Научная статья на тему '2014. 02. 004. Чиприани p. , дель Ре Э. К. Воображение и общество: роль визуальной социологии. Cipriani R. , del Re E. C. imagination and society: the role of visual sociology // cognitive processing. - lengerich, 2012. - Vol. 13, n 2. - p. 455-463'

2014. 02. 004. Чиприани p. , дель Ре Э. К. Воображение и общество: роль визуальной социологии. Cipriani R. , del Re E. C. imagination and society: the role of visual sociology // cognitive processing. - lengerich, 2012. - Vol. 13, n 2. - p. 455-463 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ОБРАЗ И ЗНАК / СОЦИОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНАЯ / ТРИАНГУЛЯЦИИ МЕТОД / ФОТОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 004. Чиприани p. , дель Ре Э. К. Воображение и общество: роль визуальной социологии. Cipriani R. , del Re E. C. imagination and society: the role of visual sociology // cognitive processing. - lengerich, 2012. - Vol. 13, n 2. - p. 455-463»

В конечном счете «исследование образов в терминах социологии подразумевает обнаружение визуальных рациональностей, формирующих социальные практики и конституируемых ими», -резюмирует свою позицию Р. Бурри [цит. по: с. 54].

Е.В. Якимова

2014.02.004. ЧИПРИАНИ Р., ДЕЛЬ РЕ Э.К. ВООБРАЖЕНИЕ И ОБЩЕСТВО: РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ. CIPRIANI R., DEL RE E.C. Imagination and society: The role of visual sociology // Cognitive processing. - Lengerich, 2012. - Vol. 13, N 2. -P.455-463.

Роберто Чиприани (Университет Рим-3, Италия) и Эмануэла дель Ре (Университет Николая Кузанского в Риме, Италия) утверждают, что визуальная социология использует фотографии, фильмы и видео, чтобы отслеживать «социальные сигналы». В данной статье они поднимают методологические и эпистемологические вопросы о соотношении между наблюдателем и наблюдаемым и рассматривают методы анализа, которые предлагаются «обоснованной теорией» (grounded theory), а также некоторые связанные с ними инструменты автоматизированного качественного анализа, такие как NVivo. Релевантность визуальной социологии для изучения социальных сигналов, по мнению авторов, основана на том факте, что эта субдисциплина может обеспечить комплексный, или «мультимодальный», подход к анализу таких сигналов [с. 455].

Распознавание социальных сигналов, таких как эмоциональное поведение, конфликты и пр., может осуществляться на базе аудиовизуальных материалов, полученных посредством новейших технологий. Современные подходы к анализу интеракций уже включают в себя визуальный анализ движений для выявления синхронности взаимодействия1. Авторы утверждают, что визуальная социология способствует изучению социальных сигналов, так как

1 A survey of affect recognition methods: Audio, visual and spontaneous expressions / Zeng Z., Pantic M., Roisman G.I., Huang T. // IEEE transactions on pattern analysis and machine intelligence. - N.Y., 2009. - Vol. 31, N 1. - P. 39-58; Russell J.A., Bachorowski J., Fernandez-Dols J. Facial and vocal expressions of emotion // Annual rev. of psychology. - Palo Alto (CA), 2003. - Vol. 54, N 1. - P. 329-349; Ek-man P., Rosenberg E.L. What the face reveals: Basic and applied studies of spontaneous expression using the facial action coding system. - Oxford: Oxford univ. press, 2005.

ее фокусом выступают видеозаписи поведенческих действий с идентификацией лицевых, телесных, словесных выражений и спонтанных реакций в различных социальных ситуациях. Запись реакций и их изменений в рамках визуальной социологии осуществляется в соответствии с контекстом взаимодействия, обеспечивая тем самым новые перспективы в изучении преднамеренного и спонтанного поведения. В ответ на потребность в «чистых» социальных сигналах визуальная социология предлагает новый уровень осмысления проблемы влияния наблюдателя и технических средств на результаты исследования в процессе видео- или фотосъемки. Наконец, вопрос о роли саморепрезентации в социальном исследовании, когда объект анализа становится его субъектом, а наблюдатель -наблюдаемым, открывает путь к новой интересной области в изучении социальных сигналов [с. 455].

