Научная статья на тему '2014. 01. 002. Цибизова И. М. Константин Нойка в современной румынской философской мысли. (аналитический обзор)'

2014. 01. 002. Цибизова И. М. Константин Нойка в современной румынской философской мысли. (аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ОНТОЛОГИЯ / НОЙКА К / МЕТАФИЛОСОФИЯ / БЛАГА Л
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 002. Цибизова И. М. Константин Нойка в современной румынской философской мысли. (аналитический обзор)»

раняли нерентабельные и необходимые основы цивилизации, без которых ее существование окажется под вопросом»1.

Список литературы

1. Соколов А.В. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией. -СПб.: Библиотека РАН, 2006. - 584 с.

2. Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности. - СПб.: Алетейя, 2012. - 352 с.

3. Соколов А.В. Науки об информации и библиотекарь: Профессионально-мировоззренческое пособие. - М.: Литера, 2010. - 144 с.

4. Соколов А.В. Постсоветские библиотекари: Социально-психологические очерки. - СПб.: КОСТА, 2008. - 296 с.

5. Соколов А.В. Российские библиотеки в информационном обществе: Профессионально-мировоззренческое пособие. - М.: Литера, 2012. - 400 с.

2014.01.002. ЦИБИЗОВА И.М. КОНСТАНТИН НОЙКА В СОВРЕМЕННОЙ РУМЫНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. (Аналитический обзор).

Столетие выдающегося румынского мыслителя Константина Нойки (1909-2009), второго по цитируемости после Мирчи Элиаде, широко отмечалось научной общественностью Румынии. В связи с этой памятной датой в первой декаде июня юбилейного 2009 г. Секцией философии, теологии, психологии и педагогики Румынской академии наук был организован тематический симпозиум, посвященный этому «философу Платановой рощи» (5, с. 701) и открытый президентом Румынской академии наук Ионелом Хай-дуком. На конференции среди прочих прозвучали следующие доклады: президента Секции филологии и литературы академика Еужена Симиона «Нойка, или Идеальное воображение», председателя Секции философии, теологии, психологии и педагогики академика Александра Сурду «Вспоминая Константина Нойку», председателя Секции истории и археологии академика Александра Зуба «Константин Нойка, или Памятные встречи», академика Мирчи Малицы «О логике Гермеса», члена-корреспондента Румынской академии наук, профессора Григора Бранкуша «Лин-

1 См.: Писатель Александр Генис - о том, почему гуманитарные науки теряют популярность. - Режим доступа: http://izvestia.rU/news/552755#ixzz2XeIs5syw (Дата последнего обращения: 14.10.2013.)

гвистическая перспектива в трудах Константина Нойки», члена-корреспондента Румынской академии наук, профессора Александра Бобока «Идея, развитая до конца, в контексте реконструкции Нового времени в философии», члена-корреспондента Румынской академии наук, профессора Мирчи Флонты «Какую разновидность философии предлагал Константин Нойка?», члена-корреспондента Румынской академии наук, профессора Димитрие Ватаманюка «Нойка как плодотворный критик рукописей Эминеску», члена-корреспондента Румынской академии наук, профессора Теодора Димы «Система герменевтической логики в концепциях Нойки», профессора Андрея Доробанту «Константин Нойка: Философия, из культурологии» (5, с. 701). А. Сурду представил участникам конференции собственную монографию «Заметки о румынской философской мысли, сопровождаемые рядом размышлений о Константине Нойке» (11, с. 1-188). Там наряду с биографическими данными Нойки представлена характеристика взглядов его духовного учителя, Мирчи Вулканеску (11, ч. I, гл. 1), а также фольклорная и культурная база и наследие известных румынских и западноевропейских мыслителей (11, ч. I, гл. 2), определившие умонастроения философа. О них, как и о его философской системе, идет речь в 8 и 9 главах I части. Во II части представлены статьи разных лет с критикой работ Нойки (11, ч. II, гл. 2).

