Литература
1. Корнеева О.Ю. «Формирование и развитие инновационного образования» // Вестник Томского государственного педагогического университета -2009г. - № 9. С. 35-37.
2. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение/В.Г. Зинов; Фак. инновац.-технол. бизнеса АНХ при Правительстве РФ. - М. : Дело, 2005. -495 с.
3. Князев С.Н., Ганчеренко И.И. «Управление инновациями и инновации в управлении»// Вестник МГУ. Серия 21-2007г.-стр. 27-35.
4. Курдов В.М.»Инновационная экономика - веление времени»// Журнал Современная Европа (Институт Европы РАН). Апрель 2009г. №2. стр. 85-99.
УДК 339.54
ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Куцова Екатерина Александровна, студент Московский гуманитарный университет, г. Москва, Россия caterina. kutsova@yandex. ru
Современный этап торгово-экономического сотрудничества стран АТР характеризуется формированием двусторонних и многосторонних зон свободной торговли, которые становятся средством сближения очень разнородных государств региона. Формирование архитектуры интеграционной модели региона происходит на фоне возрастающей роли Китая и при его непосредственном участии.
Ключевые слова: Зона свободной торговли; торговое соглашение; АСЕАН; Азиатско-Тихоокеанский регион.
TRADE COOPERATION AND ECONOMIC INTEGRATION OF THE ASIA-PACIFIC REGION
Kutsova Ekaterina, student Moscow University for the Humanities, Moscow, Russia caterina. kutsova@yandex. ru
The current stage of economic and trade cooperation among the Asia-Pacific region is characterized by the formation of bilateral and multilateral free trade zones, which are a means of approach is very diverse states in the region. Formation of the architecture of the integration model of the region comes amid growing role of China and with his direct participation.
Keywords: Free Trade Area; Trade Agreement; ASEAN; Asia-Pacific region.
Характерной особенностью международной торговли, особенно в последние два десятилетия, является резкий рост количества региональных торговых
соглашений (РТС). Ряд азиатских стран, традиционно развивающих многосторонние отношения (Австралия, Индия, Япония, Корея и Сингапур), также проявили в этот период заметную активность, заключив целый ряд РТС. Австралия заключила 7 РТС, включая зону свободной торговли (ЗСТ) с США, подписанную в 2004 г. 8 РТС были заключены Индией. Япония уведомила о 11 РТС, из которых 4 (с АСЕАН, Индонезией, Брунеем, Филиппинами) вступили в силу только в 2008 г., а в 2009 г. к ним добавилось еще 2 (со Швейцарией и Вьетнамом). Сингапур стал одним из наиболее популярных партнеров среди азиатских стран. Он участвует в 16 РТС начиная с ЗСТ АСЕАН (AFTA), образованной в 1992 г., но большинство соглашений заключено в последние 10 лет. Китай, Таиланд, Корея и Малайзия также достигли существенного прогресса в области регионального торгового сотрудничества в течение данного периода.
Таблица
Количество региональных торговых соглашений с участием стран АТР
Страна Количество Страна Количество
РТС РТС
всего всего (после
(после 1090 г.) 1090 г.)
