Научная статья на тему '2014. 03. 010-011. Басидж в Иране. 2014. 03. 010. Ostovar A. Iran’s basij: membership in a militant Islamist organization / the middle East J. - Washington, 2013. - Vol. 67, n 3. - p. 345-361. 2014. 03. 011. Golkar S. University under siege: the case of the professors' basij organization // Ibid. - p. 363-379'

2014. 03. 010-011. Басидж в Иране. 2014. 03. 010. Ostovar A. Iran’s basij: membership in a militant Islamist organization / the middle East J. - Washington, 2013. - Vol. 67, n 3. - p. 345-361. 2014. 03. 011. Golkar S. University under siege: the case of the professors' basij organization // Ibid. - p. 363-379 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО ИРАН / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ИРАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 03. 010-011. Басидж в Иране. 2014. 03. 010. Ostovar A. Iran’s basij: membership in a militant Islamist organization / the middle East J. - Washington, 2013. - Vol. 67, n 3. - p. 345-361. 2014. 03. 011. Golkar S. University under siege: the case of the professors' basij organization // Ibid. - p. 363-379»

документе было зафиксировано, что религия должна играть центральную роль в жизни нации, и что она будет официально интегрирована в политическую структуру.

С момента образования Израиля политическое руководство страны принимало активные меры по созданию в государстве формального пространства для религии, которое проявляет себя в трех областях: символике (еврейский календарь, религиозные праздники, кошерная еда, соблюдение шаббата), политике (участие религиозных партий в выборах и коалиционных правительствах, привлечение авторитетных раввинов для разрешения политических конфликтов) и религиозных институтах (создание и материальная поддержка официальных религиозных учреждений, как, например, религиозные суды, муниципальные советы, школы). В течение более чем 60 лет такое положение вещей сохраняется в неизменном виде, и религиозная традиция остается одной из наиболее важных черт еврейского государства.

В заключение автор пишет, что сравнение путей становления Турецкой Республики и Израиля дает пищу для размышления о роли религии в условиях новых политических режимов. Очевидно, что на «характер взаимоотношений религии и государства в известной степени влияют и выбор стратегии, и структурные ограничения, и идейная среда. В более общем смысле сравнение показывает, что подлинное видение государственной политики, по крайней мере в некоторых случаях, возникает на базе глубокого понимания обстоятельств, предшествовавших созданию основ нового режима» (с. 509).

Н.Б. Шувалова

2014.03.010-011. БАСИДЖ В ИРАНЕ.

2014.03.010. OSTOVAR A. Iran's basij: membership in a militant islamist organization / The Middle East j. - Washington, 2013. -Vol. 67, N 3. - P. 345-361.

2014.03.011. GOLKAR S. University under siege: the case of the professors' Basij organization // Ibid. - P. 363-379.

А. Остовар (Школа искусств и наук Кригера, Университет Джонса Хопкинса, Балтимор, США) (010) анализирует результаты анонимных опросов, проводившихся в Иране с ноября 2009 г. по июль 2010 г. среди настоящих и бывших членов Басидж.

Народная милиция Басидж (Баяу-в Mostaz'afm - Мобилизация обездоленных) была создана по указанию аятоллы Хомейни в конце 1979 г. Подобно появившемуся ранее Корпусу стражей исламской революции (КСИР), Басидж была задумана как идеологизированная сила, способная без колебаний выступать в защиту революционного режима и теократической системы власти (уе!ауа^е fakih). Басиджи активно использовались в период войны между Ираном и Ираком (1980-1988). Это были отряды, состоявшие из плохо обученных и экипированных добровольцев, которыми усиливали КСИР. Как правило, в Басидж рекрутировали выходцев из беднейших городских и сельских социальных слоев. В моменты наступлений басиджей часто использовали в качестве «живой волны», из-за чего их потери многократно превышали потери, понесенные прочими подразделениями. После войны благодаря репутации мучеников, отдававших жизнь за Исламскую Республику, ветераны КСИР и Басидж сумели добиться для своих структур права участвовать в государственных делах. Кроме того, КСИР удалось получить выгодные контракты и закрепить за собой место в национальной экономике. Басидж была преобразована в массовую общественную организацию с собственными представительствами в учебных заведениях, мечетях, на предприятиях и в учреждениях. Организация также получила лицензию Исламской полиции нравов и была уполномочена наблюдать за нравственностью граждан. Характер операций, в которых обычно задействуют басиджей (будь то борьба с разными видами западного влияния или столкновения со студентами в период протестных акций), способствовал закреплению за ними образа группы давления, действующей в интересах крайних консерваторов и сторонников режима твердой руки. Басидж уже не раз доказала свою надежность, и есть основания полагать, что она и в дальнейшем будет использоваться режимом в качестве эффективного инструмента противодействия протестным движениям. В июле 2012 г. глава канцелярии духовного лидера Ирана Ходжатолеслам Мохаммад Мохаммади Голпаегани заявил: «Нам не нужна атомная бомба. Наша атомная бомба - это Басидж» (010, с. 350).