Издательство «Румынский Национальный фонд науки и искусства» выпустило двухтомный сборник под общей редакцией Марина Диакону «Культурная модель Нойка», всесторонне освещающий научное творчество и «невероятную историю» румынского интеллектуала и универсального философа, который, по словам Эужена Симиона, «создал румынскую культурную модель в философии» (12, с. 703). Данная модель, основанная на фундаментальном «активизме» в области духовности, предполагает творческий подход и заключает в себя ряд парадигм, а также выполняет значительную педагогическую функцию (12, с. 703-704). Петре Ангел называет Нойку «добрым пастырем», несшим культуру в народ даже в условиях диктатуры. Анжела Ботес вспоминает о личных встречах и беседах с ним в условиях социалистического режима, Виктор Ботес - о духовном влиянии, распространяемом в Бухаресте «философом Платановой рощи». Мирча Брага акцентировал внимание на возвышенной духовности философии Нойки

(12, с. 704), а Мирча Кассанович представил его доработанную биографию. В сборник также вошли статьи Джорджа Анки «Встречи в раю», где Нойка назван «философом, не имеющим себе равных», Лючии Фетку, Мирчи Лызыреску, Дана Негреску и других видных представителей румынской философской мысли (12, с. 705).

В монографии Лауры Памфил «Неизвестный Нойка» (13, с. 705) с помощью аппарата герменевтики осуществляется анализ идей философа (13, с. 705-706). Вышедшая в серии «Библиотека апострофов», она стала дебютной книгой исследовательницы, за два года до этого защитившей докторскую диссертацию «Традиции и новаторство Константина Нойки» (13, с. 706). Автор, используя методику текст-ключ, акцентирует внимание на последовательности знаковых для Нойки фигур: Парменид, Платон, Аристотель, Декарт, Паскаль, Кант, Гегель и Хайдеггер (13, с. 706). Она показывает, как на критике этих столпов мировой философии вырабатывался язык трудов Нойки (13, с. 706).

Бухарестский «Философский журнал» также отметил эту знаменательную дату публикацией раздела «Столетие Константина Нойки» в рубрике «Румынская философия» (8, с. 531-617).

Константин Нойка родился 24 июля 1909 г. в селе Витынешт в семье потомка эмигранта из Болгарии Николаэ Нойки, Григора, и Клеменции, в девичестве Кассанович. Григор (1880-1946), получивший агрономическое образование в Германии, занимался сельскохозяйственной деятельностью, будучи управляющим крупного поместья вплоть до экспроприации земель в 1945 г. (6, с. 613). Константин после окончания гимназии, где его учителем математики был известный румынский поэт Ион Барбу (Дан Барбилиан), благословивший ученика на поэтический дебют в журнале «Вла-старул» («Отпрыски») еще в 1927 г., с 1928 по 1931 г. обучался в Бухарестском университете, на Факультете философии и литературы, где написал дипломную работу «Проблема "вещи в себе" в философии Имманиула Канта», опубликовал поэму в прозе «О сказке» и начал активную редакционно-публицистическую деятельность в столичных журналах. (6, с. 614).

В 1933 г. он вступает в брак с Венди Мастон (род. 1907 г.), единственной дочерью английского коммерсанта, обосновавшегося в Синае, и, работая библиотекарем, продолжает заниматься

публицистикой, осуществляя переводы Канта и Декарта и одновременно работая над текстом диссертации. В 1932-1934 гг. Нойка входил в молодежную националистическую организацию «Крите-рион», членом которой был и Мирча Элиаде.

В 1938 г. Нойка отвергает предложение читать лекции по логике и философии в Ясском университете и благодаря стипендии Французского института румынских исследований с ноября 1938 по сентябрь 1939 г. пребывает в Париже, где работает над диссертацией «Очерки из истории и, возможно, о чем-то новом», которая впоследствии была посвящена румынскому мыслителю Нае Ионе-ску, скончавшемуся в марте 1940 г. Ее защита состоялась на факультете философии и литературы Бухарестского университета в июне того же года (6, с. 615). Осенью, не прерывая сотрудничества с румынскими журналами, газетами и радио, Нойка в целях углубленного изучения философии отправляется в недавно основанный Румыно-германский институт в Берлине.

В Германии наряду с участием в научных конференциях, переводом на румынский язык ныне использующихся брошюр по педагогике и психологии Нойка посещает лекции Мартина Хай-деггера, читавшиеся во Фрайбурге и Бреслау (6, с. 615).

В период 1942-1944 гг., пребывая в Германии, он сотрудничает с философской ассоциацией «Нае Ионеску», переводит с греческого и преподает этот язык, участвуя в подготовке издания двухтомника «Философских источников» (1942-1943).

После окончания Второй мировой войны он, в отличие от вынужденных эмигрировать М. Элиаде и Э. Чорана (Сиорана), остается на родине.

