Научная статья на тему '2014.02.011. КОЛЛИАР Ж.-К. АБЗАЦ 3 CТАТЬИ 25 КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ. COLLIARD J.-C. ARTICLЕ 25, ALINéA 3. LE DéCOUPAGE éLECTORAL // LA RéVISION DE 2008: UNE NOUVELLES CONSTITUTION? / OUVRAGE COORDONNé PAR JEAN-PIERRE CAMBY, PATRIC FRAISSEIX, JEAN GICQUEL. - P., 2011. - P. 119-133'

2014.02.011. КОЛЛИАР Ж.-К. АБЗАЦ 3 CТАТЬИ 25 КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ. COLLIARD J.-C. ARTICLЕ 25, ALINéA 3. LE DéCOUPAGE éLECTORAL // LA RéVISION DE 2008: UNE NOUVELLES CONSTITUTION? / OUVRAGE COORDONNé PAR JEAN-PIERRE CAMBY, PATRIC FRAISSEIX, JEAN GICQUEL. - P., 2011. - P. 119-133 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маклаков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.02.011. КОЛЛИАР Ж.-К. АБЗАЦ 3 CТАТЬИ 25 КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ. COLLIARD J.-C. ARTICLЕ 25, ALINéA 3. LE DéCOUPAGE éLECTORAL // LA RéVISION DE 2008: UNE NOUVELLES CONSTITUTION? / OUVRAGE COORDONNé PAR JEAN-PIERRE CAMBY, PATRIC FRAISSEIX, JEAN GICQUEL. - P., 2011. - P. 119-133»

датном избирательном округе, является только представителем соответствующей партии в данном округе, поскольку он избирается не как личность и не как работающий в данном округе. Проведенные по этому вопросу исследования не свидетельствуют о наличии разницы в поведении немецкого парламентария в Бундестаге в зависимости от того, как он был избран: по округу или по партийному списку. С точки зрения избирательного права это означает, что, хотя в момент голосования существует персонализация, она не корреспондирует с политикой народных представителей во время легислатуры.

Кроме того, действующее законодательство затрудняет появление новых политических образований на национальном уровне и таким образом препятствует обновлению системы. Сохраняется и возможность двойной кандидатуры: кандидат, не прошедший в избирательном округе, возвращается в составе избирательного партийного списка.

В заключение автор отмечает, что немецкая избирательная система, которая должна была объединить лучшие черты пропорциональной и мажоритарной систем, на практике унаследовала не только их достоинства, но и недостатки. Традиционно недостатки считались хотя и внутренне присущими этой системе, но незначительными, однако их нарастание стало создавать не гипотетические, а все более реальные неудобства. Проведенная реформа была призвана минимизировать эти недостатки. Хотя ее результаты в целом неясны, по крайней мере две цели - персонализация и пропорциональность - не достигнуты.

Г.Н. Андреева

2014.02.011. КОЛЛИАР Ж.-К. АБЗАЦ 3 СТАТЬИ 25 КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ. С OLLI ARD J.-C. Artich 25, Alinéa 3. Le découpage électoral // La révision de 2008: Une nouvelles Constitution? / Ouvrage coordonné par Jean-Pierre Camby, Patric Fraisseix, Jean Gicquel. - P., 2011. - P. 119133.

Статья профессора Университета Пантеон-Сорбонна (Пари-1) посвящена новой норме, а именно абз. 3 ст. 25 Конституции Французской Республики, включенному в текст в результате пересмотра 2008 г. Сборник, из которого реферируется статья, начинается с

цитирования статей, измененных или включенных в результате реформы 23 июля 2008 г.

Третий абзац ст. 25: «Независимая комиссия, состав и правила организации и деятельности которой устанавливаются законом, выносит решение путем издания публичного заключения в отношении законопроектов и предложений закона об установлении избирательных округов по выборам депутатов или об изменениях в распределении мест депутатов или сенаторов».

Восклицанием «Наконец-то!» автор отмечает долгожданное включение в текст Конституции Франции необходимости периодического пересмотра границ избирательных округов. Это очень серьезный шаг для их нейтрального нарезания. В Великобритании существуют четыре парламентские комиссии по границам округов (Parlimentary Boundary Commissions) под председательством спикера Палаты общин, и по традиции их доклад принимается этой Палатой без каких-либо изменений; аналогичные системы действуют в Канаде, в Германии и Италии; в двух последних значение вопроса о границах избирательных округов имеет меньшее значение вследствие применяемой в них пропорциональной избирательной системы.

Значение вопроса об образовании избирательных округов подчеркивается Венецианской комиссией Совета Европы, которая в своем Кодексе поведения в избирательной сфере ^ode de bonne conduite en matière électorale), принятом в октябре 2002 г. и ратифицированном Парламентской ассамблеей Совета Европы в 2003 г., установила правила о равных условиях голосования. В п. 2.2 этого Кодекса указано в частности: «Максимальный допускаемый разрыв между округами не должен превышать 10% или, во всяком случае, 15%, кроме специальных обстоятельств». В разделе V определено: «Новое распределение мест должно происходить по меньшей мере каждые десять лет», а в разделе VII предусмотрено: «Новое образование избирательных округов должно учитывать заключение комиссии, состоящей в своем большинстве из независимых членов с учетом географических, социологических обстоятельств и уравновешенного представительства партий» (с. 120). Франция, участвовавшая в выработке названного Кодекса, только в 2008 г. стала выполнять его рекомендации.

