контроля и непродуманность конституционно-правовой реформы в целом. В связи с этим работа Комитета частично зависит от правительства, разрабатывающего законопроекты в сфере конституционного права. Законодательство, которое побуждает к толкованию конституционных принципов, в свою очередь, позволяет Комитету развиваться.
Третий фактор - создание прецедентов.
Подводя итоги, автор констатирует, что Комитет является важным конституционным органом для Великобритании. Сейчас сложно представить, как могло осуществляться толкование конституции внутри парламента без этого Комитета. Совокупность внутренних и внешних факторов обусловила усиление роли Комитета: растущая компетентность и опыт его членов, поддержка внешних консультантов, постепенное формирование практики и солидный массив конституционного законодательства, рассмотренный за десятилетие. Все это позволяет Комитету инициировать изменения в законопроекты на основе собственной интерпретации конституционных принципов, что является значительным достижением для органа, не имеющего для этого формальных законных полномочий.
Е.С. Казак
2014.02.009. БРЕДА В. ДЕВОЛЮЦИЯ В ШОТЛАНДИИ И РЕФЕРЕНДУМ 2014 г.: КАКОВЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОТГОЛОСКИ В ИСПАНИИ?
BREDA V. La devolución de Б8соо1а el referendum de 2014: ¿Cuáles son las repercusiones potenciales en España? // Teoria y realidad constitucional. - Madrid, 2013. - N 31. - P. 69-88.
Профессор Школы права Университета Кардифф Вито Бреда исследует вопросы деволюции Шотландии в контексте общего британского процесса деволюции как квазифедеративного явления и оценивает его с точки зрения значимости для Испании.
В октябре 2012 г. премьер-министр Шотландии Алекс Сал-монд и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подписали соглашение относительно проведения в 2014 г. консультативного референдума о независимости Шотландии (далее - референдум 2014 г.). На восьми страницах британский премьер-министр обязал свое правительство предоставить шотландскому парламенту (посредством процедуры, предусмотренной секцией 30 [2] Акта о
Шотландии 1998 г.) полномочие принять решение о сроках проведения референдума о сецессии Шотландии. Премьер-министр Шотландии обещал, что на этот референдум будет вынесен один вопрос (изначально предлагалось вынесение двух вопросов консультативного характера), и что референдум состоится до окончания 2014 г.
Приложенный к соглашению проект порядка проведения референдума подлежит обсуждению британским парламентом; норма о сроках проведения должна быть принята шотландским парламентом. До конца 2014 г. шотландские резиденты старше 16 лет получат возможность проголосовать на консультативном референдуме об отделении Шотландии от Соединенного Королевства. Если большинство избирателей выскажется в пользу независимости Шотландии, то шотландское правительство получит задание начать переговоры с правительством Великобритании об условиях выхода из Соединенного Королевства.
Возможность распада Великобритании вызывает тревогу у европейских юристов, в Испании и Италии - особенно. Во-первых, их конституционные системы, подобно Великобритании, признают важность региональной демократии, а в некоторых региональных парламентах, так же как и в Шотландии, доминируют сепаратистские партии. Во-вторых, один из основанных на международном праве аргументов блокирования автоматического присоединения сепаратистского региона государства - члена ЕС состоял в том, что новое государство будет выступать как новое действующее лицо на международной арене, в то время как государство, от которого оно отделилось, будет продолжать персонализировать старое государство (включая принадлежность к ЕС). В настоящее время, прежде всего по прагматическим соображениям, возобладала точка зрения, согласно которой маловероятно, что отделившийся от государства -члена ЕС регион будет рассматриваться как новый участник, вступающий в ЕС. Например, неправдоподобно, чтобы спустя 40 лет пребывания в ЕС резиденты Шотландии перестали быть гражданами ЕС потому, что их государство должно проходить ту же процедуру, что и новые государства - кандидаты на вступление. Кроме того, в случае отделения Шотландии от Великобритании независимая Шотландия с высокой степенью вероятности останется носителем международных обязательств в Соединенном Королевстве, на-
пример, относительно соответствующей части государственного долга Великобритании. В этом случае нелогично сохранение за новым государством одних обязательств и отсутствие других прерогатив международного плана. Кроме того, ЕС не готов создавать жесткий прецедент по процедуре приема отделившегося региона возможно и потому, что основная часть учреждений ЕС находится в Брюсселе - столице Бельгии - анклаве валлонских франкофонов, окруженном носителями фламандского языка (Фландрии). В случае распада Бельгии жесткая политика означала бы, что учреждения ЕС находятся не в государстве - члене ЕС (если бы Фландрия стала правопреемником международной правосубъектности Бельгии), или они окружены государствами, не являющимися членами ЕС (если бы Валлония стала правопреемником Бельгии).