В 1946 г. умирает его отец, а 2 марта 1949 г. Нойку арестовывают как противника кооперации в сельском хозяйстве. После освобождения и переезда в провинцию (жизнь в столице и крупных городах ему запрещена) он переводит с английского художественную, научно-популярную и философскую литературу, пишет трактат «Анти-Гёте» и занимается разработкой онтологических проблем, поддерживая переписку с Эмилем Чораном (Сиораном).

В декабре 1958 г. за публикацию книги Сиорана «История и утопия» философ вновь подвергается аресту. На процессе по делу «группы Нойки» его приговаривают к 25 годам принудительных работ. В 1962 г. после перевода с русского языка «Истории фило-

софии» он попадает под частичную амнистию и получает разрешение писать научные труды, а в августе 1964 г. его окончательно освобождают. Альтернативе эмиграции на Запад, во Флоренцию, ученый предпочитает остаться на родине (6, с. 616). Сотрудничая в Центре логики Академии Социалистической Республики Румынии, он исследует проблемы логики и ее историю, переводит с французского, возобновляя участие в культурной жизни, в том числе публицистическую деятельность в журналах «Румынская литература», «Хроника» и «Философский журнал». В своей двухкомнатной квартире он проводит семинары по философии Гегеля, Платона и Канта (6, с. 616). В 1972 г. ему дается разрешение на посещение Англии и возвращается часть рукописей, конфискованных в 1958 г. (Остальные будут выданы вдове Нойки в 1994 г.). Выйдя на пенсию в 1975 г. (после 66 лет плодотворной работы) и проживая в местечке Пылтиниш, он продолжает публиковать свои труды вплоть до смерти в декабре 1987 г. (6, с. 617). Озаглавившая свою статью «Жизнь Константина Нойки - жизнь скромного интеллектуала» (6, с. 613-617) Флорика Диакону настаивает на необходимости подготовки и издания новой биографии выдающегося представителя румынской духовности (6, с. 617).

Греческий мыслитель Евангел Мутсопул (р. 1930) в статье «Константин Нойка - переводчик Коридаллеуса (9, с. 531-533) вспоминает о переписке с румынским ученым по поводу точности формулировок в переводе «Комментариев» Теофилоса Коридалле-уса (1574-1646) к трудам Аристотеля, личных встречах на Конгрессе Юго-Восточной Европы, состоявшемся в Бухаресте в 1973 г. (9, с. 531), а также переводческо-систематизаторском труде Нойки над корпусом рукописного наследия этого греческого теолога и философа. Нойка высоко оценивал последнего как «экзегета Аристотеля, реформатора философии во имя Аристотеля» и «выдающуюся личность в истории культурной жизни Юго-Восточной Европы» (9, с. 532).

В статье Анжелы Ботес «Константин Нойка. Философские встречи. От онтологии до философии языка» (2, с. 535-552) подчеркивается важность вклада ученого в румынскую онтологию и феноменологию наряду с раскрытием глубинной связи его творчества с философскими концепциями Лучиана Благи, в частности в области метафизики (см. подробнее: 2, с. 527-528), философии

культуры и языка (2, с. 535). Автор объясняет это феноменологической ориентацией межвоенной румынской мысли и важным духовным влиянием Л. Благи на Нойку в области философии языка (2, с. 541). В частности, оба мыслителя сотрудничали в журнале «Секулум» («Столетие») над программной статьей «В пользу новой истории румынской философской мысли», в которой аргументировали необходимость популяризации национальной философии с учетом ее потенциального влияния на всемирную (2, с. 538). В этих же целях Нойка переводил трактаты Благи, как и поэзию Эминеску, на европейские языки, что уже после его смерти заслужило высокую оценку Мирчи Элиаде (2, с. 549).

