Научная статья на тему '2014.02.015. КОЛЛЬЯК С. АЗИЯ В 2020 Г. COLLIAC ST. L’ASIE à L’HORIZON 2020 // PROBLèMES éCON. - P., 2013. - N 3070. - P. 56-63'

2014.02.015. КОЛЛЬЯК С. АЗИЯ В 2020 Г. COLLIAC ST. L’ASIE à L’HORIZON 2020 // PROBLèMES éCON. - P., 2013. - N 3070. - P. 56-63 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КАПИТАЛОВ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.02.015. КОЛЛЬЯК С. АЗИЯ В 2020 Г. COLLIAC ST. L’ASIE à L’HORIZON 2020 // PROBLèMES éCON. - P., 2013. - N 3070. - P. 56-63»

2014.02.015. КОЛЛЬЯК С. АЗИЯ в 2020 г.

COLLIAC St. L'Asie à l'horizon 2020 // Problèmes écon. - P., 2013. -N 3070. - P. 56-63.

Сотрудник генеральной дирекции казначейства Франции рассматривает перспективы развития Азиатского региона до 2020 г.

В соответствии с теорией конвергенции уровень жизни наиболее бедных стран со временем приближается к уровню жизни передовых экономик. С этой точки зрения, состояние Азиатского региона очень неоднородно. Если Япония, Гонконг и Сингапур практически достигли уровня ведущих стран мира, то другие страны региона только вступили на путь конвергенции. По оценке МВФ, этот процесс будет продолжаться.

Социально-экономические показатели подтверждают отставание большинства стран региона по уровню развития. Исключением являются Япония, Южная Корея и Гонконг. Наиболее низкий уровень развития наблюдается в Камбодже и Лаосе. В некоторых странах, в частности в Индии, на Тайване и во Вьетнаме, относительно низка степень урбанизации.

Некоторые исследования показывают, что доля Азии в мировом ВВП должна значительно вырасти (с 23% в 2008 г. до 33% в 2025 г. и почти 50% в 2050 г.) в основном за счет роста китайской экономики. По оценке МВФ, к 2017 г. Азиатский регион обеспечит половину роста мировой экономики, тогда как на долю Латинской Америки придется 8%, европейских стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) - 7, США - 14, зоны евро - 6% (с. 57).

За 15 лет, прошедших после азиатского кризиса 1997-1998 гг., одной из причин которого была задолженность предприятий в иностранной валюте, странам региона удалось развить свои национальные рынки капитала. Хотя снижение инфляции и улучшение текущего сальдо способствовали этому процессу, развитие рынков капитала в местной валюте диктовалось также политическими соображениями. Руководители стран региона проявили немалую политическую волю, реализовав несколько проектов в рамках АСЕАН. Доля азиатских рынков облигаций на мировом рынке увеличилась с 2% в 1996 г. до 8% в 2011 г. (с. 57).

Развитие рынков облигаций стимулировалось растущей либерализацией движения капитала, что обеспечило рост доли нерезидентов, особенно в Индонезии и Малайзии. Либерализация дви-

жения капитала носит постепенный характер и остается менее выраженной в Китае, Индии и во Вьетнаме, чем в других странах. Во всех странах, включая Китай, этот процесс происходил по схожему сценарию. Сначала разрешался ввоз капитала нерезидентам, затем вывоз капитала для резидентов. Кроме того, постепенно смягчались административные ограничения, чаще всего - инвестиционные квоты. Они последовательно повышались как для портфельных, так и прямых иностранных инвестиций, хотя многие ограничения сохраняются и сегодня.

Развитие финансовых рынков и хорошие макроэкономические показатели региона позволили сделать более гибкими валютные режимы азиатских стран. В последние 15 лет многие страны перешли к контролируемому плавающему курсу. В 2005 г. Китай установил более гибкий режим валютного курса, но в 2009-2010 гг. под воздействием кризиса в промышленно развитых странах (ПРС) вернулся к фиксированному курсу. Сегодня только Япония придерживается режима полноценного плавающего курса, что, однако, не исключает словесных или физических интервенций на валютном рынке.

Азиатские страны предприняли ряд шагов, направленных на торговую и финансовую интеграцию, которая может усилиться в будущем. Сегодня в рамках АСЕАН доля внутрирегиональной торговли увеличилась с 18% в 1990 г. до 26% в 2010 г., а доля Китая в экспорте зоны возросла с 6% в 2000 г. до 15% в 2010 г. (с. 58). Частично рост внутрирегиональной торговли объясняется созданием производственных цепочек, которые, впрочем, могут быть ориентированы и на страны, расположенные за пределами региона. В Китае импорт для последующего реэкспорта составлял в 2011 г. 30% всего импорта, тогда как реэкспорт достигал 46% общего экспорта (с. 59).

В результате растущего переплетения производственных цепочек усилилась взаимозависимость экономики стран региона, которая особенно ярко проявляется в период кризисов или природных катастроф в одной из стран региона (таких, как, например, землетрясение в Японии и наводнения в Таиланде в 2011 г.). Рост доли Китая в международной торговле также содержит в себе риск распространения китайского кризиса на другие СФРЭ региона, особенно через цены на сырье. На дальнейшее развитие региональ-

ной интеграции в Азиатском регионе по-прежнему будет оказывать давление ослабление спроса со стороны ПРС.

В Азии продолжалась и финансовая интеграция, хотя она и остается ограниченной как внутри зоны, так и вне региона. Уязвимость экономики региона к финансовым шокам остается высокой, особенно в странах АСЕАН и Южной Корее, хотя ряд двусторонних и региональных соглашений своп выступают в качестве стабилизирующего элемента. Эти соглашения направлены на расширение доступа к ликвидности, обеспечение финансовой стабильности и урегулирование торговых расчетов.