Есть и другие прагматические соображения предпочтительности ускоренной процедуры приема в ЕС отделившегося региона, например экономические. В случае Шотландии речь идет о регионе, в котором находится большая часть запасов нефти и газа ЕС.
Существуют серьезные различия в англосаксонской и континентальной правовых системах. Дискуссии относительно британской деволюции как проявлении особенностей британской конституционной системы подчеркивали, что деволюция не имеет аналогов в Испании.
Британская конституционная система и в методологическом плане существенно отличается от других конституционных систем, поскольку базируется на общем праве, а конституция неписаная и гибкая. Тем не менее ряд проведенных недавно исследований структуры британского права и динамики развития регионов выявил общие черты британской и испанской систем. С функциональной точки зрения обе системы стремятся сохранить целостность многонационального государства.
Вместе с тем в методологическом плане в Великобритании некоторые виды исследований, распространенные в континентальных странах, отсутствуют, например исследования политических циклов регионов как факторов конституционного развития.
Для характеристики деволюции Шотландии определяющей является природа квазифедерализма и разделенного суверенитета в Соединенном Королевстве. По мнению автора, не только прагматическая аргументация способствовала продвижению решения во-
проса об отделении Шотландии, но и принцип законодательного парламентского суверенитета, который поднимает парламент Великобритании на вершину иерархии источников права. Позитивная логика состоит в том, что парламент - единственное учреждение, обладающее правом принятия закона, никакой другой орган не может отменить или изменить принятый парламентом закон. Негативная логика (работающая на референдум) состоит в том, что судебная власть (в данном случае Верховный суд Великобритании) не может отменить или изменить порядок проведения шотландского референдума в силу принятия парламентом Великобритании указания подготовить референдум 2014 г. При этом, если Акт шотландского парламента будет соответствовать указаниям парламента Великобритании, Верховный суд не вправе обсуждать содержание данного референдума. Иначе говоря, Верховный суд Великобритании не может обсуждать эти акты, если референдум о независимости совместим с конституционными началами Соединенного Королевства. Строгое разделение законодательной и судебной властей в Великобритании создает ситуацию, в которой законодательство, основанное на политических соглашениях (как то, которое станет основой шотландского референдума 2014 г.), вряд ли может быть оспорено судебным органом.
Существует также аргумент исторического характера, относящийся к Акту о союзе с Шотландией 1707 г. и связанный с Актом о Шотландии 1998 г. Он состоит в том, что этот союз возник в результате серии переговоров двух парламентов, и достижение союза не привело к полному поглощению Шотландии (она сохранила свою правовую систему, независимость церкви и образовательных учреждений). Ситуация по Акту 1998 г. трактуется как возвращение части законодательных полномочий прежнего шотландского парламента современной Шотландии.
В отличие от этого, Конституция Испании 1978 г. прямо регулирует жесткую модель конституционной реформы, при этом одно из ключевых положений Конституции - неделимость нации, которое не может быть преодолено путем политического соглашения центра и регионов, т.е. центр и регионы не могут проводить реформы, радикально меняющие структуру испанской нации. Кроме того, в Испании конституционно учрежден специализированный орган конституционного контроля - Конституционный суд
Испании, который, в отличие от Верховного суда Великобритании, наделен полномочиями ревизии актов и процедур центральных и региональных представительных учреждений. Этим полномочием последние три десятилетия он активно и со знанием дела пользуется, и в результате приобрел серьезную репутацию благодаря качеству и независимости принимаемых решений. Региональный референдум в Испании требует проведения реформы Конституции Испании 1987 г.
В принципе соглашение о референдуме в Шотландии могло бы стимулировать сепаратистское движение в Испании, в особенности в Каталонии, но политическая составляющая находится за границами данного исследования. Что же касается сравнительного анализа двух конституционных систем, проведенного в статье, то он свидетельствует о существенных различиях между ними. В этом смысле маловероятно, что процесс деволюции в Шотландии вызовет сходную последовательность событий в Испании.
Г.Н. Андреева
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
2014.02.010. МЕСТРЕ-АИСПУРУА Ф. НЕМЕЦКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ НЕДАВНЯЯ РЕФОРМА. MESTRE-AIZPURUA F. El sistema électoral aleman y su reciente reforma // Cuadernos Manuel Giménez Abad. - Zaragoza, 2012. - N 3. -P. 78-87.
Политолог Университета Барселоны, специализирующийся на парламентском праве, выборах и теории законодательства, Франсеск Местре-Аиспуруа анализирует достоинства и недостатки правового регулирования немецкой избирательной системы, а также результаты проведенной в 2011 г. реформы.
Немецкая избирательная система считается модельной системой, которая принимается в расчет при реформировании избирательных систем в других странах. Тем не менее и она не свободна от недостатков. Суть немецкой избирательной системы по выборам в Бундестаг состоит в том, что половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, другая половина - по пропорциональной системе в многомандатных избирательных округах, кото-