За последние 20 лет эта организация стала частью системы государственной безопасности. Являясь масштабным социальным проектом режима, Басидж присутствует в Иране практически повсеместно. При этом точных данных относительно численного со-

става организации нет. Низшая граница определяется в 1,5 млн членов. Официальные лица часто приводят цифру 15 млн. В соответствии с наиболее реалистичной оценкой, численность организации ближе к 4 млн человек, включая 3 млн рядовых членов, 800 тыс. активных членов и 200 тыс. специальных членов (010, с. 345).

Басидж имеет около 20 подразделений, ориентированных на работу с определенным сегментом общества (школьниками, студентами, преподавателями, рабочими промышленных предприятий, служащими государственных ведомств, инженерами и т.д.). В организации существуют три категории членства: рядовые, активные и специальные басиджи. Подавляющее большинство составляют рядовые. Эти басиджи могут не иметь никакой специальной подготовки, однако в случае необходимости они привлекаются к участию в мероприятиях массового характера. На среднем уровне находятся так называемые активные члены, получившие базовую идеологическую, а некоторые и первичную военную подготовку. Специальными членами являются кадровые военные из КСИР, которых назначают для работы в подразделения Басидж.

В отличие от КСИР или милиции, Басидж формируется за счет привлечения добровольцев. Регулярного призыва в организацию не проводится. Рекрутирование новых членов происходит главным образом посредством личных или семейных связей, в мечетях, а также через представительства организации по месту основной деятельности (работа, школа, университет и т.п.).

Данные опросов показывают, что стандартной процедуры приема в члены Басидж нет, но все-таки личность каждого претендента в обязательном порядке проверяется. Как правило, такая проверка касается моральных качеств претендента, его лояльности режиму, степени религиозности, благонадежности семьи. Некоторые участники опроса говорили о том, что непосредственно в их отделении Басидж требуются рекомендательные письма или наличие поручителя из числа басиджей со стажем.

Серьезность проверки обычно зависит от уровня претензий. Для того, кто хочет стать рядовым членом, эта процедура максимально упрощена (особенно если претендент известен по месту проживания, работы или учебы, регулярно посещает одну и ту же мечеть). Серьезнее дело обстоит с теми, кто претендует на активную роль в организации, например, хочет стать членом военного

подразделения «Ашура», подчиненного КСИР, или надеется со временем занять руководящие позиции. Из данных опроса следует, что для подобных случаев предусмотрена специальная анкета, в которой кандидат излагает подробные сведения о себе, членах семьи и уровне военной подготовки. После изучения и проверки этих данных кандидатура должна быть одобрена сначала в окружном офисе Басидж (howzeh), а затем в региональном офисе (nahiyeh). В отличие от ситуации, характерной для революционного и постреволюционного периода, идеология и религиозные убеждения уже не являются главными побудительными мотивами для вступления в ряды Басидж. Согласно признанию одного из участников опроса, «во времена имама Хомейни 90% басиджей вступили в организацию по религиозным мотивам. Однако сейчас таких людей менее 10%, в то время как остальные ищут от своего членства пользы и выгод» (010, с. 353).