Австралия 10 (7) Макао, Китай 1
КНР 10 (9) Малайзия 13 (12)
Гонконг, Китай 1 Филиппины 10 (9)
Индонезия 10 (9) Тайвань 4 (4)
Япония 11 (11) Таиланд 13 (13)
КНДР 1 Сингапур 20 (20)
Республика 7 (6) Вьетнам 9 (9)
Корея
Лаос 10 (9) Бангладеш 5 (5)
Монголия 0 Бруней 10 (10)
Камбоджа 8 (8) Мьянма 9 (8)
Новая Зеландия 9 (6) Индия 12 (10)
По данным Азиатского банка развития к 2009 г. в Азии насчитывалась 221 ЗСТ, в том числе 112 уже работающих, 49 провозглашенных, 16 в стадии формирования и 44 в процессе переговоров. Из 104 РТС существующих в АТР [4], 75 носят двусторонний характер (из них 51 внутри региональные и 24 выходят за рамки региона), 15 заключены между блоками стран, 13 имеют региональный статус и 1 глобальная. Среди предлагаемых и подписанных соглашений, в регионе преобладают двусторонние FTA: 25 (внутри региональных) и 12 (межрегиональных), двусторонние EIA: 17 (внутри региональных) и 9 (межрегиональных). Страны, принадлежащие к тому же самому многостороннему льготному торговому соглашению и страны с общим языком, с большей вероятностью, заключают РТС [3]. Аналогично, страны с более высоким ВНП вступают в двухсторонние РТС с большей вероятностью.
Несмотря на быстрое увеличение числа РТС, региональный уровень торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе все еще остается относительно низким.
Основными причинами этого являются сложные бюрократические правила, низкие региональные тарифы. Кроме того, торговля в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона сосредоточена между двумя блоками: Восточная Азия (Китай, Япония, Корея) и Юго-Восточная Азия (АСЕАН). В последнее время торговля, между этими блоками, сводится, в основном, к торговле между Китаем и АСЕАН.
Страны региона производят полуфабрикаты и комплектующие в соответствии с ценовым преимуществом и затем торгуют ими между собой. Конечной целью такого товарообмена является производство готовой продукции для США и ЕС. Половина внутри региональной торговли сводится к торговле такими промежуточными продуктами. Доля готовой продукции составляет только 22 %. Следовательно, в краткосрочной перспективе восстановление торговли в АТР зависит в существенной степени от экономического восстановления США, ЕС и Японии. В среднесрочной перспективе для расширения свободы торговли в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона государства АТР должны предпринять агрессивные меры по либерализации торговли. Усилия по созданию пан-асеанского экономического сообщества к 2015 г. и усилия по расширению АСЕАН до АСЕАН+3 или АСЕ-АН+6 следует рассматривать в этом контексте.
АСЕАН+3 - форум, образованный Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии и тремя государствами Восточной Азии: Китаем, Японией и Кореей. Он возник в 1997 г., частично в ответ на потрясения на финансовых рынках в Азии, которые привели к Азиатскому финансовому кризису.
С момента учреждения АСЕАН+3 сотрудничество между входящими в него государствами расширилось и углубилось во многих областях, включая политику и безопасность, борьбу с международной преступностью, экономику, финансы и денежно-кредитные отношения, сельское хозяйство и лесоводство, энергетику, добычу полезных ископаемых, туризм, охрану здоровья, трудовые ресурсы, культуру и искусство, охрану окружающей среды, науку и технику, информацию и технологии связи, социальное благосостояние и борьбу с бедностью, управление бедствиями, вопросы молодежи, права женщин и другие.
АСЕАН+3 - главный рынок АСЕАН. Приблизительно 59 % экспорта и 57 % импорта АСЕАН в 2008 г. приходилось на долю стран ATP, из которой торговля внутри АСЕАН составляет приблизительно половину, а другая половина приходится на Японию, Корею и Китай. Согласно данным, опубликованным на официальном вебсайте АСЕАН [1], общий объем экспорта АСЕАН в Японию, Корею и Китай достиг 225.4 млрд. долл. в 2008 г., увеличившись на 17.1 % по сравнению с 2007 г. Это гораздо больше, чем в 2007 г., когда экспорт АСЕАН в эти страны вырос на 10.9 %. Импорт АСЕАН из тех же стран также значительно увеличился в 2008 г. на 19.5 %, достигнув 254.7 млрд. долл. США, по сравнению с 213.1 млрд. в
2007 г. Следовательно, несмотря на глобальный кризис, общий объем торговли АСЕАН с Японией, Кореей и Китаем остался высоким и составил 480.1 млрд. в
2008 г., что на 18.4 % выше по сравнению с 405.5 млрд. в 2007 г., это 28.1 % от общего объема торговли АСЕАН. Япония, Корея и Китай также являются важнейшим источником инвестиционного капитала и дохода от туризма для АСЕАН. Приблизительно 35 % притока инвестиций и 62.6 % доходов от туризма - доля этих государств-членов ATP. Однако, произошло сокращение прямых иностран-
ных инвестиций из данных трех стран в АСЕАН с 12.7 млрд. долл. США в 2007 г. до 10.3 млрд. в 2008 г.