Марин Диакону в статье «Сверхустойчивая философская перспектива Константина Нойки в оценке социально-политических феноменов» (7, с. 553-566) подчеркивает, что мыслитель подходил ко всем явлениям социально-политической жизни исключительно с философских и никогда с доктринерско-идеоло-гических позиций (7, с. 553). Выделяя в рамках политических привычек Нойки находить моральное оправдание для провозглашения политически истинного (6, с. 554), автор пишет, что тот характеризовал все предложения идеальных форм правления, будь то у Платона, будь то у Гегеля, как «никогда не реализующиеся» утопии (7, с. 554), он сам видел идеальное государство в так называемом «секретариате» (7, с. 556), подчеркивая, что и монархия, и демократия имеют тенденцию перерождения в тиранию (7, с. 555-556). Говоря о роли философов в обществе, Нойка утверждал, что те обязаны как можно раньше определять и упреждать феномены «внутренней колонизации», гомогенизации, униформирования и уничтожения индивидуального (7, с. 557). Характеризуя Европу как «тяжелого больного», Нойка выделял в качестве диагнозов нигилизм, бездушность интеллекта (7, с. 558). Анализируя три стадии развития капитализма Гильфердинга - меркантилизм, либерализм и империализм, - мыслитель считал первую из них субъективной (7, с. 562). Он имел смелость назвать коммунизм иллюзией, а Маркса - хорошим экономистом, но посредственным философом, опирающимся на Гегеля, причем отрицал его пророческую роль (7, с. 565).

Среди подмеченных Нойкой тенденций мирового развития автор отмечает следующие положения:

- финансовая олигархия станет транснациональной, что приведет к глобализации;

- ни капитализм, ни социализм не позволяют реализоваться полной свободе личности;

- различия между классами будут стираться в технической цивилизации либо в форме индустриализации капиталистического сельского хозяйства, либо посредством социалистической кооперации;

- развитие современной цивилизации приведет к выходу Китая из исторической изоляции;

- в связи с ослаблением Европы, расколотой социалистической революцией, Соединенные Штата Америки будут использовать старую систему эксплуатации по отношению к ней;

- современный тип человека - homo tehnicus;

- коммунистические режимы осуществляют тиранию, подавляя человеческую индивидуальность;

- современный мир - мир аналитической философии, математической логики и кибернетики - движется к социально-экономической стабильности, созданию общества потребления (7, с. 566).

Роль К. Нойки в развитии философии истории особо отмечалась в монографии Г.А. Казана «Румынская метафизика. 19001950» (3, с. 13-14).

Виорель Черника в статье «Философские модели в онтологии Нойки» (4, с. 567-580) рассматривает повлиявшие на румынского мыслителя картезианскую модель субъективности, проанализированную им в «Записках о логике Гермеса» (4, с. 568-570), трансцендентальную кантианскую (4, с. 570-571) и диалектическую гегелианскую модели (4, с. 572-574), отмечая, что в отличие от трансцендентальной дедукции И. Канта Нойка использовал дедукцию метафизическую, и ее можно считать прототипом диалектики (4, с. 571). Высоко оценивая гегелевскую онтологию субъективности, ученый выделял в ней сильное картезианское начало (4, с. 573). Новаторство модели Нойки, названной им самим аргументированной онтологической моделью (4, с. 574) и опирающейся на феноменологию духа Гегеля и фундаментальную онтологию Хай-деггера (4, с. 575), заключается, прежде всего, во введении новых горизонтов субъективности, рассматриваемой одновременно как

начало и бытия, и вновь осознанного бытия (4, с. 580). Нойкой была разработана собственная модель апории и ее доказательная процедура, состоящая из формулировки проблемы, двойной организации, в которой потенциально парадоксальная ситуация или проблема рассматривается с двух сторон в логической, онтологической и др. интерпретации и редукция ее «внутрь» (4, с. 578).

Статья Марии Корнелии Барлибы «Язык как философский горизонт в рукописях Константина Нойки» (1, с. 581-592) посвящена взглядам мыслителя на роль и выразительную способность языка как alter ego человеческого разума и духовного поведения (1, с. 581-582). Устанавливается фундаментальное различие модальности выражения «communicare и/или cuminecare» («общение» и «причащение»), которое можно объяснить и понять в рамках связи «концепция - слово» (1, с. 582-584).

