Научная статья на тему '2014.01.006. ЛАМИ П. ФРАНЦИЯ И ЕВРОПА ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: БОЯТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНО. LAMY P. La France et l’Europe face à la mondialisation: Inutile d’avoir peur // Problèmes écon. – P., 2013. – N 3059. – P. 38–47.'

2014.01.006. ЛАМИ П. ФРАНЦИЯ И ЕВРОПА ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: БОЯТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНО. LAMY P. La France et l’Europe face à la mondialisation: Inutile d’avoir peur // Problèmes écon. – P., 2013. – N 3059. – P. 38–47. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЕС СТРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.01.006. ЛАМИ П. ФРАНЦИЯ И ЕВРОПА ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: БОЯТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНО. LAMY P. La France et l’Europe face à la mondialisation: Inutile d’avoir peur // Problèmes écon. – P., 2013. – N 3059. – P. 38–47.»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

2014.01.006. ЛАМИ П. ФРАНЦИЯ И ЕВРОПА ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: БОЯТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНО. LAMY P. La France et l'Europe face à la mondialisation: Inutile d'avoir peur // Problèmes écon. - P., 2013. - N 3059. - P. 38-47.

Бывший Генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО)1 анализирует взаимовлияние международной торговли (МТ) и международного разделения труда (МРТ) в глобализован-ном мире, а также роль государственной политики в повышении конкурентоспособности стран и их адаптации к условиям глобализации.

Быстрый рост МТ с начала 1950-х годов в период «славного тридцатилетия» объясняется бурным развитием производства и резким увеличением спроса, а в 1990-е годы - подъемом экономики крупных стран Азии и Латинской Америки, открытием рынков большинства стран, совершенствованием норм и правил торговли, углублением МРТ.

Глубокие изменения в МТ и МРТ выразились в переходе от торговли готовыми изделиями к «торговле задачами» (commerce des tâches). МТ в ее современном виде позволяет предприятиям перекладывать выполнение некоторых «задач» (упаковка, распространение) на иностранные предприятия. Например, в производстве «Аэробуса» участвует около 40 стран (с. 39).

1 1 сентября 2013 г. в должность Генерального директора ВТО вступил Р. Азеведу. - Прим. реф.

Оптимизация производственного процесса приводит к фрагментации цепочки создания стоимости в мировых масштабах, которая предполагает производство промежуточных продуктов и «задач» в разных странах. При этом основные преобразования в мировых цепочках создания стоимости происходят на предприятиях через усложнение продуктов. В силу того что многие услуги участвуют в производстве товаров, граница между товарами и услугами становится все более размытой.

Пока нет возможности оценить влияние нового МРТ на занятость, поскольку определяющие его механизмы имеют микроэкономическую природу и плохо поддаются количественной оценке. Тем не менее доказано, что, хотя новое МРТ увеличивает глобальную занятость, прирост рабочих мест по-разному распределяется между секторами и странами.

Для современной МТ характерен рост обмена полуфабрикатами, которые до превращения в готовое изделие многократно экспортируются и импортируются. Такая модель обеспечивает значительное повышение эффективности за счет специализации некоторых стран на определенных видах «задач» (разработка, производство комплектующих, сборка, но не производство готовых продуктов) и экономии на масштабе в результате увеличения размера рынков и линеек продуктов, а следовательно, снижения издержек и цен в соответствии с принципом сравнительных преимуществ. Развитие указанной модели товарообмена порождает постоянные перемещения производства, обусловленные экономическими и институциональными изменениями в странах-производителях. В целом эти изменения в МТ благоприятны, особенно для развивающихся стран (РС). Интеграция в мировую экономику им сегодня обходится дешевле, чем в прошлом, когда для включения в МРТ требовалось иметь развитую черную металлургию, автомобильную или химическую промышленности.

Особенности современной МТ наводят на мысль о чрезмерности внимания, которое традиционно уделяется диспропорциям внешнеторговых балансов. В действительности они в большей степени являются результатом длительного дисбаланса между потреблением и сбережениями, а не следствием перекосов в торговле или недостаточной конкурентоспособности.

