума, утверждение рационализма как способа познания и основы организации общественной жизни: веру в то, что бытие во всех его проявлениях познаваемо и укладывается в систему, обозначаемую логическими понятиями и категориями;

2) развитие объективной науки и объективного знания, единообразие и унификация в методах научного познания;

3) утверждение идеи прогресса в познании в различных областях общественной жизни;

4) стремление к системной организации в социальной, экономической и политической жизни общества;

5) провозглашение универсальных норм права.

Модернизм стремился к открытию всеобщих научных законов развития природы и общества и их использованию в деятельности человека. Его представителей объединяла вера в социальный и научный прогресс и установление на этой основе господства человека над природой, социальной справедливости и гуманизма. Постмодернизм бросил вызов именно этим принципам модернизма. Он выдвинул некоторые собственные положения:

1) неспособность человека познать и изменить мир и порядок вещей;

2) отказ от попытки привести мир в систему, ибо он не поддается никакой систематизации и не вмещается ни в какие схемы;

3) полный отказ от универсальных предпосылок и закономерностей, доминирует плюрализм. Ни в культуре, ни в человеческом мире нет никаких интеграционных идей;

4) представление мира и культуры как совокупности текстов -действительной репрезентации реальности. Однако истолкование текстов различно, поэтому истинного их смысла никто не знает;

5) отказ от причинных факторов развития, от преемственных связей и факторов (с. 53-54).

«Важное своеобразие постмодернизма и теорий, рожденных им, в том, что они в основном умозрительные; их нельзя приложить к реальным процессам, объяснить ими сложные явления и проблемы возросшего национального самосознания народов...

Постмодернизм как теоретическое направление и особая методология в социологии вызывает большие сомнения из-за отсутствия адекватной общественной базы, процессов социально-экономического характера, способных служить основанием подобных существенных сдвигов в теории» (с. 54, 61).

Анализируя влияние глобализации на культуры и культурные процессы, Мнацаканян отмечает, что в постмодернистской литературе это трактуется как «культурная глобализация» и формирование «глобальной культуры» в противовес «локальной культуре». Вроде бы формируется и оказывает свое мощное воздействие на общемировые культурные процессы нечто анонимное, наднациональное, возвышающееся над всеми «локальными», т.е. национальными, культурами.

Однако в действительности, считает Мнацаканян, речь идет о культурной и духовной экспансии западной, в основном американской массовой культуры. По мнению Мнацаканяна, «понятие "глобальная культурная жизнь" может быть принято только в том смысле, что национальные ("локальные") культуры могут быть вписаны в контекст общечеловеческого духовного наследия. Общий смысл употребления этого понятия может состоять лишь в том, чтобы передать характер и содержание интернационализации и устремления в этом процессе национальных культур к общечеловеческим ценностям и духовным сокровищам, их связанность с глобальными проблемами современности. Только в этом смысле можно представить теоретический образ культурной глобализации. Он оставляет в стороне стандартизацию, американизацию, унификацию, нивелировку национальных культур, в полной мере учитывает интеграционные процессы, то, что глобализация значительно расширяет ареал культурного общения, обмена идеями и научными, технологическими достижениями, открывает новые перспективы для творчества и т.д. В этом смысле "глобальная культурная

жизнь" - общее достижение мирового культурного наследия, всех взаимодействующих национальных культур» (с. 314).

Ю.И. Комар

2014.04.003. ХИММИШ B. ВОЗМОЖНО ЛИ ГУМАНИЗИРОВАТЬ ГЛОБАЛИЗАЦИЮ?

Н1ММ1СН B. Humanizer la mondialisation est-ce encore possible? // Diogene. - P., 2013. - N 241. - P. 22-34.

Ключевые слова: глобализация; финансовый капитализм; гуманизация глобализации.

Автор (профессор философии Рабатского университета, бывший министр культуры Марокко, 2009-2012 гг.) отмечает, что финансовый кризис 2007-2008 гг., разразившийся в США и распространившийся по всему миру, не только сопоставим с кризисом 1929-1932 гг., но превосходит его по своим масштабам и продолжительности. Многие авторитетные эксперты считают нынешний кризис системным. Дерегулируемая финансиализация экономики, занявшая доминирующее и привилегированное место в эпоху неолиберализма начиная с 1980-х годов ХХ в., породила и вывела на ведущие позиции homo economicus («антропологического монстра», по определению Пьера Бурдье), олицетворяемого инвесторами, спекулянтами, биржевиками, различного рода банковскими и финансовыми дельцами, наживающими огромные состояния. «Фи-нансиализированная экономика все больше и больше превращается в виртуальный мир, не связанный с реальной экономикой и жизнью людей. Происходит извращение первоначального призвания либерального капитализма: он больше не стимулирует предпринимательскую энергию и инициативу, создающих рабочие места, а процветает благодаря алчности, зарплатному демпингу и нечестной конкуренции. Рынок превращается из хорошего слуги в плохого деспотичного и всемогущего хозяина; идет процесс приватизации прибылей и социализации рисков; демократия обесценивается в экономической и политической сферах» (с. 25).

Современный глобальный, финансиализированный капитализм сопровождается сужением социальной сферы общества, эрозией гуманистических ценностей, коммерциализацией всех аспектов человеческой жизни, ростом социального неравенства внутри

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.