Руководящим документом по укреплению связей и сотрудничества АСЕ-АН+3 является «Рабочий план сотрудничества АСЕАН+3 на 2007-2017 гг.». Этот план поддерживает ЗСТ или всеобъемлющее экономическое партнерство (ВЭП) между АСЕАН, Японией, Китаем и Кореей. Все ЗСТ/ВЭП охватывают торговлю товарами, торговлю услугами, инвестиции и другие области экономического сотрудничества. ЗСТ АСЕАН - Китай вступила в силу с января 2010 г. для АСЕАН-6 (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) и Китая. Присоединение к ней Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Вьетнама предусмотрено в 2015 г. Это результат переговорных процессов между Китаем и АСЕАН по рамочному соглашению о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, подписанному в 2002 г. Соглашение о торговле товарами осуществляется с июля 2005 г. Соглашения о торговле услугами было подписано в январе 2007 г. и вступило в силу в июле 2007 г., а инвестиционное соглашение было подписано в августе 2009 г. Эта региональная торговая организация имеет огромное значение в мировой экономике из-за размера этих стран, а также величины торговли между ними. ЗСТ АСЕАН - Китай является крупнейшей зоной свободной торговли между развивающимися странами. Как только две стороны начали сотрудничать друг с другом более интенсивно, торговля между ними быстро увеличивалась, достигнув 100 млрд. долл. США в 2005 г. и затем постоянно росла. В 2008 г. объем торговли АСЕАН - Китай достиг 192,7 млрд. долл. США, что составляет около 11,3 % торговли АСЕАН, сделав Китай третьим по величине партнером блока АСЕАН.
Япония - по-прежнему важнейший экономический партнер и главный вкладчик в развитие сотрудничества со странами АСЕАН. Объем торговли Япония - АСЕАН составляет 12,4 % от общего объема торговли АСЕАН в 2008 г., достигая 211,4 млрд. долл. США и делая Японию самый большим торговым партнером АСЕАН. Однако, инвестиционные потоки из Японии понизились на 8.4 % с 8.3 млрд. долл. США в 2007 г. до 7.7 млрд. в 2008 г. С укреплением Китая, Япония предпринимает усилия по сохранению лидерства в регионе. В апреле 2008 г. Япония подписала соглашение о Всестороннем экономическом партнерстве АСЕАН -Япония (AJCEP). Данное соглашение охватывает торговлю товарами, торговлю услугами, инвестиционное и экономическое сотрудничество. Активно продвигая концепцию "Сообщество Восточной Азии", Япония надеется, что AJCEP усилит экономические связи со странами АСЕАН, и укрепит ее лидерство. Лаос, Мьянма, Сингапур, Вьетнам и Япония действуют согласно AJCEP начиная с декабря 2008 г., в то время как Бруней и Малайзия начиная с января и февраля 2009 г., соответственно.