Можно выделить несколько причин, способствующих пополнению рядов этой организации. Часто они связаны с тем, что членство в Басидж по-прежнему остается привлекательным для представителей низших социальных слоев. Прежде всего, активные члены (а иногда и рядовые) получают целый ряд социальных и материальных выгод. Так, юноши призывного возраста могут уклониться от военной службы или заработать некоторые послабления. Например, перед теми, кто в течение пяти и более лет активно работал в Басидж и сумел при этом обзавестись полезными связями, открывается перспектива освободиться от призыва или служить не полный срок и при этом самостоятельно выбрать место службы.

Басиджи имеют преимущество по сравнению с небасиджами в плане карьерного роста внутри КСИР, а также внутри ассоциированных с данной структурой компаний. Иными словами, вместе с возможностью получить работу перед выходцем из Басидж открывается перспектива повысить свой социальный статус и улучшить материальное положение.

Кроме того, басиджи пользуются привилегиями при поступлении в университеты и при устройстве в государственные ведомства. В чрезвычайных жизненных обстоятельствах они могут обращаться за кредитом в банки, связанные с Басидж, или в кредитную организацию (Mehr Credit Institut, например). Активным басиджам (ozv-e fa'al) доступны субсидии на приобретение жилья в

государственном секторе. Через сеть аффилированных с организацией потребительских кооперативов (forushgah-ha-ye 1а'ауот) рядовые басиджи могут покупать продукты и товары первой необходимости по сниженным ценам.

Для молодежи, приходящей в Басидж, важнейшим стимулом является социализация. Посещая занятия и религиозные собрания на базах Басидж, совершая паломнические поездки, а также принимая участие в рейдах по поддержанию порядка, рядовые басид-жи постепенно начинают ощущать себя членами влиятельной сетевой структуры, своего рода братства. «Такие обычные для рядового басиджа формы занятости как изучение Корана, богослужения или даже операции по обеспечению безопасности выполняют важнейшую социальную функцию. Эти занятия не только помогают сформировать групповую сплоченность, но также полностью занимают время молодых людей, в том числе и досуг» (010, с. 354). Так, многие участники опроса заявляли, что больше всего они любят общаться с друзьями из числа басиджей. Более того, возникшие дружеские связи обычно оказываются долговременными и не прерываются даже после ухода из Басидж.

Рядовые члены имеют возможность посещать занятия, специально организуемые на локальных базах Басидж. Как правило, они проводятся еженедельно. Тематика занятий сосредоточена вокруг проблем, связанных с историей ислама, богословием, этикой, политической философией Хомейни. Басиджей также знакомят с политическими установками режима. Чаще всего эти занятия представляют собой бессистемную мешанину не связанных между собой и плохо структурированных курсов. Дискуссии не поощряются. Слушателям предлагается трактовка картины мира, с которой они обязаны согласиться и которую должны усвоить. Посещение занятий не является обязательным, однако для тех, кто хочет перейти из категории рядовых в категорию активных членов Басидж, регулярное присутствие на них имеет принципиально важное значение.

Помимо тренингов идеологического характера с басиджами проводятся практические занятия, которые формально должны подготовить их к участию в операциях по поддержанию порядка. Они включают в себя строевые занятия, инструктаж по проведению задержаний и обысков и по обращению с оружием. Судя по

отзывам участников опроса, специальные тренинги также бессистемны и неэффективны, как и занятия по идеологическим дисциплинам. К участию в реальных спецоперациях, требующих навыков владения оружием, басиджи привлекаются редко. Их главная функция - уличные рейды, включающие в себя наблюдение за поведением граждан с точки зрения соответствия требованиям мусульманской этики.

С. Голкар (Центр международных и сравнительных исследований Роберты Баффет при Северо-Западном университете, Эванстон, Иллинойс, США) (011) рассказывает об Организации басидж преподавателей (ОБП)1. Данное подразделение Басидж создано для работы в университетах. Членами ОБП могут стать все, кто занимается преподавательской деятельностью - от магистра до профессора. Кандидат должен быть мусульманином, исповедовать принципы доктрины Хомейни и поддерживать режим.

