вольственной неопределенности в мировых масштабах. В среднесрочном плане повышение продуктивности будет обеспечиваться сокращением отставания РС в этой области (с. 4).
Параллельно необходимо улучшать использование имеющихся ресурсов (почвы, воды, морских экосистем, лесов и т.д.), поскольку около 25% сельскохозяйственных земель повреждены; многие страны сталкиваются с недостатком воды; рыбные запасы подвергаются чрезмерной эксплуатации. При этом высокая вероятность усиления климатических изменений приведет к увеличению числа неблагоприятных для сельского хозяйства метеорологических явлений.
В этих условиях необходимо стимулировать совершенствование сельскохозяйственных практик, создавать благоприятное торговое, техническое и регламентирующее окружение и укреплять инновационные системы в сельском хозяйстве, а также учитывать специфические потребности мелких крестьянских хозяйств.
И.Ю. Жилина
ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ
2013.01.014. ГАФФАР Ж.-Л. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ВЫЗОВ ЕВРОПЕ. GAFFARD J.-L. Compétitivité et développement industriel: Un défit européen // Les notes de OFCE. - P., 2012. - N 19. - P. 1-8.
Сотрудник Обсерватории экономической конъюнктуры Франции (Observatoire français des conjonctures économiques, OFCE) считает, что европейские страны в настоящее время столкнулись с двумя проблемами: перемещением промышленного производства в страны с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) и снижением конкурентоспособности, в том числе в зоне евро. Типичный пример - снижение конкурентоспособности Франции по отношению к Германии: в 2000-е годы Германии удалось увеличить свою долю в мировом экспорте (+1,7%), и особенно в зоне евро (+2,3%), в то время как Франция потеряла часть своих позиций на этих рынках (ее доля сократилась соответственно на 3,1 и 3,8%). Между тем ни одна страна в мире не может остаться на траектории роста, если уступает свои позиции в промышленности и терпит убытки во внешней торговле (с. 2).
Как известно, на промышленные товары в Европе приходится более 70% экспорта, более 80% научных исследований и разработок связаны с промышленностью (с. 1). Сокращение доли промышленности в добавленной стоимости и занятости ведет к увеличению численности сторонников протекционизма, выступающих за ужесточение социальных и экологических норм для импорта из СФРЭ. При таком подходе основным источником проблем представляются внешние факторы, а реальные проблемы европейской промышленности (низкие темпы роста, сопровождающиеся усилением разрыва в развитии промышленности отдельных стран, обусловившего стабильные профициты во внешнеторговом балансе одних государств и дефициты - в других) игнорируются.
Причины деиндустриализации, сопровождающейся внешнеторговыми структурными дисбалансами, различны. Важным фактором является «вторжение» СФРЭ, предлагающих возможности производства промышленных товаров с низкими издержками на зарплату и низкими транспортными расходами. В итоге происходит постепенный перевод производств с высокой долей затрат на рабочую силу и низкой технологической составляющей в СФРЭ. Эта тенденция, на первый взгляд, кажется главной причиной деиндустриализации и дефицита внешней торговли. При этом усиление разрыва в развитии промышленности отдельных европейских стран в результате деиндустриализации отражается на уровне жизни и качестве производимых товаров.
Внешнеторговый профицит, обусловленный превосходством в конкурентоспособности промышленности, стимулирует движение капитала из стран с профицитом в страны с дефицитом. Однако этот капитал обычно направляется не на производственные инвестиции, а на покупку недвижимости или финансовых активов. Внешнеторговые дисбалансы приобретают структурный характер: индустриализация одних стран «питает» деиндустриализацию других. Трудность состоит в том, что из-за нехватки производственных инвестиций в странах с дефицитом внешней торговли «возвратное» движение торговых потоков становится невозможным. Именно такого рода отношения связывают, например, Китай и США, Германию и Испанию, Германию и Францию.
Затраты на рабочую силу не являются единственной или даже определяющей причиной деиндустриализации и внешнеторго-
вых дефицитов. Попытки снизить эти издержки или специализация на производствах, где их доля невелика, бесполезны. С одной стороны, разница в издержках на рабочую силу настолько значительна (в Европе они в три раза выше, чем в Китае), что ликвидировать ее можно только путем значительного снижения уровня жизни в про-мышленно развитых странах и трансферта богатства. Такое вряд ли возможно. С другой стороны, СФРЭ могли бы увеличить свою долю на рынке высокотехнологичных товаров, но это подразумевает повышение уровня оплаты труда и рост внутреннего спроса в этих странах.
Иллюзорными представляются также меры по стимулированию покупки или производства отечественных товаров. Международная фрагментация, заключающаяся в выводе в страны с низким уровнем оплаты труда производства полуфабрикатов (в том числе высокотехнологичного) с последующим их импортом как компонентов для производства конечной продукции, не только затрудняет идентификацию происхождения товаров, но и является фактором конкурентоспособности предприятий, участвующих в этом процессе. Даже если бы удалось применить меры содействия в отношении местных производителей, то такая форма протекционизма нанесла бы ущерб странам с сопоставимым уровнем развития в плане уровня жизни и затрат на рабочую силу, а в конечном счете привела бы к сокращению торговых потоков (как входящих, так и исходящих), усиливая тем самым деиндустриализацию. Распространение в Европе стратегии, направленной на достижение профицита внешней торговли, будет способствовать конфликтам между странами или группами стран.