Корея изменила свою политику, присоединившись к Китаю и Японии в активизации экономических связей с АСЕАН. В начале 2000-х годов, внешняя политика Кореи была сосредоточенна на инициативе "эпоха Северо-Восточной Азии" с акцентом на Северо-Восточную Азию, вместе с Корейским полуостровом. Тем не менее, она вышла за эти узкие рамки и расширила свои интересы в отношении АСЕАН, с так называемой "новой инициативой Азии". В ноябре 2004 г. Корея и страны АСЕАН подписали Совместную декларацию о всестороннем сотрудничестве и партнерстве, которая явилась основой для более тесных отношений между двумя сторонами, особенно в области экономики. Рамочное соглашение о всесто-
роннем экономическом сотрудничестве было подписано в декабре 2005 г. Это соглашение установило сроки развития зоны свободной торговли АСЕАН - Корея следующим образом: для Кореи - 2008-2010 г.г.; для АСЕАН-6 -2010-2012 г.г.; для Вьетнама - 2016 г., для Камбоджи, Лаоса и Мьянмы - 2018 г.. В рамках этого договора, соглашения в области торговли и соглашения в сфере услуг между Кореей и девятью странами АСЕАН были подписаны в августе 2006 г. и ноябре 2007 г., соответственно. Таиланд подписал эти соглашения в феврале 2009 г.
Инвестиционное соглашение между АСЕАН и Кореей также было подписано в июне 2009 г. Соглашение о торговле товарами осуществляется с июня 2007 г., а соглашение о торговле услугами вступило в силу в мае 2009 г. При активизации усилий двух сторон торговля и инвестиции между АСЕАН и Кореей значительно увеличились. Общий объем торговли между Кореей и АСЕАН достиг 75.5 млрд. долл. США, а объем инвестиций из Кореи в 2008 г. составил 2.1 млрд. долл. США.
Финансовое и валютное сотрудничество находится в центре внимания экономического сотрудничества в рамках АСЕАН+3. Недавнее внимание обращено на реализацию Чианг Мэй многосторонней инициативы (СМ1М). СМ1М является продолжением регионального финансового сотрудничества по линии так называемой "Инициативы Чианг-Май", учрежденной в 2000 г. Кореей, Китаем и Японией и пятью крупнейшими странами АСЕАН - Таиландом, Малайзией, Индонезией, Сингапуром и Филиппинами. Суть этой схемы, созданной в ответ на азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., сводится к оказанию взаимной поддержки в восстановлении валютной ликвидности через двусторонние кредитные линии. Ключевыми целями учрежденной схемы являются, как сказано в сообщении, "помощь в решении проблем с платежными балансами и краткосрочной ликвидностью в регионе" и "расширение существующих международных соглашений о валютном сотрудничестве".
Чтобы помочь государствам-участникам эффективно реагировать на последствия глобального финансового кризиса, страны АСЕАН+3 совместно с Гонконгом, согласовали в феврале 2009 г. увеличение размера СМ1М с 80 млрд. до 120 млрд. долл. США. В мае 2009 года 12 совещание министров финансов стран АСЕАН+3 достигло согласия по всем основным компонентам СМ1М, в том числе по вкладу отдельных стран, доступности займов и механизму контроля. СМ1М была официально подписана министрами финансов и управляющими центральных банков 13 стран АСЕАН+3 в декабре 2009 г. и будет запущена 24 марта 2010 г. Страны-участницы могут быстро реагировать на кризис ликвидности через обмен валюты в течение семи дней после запроса в службу поддержки ликвидности.
На 12-й встрече министров финансов АСЕАН+3 мае 2009 г., было также одобрено создание кредитных гарантий и инвестиционный механизм (CGIM) в качестве одного из целевых фондов Азиатского банка развития, с первоначальным капиталом 500 млн. долл. США. Целью CGIM является поддержка выпуска в национальной валюте корпоративных облигаций в регионе. Принимая региональные меры по выходу из глобального экономического кризиса, государства АСЕАН+3 в феврале 2009 г. выработали совместный план действий по восстановлению экономической и финансовой стабильности в азиатском регионе и обязались совместно работать над реализацией сделанного в июне 2009 г. совместного заявления о со-
трудничестве АСЕАН+3 в ответ на глобальный экономический и финансовый кризис.
