Научная статья на тему '2014. 01. 005. Флеминг Дж. Участие молодежи в научных исследованиях: путь еще долог? Fleming J. young people’s involvement in research: still a long way to go? // Qualitative social work. – L. , 2011. – Vol. 10, n 2. – p. 207–223'

2014. 01. 005. Флеминг Дж. Участие молодежи в научных исследованиях: путь еще долог? Fleming J. young people’s involvement in research: still a long way to go? // Qualitative social work. – L. , 2011. – Vol. 10, n 2. – p. 207–223 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ И НАУКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ядова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 005. Флеминг Дж. Участие молодежи в научных исследованиях: путь еще долог? Fleming J. young people’s involvement in research: still a long way to go? // Qualitative social work. – L. , 2011. – Vol. 10, n 2. – p. 207–223»

перехода от дефицитной модели к демократической является отсутствие институциональных, организационных форм практической деятельности.

Современная модель вовлеченности публики в НЦМ, которую авторы обнаружили в ходе исследования, подтверждает двусмысленность, существующую в описании и определении участия общественности в управленческом процессе. Исследование выявило две слабые точки, препятствующие полноценному общественному участию в управлении НЦМ. Первая связана с недостатком методов анализа измерения вклада публики в процесс принятия решений. Вторая обусловлена недостатком признания НЦМ как важных акторов в процессе управления наукой. Эти два фактора взаимосвязаны: поскольку нет инструментов, которые показывают важность участия общественности, НЦМ не в состоянии продемонстрировать свою роль в управлении наукой.

Т.Ю. Николаева

2014.01.005. ФЛЕМИНГ Дж. УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ПУТЬ ЕЩЕ ДОЛОГ? FLEMING J. Young people's involvement in research: Still a long way to go? // Qualitative social work. - L., 2011. - Vol. 10, N 2. - P. 207223.

Статья директора Центра социального действия Университета Де Монфор (г. Лестер, Великобритания) Дженни Флеминг посвящена проблеме участия молодежи в научно-исследовательских проектах. По ее мнению, продуктивной работы с молодежью ученым можно достичь только посредством обмена опытом и взаимного диалога. Флеминг отмечает, что существует достаточное количество литературы на эту тему. Одни авторы останавливаются на этической стороне проблемы, а именно - необходимости соблюдения Конвенции по правам ребенка при привлечении к исследованию несовершеннолетних. Другие пишут о положительных результатах, прежде всего для молодых, которые дает это участие. Часть авторов сосредотачивается на возможных методологических трудностях, возникающих в процессе подобного сотрудничества [с. 207-2081.

Один из центральных вопросов, касающийся данной темы, -сложившееся в современной социологии отношение к детям и под-

росткам как к активным социальным акторам. Специалисты давно заметили, что в силу своего возраста дети обладают иными когнитивными и социальными особенностями, нежели взрослые. Это понимание способствовало формированию новой исследовательской парадигмы, характеризующейся взглядом на подрастающее поколение как на субъект действия, а не на объект1. В последнее время все больше исследователей перестают воспринимать респондентов только как источник информации и стараются наладить с ними профессиональное взаимодействие. Между тем, согласно опросу Ассоциации социальной политики, только четверть опрошенных считают вовлечение в научный процесс «обычных» людей важным критерием для проведения качественного исследования, а многие и вовсе видят в этом больше причуду ученых, чем реальную необходимость2. По словам Флеминг, ее статья призвана помочь наладить прочное взаимодействие научного сообщества с участниками исследовательских проектов. Такое сотрудничество будет способствовать привлечению внимания специалистов к молодежным проблемам и учету интересов молодежных сообществ, подтолкнет ученых к размышлению о последствиях своей деятельности [с. 209-2101.

Настоящая статья основывается на опыте работы с молодежью Центра социального действия Университета Де Монфор. Напомним, что теория социального действия предполагает вовлечение представителей разных возрастных групп, прежде всего молодежи, в решение проблем своего сообщества. Работа в рамках модели социального действия базируется на принципах социальной справедливости и искоренения неравенства, а также исходит из понимания того, что каждый человек имеет право быть услышанным и преодолеть возникшие перед ним проблемы; помочь же ему в этом должны сотрудники Центра. Центр, как правило, работает с социально уязвимыми группами населения, в том числе с молодыми родителями, инвалидами, жителями неблагополучных регионов, представителями этнических меньшинств и т. п.