Конституционный совет лишь в 1986 г. указал на названную проблему. В результате принятый закон внес в абз. 2 ст. 125 Изби-

рательного кодекса следующее положение: «Пересмотр границ избирательных округов проводится с учетом демографических изменений после второй всеобщей переписи населения, следующей за последним установлением границ». Однако Конституционный совет не обязал сразу же перекроить избирательные округа в стране. Это обязательство наступило только в 2000 г. после двух последовательных переписей населения в 1990 и 1999 гг. После вступления в силу названных конституционных положений нарезка округов должна проводиться после каждой переписи населения, но этому мешает «вызывающая сожаление инерция правительства» (с. 121). К тому же Конституционный совет, занимая традиционную позицию в проверке результатов выборов (т.е. обращая внимание только на правильность подсчета голосов и отсутствие фальсификаций), не высказывался по поводу самого избирательного закона. В частности, после выборов в Национальное собрание в 2007 г. поступило 339 жалоб от кандидата Национального фронта Ж. Ле Пэ-на. Однако «бомба замедленного действия» («bombe à retardement») все же сработала, когда Конституционному совету пришлось принимать решение по поводу Органического закона об образовании двух новых избирательных округов для депутатов от Сен-Мартен и Сен-Бартелеми применительно ко всеобщей разбивке избирательных округов в стране.

Норма, которая включена в конституционный текст в процессе реформы 2008 г., была предложена еще комиссией Ж. Веделя в 1993 г.

При подготовке Органического закона о реализации конституционных положений было предложено включить в его текст в качестве основы для изменения избирательных округов не только демографическую причину, но и фактор «эволюции населения и численности избирателей, внесенных в избирательные списки». Последний фактор является весьма существенным, поскольку, например, в департаменте Сен-Сен-Дени только 48% населения внесены в избирательные списки, а в среднем по стране - 70% (с. 125).

Что же касается состава комиссии, которая должна будет устанавливать границы избирательных округов, то он был определен уже во время дебатов в Национальном собрании. Согласно правительственному проекту она должна состоять из шести членов, назначаемых на шесть лет и переназначаемых (половина членов) каж-

дые три года. Она имеет две классические части: назначаемую двумя председателями - Национального собрания и Сената и президентом республики. Председатель комиссии назначается президентом республики. Три члена, назначаемые органами политической власти, т.е. председателями палат и президентом республики, должны получить заключение в отношении своего назначения постоянных комиссий парламентских палат; назначение не может состояться, если против него будет подано три пятых поданных голосов комиссии (для лица, предлагаемого президентом республики, требуется заключение обеих палат парламента). Что же касается еще трех членов комиссии по пересмотру избирательных округов, то они избираются Государственным советом, Кассационным судом и Счетной палатой, что обеспечивает независимость указанной комиссии.

Автор обращает внимание на трудности, которые будут стоять перед Комиссией по нарезке избирательных округов. Дело в том, что она должна учитывать решение Конституционного совета, который в 1986 г. постановил: «Ни в коем случае население избирательного округа не может превышать на 20% среднюю численного населения в избирательных округах департамента» (с. 129). Поскольку в Конституции после пересмотра 2008 г. точно установлено, что число депутатов Национального собрания должно быть 577, то в среднем каждый избирательный округ должен иметь по 1220 тыс. жителей. Таким образом, может случиться, что в департаменте средний округ имеет 125 тыс. человек, но с учетом разрешаемого разрыва один округ может иметь 100 тыс. жителей, а другой - 15 тыс. Кроме того, существует проблема распределения округов в департаментах, в которых имеется крупный город (например, департамент с 625 тыс. населения и город с 375 тыс.), а остальное население проживает в сельской местности. Проблема -в наличии предпочтений голосовать за правые и левые партии; первые пользуются большим влиянием в сельской местности, вторые - в крупных городах. В результате распределение может быть различным в зависимости от проведения границ округов через город и сельскую местность. В конечном итоге распределение пяти причитающихся этому департаменту мест между правыми и левыми партиями будет различным.

Новый порядок разбивки избирательных округов несколько сокращает возможности правительства влиять на эту процедуру и,

следовательно, на результаты голосования в Национальное собрание; однако все же эта разбивка может уменьшить представительство от оппозиции примерно на 20 мест (с. 133).

В.В. Маклаков

2014.02.012. СТАРОВОЙТОВА Е.И. ПРАВОВЫЕ ПРЕЗУМПЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Ин-т законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. -Иркутск, 2013. - 255 с. - Библиогр.: с. 212-255.

Монография включает три главы, введение и заключение, в которых рассматриваются теоретические основы правовых презумпций в российском избирательном праве, особенности общеправовых и межотраслевых правовых презумпций, а также специальные правовые презумпции, установленные применительно к деятельности отдельного субъекта избирательного права или группы субъектов.

Под правовыми презумпциями в российском избирательном праве автор понимает прямо или косвенно закрепленные в правовых нормах и детерминированные целями и потребностями конституционно-правового регулирования электоральных общественных отношений предположения о наличии или отсутствии юридического факта, пока не будет доказано обратное.

На основе анализа норм избирательного права, а также отдельных отраслей права и правоприменительной практики выявлен ряд правовых презумпций, действующих в российском избирательном праве. Это презумпции: добросовестности законодателя и его приверженности общим правовым принципам при принятии законов; конституционности нормативных правовых актов, регулирующих электоральные отношения; знания участником выборов избирательного закона; невиновности кандидатов в депутаты или на выборные должности и избирательных объединений в случае применения к участникам выборов мер конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства; соответствия волеизъявления представителя воле представляемого в российском избирательном процессе; авторства кандидата при издании агитационного материала; места жительства избирателя; свободного волеизъявления избирателя при голосовании; законности решений, действий избирательных комиссий; достоверности и действительности подписей избирателей в подписных листах; дей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.