Научная статья на тему '2014. 02. 006. Липси Р. Г. Кривая Филлипса и тирания гипотезы единственного макроэкономического равновесия. Lipsey R. G. The Phillips curve and the tyranny of an assumed unique macro equilibrium // Simon Fraser University working papers. 2013. Oct.. - mode of access: http://D. RePEc. Org/n?a=RePEc:SFU:sfudps:dp13-12&r=his'

2014. 02. 006. Липси Р. Г. Кривая Филлипса и тирания гипотезы единственного макроэкономического равновесия. Lipsey R. G. The Phillips curve and the tyranny of an assumed unique macro equilibrium // Simon Fraser University working papers. 2013. Oct.. - mode of access: http://D. RePEc. Org/n?a=RePEc:SFU:sfudps:dp13-12&r=his Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИПСА КРИВАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 006. Липси Р. Г. Кривая Филлипса и тирания гипотезы единственного макроэкономического равновесия. Lipsey R. G. The Phillips curve and the tyranny of an assumed unique macro equilibrium // Simon Fraser University working papers. 2013. Oct.. - mode of access: http://D. RePEc. Org/n?a=RePEc:SFU:sfudps:dp13-12&r=his»

альной политики, принимаются после общественного обсуждения, полученные результаты могут быть использованы в ходе подобного обсуждения.

И.Ю. Жилина

2014.02.006. ЛИПСИ Р.Г. КРИВАЯ ФИЛЛИПСА И ТИРАНИЯ ГИПОТЕЗЫ ЕДИНСТВЕННОГО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ.

LIPSEY R.G. The Phillips curve and the tyranny of an assumed unique macro equilibrium // Simon Fraser University working papers. 2013. Oct. - Mode of access: http://d.repec.org/n?a=RePEc:sfu:sfudps:dp13-12&r=his

Известный канадский экономист, почетный профессор Университета Саймона Фрейзера (Британская Колумбия, Канада) обсуждает проблему единственности макроэкономического равновесия и в связи с этим вопрос о виде и характеристиках функции Филипса. Актуальность данной проблемы определена тем, что развитие современной экономики заставило усомниться в адекватности теорий, которые предполагают существование единственного макроэкономического равновесия.

Статья начинается с обсуждения центрального положения кейнсианской теории - тезиса о существовании равновесия с неполной занятостью (равенства агрегированного спроса и предложения при различных уровнях дохода и занятости, величина которых зависит от объема агрегированного спроса) и возможных объяснений этой ситуации в рамках концепции предельных издержек. Затем автор обращается к дебатам, посвященным кривой Фил-липса, как простой, устанавливающей устойчивую зависимость между темпом роста цен и уровнем безработицы, так и «сдвигающейся», т.е. кривой, положение которой изменяется под влиянием ожиданий. Именно с этой кривой в современной макроэкономике связано понятие естественной нормы безработицы, которая соответствует равновесному значению национального дохода и инфляции, характеризующейся постоянным темпом. Дебаты по поводу кривой Филлипса затрагивали целый комплекс теоретических проблем, имеющих большое практическое значение. В этих дебатах участвовали представители ведущих направлений экономической теории.

До 1970-х годов статистические данные по инфляции и безработице рассматривались как подтверждение существования простой кривой Филлипса, но в 1970-1980 гг. стагфляция подорвала веру в эту кривую и способствовала появлению предположения о том, что кривая Филипса сдвигается под влиянием ожиданий экономических агентов. Статистические данные по инфляции и безработице за период 1990-2013 гг. (автор приводит данные для США, Великобритании и Канады) заставляют не только усомниться в существовании простой функции Филлипса, но и поставить под сомнение существующие подходы к объяснению этой зависимости.