Авторы пишут, что, когда в Сорбонне Дюркгейм излагал свои социологические идеи, на другом берегу Сены братья Люмьер показывали свой первый фильм. И только сегодня, более чем столетие спустя, это временное совпадение дает возможность применить подход, являющийся одновременно и социологическим, и визуальным. За редким исключением ученые долгое время отказывались от использования инструментария кинематографа и фотографии, рассматривая визуальные материалы как сугубо технические средства - нечто ненадежное, искусственное, модифицирующее реальность. Фотография и кинематограф (а также видеосъемка) считаются искусством, что, по мнению авторов, не исключает возможности их использования в научных целях, поскольку они способствуют более глубокому пониманию социальных проблем.

Одним из ключевых методов в современной социологии считается триангуляция, для которой характерны методологическая многоперспективность, сочетание качественных и количественных подходов, что обеспечивает социологическому исследованию невиданные прежде возможности. В частности, триангуляция сочетает различные методологии анализа одного и того же факта. Противоречия между методами помогают улучшить процесс триангуляции с помощью их проверки и интеграции, а также использования нескольких парадигм. По мнению авторов статьи, ни один метод не в состоянии дать исчерпывающую и абсолютно «нейтральную» картину социальной реальности. Поэтому в итоге триангуляция

совмещает множество интерпретаций, включающих результаты разных исследований. При этом метод триангуляции имеет много недоброжелателей; некоторые исследователи считают, что качественные и количественные методы анализа в принципе не подлежат сопоставлению1. Чиприани и дель Ре отмечают, что, несмотря на продолжающиеся дискуссии, развитие визуальной социологии идет рука об руку с совершенствованием методов качественного анализа; более того, современная социология все чаще отдает предпочтение качественным исследованиям, акцентируя значение языка и визуальных репрезентаций в современных культурах. Они делают вывод, что визуальная социология в этом отношении несколько запаздывает, поэтому необходимо более глубокое понимание ее теоретических и методологических возможностей для развития социального знания. Удивителен, по мнению авторов, тот факт, что визуальный анализ редко применялся для исследования символически насыщенных областей социальной реальности - обрядов, невербальных действий, разговоров, эмоций, легитимаций и отражений социальной стратификации. Исследователям недостает не только базовых технических компетенций, но и своего рода интуиции, связанной с неклассической методологией [с. 456].

Далее авторы обращают внимание на проявления стагнации и развития в визуальной социологии. Социологи, заинтересованные в отдельных социальных фактах, осознавали необходимость фотографировать или снимать интересный феномен хотя бы как иллюстрацию, отражающую насыщенность событий, например фестивалей. Однако подобные материалы редко сопровождались теоретико-методологическими объяснениями и обоснованиями, касавшимися мотивов участников анализируемых событий. Такие попытки предпринимались в современной антропологии2. Среди социологов пионерами в продвижении визуальной социологии были редактор Международного журнала по визуальной социологии (International

1 Handbook of mixed methods in social and behavioral research / Ed. by Ch. Teddlie, A. Tashakkori. - Thousand Oaks (CA): SAGE, 2003.

De France C. Cinema et anthropologie. - P.: Ed. de la Maison des sciences de l'homme, 1982; Methodology in anthropological film-making / Ed. by N. Bogaart, H. Katelaar. - Göttingen: Herodot, 1983; Pink S. Doing visual ethnography: Images, media and representation in research. - L.: SAGE, 2007; Ruby J. Picturing culture: Explorations of film and anthropology. - Chicago (IL): Univ. of Chicago press, 2000.

journal of visual sociology) Л. Хенни, Ф. Маттиоли и некоторые другие энтузиасты, развивавшие методологию этой социологической субдисциплины1. Важнейшие открытия в этой области касались вопросов методологии и операционализации, что нашло отражение в специализированных журналах (Studies in visual communication, Visual anthropology review, Visual studies)2. Организованы и успешно функционируют научные общества, связанные с визуальными исследованиями в антропологии и социологии: Международная ассоциация визуальной социологии (International visual sociology association), Общество визуальной антропологии (Society for visual anthropology) как секция в Американской антропологической ассоциации; Исследовательская группа по визуальной социологии (Visual sociology study group) в Британской социологической ассоциации; тематическая группа по визуальной социологии в Международной социологической ассоциации (TG5). Был также создан интернет-форум, посвященный проблемам визуальной социологии, который вели итальянские ученые из Болонского университета Дж. Лоссако и Н. Виварелли3. Таким образом, хотя визуальная социология располагает достаточными ресурсами для своего развития, основные трудности по-прежнему связаны с принципами и установками традиционной методологии [с. 457].

