Научная статья на тему '2014. 01. 032. Лопес Нуньес С. А. Проблема тишины в произведениях трех бразильских поэтов. López núnez C. A. el problema del silencio en tres poetas brasileros // el hablador: Revista virtual de literature [Electronic Journal]. - [S. L. ], 2012. - n 20. - mode of access: http://www. Elhablador. Com/articulos 20_lopez. Html'

2014. 01. 032. Лопес Нуньес С. А. Проблема тишины в произведениях трех бразильских поэтов. López núnez C. A. el problema del silencio en tres poetas brasileros // el hablador: Revista virtual de literature [Electronic Journal]. - [S. L. ], 2012. - n 20. - mode of access: http://www. Elhablador. Com/articulos 20_lopez. Html Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗИЛЬСКАЯ ПОЭЗИЯ ТЕМЫ / СЮЖЕТЫ / ОБРАЗЫ / ТИШИНА (ТЕМА) В ЛИТЕРАТУРЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 032. Лопес Нуньес С. А. Проблема тишины в произведениях трех бразильских поэтов. López núnez C. A. el problema del silencio en tres poetas brasileros // el hablador: Revista virtual de literature [Electronic Journal]. - [S. L. ], 2012. - n 20. - mode of access: http://www. Elhablador. Com/articulos 20_lopez. Html»

свое мнение о происходящем, свой взгляд на мир, своя идеология, и автор воздействует на мнение читателя через них.

Литература регионов нередко ассоциируется с литературой рабочего класса, для которой характерна политическая дидактика, темы изоляции и лишения. И хотя в романе Ш. Куингли типичные предрассудки среднего класса по отношению к городской бедноте весьма заметны, благодаря авторским манипуляциям с речью героев давление политических догм и дидактическое позерство практически отсутствуют. Несмотря на жанровое определение романа как детективного С. Мандала считает, что «Свет восходящей луны» следует отнести к региональной литературе, достоверно отражающей реалии северо-восточной Англии. Роман предлагает немногие в современной британской попкультуре положительные образы выходцев из городской бедноты.

В.М. Кулькина

2014.01.032. ЛОПЕС НУНЬЕС С.А. ПРОБЛЕМА ТИШИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТРЕХ БРАЗИЛЬСКИХ ПОЭТОВ. LÓPEZ NÚNEZ C.A. El problema del silencio en tres poetas brasileros // El hablador: Revista virtual de literature [Electronic journal]. - [S.l.], 2012. - N 20. - Mode of access: http://www.elhablador.com/articulos 20_Lopez.html

В статье Сезара Аугусто Лопеса Нуньеса, преподавателя литературы Национального университета Сан-Маркос (Лима, Перу), рассматриваются возможности поэтической передачи состояния спокойствия в стихах представителей модернистского направления в Бразилии, приводится типология используемых литературных приемов.

Начиная с 1922 г. в бразильской литературе дает о себе знать новое направление - модернизм, характеризующийся радикальными настроениями и разрывом с прошлым состоянием литературы. Отправной точкой для формирования нового альтернативного взгляда на язык и слово автор статьи считает «Неделю современного искусства», прошедшую в Сан-Паулу в 1922 г. Опираясь на работу Афранио Коутиньо «Введение в литературу Бразилии»1,

1 Coutinho A. A literatura no Brasil. - Rio de Janeiro, 1968.

С. Лопес Нуньес называет четыре основных принципа развития модернизма, три из которых связаны с разрушением: 1) прежних норм; 2) консервативного сознания; 3) предубеждений и табу. Четвертый принцип декларирует право на эстетическое применение языка, актуализацию будущего эстетики, упрочнение национального самосознания.

Автор исследует тему обращения поэта к тишине на примере трех бразильских поэтов, принадлежавших к разным поколениям модернистов. Это Карлос Друммонд де Андраде (1902-1987), Жоао Кабрал де Мело Нето (1920-1999) и Ледо Иво (1924-2012). Благодаря тишине и молчанию, как внутри, так и снаружи, поэт постигает природу собственной деятельности, сам процесс поэтического творчества. С. Лопес Нуньес указывает на то, что без тишины поэзия не может найти цель и ориентиры, чтобы вновь обрести себя. Тишина - это не проблема поэзии, она может пониматься как место для всевозможных поэтических направлений.

В творчестве Карлоса Друммонда де Андраде критик видит соединение поэзии с тишиной. Главным принципом у поэта становится «замалчивание» слова: пауза, ожидание перед тем, как что-либо произносится. Соблазн сказать что-то просто так, «проговориться», лишает слово поэта чистоты и благородства. Полнота поэзии Друммонда во многом достигается за счет этого поэтического приема: в его «пустынные» стихотворения не должен проникать ни малейший «шепот» жизни. Автор статьи приводит цитату из поэмы Друммонда «Из рук» (De la mano): «Не буду поэтом мира одряхлевшего / Также не буду воспевать мир будущий...» (No seré el poeta de un mundo caduco / Tampoco cantaré el mundo futuro.). Только в настоящем его ремесло востребовано, только настоящему оно соответствует. А так как опыт человека необъятен для языка, чтобы передать его словами, поэт ставит ограничения на слова. Мир Друммонда не просто в настоящем, он балансирует между тишиной, молчанием и жизнью.