Кроме укрепления ЗСТ АСЕАН+1 государства-члены также продолжают работу по технико-экономическому обоснованию в Восточной Азии зоны свободной торговли (EAFTA) и всеобъемлющего экономического партнерства в Восточной Азии (CEPEA). Помимо торговли, инвестиций и финансов, экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН+3 расширилось в различных областях. В энергетическом секторе страны АСЕАН+3 призвали к более тесному сотрудничеству для построения безопасной и устойчивой энергетики будущего. Энергетическая безопасность, рынок нефти, накопления запасов нефти, природного газа и новых возобновляемых источников энергии, и повышение энергоэффективности - пять областей, где государства-члены АСЕАН+3 укрепляют свое сотрудничество
Устойчивое экономическое и социальное развитие региона связано с развитием туризма. Страны АСЕАН+3 понимают, что развитие туризма в регионе Восточной Азии увеличит региональный экономический рост на 1-2%. Ряд инициатив был предпринят для обеспечения охраны здоровья и безопасности пассажиров. Страны АСЕАН+3 также продолжают свое сотрудничество в области продовольственной безопасности.
Кроме Китая, Японии и Кореи АСЕАН развивает эффективное экономическое сотрудничество с другими партнерами, особенно ЕС и США. ЕС является одним из основных торговых партнеров АСЕАН с общим объемом межрегиональной торговли 202,5 млрд. долл. США в 2008 г. Кроме того, ЕС основной источник прямых иностранных инвестиций, которые достигли максимума в 18,4 млрд. долл. США в 2007 г. прежде чем упасть до 13,1 млрд. в 2008 г. в связи с мировым финансовым кризисом. На ЕС также приходится самая большая доля прибывающих в станы АСЕАН туристов (10,4 % в 2008 г.). Торговые и инвестиционные потоки между двумя сторонами осуществляются в рамках межрегионального соглашения АСЕАН-ЕС по вопросам торговых инициатив (TREATI). АСЕАН и ЕС также начали переговоры о ЗСТ в 2007 г. Однако, в марте 2009 г. обе стороны договорились взять паузу в этих переговорах.
С начала 1990-х годов основное внимание в рамках отношений АСЕАН и США переключилось с политики и безопасности в область экономики. В августе 2006 г. АСЕАН и США заключили торговое и инвестиционное рамочное соглашение (TIFA). В развитии сотрудничества обе стороны находятся в настоящее время в рамках расширенного партнерства АСЕАН - США. Общий объем торговли между АСЕАН и США в 2008 г. превысил аналогичный показатель 2006 г. на 17 млрд. долл. и составил 178 млрд. долл. США. Однако, общий приток инвестиций в АСЕАН из США составлявший 6,3 млрд. долл. США в 2007 г. сократился в 2008 г. примерно до 3 млрд.
В последние годы АСЕАН также приложил значительные усилия для активизации экономического сотрудничества с другими партнерами в регионе. В частности, в настоящее время расширено сотрудничество в рамках саммита стран Восточной Азии, который включает АСЕАН+3, а также Австралию, Индию и Новую Зеландию (АСЕАН +6). Таким образом, АСЕАН в настоящее время устанавливает тесные связи и партнерские отношения с различными странами для укрепления своего возрастающего влияния в регионе.
В рамках инициатив по созданию межрегиональной ЗСТ в Восточной Азии, наиболее динамичном регионе мира, нашла поддержку некоторых аналитиков, таких, как Фред Бергстон - директор Института международной экономики в Вашингтоне, расширенная зона свободной торговли АТЭС. Наконец, на совещании, состоявшемся в ноябре 2006 г. в Ханое, лидеры АТЭС согласились провести исследования по зоне свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТЗСТ). С тех пор АТЭС продолжает изучение возможности создания АТЗСТ в качестве "долгосрочной перспективы". К ним относятся модельные исследования, свидетельствующие о возможных экономических выгодах и проблемах в создании АТЗСТ; формирование перечня вопросов, которые необходимо решить в рамках подготовки АТЗСТ; расширение исследований по определению сходства и различий в региональных и двусторонних торговых соглашениях АТЭС.
