Научная статья на тему '2014. 02. 005. Ценностные предрасположенности как фильтры восприятия: сравнение отношения общественности к нанотехнологиям в сша и Сингапуре / лянь Ч. , хо Ш. C. , Броссар Д. , Ксенос М. A. , Шеуфеле Д. A. , Андерсон Э. , Хао С. , Хе С. Value predispositions as perceptual filters: comparing of public attitudes toward nanotechnology in the United states and Singapore / Liang X. , Ho S. , Brossard D. , xenos M. , Scheufele D. , Anderson A. , Hao X. , he X. // public understanding of science. - 2013. - 28 November. - p. 1-19. -doi:10. 1177/0963662513510858. - mode of access: http://pus. Sagepub. Com/content/early/2013/11/28/0963662513510858'

2014. 02. 005. Ценностные предрасположенности как фильтры восприятия: сравнение отношения общественности к нанотехнологиям в сша и Сингапуре / лянь Ч. , хо Ш. C. , Броссар Д. , Ксенос М. A. , Шеуфеле Д. A. , Андерсон Э. , Хао С. , Хе С. Value predispositions as perceptual filters: comparing of public attitudes toward nanotechnology in the United states and Singapore / Liang X. , Ho S. , Brossard D. , xenos M. , Scheufele D. , Anderson A. , Hao X. , he X. // public understanding of science. - 2013. - 28 November. - p. 1-19. -doi:10. 1177/0963662513510858. - mode of access: http://pus. Sagepub. Com/content/early/2013/11/28/0963662513510858 Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКИ / КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / ФИЛЬТР ВОСПРИЯТИЯ / ВОСПРИЯТИЕ РИСКА / США / СИНГАПУР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Юдин Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 005. Ценностные предрасположенности как фильтры восприятия: сравнение отношения общественности к нанотехнологиям в сша и Сингапуре / лянь Ч. , хо Ш. C. , Броссар Д. , Ксенос М. A. , Шеуфеле Д. A. , Андерсон Э. , Хао С. , Хе С. Value predispositions as perceptual filters: comparing of public attitudes toward nanotechnology in the United states and Singapore / Liang X. , Ho S. , Brossard D. , xenos M. , Scheufele D. , Anderson A. , Hao X. , he X. // public understanding of science. - 2013. - 28 November. - p. 1-19. -doi:10. 1177/0963662513510858. - mode of access: http://pus. Sagepub. Com/content/early/2013/11/28/0963662513510858»

гаджеты, способные осуществлять мониторинг движений глаз пользователя и останавливать свою работу, когда глаза отворачиваются, а новые телевизоры снабжаются камерами и сенсорами, которые могут различать, кто смотрит на экран, меняется ли пульс у смотрящего, кто и когда выходит из комнаты, даже если телевизор выключен. Читали ли изобретатели или потенциальные покупатели и пользователи этих гаджетов роман Дж. Оруэлла «1984»? Определенно, пришло время перечитать его и выступить в защиту частной жизни.

Б.Г. Юдин

2014.02.005. ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ КАК ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ: СРАВНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К НАНОТЕХНОЛОГИЯМ В США И СИНГАПУРЕ / ЛЯНЬ Ч., ХО Ш.С., БРОССАР Д., КСЕНОС М.А., ШЕУФЕЛЕ Д.А., АНДЕРСОН Э., ХАО С., ХЕ С.

Value prédispositions as perceptual filters: Comparing of public attitudes toward nanotechnology in the United States and Singapore / Liang X., Ho S., Brossard D., Xenos M., Scheufele D., Anderson A., Hao X., He X. // Public understanding of science. - 2013. - 28 November. - P. 1-19. -DOI:10.1177/0963662513510858. - Mode of access: http://pus.sagepub.com/content/early/2013/11/28/0963662513510858

Ключевые слова: установки; кросскультурный анализ; нано-технологии; фильтр восприятия; восприятие риска; США; Сингапур.

Авторы представляют Университет штата Висконсин в Мэдисоне (Ч. Лянь, Д. Броссар, М. Ксенос, Д. Шеуфеле), Наньянский технологический университет в Сингапуре (Ш. Хо, С. Хао, С. Хе), Университет штата Аризона (Д. Шеуфеле) и Университет штата Колорадо (Э. Андерсон). Они проводят исследования по проблемам освещения в СМИ научно-технологических достижений и существующих в обществе представлений относительно преимуществ и рисков, связанных с новейшими технологиями.