В целом «Basij-e Mostaz'afm», созданная по инициативе аятоллы Хомейни сразу после победы исламской революции, в настоящее время представляет собой разветвленную сеть, имеющую около 20 подразделений, внедренных в различные социальные и профессиональные группы иранского общества. Сейчас в рамках Басидж действуют организации для рабочих, служащих, ремесленников, медиков, инженеров, юристов, художников, журналистов, спортсменов, учителей, студентов. Есть также женские и детские организации Басидж и организации для пенсионеров.

ОБП была официально учреждена в 2001 г. в целях укрепления в университетах влияния клерикального режима. С инициативой создать профессорско-преподавательскую организацию Ба-сидж еще в 1998 г. выступили несколько преподавателей-ветеранов, участвовавших в войне между Ираном и Ираком. Они считали, что наряду с Организацией Басидж студентов (ОБС), существовавшей с 1991 г., в университетах необходимо иметь еще одну независимую структуру. Данная инициатива нашла поддержку у верховного лидера аятоллы Хаменеи, недовольного политическим

1 Автор отмечает, что помимо немногочисленных исследований, написанных на данную тему (включая работы на персидском языке), официальных документов и публикаций о ОБП в СМИ, в основу статьи легли собственные наблюдения, относящиеся ко времени его преподавательской деятельности в различных университетах Ирана с 2004 по 2009 г. (2, с. 364).

курсом, обозначившимся после победы Мохаммада Хатами на президентских выборах 1997 г. Хаменеи и его соратники стремились использовать любые пути, ведущие к усилению в обществе влияния сторонников жесткого курса в противовес влиянию реформаторов.

Идею создания в университетах организации под эгидой Ба-сидж одобрил Высший совет культурной революции, и в 2001 г. устав ОБП был официально утвержден. Согласно этому документу, в задачи ОБП входило «выполнение указов и распоряжений аятоллы Хаменеи, направленных на защиту ценностей и достижений исламской революции, а также продвижение религиозного просвещения в университетах» (011, с. 365).

Первичными ячейками ОБП являются клубы (Kanunha-ye Basij Asatid), существующие в каждом университете, включая частные. Согласно отчету руководства ОБП за 2010 г., в иранских университетах функционирует 350 таких клубов (011, с. 375). В каждом клубе действует несколько отделений (например, науки и исследований, культуры, работы с кадрами, организации тренингов, сбора информации, наблюдений и анализа). Глава такого клуба назначается руководством университета путем выбора из трех кандидатур, предложенных преподавателями - членами ОБП.

В соответствии с уставом все клубы в рамках одной провинции находятся под контролем провинциального центра ОБП (Markaz-e Basij-e Asatid dar har Ostan). В Тегеране таких центров два. Центры всех 32 провинций контролируются из столицы, из штаб-квартиры ОБП. Глава ОБП назначает начальников провинциальных центров. Сам он назначается решением командования Ба-сидж. Штаб-квартира представляет собой высший совет ОБП, в состав которого входят министр науки, исследований и технологии; министр здравоохранения и медицинского образования; представитель верховного лидера в университетах; глава Высшего совета культурной революции и 22 преподавателя-басиджа. Организационно ОБП - подразделение милиции Басидж, которая, в свою очередь, есть часть КСИР. «Фактически ОБП является полувоенной структурой, ответственной за подбор, организацию и инструктирование университетских преподавательских кадров» (011, с. 376).

Аятолла Хаменеи активно поддерживал идею расширения рядов ОБП за счет вовлечения в нее как можно большего числа

университетских преподавателей. По инициативе духовного лидера отделения ОБП были открыты во многих крупных университетах, включая Тегеранский, университет Фирдоуси в Мешхеде, Университет науки и технологии. Однако несмотря на столь мощную поддержку, быстрого роста членства в организации не происходило, так как в тот момент и в университетах, и в Министерстве просвещения тон задавали сторонники реформ. По данным за 2002 г., в ОБП вступили лишь 1200 человек, и ее деятельность в этот период ограничивалась подготовкой публикаций, содержавших критику реформистов, а также организацией собраний пропагандистского характера с привлечением представителей радикального духовенства.