Современная промышленность имеет очень сложную структуру, поскольку состоит из предприятий разного размера, с разной степенью диверсификации производства и разными масштабами внешних кооперационных взаимосвязей. Оценка достижений каждого предприятия должна учитывать конфигурацию его деятельности и сложную сеть взаимосвязей с конкурентами, поставщиками, клиентами, кредиторами.
Промышленная деятельность вписывается в процесс мировой глобализации. Однако рыночные условия определяются спецификой продукта. Различаются мировые и региональные рынки: на мировых конкурируют производители всех стран, которые могут
иметь клиентов в любом уголке мира, на региональных - региональные производители обслуживают местных клиентов и, как правило, защищены от риска, связанного с различиями в уровне издержек или с колебаниями валютных курсов.
Модель «рейнского» капитализма (modèle rhenan)1 особенно хорошо подходит для развития предприятий, ориентирующихся на мировые рынки, и защищает страны происхождения этих предприятий от риска деиндустриализации. В настоящее время основными чертами этой модели являются обновление ядра промышленности на базе высоких технологий и международная фрагментация производства, позволяющая укрепить конкурентоспособность конечной продукции, поддерживать занятость и стимулировать экспорт.
Деиндустриализация особенно ярко проявляется при преимущественной ориентации крупных предприятий на делокализа-цию, а не на фрагментацию производства и на специализацию, а не на диверсификацию своей деятельности, которая дает возможность ослабить зависимость от циклических колебаний спроса. Деиндустриализация имеет также место в случае слабости сектора мелких и средних предприятий, обусловленной, в частности, неразвитостью «духа предпринимательства» и нестабильностью связей с основными клиентами - крупными предприятиями.
В таком контексте решение проблемы деиндустриализации с целью восстановления внешнеторгового баланса должно строиться вокруг реорганизации всей промышленной системы, в том числе модели интернационализации, сферы деятельности крупных предприятий, взаимосвязей между предприятиями, а также их взаимодействия с правовым, фискальным и финансовым «окружением».
Реиндустриализация экономики требует значительных инвестиций для обновления технологической базы и реорганизации
1 Французский экономист М. Альбер выделяет две современные разновидности капитализма - «неоамериканскую, англосаксонскую» модель и «рейнскую» модель. В основе этих моделей лежат две концепции капитализма. «Англосаксонская» модель капитализма нацелена на практически полное освобождение рынка от распределительных и политических ограничений. «Рейнская» модель - это модель встроенности рынка в социальную и политическую структуру, в структуру социальной политики (прежде всего имеется в виду политика социальной безопасности). В этой модели также придается особое значение уравновешиванию тех тенденций капитализма, которые ведут к монополизации и массовому неравенству. - Прим. реф.
структуры промышленности, поэтому фундаментальной задачей промышленной политики государства является создание условий для осуществления таких инвестиций. Государство должно определять условия для получения предприятиями государственной помощи, содействовать сотрудничеству предприятий и научно-исследовательских лабораторий, с помощью правовых норм и регламентаций повысить эффективность системы финансирования предприятий. Самое важное - обеспечить развитие мелких и средних предприятий.
Чтобы объединенная Европа продолжала существовать и развиваться как региональная интегрированная общность, должна проводиться политика, направленная на восстановление согласованности интересов и достижений основных партнеров. Главная задача - помочь странам, столкнувшимся с деиндустриализацией, встать на путь реиндустриализации. Не ограничиваясь структурными реформами, такая политика должна стимулировать предложение новых товаров и спрос на них. Выделяются две группы мер: поддержка внутреннего спроса на промышленные товары там, где он недостаточен; расширение промышленного сотрудничества в рамках Европы на базе программ технологического развития и финансирования.
Г. В. Семеко
2013.01.015. ВАГНЕР Г. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
«РЕГУЛИРУЕМОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ». WAGNER H. Nutzen und Kosten einer Regelbindung // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2012. - Jg. 92, N 3. - S. 147-150.
Пакт стабильности и роста1, отмечает автор, оказался недостаточно эффективным, поэтому главы государств и правительств стран зоны евро сегодня делают ставку на усиление регулирования.
1 Пакт стабильности и роста - соглашение между государствами Европейского союза, касающееся налоговой и бюджетной политики (1997), - предусматривает контроль над налоговой политикой и санкции к странам-нарушителям. В соответствии с ним члены Евросоюза должны соблюдать следующие критерии: годовой дефицит бюджета не более 3% валового внутреннего продукта; национальный долг меньше 60% ВВП либо приближается к этой величине; годовая инфляция не более 2%; уровень безработицы не более 10% работоспособного населения не пенсионного возраста. Однако мировой финансово-экономический