В США, как и во многих других странах, нанотехнологии -значимая в социально-экономическом отношении область. За предыдущую декаду в мире более 67,5 млрд долл. США было потрачено на ИР в этой области (с. 1-2). Политики и ученые считают,

что нанотехнологии позволят решить многие проблемы, с которыми сегодня сталкивается человечество в таких областях, как здравоохранение, защита окружающей среды, национальная оборона. После того как в США в 2000 г. стартовала Национальная нанотех-нологическая инициатива, правительства разных стран тратят на нанотехнологии ежегодно 10 млрд долл., при этом ожидается, что в 2014 г. расходы достигнут 12 млрд долл. В свою очередь, нанотехнологии уже применяются в более чем 1500 потребительских продуктах. От 5 до 10% бюджета Национальной нанотехнологической инициативы США выделяется для изучения социетальных аспектов с целью минимизировать потенциальные социальные, политические, экономические и моральные конфликты относительно этих новых технологий (с. 2). Во многом эти исследования фокусируются на изучении общественного мнения по поводу нанотехнологий, поскольку во многих странах оно играет ключевую роль в формировании политики правительств в этой области. Учитывая это, было бы целесообразно как в теоретическом, так и практическом плане провести исследования, в которых сравнивалось бы восприятие обществом этих новых технологий в различных культурах. Между тем сравнительных исследований общественного мнения, в которых сопоставляются Северная Америка и азиатские страны, проводится крайне мало, несмотря на то что многие из этих государств являются лидерами в технологических инновациях.

Целью исследования, проведенного авторами статьи, стало кросскультурное сравнение отношения общественности к нанотех-нологиям в США и одной из развитых стран Азии - Сингапуре. Особое внимание при этом было уделено следующим вопросам: действительно ли использование фильтров восприятия как интер-претативных рамок для формирования установок превосходит культурные границы; используют ли представители разных культур различные фильтры восприятия в своих попытках осмыслить сложную научную информацию?

Сингапур был выбран для сравнения с США по трем причинам. Во-первых, для обеих стран характерны высокоразвитая рыночная экономика с большим валовым национальным продуктом на душу населения по паритету покупательной способности, богатая полиэтничность, выдвижение правительством науки и технологий как ключевого национального приоритета и сильная прави-

тельственная поддержка развития нанотехнологий. Во-вторых, эти страны существенно различаются по своему религиозному составу. Наиболее распространенная религия среди резидентного населения Сингапура - буддизм, в то время как в США большинство (73%) составляют христиане. Кроме того, Сингапур - один из главных конкурентов США в международной гонке в сфере новейших технологий. Тот факт, что многие ведущие исследователи стволовых клеток из США переезжают в Сингапур, является хорошей иллюстрацией конкурентоспособности его, которая поощряется либеральной политикой и растущим правительственным финансированием исследований в этой стране. Федеральный бюджет Национальной нанотехнологической инициативы США в 2013 г. составил 1,8 млрд долл.; правительственное финансирование исследований и людских ресурсов в области нанотехнологий в Сингапуре в период с 2003 по 2007 г. достигло 300 млн долл. США (с. 3). Это, конечно, намного меньше, чем в США, тем не менее такие расходы свидетельствуют о значительных усилиях страны в развитии новейших технологий.

Американская публика в целом все еще мало информирована в том, что касается нанотехнологий. 77% американцев «что-то слышали» или вообще «ничего не слышали» об этих новейших технологиях. Около 45% не имеют никакого мнения о балансе между рисками и пользой от нанотехнологий, а 37% думают, что польза перевешивает риск, и только 9% считают, что риски перевешивают пользу (с. 3).

В Сингапуре подобные исследования не проводились, но есть указания на то, что жители страны в целом хорошо осведомлены относительно науки и технологий и что общественный климат в этом отношении позитивный. Общепризнано, что сингапурцы имеют достаточно знаний в вопросах естествознания и математики. В то время как в некоторых европейских странах отношение к генетически модифицированной пище остается негативным, а в США -сложным, сингапурцы вполне приемлют генно-инженерные технологии во многом благодаря тому, что очень доверяют своим властям и с уважением относятся к тому, чем занимаются ученые.

Исходя из этого, авторы выдвигают следующие гипотезы: 1) по сравнению с американцами сингапурцы более склонны видеть пользу от нанотехнологий; 2) по сравнению с американцами синга-

пурцы менее склонны видеть риск в нанотехнологиях; 3) в целом сингапурцы демонстрируют более высокий уровень доверия к правительственной финансовой поддержке нанотехнологий, чем американцы.

Как показывают проведенные ранее исследования, на общественную поддержку финансирования нанотехнологий могут влиять такие факторы, как ценностные предрасположенности людей, информационные сводки, создаваемые СМИ, специфические ориентации в отношении нанотехнологий и восприятие рисков и пользы.