Одним из первых в ОБП вступил преподаватель Иранского университета науки и технологии Махмуд Ахмадинежад, будущий президент Ирана. Известно, что с 1998 по 2001 г. он регулярно принимал участие в собраниях, организуемых по линии ОБП в г. Кум. В 2003 г. Ахмадинежад был избран мэром Тегерана. Помимо него в состав городского совета вошли еще четверо членов ОБП. Заняв должность мэра, Ахмадинежад не только финансово поддерживал ОБП, но также привлекал к участию в муниципальных проектах своих соратников из числа преподавателей-басиджей. В 2004 г. ряд членов ОБП стали депутатами парламента. В период президентской кампании они поддерживали Ахмадинежада и внесли весомый вклад в его победу на выборах 2005 г. В течение первого президентского срока Ахмадинежада (2005-2009) представители ОБП столь активно были вовлечены в политику и управление, что, по словам министра науки Захеди, «администрация Ахмади-нежада фактически представляла собой администрацию от ОБП» (011, с. 368). В новом кабинете портфели министров получили сразу несколько близких соратников нового президента по ОБП. Это Мохаммад Солеймани - министр коммуникации и информационных технологий; Масуд Мир-Каземи - министр торговли; Мохам-мад-Мехди Захеди - министр науки, исследований и технологии; Камран Бакери-Ланкарани - министр здравоохранения и медицинского образования1.

1 Однако «несмотря на теснейшие связи Ахмадинежада с ОБП, в 2011 г. во время конфликта президента с аятоллой Хаменеи организация встала на сторону последнего. Многие преподаватели-басиджи официально заявили, что подчиняются только верховному лидеру и следуют только его приказам. В результате

Придя к власти, сторонники жесткого курса позаботились об укреплении позиций ОБП в системе образования. За первые полгода пребывания Ахмадинежада во главе Ирана 90% деканов в университетах были уволены и заменены членами ОБП. «В 2005 г. с помощью ОБП министерство просвещения в течение 24 часов сместило деканов в 26 университетах и заменило их профессорами из Басидж» (011, с. 367). Отставки коснулись не только руководящего состава. Большое число профессоров и преподавателей из категории сторонников реформ лишились в этот период работы, и их должности заняли члены ОБП. В «чистке» преподавательских рядов был задействован Центральный комитет по отбору преподавателей, учрежденный в 1980-х годах в ходе культурной революции и призванный осуществлять надзор за уровнем идеологической подготовки сотрудников университетов. Целью развернутой кампании было облегчение доступа к преподаванию в вузах лояльных режиму кандидатов при одновременном блокировании доступа сочувствующим реформаторам.

Подобно другим подразделениям Басидж, ОБП проявляла интерес к сфере бизнеса. Когда к власти в Иране пришли сторонники жесткого курса, ОБП удалось заключить несколько выгодных контрактов по линии государства. Влияние ОБП еще больше возросло после парламентских выборов 2008 г., когда в число вновь избранных депутатов вошли несколько видных деятелей Организации. Согласно одобренному в 2009 г. парламентом очередному плану развития, на правительство страны возлагалась обязанность поддерживать ОБП «как мозговой центр исламского режима».

Несмотря на то что ОБП в период президентства Ахмадине-жада была активно вовлечена в политическую деятельность, ее главной задачей все же оставалась работа в иранских университетах. Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи ставил перед ОБП две глобальные задачи. Первая касалась пропаганды идей исламской революции при одновременной борьбе с западным идеологическим влиянием. Вторая - выявления в стенах высших учебных заведений врагов режима. В связи с этим члены ОБП были обязаны

впервые с момента создания ОБП Ахмадинежад не присутствовал в 2011 г. на ежегодном 13-м по счету собрании ОБП. Фактически ОБП вышла из-под контроля президента и как подразделение Басидж, оказалась под полным контролем верховного лидера и главнокомандующего» (2, с. 374).

сотрудничать с Херасат, подразделением Министерства информации (безопасности), занимающимся искоренением инакомыслия.