Автор выделяет три типа макротеорий. Теории первого типа предполагают существование единственного равновесия, возможность отклонений от него в результате ошибок восприятия или лагов в реакции на случайные возмущения, изменения вкусов или технологий и неизбежность возвращения к равновесию. К приверженцам теорий этого типа он относит новых кейнсианцев и ранних новых классиков. Для всех теорий первого типа прошлое повторяется, история не имеет значения. Второй тип теорий, которые он характеризует как «равновесие всегда», связан с недавними моделями новых классиков, которые предполагают рациональность агентов, расчистку рынков, исключают какое-либо отклонение от потенциального выпуска (существование кривой Филлипса). Данные теории также пренебрегают историей. Третий тип - теории, рассматривающие экономику как постоянно эволюционирующую под воздействием технологических изменений, происходящих на микроуровне в условиях неопределенности, траекторию которых невозможно прогнозировать. В силу зависимости от прошлого пути развития технологические шоки вызывают продолжительный эффект, т.е. история значима.

Автор подчеркивает важность предлагаемого разграничения в свете того, что политики до сих пор верят в то, что фискальная или денежная политика могут улучшить ситуацию, как это предполагают теории первых двух типов. По мнению автора, факты свидетельствует о том, что только теории третьего типа могут объяснить современное поведение инфляции и занятости. Технологические изменения непрерывны, неравномерны, имеют кумулятивное воздействие, эндогенно генерируются частными агентами, а также университетами, исследовательскими лабораториями. Они приво-

дят к постоянному изменению отраслевой структуры, являются причиной циклов, а также долгосрочных сдвигов.

Ключевыми факторами при разграничении типов теории являются риск и неопределенность. В ситуации риска агенты с одинаковыми целевыми функциями и знанием делают одинаковый выбор, что позволяет делать прогноз с учетом заданных условий. В ситуации неопределенности это не так, и решения, касающиеся исследований и разработок, сопряжены с неопределенностью относительно результатов. По этой причине лучше представлять агентов как пытающихся нащупать неопределенное будущее, действуя целенаправленно с точки зрения критерия прибыли - полезности, но не как оптимизаторов. В эволюционирующей экономике не может быть единственного равновесного состояния, а экономика может существовать и развиваться при различных уровнях занятости и выпуска, а не как предполагает сдвигающаяся кривая Филлипса с ее единственной равновесной точкой.

Представления о кривой Филлипса имеют большое значение для определения политики. В теориях первого типа существовали только единственные значения выпуска и занятости, которые политики рассматривали как целевые. При совершенно рациональных ожиданиях никакой другой уровень выпуска не может поддерживаться. Если ожидания не полностью рациональны, другие уровни могут поддерживаться с помощью политики некоторое время, но рано или поздно мы столкнемся с ускоряющейся или замедляющейся инфляцией в зависимости от того, как текущие значения выпуска и занятости соотносятся с потенциальными значениями.

Эволюционные теории предполагают, что политики имеют целый набор значений выпуска и занятости, на которые они могут ориентироваться. С одной стороны, они могут стремиться минимизировать безработицу, ориентируясь на естественную норму, и стимулировать занятость, пока не возникнет угроза ускорения инфляции. С другой стороны, они могут допускать относительно высокую безработицу, пока темп инфляции не окажется ниже нижних границ, обусловленных естественной нормой безработицы.

В заключение автор отмечает, что от ранних кейнсианских представлений, согласно которым нет единственного положения равновесия, к которому стремится экономика, через простую кривую Филлипса мы перешли к сдвигающейся кривой Филлипса с

единственной точкой равновесия, а от нее опять к кейнсианским представлениям о существовании многих равновесий. Согласно этому подходу, индустриальные страны с низким уровнем ожидаемой инфляции могут проявлять меньше беспокойства, чем предполагает теория, поскольку для них характерны лаги и инерция и они существуют в мире постоянных изменений, связанных с технологическим прогрессом, в отношении которого невозможно говорить о единственном долгосрочном равновесии. Образ такой экономики следует искать не в механике, а в биологии. Кривая Филлипса превращается из строго заданной кривой в пространство, внутри которого возможны различные комбинации инфляции и безработицы, но вне его инфляция будет либо ускоряться, либо замедляться.

Н.А. Макашева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.