Что касается ценностных предрасположенностей, то, как было показано1, в США религиозность людей оказывает влияние на их отношение к нанотехологиям. Более религиозные американцы (главным образом христиане) менее склонны выражать поддержку федеральному финансированию нанотехнологий. Объяснить это можно тем, что христиане могут воспринимать науку и технологии как вмешательство в природу и в естественные процессы, что противоречит их религиозным убеждениям. В США имеет место углубляющийся социальный и моральный конфликт между религией и наукой2. Верующие считают, что противоестественные и сомнительные технологии «заходят слишком далеко» или что ученые могут манипулировать с природой и «играть в бога», а все это противоречит морали и христианскому вероучению.

Другая ценностная предрасположенность - почтение к авторитету науки - развивается главным образом через посредство формальных систем образования и тоже играет важную роль в объяснении поддержки новейших технологий. Американцы с более высоким уровнем доверия к науке и более сильной верой в ученых чаще поддерживают такие спорные технологии, как генно-инженерные продукты питания, исследования эмбриональных стволовых клеток и нанотехнологии.

Среди факторов, влияющих на поддержку нанотехнологий, авторы называют также СМИ. В США обнаружена позитивная ас-

1 Religiosity as a perceptual filter: Examining processes of opinion formation about nanotechnology / Brossard D., Scheufele D.A., Kim E., Lewenstein B.V. // Public understanding of science. - 2009. - Vol. 18. - P. 546-558.

2 Evans J.H. The growing social and moral conflict between conservative Protestantism and science // Journal for the scientific study of religion. - 2013. - Vol. 52, N 2. -P. 368-385.

социация между использованием СМИ для информирования о науке и поддержкой нанотехнологий, поскольку в СМИ преобладает позитивное освещение относящихся к ним сюжетов. Кроме того, важной для позитивного восприятия публикой информации о нано-технологиях является рефлексивная интеграция: новая информация понимается более глубоко, когда она интегрируется в сознании людей с уже существующими у них знаниями.

Было показано, что сильные религиозные чувства могут подавлять позитивный эффект от знаний, когда речь идет о поддержке нанотехнологий. Сильная и позитивная связь между знаниями в этой области и поддержкой финансирования нанотехнологий обнаруживается только у менее религиозных людей.

В противоположность этому для Сингапура как страны с преобладающей буддистской религией не характерны такого рода противоречия относительно аморальности или зла, исходящего от новейших технологий. Например, большинство религиозных групп в Сингапуре не выступают против исследований с использованием эмбриональных стволовых клеток, полученных от эмбрионов в возрасте до 14 дней, если эти исследования могут принести пользу человечеству. Даже глубоко верующие люди в этой стране не бывают столь обеспокоены этическими последствиями применения нанотехнологий, в том числе и тем, как эти технологии могут сказаться на человеке и других биологических видах. Исходя из этого, авторы допускают, что степень религиозности может выступать в качестве фильтра восприятия, различающегося в сравниваемых странах, и формулируют такой исследовательский вопрос: действительно ли религиозность в США и Сингапуре оказывает различное влияние на связь между осведомленностью в области нанотех-нологий и ее поддержкой?

Само исследование проводилось в США в период с 9 по 23 июля 2010 г. на основе опроса выборки из 585 респондентов, с которыми контактировали через Интернет, а в Сингапуре - с 14 по 25 февраля 2011 г. с помощью телефонных интервью (719 респондентов).

В целом сингапурцы более склонны видеть пользу от нано-технологий и менее склонны замечать связанные с ними риски, так что они более склонны поддерживать финансирование этой области, чем американцы. Кроме того, сингапурцы больше знают о на-

нотехнологиях. Выяснилось также, что люди в США и Сингапуре при интерпретации нанотехнологических знаний и представлений прибегают к разным фильтрам восприятия. Американцы опираются на свою религиозность, когда воспринимают пользу от новейших технологий, тогда как сингапурцы - когда речь идет о восприятии рисков. В сингапурской выборке были представлены буддизм и даосизм (30,3%), ислам (11,6%) и индуизм (8,3%) (с. 13). Все эти религии рассматривают человека в тесной связи с природой, с окружающей средой, поэтому акцент ставится на защите, а не на модификации окружающей среды. Возможно, это объясняет, почему религиозность в Сингапуре направлена скорее на риски для окружающей среды, которые могут нести с собой нанотехнологии, чем на полезные эффекты.

В США, где респонденты в основном христиане, меньше беспокойства проявляется в отношении окружающей среды, зато больше - относительно моральных и этических аспектов самих технологий.

Б.Г. Юдин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.