Друммонд предлагает читателям «глухо войти в царство слова» - без тишины мир слова был бы вообще неведом, не известен. В мир слова следует погружаться незаметно, подходить все ближе и рассматривать слова пристально. С. Лопес Нуньес замечает, что у поэзии как бы два лица, и читателю нужно дождаться, когда каждое из них повернется к нему и покажет свою силу, эти силы из-

вестны - сила слова и сила молчания. Чтобы приоткрылась дверца в мир Друммонда, необходимо соглашение между тремя элементами - жизнью-тишиной-словом. Если это трио не согласовано, автора ожидает неудача, разочарование.

В анализе поэтических принципов Жоао Кабрала де Мело Нетто С. Лопес Нуньес выделяет эпиграф к его поэме «Рассказ об Анфионе и Антиоде», где поэт призывает к точности и строгости слова. Сухость форм, конструкций при предельной точности крайне важны для этого поэта. На протяжении всего анализа критик повторяет слова «сухость», «чистота», «нагота», «одиночество» применительно к слову. То есть слово должно быть автономно, свободно от излишков, быть четким и ясным.

В поэзии Кабрала важна религиозная тематика, его молчание и тишина более ритуальны, церемониальны, чем у Друммонда: «В пустыне, / среди скелетов древних, /лежит словарь» (En el desierto, entre los / esqueletos del antiguo / vocabulario). В его стихах огромную роль играет одиночество, а благодаря тишине создается «одинокое слово». Тишина - это место большей ясности, где слово себя проявляет отчетливее, воплощаясь затем в целом поэмы. Без тишины произведение не приобретает необходимой значимости.

В части Антиоды очевидна другая сторона ритуала очищения слова. «Поэзия, писала тебе: / цветок! Зная, / что ты отброс. Отброс / как и все остальное» (Poesía, te escribía: / flor! Conociendo / que eres heces. Heces / como cualquier cosa). По мнению С. Лопеса Нуньеса, выставление напоказ «отбросов» ни в коем случае не подразумевает снижения значения поэзии - скорее доказывает ее вездесущность. Как и у Друммонда, у Кабрала упомянута триада «жизнь-тишина-слово», в его поэмах присутствует пограничная тема любви, звучит ее близость к тишине, ее неосязаемость. С. Лопес Нунь-ес отмечает, что бывают такие слова, которые стоит уважать, они должны остаться в пространстве этого мира в своем самом чистом состоянии, быть уважаемыми как обычном человеком, так и поэтом. Поэзия в целом у Жоао Кабрала противостоит всему миру, борется и со своим собственным существованием, отказывается быть произнесенной.

Третья часть работы посвящена творчеству Ледо Ива и его «празднику жизни», воспеванию всего: ведь поэт любит жизнь, он несет ответственность за верность жизни. Но для того, чтобы петь,

воспевать, поэт должен обосноваться в самом центре, в самом сердце жизни.

С. Лопес Нуньес рассматривает поэму Л. Иво «Запрещенные слова», где обнаруживает два типа движения: одно - к независимости слов, а другое - к разграничению, определенности авторской концепции. Отношения между поэтом и словами - отражение того, принимает он жизнь или отказывается от нее. Поэты - могильщики, которые хоронят слова. Слова - бунтари и мятежники, которые могут восстать из могил, и в процессе написания стихотворений это нужно учитывать, поэт должен помнить об автономии слов. В «Песне о воображаемом открытом окне» Иво подчеркивает, что написание стихотворения происходит в реальный момент, но, вместе с тем, это результат осмысления всей жизни. Для осуществления поэзии нужно просто присутствовать. Кабрал также заметил, что жизнь требует открытого существования. «Буду воспевать жизнь, которая развернулась передо мной» (Cantaré la vida que ante mi se despliega). «Буду воспевать все, но только как певец, которому нужно одиночество / для того, чтобы контактировать с жизнью». (Cantaré todo, pero solo como un cantor que necesita la soledad / para comunicarse con la vida). Одиночество, тишина, растворение в жизни, тоска - все сливается и суммируется в один большой парадокс существования, откуда вещает поэт. Язык - это не пространство, в котором разворачивается жизнь, это просто средство выражения. Поэт не находится в словах, не обитает в них, просто с их помощью он приближается к осознанию сущности жизни, приближает ее к звучанию, хотя она и нема, тиха. То, что мы ощущаем, в стихотворениях Иво, С. Лопес Нуньес называет космической ясностью.

Подводя итог, автор статьи замечает, что его работа строится вокруг трех элементов, присущих произведениям всех названных бразильских поэтов, - точности, строгости и ясности. Совершенство поэтической формы - то, за что боролись поэты и писатели эпохи модернизма в Бразилии, делали ставку на серьезную лирику, очищая и облагораживая слова сдержанностью звучания. Заканчивает свою работу С. Лопес Нуньес стихотворением поэтессы Сеси-лиа Мейреллеса, современницы Карлоса Друммонда, в котором также присутствуют все выделенные качества.

С. С. Смоленцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.