На заседаниях АТЭС в ноябре 2009 г. Деловой консультативный совет АТЭС призвал лидеров АТЭС установить реальные сроки и условия для инициирования АТЗСТ. Однако, они не установили график и просто обещали в своих заявлениях, что будут продолжать исследования.
Рассмотрим потенциальные возможности FTAAP. Ряд двусторонних соглашений о свободной торговле с участием государств АТЭС заключены, а по некоторым из них ведутся переговоры или исследования. Многочисленные двусторонние соглашения о свободной торговле в данном регионе, без сомнения, создают потенциальные риски роста операционных издержек из-за сосуществования запутанных и часто противоречивых правил торговли и стандартов между различными ЗСТ. Замена многочисленных запутанных отношений четкой системой стандартных правил во многом способствовала бы укреплению сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
АТЗСТ может стать крупнейшим соглашением по либерализации торговли в истории и привести к значительному расширению торговли и дальнейшей экономической выгоде. Исследования показали, что АТЗСТ могла бы повысить реальный ВВП членов АТЭС на 1,14 % [2].
Инициирование обсуждения АТЗСТ может возродить Дохийский раунд переговоров. ЕС, Бразилия, Индия и другие страны будут обеспокоены тем, что США будут обращаться к АТЭС, как к альтернативному варианту в случае срыва Дохийского раунда. В самом деле, подобное уже имело место во время первого саммита АТЭС, состоявшегося в ноябре 1993 г., возродив Уругвайский раунд.
Каковы перспективы для создания АТЗСТ? Несмотря на потенциальные преимущества, связанные с АТЗСТ, необходимо преодолеть огромные препятствия, прежде чем она может стать реальностью. Например, она должна выиграть по сравнению с другими конкурирующими инициативами, направленными на регионализм в Азиатско-Тихоокеанском регионе, такими, как АСЕАН+3, Восточно-Азиатский саммит (EAS), и недавнее предложение премьер-министра Австралии Кевина Радда по созданию Азиатско-Тихоокеанского сообщества (APC) (см. Рис.).
По-видимому, успех АТЗСТ будет в значительной степени зависеть от предпочтений и роли Китая и США. Нет сомнений, что США были сильным сторонником АТЗСТ в Ханое в 2006 году. США предложили начать исследования по АТЗСТ в целях борьбы против регионализма в Восточной Азии. Однако, энтузиазм США, похоже, уменьшился, после подписания двусторонних соглашений о свободной торговле с крупнейшими азиатскими странами, в том числе с Кореей.
Кроме того, администрации Обамы будет не легко получить поддержку для любого нового торгового соглашения в Конгрессе. С другой стороны, Китай, по-видимому, является активным сторонником АТЗСТ.
АГЭС 1АТ5СТ)
Кннщш, Чи-Нй, Мексика, Шйвйнь [ онксжг Перу, Папуа Новая Гвинея, Россия. США
- АСЕЛН+6
Авегралии. Ноиан Зилануин
- АСЕАН«
Китай, Япония, кзрея
————I АГ.ГД4
Бруяи-Й:, Имдумодин, Малайзии Филиппины Вьетнам Синапур Таиланд
Рис. Пересечение различных торгово-экономических группировок АТР
Еще одной важной проблемой является то, что члены АТЭС весьма разнообразны и неоднородны по своим экономическим системам и уровням экономического развития, а также культурным традициям и политическим системам. Соответственно, разные страны имеют разные политические цели и поэтому им трудно добиться согласия о начале переговоры по АТЗСТ. Но, даже в случае достижения консенсуса в вопросе о начале переговоров, трудно представить, что все члены АТЭС могут достигнуть согласия в отношении характеристик ЗСТ.