1 Christensen P., James A. Research with children: Perspectives and practices. -

L.: Routledge, 2000. - P. 2-3.

2

Becker S., Bryman A., Sempik J. Defining «quality» in social policy research: Views, perceptions and a framework for discussion. - Lavenham: Social policy association, 2006. - P. 5, 17.

Среди основных проектов, выполненных совместно с приглашенными молодыми людьми, автор называет следующие:

- экспертиза участия молодежи в развитии инновационных программ Youth opportunity _ fund (YOF) и Youth capital _ funds (YCF), посредством которых осуществляется финансирование перспективных проектов под руководством молодых людей1;

- критический обзор проблематики участия молодежи в работе местных органов власти2;

- экспертиза Программы по предотвращению подростковой беременности в г. Лестере (Leicester teenage pregnancy prevention strategy)3;

- проект «Re:Акция» (Re:Action), посвященный волонтерской деятельности молодежи4;

- проведение собственного экспертного исследования под эгидой Молодежного банка (YouthBank) Великобритании5.

Трудясь над этими проектами, юноши и девушки выступали в роли самостоятельных исследователей, помощников и экспертов. Группа молодых исследователей приступала к работе после прохождения небольшого тренинга, призванного развить их исследовательские навыки. В ходе исследования они принимали участие в размышлениях над его целями и задачами, занимались отбором респондентов, сбором необходимой информации, анализом полученных результатов, в той или иной мере были вовлечены в процесс написания отчетов и распространения результатов [с. 211212].

1 Подробнее о проекте «Actions speak louder» см.: Fleming J., Skinner A. Actions speak louder evaluation. - Mode of access: http://www.dmu.ac.uk/documents/ health-and-life-sciences-documents/centre-for-social-action/reports-and-articles/actions-speak-louder.pdf

Influence through participation: A critical review of structures for youth engagement. - Mode of access: http://www.dmu.ac.uk/documents/health-and-life-sciences-documents/centre-for-social-action/research/influence-through-participation.pdf

3

Fleming J., Goodman H., Skinner A. Experiences of peer evaluation of the Leicester teenage pregnancy prevention strategy // Children a. society. - Oxford, 2008. -Vol. 23, N 4. - P. 279-290.

4 Re:Action foundation. - Mode of access: http://reactionfoundation.com/

5 Существовал до 2011 г. В настоящее время базируется в Северной Ирландии. - Прим. реф. См.: YouthBank. - Mode of access: http://www.youthbank.org/

Многие специалисты отмечают, как позитивно влияет на исследовательский процесс сотрудничество с молодежью, что, впрочем, подтверждается и опытом Центра социального действия. В качестве положительного эффекта, прежде всего, указывается приобретение молодыми людьми новых знаний1. Также часто пишется о том, что молодежь незаменима в поиске информантов их возраста2. Однако, замечает автор, значительно реже говорится о влиянии молодых исследователей на процесс сбора информации и ее анализ. Участие молодежи в проектах Центра продемонстрировало, что молодые люди могут быть превосходными самостоятельными исследователями. Так, было замечено, что с молодыми интервьюерами респонденты говорят и ведут себя иначе, чем со взрослыми, а значит, информация, получаемая ими, всегда немного иная. Например, в ходе выполнения проекта «Actions speak louder» руководители исследования заметили, что, несмотря на использование молодыми и взрослыми интервьюерами одних и тех же гайдов, транскрипты молодых интервьюеров всегда были короче. Информанты, казалось, старались быть более понятными и лаконичными со своими юными собеседниками. Причем огромные объемы информации, полученные старшими коллегами, как правило, оказывались избыточными и только мешали пониманию.

Трудно не согласиться с тем, что анализ данных является основополагающим этапом в процессе проведения научного исследования. Примечательно, что некоторые исследователи с настороженностью относятся к привлечению молодежи к этому аспекту исследовательского процесса. Например, Хью Маклафлин предполагает, что молодые исследователи могут быть слабее вовлечены в анализ результатов или составление отчетов, поскольку считают

1 См., например: Fleming J., Hudson N. Young people and research: Participation in practice // Work with young people: Theory and policy for practice / Ed. by J. Wood, J. Hine. - L.: SAGE, 2009. - P. 114-126; McLaughlin H. Involving young service users as co-researchers: Possibilities, benefits and costs // British j. of social work. - Oxford, 2006. - Vol. 36, N 8. - P. 1395-1410.