По мнению автора, соединение моделей Д. Рикардо и Й. Шумпетера, позволяющее связать специализацию с процессом созидательного разрушения, позволит лучше понять современное состояние МТ и глобализацию. В этой объединенной модели следует учитывать постепенное «исчезновение эффекта границ» и одновременно особенности и качество национальной государственной политики, поскольку именно качество политики обеспечивает любой стране сильные позиции в системе современной МТ.

Адекватная государственная политика должна опираться на надежную статистику и соответствующий инструментарий. Сегодня международные торговые потоки измеряются путем учета полной стоимости товара при каждом пересечении границы, даже если в стране-экспортере к его стоимости была добавлена только ее часть. Такая система учета имела смысл, когда большинство товаров производилось в одной стране, затем они экспортировались и потреблялись в другой, но она не соответствует современным мировым цепочкам создания стоимости и лишь раздувает данные торговой статистики.

В связи с этим автор предлагает учитывать в статистике МТ стоимость, добавленную в каждой стране. Такой подход к измерению МТ связан с многочисленными техническими трудностями и требует совершенствования способов сбора и обработки данных, но эти проблемы вполне преодолимы.

Автор также призывает к срочной адаптации концептуального и статистического аппаратов, а также государственной политики к новому МРТ. По его мнению, в ближайшие годы в западных странах внешний спрос будет расти быстрее внутреннего. Извлечь выгоду из этой ситуации можно, но для этого следует хорошо понимать новые механизмы МТ и отказаться от традиционной меркантилистской логики. Речь больше не идет о сокращении импорта и увеличении экспорта. Наоборот, импорт следует рассматривать как шанс для повышения производительности, предварительно определив, какие промежуточные товары и услуги необходимо импортировать, чтобы максимально увеличить добавленную стоимость продуктов, предназначенных для экспорта.

В условиях нового МРТ и глобализации Европа продемонстрировала высокую способность к сопротивлению конкурентам. Несмотря на распространенность мифа о том, что позиции Европы в

МРТ хуже, чем у других развитых стран, цифры говорят об обратном. Доля Европы в МТ в последние десятилетия стабилизировалась на уровне 19%, тогда как доли США и Японии в тот же период сократились с 19 до 13% и с 15 до 9% соответственно. Сопротивляемость Европы в большой степени объясняется способностью ряда секторов (автомобильная, авиационная, фармацевтическая, атомная промышленности и т.д.) удовлетворять потребности стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) в инвестициях и потребительских товарах. Профицит внешнеторгового баланса ЕС по промышленной продукции увеличился за последние 10 лет в три раза, достигнув 200 млрд евро, а по услугам - в 10 раз (около 100 млрд евро) (с. 43).

Другой распространенный миф касается внешнеторговой политики ЕС, которая якобы характеризуется «наивностью по отношению к конкурентам и догматическим подходом к открытию торговли». Однако анализ препятствий торговле в различных странах показывает, что это не соответствует действительности. На границах ЕС уровень таможенных тарифов и нетарифных мер защиты МТ эквивалентен уровню США, Японии и других развитых стран. Таким образом, Европа обладает солидными торговыми позициями, несмотря на появление признаков постепенного ухудшения ситуации в области ценовой конкуренции.

Однако в 1995-2005 гг. темпы роста производительности в Европе по сравнению с США замедлились - в среднем до 1,4% в год против 2% в США, что связано с низкими темпами роста производительности труда не в европейской промышленности, а в европейской сфере услуг - в среднем до 0,4% в год против 1% в США (с. 43). Именно этим объясняется замедление роста европейской экономики по отношению к конкурентам перед последним глобальным кризисом. Хотя Европе до сих пор удавалось избегать резкого отставания от США, в дальнейшем различия в производительности будут усиливаться.

Наблюдаются большие различия в темпах роста производительности между отдельными европейскими странами: в странах Центральной и Восточной Европы темпы роста производительности превышают средние по Европе; для Германии и некоторых стран Северной Европы характерен средний уровень; во Франции, Италии и Испании темпы роста производительности ниже средних.