По мнению авторов, методологическое развитие визуальной социологии будет двигаться от «описательной этнографии к визуальной герменевтике» [там же]. Если визуальные материалы будут приниматься в расчет наравне с прочими данными (анкеты, нарра-тивы, биографии), станет возможным и решение методологических проблем. Количественные данные в целом понятны любому исследователю, а данные, основанные на изображениях, амбивалентны и

1 Mattioli F. La sociologia visuale. - Acireale; Roma: Bonanno, 2007; Fac-cioli F., Losacco G. Manuale di sociologia visuale. - Milano: Franco Angeli, 2003; Video interaction analysis: Methods and methodology / Ed. by U.T. Kissmann. - Frankfurt a. M.: Peter Lang, 2009.

Qualitative researching with text, image and sound / Ed. by M.W. Bauer, G. Gaskell. - L.: SAGE, 2000; Rose G. Visual methodologies: An introduction to the interpretation of visual methods. - L.: SAGE, 2006; Mitchell C. Doing visual research. -L.: SAGE, 2009.

См.: Community forum - IVSA. - Mode of access: http://visualsociology.org/ forum/index.html

требуют большего числа способов интерпретации, которые могут противоречить друг другу. В качестве примера Чиприани и дель Ре приводят момент, запечатленный на фотографии: человек совершает нечто похожее на молитву, однако никто не может сказать наверняка, что истинные намерения этого человека состоят в обращении к Богу; вполне вероятно, что это совсем другое действие, смысл которого мы не можем понять. Конечно, у нас есть инвариантные факты, поза, пол, возраст, видимый контекст, но больше мы ничего не можем добавить, если не были знакомы с этим человеком и никак с ним не контактировали. Таким образом, фрагмент данных может дать нам некоторые детали, но не всю информацию. Необходима дополнительная работа по контекстуализации изображений, чтобы предоставить их обоснованную интерпретацию. Авторы указывают примерные шаги, которые необходимы для получения данных. Во-первых, цель исследования должна быть сформулирована с ориентацией на визуальные данные. Во-вторых, исследователь должен решить, может ли он работать с визуальными данными, собранными другими, или только с теми, которые он собрал лично. В-третьих, важно четко определить роль визуального анализа в исследовании в целом [с. 458].

Между тем исследователи обычно используют исторический диахронический метод, направленный на сбор существующих документов для формулировки научных гипотез1. Другие намеренно не учитывают предыдущие данные и факты, чтобы обнаружить новые исследовательские направления2. В этом случае ученый, с одной стороны, отказывается от накопленного знания, к которому он может что-либо добавить, а с другой - добивается большей степени нейтральности, поскольку визуальный материал, собранный другими, всегда идеологически искажен. Может ли исследование основываться исключительно на визуальных материалах или ему необходим дополнительный инструментарий? Для авторов несомненно, что визуальные исследования, как имеющие весьма слож-

1 Rieger J. A retrospective visual study of social change: The pulp-logging industry in an upper Peninsula Michigan country // Visual studies. - Oxford, 2003. -Vol. 18, N 2. - P. 157-178.

Rich M., Chalfen R. Showing and telling asthma: Children teaching physicians with visual narratives // Visual sociology. - Tampa (FL), 1999. - Vol. 14, N 1-2. -P. 51-71.

ную природу, должны дополняться другими методами (как качественными, так и количественными) с использованием триангуляционного ключа для получения более надежных результатов. Визуальный подход особенно важен для отслеживания результатов исследований, поскольку накопленные архивы изображений будут доступны всем для дальнейшего анализа и интерпретации. Сегодня визуальная социология позволяет развивать нетрадиционные научные дискурсы с помощью фото- и видеоматериалов, для которых уже имеются адекватные методы анализа [с. 458].

Рост методологических ресурсов в качественной социологии расширил исследовательский горизонт науки, особенно благодаря их теоретическому импульсу. Данный подход не требует формулировки предварительных гипотез и начинает с доступных данных, чтобы затем приступить к разработке теории с использованием компьютерных программ. На данный момент наиболее надежными, по свидетельству авторов, являются программы Atlas TI и NVivo, с помощью которых могут быть проанализированы и текст, и изображение. Последняя версия NVivo 9 предоставляет широкие возможности для анализа изображений, что открывает перспективы для междисциплинарных проектов1. Тем не менее проблемным остается путь от данных к структурированной теории, и здесь все зависит от способности исследователя продвинуться дальше кальку -ляций NVivo.