Борьба с влиянием западных идей развернулась главным образом в области общественных наук. Министр образования и науки Ирана Камран Данешью, например, высказал мысль о том, что студентам нельзя преподавать идеологические дисциплины по учебникам, разработанным в государствах либеральной демократии и изобилующим терминами, оканчивающиеся на «-изм» (капитализм, либерализм, гуманизм). Перед членами ОБП была поставлена задача подготовить новые учебники (особенно по экономике, философии, праву и политологии), а также пересмотреть учебные планы в пользу дисциплин с религиозным уклоном и предметов, способствующих воспитанию патриотического сознания.

Одним из направлений, связанных с воспитанием новых кадров для исламского режима, является создание тематических кружков для студентов-басиджей, руководить которыми поручается преподавателям из ОБП. В процессе занятий кураторы кружков должны не только оказывать студентам профессиональную помощь в освоении предметов, но и заботиться об их «политическом просвещении». Так, например, преподаватели из числа членов ОБП в период парламентских и президентских выборов обязаны были убеждать своих подопечных голосовать за сторонников жесткого курса.

Для привлечения в ОБП возможно большего числа преподавателей режиму приходится использовать различного рода стимулы. Главными мотивами для потенциальных членов Басидж остаются: возможность получить постоянную работу при условии полной занятости, продвижение по службе, материальные поощрения (в том числе оплаченные стажировки в западных университетах).

Принятые в члены ОБП преподаватели должны пройти интенсивный политико-идологический тренинг. После волнений, имевших место в связи с выборами 2009 г., специальная программа идеологического тренинга для преподавателей была разработана и введена в шести провинциях Ирана. Кроме того, для интенсификации процесса идеологической обработки и сплочения преподавательских кадров ОБП разработала систему специальных кружков «благочестивых». Группы, состоящие из 15-20 преподавателей, должны собираться не менее двух раз в неделю и проводить дискуссии по проблемам текущей политики. Каждая группа имеет ин-

структора, ответственного за ее деятельность. Наиболее типичные темы семинаров: «Доктрина velayat-e fakih», «Как распознать врага», «Бархатная революция», «Идеологическая война» (011, с. 377).

С точки зрения режима идейная убежденность преподавателя и готовность передавать ее студентам важнее уровня его профессиональной квалификации. За членами ОБП гарантированно сохраняются должности даже в отсутствие публикаций и научно-исследовательской деятельности. Благодаря существованию специальной кадровой квоты и общей поддержки со стороны режима, в университеты попадают малообразованные и неквалифицированные преподаватели. Чтобы способствовать их карьерному продвижению в университетах были введены новые правила, в соответствии с которыми особый упор делается на такой критерий оценки как «культурные достоинства».

Несмотря на усилия властей по вовлечению иранских преподавателей в ОБП, многие из них до сих пор воздерживаются от вступления в эту организацию. Несмотря на заявленную руководством ОБП цель вовлечь в ряды организации более 70% преподавателей, по данным за 2011 г., она насчитывает только 12 тыс. членов. При этом число так называемых активных членов еще меньше. Некоторые исследователи полагают, что неформально с организацией сотрудничают чуть менее полутора тысяч человек (011, с. 378).

В заключение автор выражает сомнение в том, что в эпоху глобализации и современных коммуникационных и информационных технологий режиму удастся в течение длительного времени контролировать ситуацию в иранских университетах с помощью такого инструмента, как ОБП.

Н.Б. Шувалова

2014.03.012. ПЬЕРЕ Т. РЕЛИГИЯ И ГОСУДАРСТВО В СИРИИ: СУННИТСКИЕ УЛАМА ОТ ВОЕННОГО ПЕРЕВОРОТА ДО РЕВОЛЮЦИИ.

PIERRET Th. Religion and state in Syria: The Sunni ulama from coup to revolution. - Cambridge etc: Cambridge univ. press, 2013. - XIII, 276 p. - Bibliogr.: p. 245-261. Ind.: p. 263-276.

Автор (Эдинбургский университет, Великобритания) рассматривает неуклонное снижение роли суннитского инкорпориро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.