Действительно, путь к АТЗСТ будет нелегким и в рамках АТЭС АТЗСТ воспринимается только как "долгосрочная перспектива". Вероятнее всего, здесь политически целесообразен поэтапный подход.
В этой связи, полезным шагом на пути к АТЗСТ могло бы стать торговое соглашение «Транстихоокеанское партнерство» [5]. ТТП будет преференциальной торговой зоной основанной на Транстихоокеанском стратегическом соглашении об экономическом партнерстве между Брунеем, Чили, Новая Зеландией и Сингапуром, которое был подписано в 2005 г. на Встрече министров торговли АТЭС и вступило в силу в 2006 г. Во время саммита АТЭС в ноябре 2009 г. Торговый представитель США Рон Кирк заявил, что администрация Обамы будет участвовать в переговорах по созданию нового торгового соглашения ТТП. Это заявление означает, что переговоры ТТП с участием Австралии, Брунея, Чили, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США и Вьетнама начнутся в недалеком будущем. Другие
члены АТЭС (например, Канада и, возможно, Мексика), вероятно, присоединятся позднее.
Анализ материалов приведенных в настоящей статье позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Экономическая интеграция в АТР материализуется в форме префен-циональных торговых соглашений. Быстрыми темпами формируются зоны свободной торговли, которые в ближайшие годы могут охватить все страны региона.
2. Формирование двусторонних и многосторонних зон свободной торговли, с одной стороны, способствует сближению входящих в них стран. С другой стороны, одновременно возводятся дополнительные барьеры для торгово-экономического сотрудничества между теми, кто находится внутри закрытых торговых блоков и теми, кто в них не входит.
3. Есть большая вероятность того, что глобальный экономический кризис 2008-2009 годов, продемонстрировавший силу государств АТР, окажется очередным этапом в развитии региональной интеграции. Кризис был порожден в США, а выход из кризиса обеспечили, в основном, азиатские страны АТР, прежде всего, Китай и Индия.
4. Происходит явное усиление в Азиатско-Тихоокеанском регионе роли Китая за счет возрастания его удельного веса в региональной и мировой экономике, быстрого увеличения военного потенциала и его качественных характеристик.
5. Транстихоокеанское партнерство может стать полезным инструментом для создания АТЗСТ, так как оно будет открыто для присоединения других стран и предназначено для использования в качестве строительного блока АТЭС АТЗСТ в долгосрочной перспективе.
Литература
1. ASEAN Statistics. [Электронный ресурс]. URL: (http://www.aseansec.org/22122.htm) (дата обращения: 26.08.10).
2. Further Analytical Study on the Likely Impact of FTAAP, tabled at CSOM. [Электронный ресурс]. URL:http://aimp.apec.org/Documents/2009/S0M/CS0M-R709_csom_r_010.pdf (дата обращения: 01.10.10)
3. Kastner, S. and S. Kim (2007) Why the Rush to Bilateral Free Trade Agreements in Asia: A Preliminary Analysis. Paper presented at the 2007 annual meeting of the American Political Science Association. [Электронный ресурс]. URL: http://www.allacademic.com/one/www/research/index.php?cmd=Download+Document &key=unpublished_manuscript&file_index=1&pop_up=true&no_click_key=true&attac hment_style=attachment&PHPSESSID=41ee407858e67b2d396b6b5fac906007. (дата обращения 26.08.10)
4. Chen Xin. The Boao Forum for Asia Progress of Asian Economic Integration Annual Report 2009. Press The University of International Bussiess &Economic Press., 2010. 90 р.
5. The Trans-Pacific Strategic Economic Partnership (TPP): A Potential Building Block Towards a FTAAP - Presentation, tabled at CSOM. [Электронный ресурс].URL: http://www.dtic.mil/cgi-bin/GetTRDoc?Location (дата обращения: 27.09.10).