Анализ качественных данных в соответствии с методическими указаниями обоснованной теории и его выполнение с помощью программы NVivo работают на двух уровнях: разработка «узлов», или ключевых концепций (nodes), и работа над «заметками» (memos), наблюдениями и теоретическими соображениями на основе обработки данных. Отсутствие или недостаточное количество заметок может представлять серьезный ущерб для более важных операций в рамках исследования. На самом деле, не только узлы могут быть связаны друг с другом, но и заметки могут быть связаны с узлами, обогащая, таким образом, возможности интерпретации. Группа заметок и каждая заметка в отдельности - это важные части цепочки, по которой должен пройти исследователь, чтобы

1 Morgan M. The lure of images: A history of religion and visual media in America. - N.Y.: Routledge, 2007.

построить теоретическую схему и выявить значимые соответствия между составляющими и результатами исследования. Заметки являются «отпечатками» наших мыслей при решении исследовательских задач, именно они определяют приоритеты, помогая отделить основное от второстепенного [с. 459].

Развитие технологий визуального анализа, таких как ну1уо, влечет за собой ряд очень важных последствий, на которые уже обратили внимание социологи. Современное информационное общество революционным образом меняет процесс коммуникации, особенно в плане репрезентации и саморепрезентации. По словам М. Кастельса, технологическая реконфигурация социального мира трансформирует человечество1. Именно поэтому понятие «виртуальные сообщества»2 способствует заблуждению, считают авторы статьи: оно не принимает во внимание тот факт, что эта новая форма общения не может рассматриваться в отрыве от реальных социальных взаимодействий (хотя Интернет в принципе способен изменить определение социальных связей). Чиприани и дель Ре считают, что это приводит к понятию «пострепрезентативное общество», где повседневные социальные отношения сводятся к современным кодам коммуникации. В пострепрезентативном мире интерсубъективность опосредуется технологиями, но это не должно приводить к социологическому редукционизму, когда индивид и социальные явления становятся следствием техники коммуникаций. По мнению авторов, визуальная социология поможет избежать такого редукционизма. Хотя визуальная социология по-прежнему остается в тени широкого распространенных и весьма продуктивных культурных и медиаисследований, она может найти новое применение в рамках информационного общества, особенно при изучении определенных событий и их визуальных репрезентаций.

Новое измерение визуальной социологии должно стать итогом освоения новых методологических разработок, поскольку образы, фотографии и видео являются исключительным материалом для осмысления социальной жизни. Сегодня анализ видеоматериалов олицетворяет собой революцию в социальных науках, хотя не

1 Castells M. The rise of the network society. - Malden (MA): Blackwell, 1996.

2

May Ch. The information society: A sceptical view. - Malden (MA): Polity,

2002.

менее важны и прочие типы визуальной репрезентации1. Между тем использование видео в качественном исследовании часто подвергается критике как выражение «естественной наивности» и описывается как кризис репрезентативности данных в социологии. Эти трудности можно преодолеть, осознав возможности, которые видео открывает для исследователя: оно продуцирует «версию» реальности, связано с чувствительностью камеры и требует экстремального внимания к процедурам съемки. Визуальная культура - относительно новая область исследований, фокусирующаяся на тех свойствах наблюдаемых явлений, которые могут быть визуально зафиксированы; СМИ и общество формируют интерактивную среду, которая нуждается в более глубоком изучении, и именно здесь вклад визуальной социологии может быть весьма существенным, резюмируют свою позицию Чиприани и дель Ре [с. 460].

Создание исследовательских фильмов не отличается от написания исследовательской книги. В этой области очень трудно не только выработать четкое определение документального или исследовательского фильма, но и понять, каковы будут социологические результаты этого процесса, поскольку научному миру также присущи высокие эмоциональные и художественные стандарты. Например, американские документальные фильмы по социальной тематике носят характер сенсации, что мешает научным обоснованиям и выводам2. Кроме того, визуальная социология сталкивается со сложностями, создаваемыми локальными СМИ и виртуальными сообществами, которые теперь доступны на глобальном уровне. Например, социологи должны исследовать онлайн-автобиографии, которые люди формируют, загружая фотографии и видео3. Это влечет за собой переоценку социологического понимания саморе-

1 Combining video digital technology and narrative methods for understanding infant development / Secrist C., de Koeyer I., Bell H., Fogel A. // Forum: Qualitative social research. - Bonn, 2002. - Vol. 3, N 2. - P. 24.