Характеризуя модель роста стран региона, автор отмечает ее неуравновешенность, выражающуюся в чрезмерном внешнем дефиците или профиците платежных балансов. К странам с наиболее высоким профицитом, который отражает излишек накопления по отношению к национальным инвестициям, относятся Китай, Гонконг, Малайзия и Сингапур. Напротив, Вьетнаму, Камбодже и Лаосу не удается финансировать инвестиции за счет накопления, что приводит к значительному дефициту текущих статей платежного баланса. Что касается внутреннего спроса, то Филиппины, Лаос и Камбоджа опираются на внутреннее потребление, Китай - на очень высокую норму накопления, как, но в меньшей степени, и Вьетнам. Экономика основных стран АСЕАН основывается на экспортных секторах, что повышает их уязвимость к внешним шокам.

В большинстве азиатских стран уровень инфляции в последние годы снижается, но в Индии, Индонезии, Вьетнаме, Камбодже и Лаосе он остается более высоким, чем в регионе в целом, что свидетельствует о недостаточности инвестиций или их низкой эффективности, а также о возможном влиянии других факторов.

Страны с наименее диверсифицированной структурой экспорта особенно уязвимы к внешним шокам. Это касается стран -экспортеров сырья (Камбоджа, Филиппины, Лаос) или стран с доминированием логистических видов деятельности (Сингапур, Гонконг). В то же время большинство стран являются нетто-импор-терами сырья, в частности энергоресурсов (особенно Китай). Хотя, не считая небольших стран, азиатские экономики достаточно диверсифицированы, риск нового роста цен на сырьевые товары угрожает внешнему равновесию региона, но он не так значителен, как в других развивающихся регионах.

Для большинства стран региона в течение 15 последних лет характерны профициты текущих операций платежного баланса. До азиатского кризиса они наблюдались только у Японии и Сингапура, что было связано с превышением уровня инвестиций над уровнем накоплений в большинстве СФРЭ региона. В результате кризиса произошло значительное снижение уровня инвестиций при поддержании уровня накоплений на сопоставимых уровнях. Профициты текущих операций платежного баланса сочетались с притоком частного капитала, привлеченного возможностями быстрого роста и стабильностью обменного курса. Однако, по оценке МВФ, обменный курс в азиатских странах подвержен значительным отклонениям по отношению к равновесной стоимости. В частности, валюты Таиланда, Южной Кореи, Китая недооценены, а индонезийская и особенно индийская рупии переоценены. Следовательно, азиатские страны аккумулировали значительные валютные резервы (около половины всех мировых резервов), что ведет к трансферу накоплений в ПРС (с. 61).

Указывая на различия в экономической ситуации в странах региона, автор приходит к выводу, что экономический рост, каким бы высоким он ни был в некоторых странах, будет неуравновешенным. Излишние накопленные резервы, преобладающие в большинстве стран, вложены в низкорентабельные зарубежные государственные долговые ценные бумаги, тогда как страны, до сих пор отстающие в развитии, выиграли бы, больше инвестируя в собственную экономику, поскольку их потребности в развитии инфраструктуры и подготовке рабочей силы очень высоки.

Азиатский кризис 1997 г. показал, что неэффективные инвестиции могут быть одним из факторов кризиса. В связи с этим он указывает, что есть все признаки, свидетельствующие о возможности кризиса и резкого восстановления равновесия в экономике Вьетнама, где спекулятивные инвестиции в настоящее время сочетаются с внешним дефицитом и низким уровнем валютных запасов. Это очень напоминает ситуацию в азиатских странах в 1997 г.

В Китае в результате старения населения может снизиться норма сбережений, поскольку молодое поколение более склонно к сбережению для поддержания высокого потребления в пенсионном возрасте. По этой причине по мере старения населения сбережения, вероятно, будут сокращаться в пользу потребления, что будет спо-

2014.02.016-017

собствовать постепенному пересмотру модели роста. Тем не менее Китаю следует ориентироваться на внутреннее потребление, поскольку способности мировой экономики к поглощению китайского экспорта, на который сегодня приходится 10% мирового экспорта, ограничены (с. 62).

Наиболее вероятным сценарием развития Азиатского региона до 2020 г. является продолжение сближения экономики региона с экономикой ПРС. Однако на этот сценарий, наряду с классическими климатическими и геополитическими рисками, могут повлиять риски, связанные с ростом государственной задолженности некоторых стран, в частности Японии и Индии, частного долга Южной Кореи, долгов местных правительств в Китае, а также риски, обусловленные хронической недостаточностью инвестиций в большинстве стран региона.

В краткосрочной перспективе в некоторых странах существует риск кризиса платежных балансов (Вьетнам, Камбоджа, Лаос), а в среднесрочном плане - опасность неполного восстановления модели роста в Китае. Пример Японии свидетельствует о том, что полное восстановление возможно только при проведении структурных реформ, способствующих развитию внутреннего рынка. В противном случае рост выдыхается.

И.Ю. Жилина

2014.02.016-017. ПОЗИЦИИ КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ. (Сводный реферат).

2014.02.016. DIXON P. China as world's dominant superpower - impact on America, Russia and EU / Global change.com. - 2013. - Jan. 24. - Mode of access: http://www.globalchange.com/china-as-worlds-dominant-superpower-impact-on-america-russia-and-eu.htm

2014.02.017. China overview / The World Bank. - 2013. - Mode of access: http://www.worldbank.org/en/country/china/overview

В статьях представлены точки зрения специалистов на роль Китая как второй по величине экономики мира и анализируются пути завоевания этой страной лидирующего положения.

С 1978 г. (начало проведения рыночных реформ) экономика Китая претерпела существенные изменения: из централизованно-управляемой она трансформировалась в рыночную. При этом бы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.