См.: Sanders J., Munford R. Activity and reflection: Research and change with diverse groups of young people // Qualitative social work. - L., 2005. - Vol. 4, N 2. -P. 297-309; Schenk K., Williamson J., Williamson K. Ethical approaches to gathering information from children and adolescents in international settings: Guidelines and resources. - Wash.: Population council, 2005.

эти занятия скучными1. Флеминг опровергает это утверждение. Так, в проекте «Ре: Акция» молодые участники исследования с большим интересом работали над анализом качественных данных в программе NVivo. Кроме того, понимание нюансов сленга и особенностей жизни современной молодежи крайне важно при анализе результатов исследований на молодежные темы. Нередко идея, предложенная молодым исследователем, оказывается настолько нетривиальной и свежей, что ее с удовольствием поддерживают маститые профессионалы. Интерес к идеям начинающих исследователей вызван еще и специфическими знаниями молодого поколения, выросшего в мире новых технологий. Например, по окончании экспертизы деятельности Молодежного банка юношами и девушками было решено сделать внятную и доступную презентацию результатов на DVD вместо написания традиционного отчета [с. 212—214].

Таким образом, теория социального действия подразумевает пересмотр роли ученого, который должен перестать ощущать себя единственным полноправным «хозяином» исследования и уметь встроиться в процесс научного сотворчества. Работа в сотрудничестве с молодыми исследователями, уверена Дж. Флеминг, дает профессионалам возможности не только для общения с молодежью, но и для постижения нового. Обмен знаниями и навыками, вопреки расхожему мнению, - процесс взаимный: старшее и младшее поколения могут многому научить друг друга. Что касается пользы от такого сотрудничества для молодых исследователей, то она бесспорна: работа в научном проекте не только дает новые знания и способствует профессиональному самоопределению, но и развивает коммуникативные навыки, повышает чувство уверенности в себе. Значимой мотивацией служит и содействие положительным изменениям в жизни как можно большего числа молодых людей благодаря проведенным социологическим исследованиям. Впрочем, по свидетельству Флеминг, в Великобритании такие случаи не редкость. Например, не без участия молодых исследователей в г. Дареме была установлена льготная плата за проезд для детей и подростков.

Особую актуальность в рамках данной темы приобретает проблема места и роли молодых исследователей в научных органи-

1 McLaughlin H. Op. cit. - P. 1403.

зациях. Никаких общих механизмов по трудоустройству таких людей не существует, пишет автор статьи. Каждая организация решает этот вопрос по-своему. Например, в Центре социального действия существует практика заключения годовых контрактов с молодыми сотрудниками, и недавно штат Центра увеличился за счет пятерых 16-17-летних исследователей. Помимо этого, совместно с National open college network Центр открыл несколько методологических курсов, посвященных проблемам информированного согласия, конфиденциальности, хранения документации, составления отчетов [с. 215-217].

Участие молодежи в научных исследованиях, подытоживает Д. Флеминг, заставляет пересмотреть уже ставшие привычными представления о роли и месте профессионалов и «простых» людей в научном процессе. Ученым необходимо научиться признавать и ценить знания и опыт тех, кого они обычно воспринимают лишь как пассивный объект исследования.

М.А. Ядова

2014.01.006. ВАН ДЕР ГРАФ М., ВАЙЕРС Л. ДОСКА ДЛЯ СЕРФИНГА: ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ЧЕТЫРЕХ СТРАН ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ДАННЫМ: ДОКЛАД ОБ ОБМЕНЕ ЗНАНИЯМИ.

Van der GRAAF M., WAAIJERS L. A surfboard for riding the wave: Towards a four country action programme on research data: A knowledge exchange report. - Copenhagen: Knowledge exchange, 2011. -Mode of access: http://www.knowledge-exchange.info/surfboard

Достижения мировой науки в последние десятилетия все в большей степени определяются постоянно увеличивающимися потоками научных данных. Обширные базы данных становятся информационными источниками для будущих исследований и, наряду с традиционными научными публикациями, все большее распространение получает новый тип публикаций, содержащих научные данные. Такая насыщенная данными модель исследовательской деятельности описывается в настоящее время как «чет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.