См.: With God on our side / A film by C. Skaggs, D. van Taylor, A. Pomeroy. -USA, 2004. - Mode of access: http://firstrunfeatures.com/withgodonoursidedvd.html; Sociology through documentary film. - Mode of access: http://sociologythrough documentaryfilm.pbworks.com/w/page/17194965/FrontPage

3

См.: The visual representation of human lives. - Mode of access: http:// www.documentedlife.com/otherpeople.htm

презентации, так как объект изменяется онлайн. Сегодня люди становятся активными участниками социологического исследования, поскольку с помощью доступных технологий они могут создавать собственные интерпретации реальности и саморепрезентации, используя визуальные материалы. Фотоальбомы и домашние видео больше не являются индивидуальными отражениями реальности, но представляют собой мнения, которые широко транслируются с помощью Интернета. Саморепрезентация как самоосознание стала насущной потребностью для тех, кто раньше был только объектом исследования. Визуальная социология призвана осуществить аналитическую систематизацию таких материалов, насыщенных смыслом и / или импровизированных [с. 460].

Превращение - в рамках визуальной социологии - объекта исследования в его субъект обусловлено следующими теоретическими и методологическими предпосылками: 1) понятием «другого» как включающего разные формы саморепрезентации; 2) рефлексивностью объекта исследования; 3) конкуренцией научных видеоматериалов с локальными визуальными продуктами (Интернет, СМИ, индивидуальные данные); 4) необходимостью совмещения технологии производства фильмов и принципов научного исследования. Отличным примером самопрезентации авторы считают фильм болгарского режиссера А. Пеевой «Чья это песня?» (Chia e tazi pesen?). Режиссер путешествует по балканскому региону, спрашивая людей, какой стране принадлежит известная песня. Везде люди утверждают, что она принадлежит именно их стране, и очень эмоционально реагируют, когда им сообщают, что люди, живущие в других странах, утверждали то же самое. Значение этого документального фильма состоит в том, что он поднимает вопросы национальной принадлежности и общего исторического прошлого1. Здесь появляется уникальная возможность сравнить прошлое и настоящее, понять, как формируется представление о себе у групп населения в сложных исторических условиях.

В заключение авторы статьи подчеркивают, что наблюдающаяся сегодня маргинализация визуальной социологии абсурдна.

1 Cm. 6nor: The Balkans: «Whose is this song?» - Mode of access: http:// global voicesonline.org/2009/01/20/balkans-whose-is-this-song/

2014.02.005-006

Визуальные методы становятся источником нового понимания социальной реальности, а визуальная социология представляет собой релевантную методологию исследования социальных изменений, жизненных смыслов, моделей поведения, поскольку изображения являются хранилищем идей и традиций. Ученые должны преодолеть предубеждение перед камерой, а также позволить использовать ее участникам исследовательского процесса, тем более что подобная практика уже имеет место1. Эта «двухканальная система», когда мы смотрим на «другого» и он одновременно и осознанно смотрит на нас, предполагает серьезную теоретическую и методологическую рефлексию. Очевидно, что новые технологии меняют формы самопрезентации и самоинтерпретации индивидов. Чиприани и дель Ре ссылаются на Д. Харпера, который уверен в необходимости «новой интегративной визуальной социологии» , предполагающей новое определение отношений между исследователем и объектом / субъектом как формы их сотрудничества [с. 461-462].

К. О. Спиридонов, О.А. Симонова

2014.02.005-006. ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ. (Сводный реферат).

2014.02.005. WHITLEY C.T. A picture is worth a thousand words: Applying image-based learning to course design // Teaching sociology. -Thousand Oaks (CA), 2013. - Vol. 41, N 2. - P. 188-198.

2014.02.006. CALDEIRA Ch., FERRANTE J. The sociological cinema: Teaching and learning sociology through video // Teaching sociology. -Thousand Oaks (CA), 2012. - Vol. 40, N 2. - P. 191-193.

Реферируемые статьи относятся к области визуальной социологии и описывают опыт включения визуальных средств в обучение социологии. В широком смысле под визуальной социологией

1 См., например: Maquilapolis / A documentary film by S. de la Torre, V. Fu-

nari. - Mexico; USA, 2006. - Mode of access: http://www.maquilapolis.com

2

Harper D. An argument for visual sociology // Image based research: A source book for qualitative researchers / Ed. by J. Prosser. - L.: Routledge, 1998. - P. 24-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.