Аналогичная ситуация складывается в отношении долей отдельных стран в МТ: Германия сохранила свою долю мирового рынка; доля стран, вступивших в ЕС в 2004 г., увеличилась; доля Франции с 1994 г. сократилась. Но, как показывает автор, это в основном связано не с делокализацией производства, слишком высокими зарплатами по сравнению с соседними странами, жесткими социальными нормами и географией экспорта (что отчасти верно), а с неценовой конкурентоспособностью Франции на европейском рынке. Автор также подчеркивает, что превосходство Германии и стран Северной Европы над Францией в области производства инновационной продукции объясняется низкой долей ее расходов на НИОКР в ВВП (2,1%). Для сравнения: Германия тратит на НИОКР 2,8% ВВП, страны Северной Европы - более 3%. Средний уровень таких расходов по ЕС составляет 1,85% (с. 45). Кроме того, Германия опирается на развитую сеть мелких и средних инновационных предприятий, ориентированных на экспорт, тогда как во Франции сеть мелких и средних предприятий недостаточно развита.

Конкурентоспособность европейской экономики, указывает автор, в большой мере определяется производительностью, которая, в свою очередь, зависит от государственной политики отдельных стран. Учитывая, что США фактически специализируются на радикальных инновациях, а Китай и другие крупные СФРЭ - на улучшающих, задача Европы состоит в том, чтобы ее не опередили по этим двум направлениям. По этой причине приоритетом государственной политики должно быть финансирование государственных и частных НИОКР, а также высшего образования. Необходимо стимулировать сотрудничество и мобильность научных кадров в Европе, чтобы континент мог воспользоваться синергией и экономией на масштабе, не забывая и о подготовке высококвалифицированного производственного персонала, развивая начальное и непрерывное профессиональное образование с помощью коммуникационных сетей. Нуждается в пересмотре и уровень зарплаты в промышленности, который отстает от уровня зарплаты по некоторым профессиям в сфере услуг.

Второе направление государственной политики касается повышения производительности в сфере услуг, что является важным фактором обеспечения конкурентоспособности промышленности.

Третье направление связано с глобальным окружением предприятий и с экосистемами инноваций и качества. Большое влияние на производственные издержки и конкурентоспособность оказывают цены на недвижимость. Их рост (с 2002 г. во Франции цены на недвижимость выросли на 80%) ставит французские предприятия в невыгодное положение по сравнению с конкурентами. Например, в Германии цены на недвижимость оставались практически стабильными, в США и Великобритании они, хотя значительно повысились в начале 2000-х годов, с 2008 г. снизились (с. 46). Наряду с этим встает проблема потребления энергии в расчете на единицу произведенной продукции. Цены на энергию, как ожидается, будут расти, что будет оказывать серьезное влияние на различия в конкурентоспособности отдельных стран. Следовательно, необходимо внедрять менее энергоемкие производственные процессы и стимулировать использование более долговечных и дешевых источников энергии. Экосистемы инноваций и качества включают в себя кооперацию между предприятиями, повышение качества производственного обучения, распространение успешного практического опыта, укрепление связей между университетами и предприятиями, а также снижение стоимости патентов.

Указывая на высокую вероятность новых системных кризисов, связанных с МРТ, автор призывает правительства развивать системы социального обеспечения. Обосновывая свою позицию, он ссылается на данные о корреляции между качеством социальных систем и отношением общественного мнения к либерализации МТ. За некоторым исключением (в частности, Франции) наиболее позитивно к этому относится население стран с наиболее развитой социальной системой. По мнению автора, социальное обеспечение защищает лучше, чем протекционизм.

В заключение автор отмечает, что адаптация к современной ситуации требует сильной политической воли.

И.Ю. Жилина

2014.01.007. ТОРГОВЛЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: ОБЗОР НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ XXI в. ДОКЛАД О МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ - 2012.

Commerce et politiques publiques: Gros plan sur les mesures non tarifaires au XXIe siècle: Rapport sur le commerce mondial, 2012. - OMC. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.