Основным источником теоретического вдохновения ученого представляется бесспорно древний и глубокий пласт румынского языка, который отражает, по его собственным словам, «нашу часть неба» (1, с. 581). Мыслитель необыкновенно высоко ценил гармонию и синкретизм родной речи (1, с. 584), сулящей румынским философам необычайный простор для открытий (1, с. 586). Например, слово «dor» (в приблизительном переводе - желание, стремление, тоска, печаль) интерпретировалось им как logos жизни, синтетически сочетающий в себе sui-generis ощущения боли и удовольствия (1, с. 584-585, 586-588). Как философ языка, Нойка в весьма оригинальной манере развил ряд концепций, касающихся «семантических полей» с ударением на горизонты, которые могут открыться благодаря определенным словам из румынского языка (1, с. 585-586). Значение и его скрытый смысл, поразительные коннотации (в том числе толкование значения слова «in^elept» -мудрый, мудрец, 1, с. 587) и, в особенности, концепция «остального» (1, с. 588) - все эти параметры интерпретации Нойки способны, по мнению автора, объяснить и теоретически оправдать громадное различие нюансов когнитивной и эмоциональной природы (1, с. 589). Заслуга Нойки - в объединении феноменологии смысла с философией языка (1, с. 591) и его крайне интересная концепция объяснения как «очищения смысла» (1, с. 592).

Из самого названия статьи Лауры Паны «Оригинальность философской системы Константина Нойки» (10, с. 593-611) следу-

ет намерение автора доказать создание румынским мыслителем самобытной философской системы. Прослеживая множество интересных экзегез (толкований), автор интерпретирует систематическое развитие разносторонних философских сфер интересов Нойки. Таким образом, оригинальность его системы исследуется в нескольких измерениях: пристальность и постоянство ориентации в направлении истории философии (в которой Нойка предложил деление на авторов оригинальных концепций, комментаторов и систематизаторов (10, с. 594)), характерная для его трудов открытость к интерпретации установления истоков и связей (в том числе в статье «Принципы логики и законы Ньютона - (10, с. 601-602), множество трудов, посвященных изучению и интерпретации других философских систем (10, с. 593), в частности Аристотеля (9, с. 598), Гегеля в 1956 г., Гёте в 1952 г. (10, с. 609), Уэллса (10, с. 606). В статье также рассматриваются основные темы, формирующие систему метафилософии Нойки (10, с. 594), в том числе философское сознание, духовная философия, которая рассматривалась во всемирно-историческом плане (Гегель) и в реалиях Румынии (10, с. 597), а также философия культуры, образования и просвещения (10, с. 595). Автор констатирует, что философская система Нойки стала утверждением и триумфом самобытности румынской духовности (10, с. 611).

Список литературы

1. Bârliba M.C. Limbajul ca orizont al filosofiei în scrierile lui Constantin Noica // Revista de filosofie. - Bucureçti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 581-592.

2. Botez A. Constantin Noica. Întâlniri filosofice. De la ontologie la filosofia limbajului // Revista de filosofie. - Bucureçti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 535-552.

3. Cazan Gh.Al. Metafizica româneascâ, 1900-1950. - Bucureçti: România de Mâine, 2008. - 299 p.

4. Cernica V. Modelul de filosofare al ontologiei noiciene // Revista de filosofie. -Bucureçti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 567-580.

5. Dan-Strâule§ti P. Rec. ad op.: Surdu A. Comentari la rostirea filosoficâ româneascâ înso^ite de câteva gânduri despre Constantin Noica. - Braçov: Kron-Art, 2009. -188 p. // Revista de filosofie. - Bucureçti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 701-703.

6. Diaconu F. Via^a lui Constantin Noica - via^a intelectualui modest // Revista de filosofie. - Bucureçti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 613-617.

7. Diaconu M. Perenitatea viziunii filosofice a lui C. Noica asupra fenomenelor social-politice // Revista de filosofie. - Bucureçti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 553-566.

8. Filosofie româneascâ: Centenar Constantin Noica // Revista de filosofie. - Bucu-reçti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 531-552.

9. Moutsopoulos E. Constantin Noica, traducâtorul lui Corydaleu // Revista de filosofie. - Bucure^ti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 531-533.

10. Pana L. Originalitatea sistemul filosofic al lui Constantin Noica // Revista de filosofie. - Bucure^ti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 593-611.

11. Surdu A. Comentari la rostirea filosoficâ româneascâ insolite de câteva gânduri despre Constantin Noica. - Braçov: Kron-Art, 2009. - 188 p.

12. ÇerbanH.A. Rec. ad op.: Modelul cultural NOICA / Coord. Diaconu M. - Bucu-reçti: Fundaba Na^ionalâ pentru Çtin^a §i Artâ, 2009. - Vol. 1-2 // Revista de filosofie. - Bucureçti, 2009. - T. 56, Nr. 5/6. - P. 703-705.

13. Vieru S. Rec. ad op.: Pamfil L. Noica necunoscut, Cluj-Napoca: Biblioteca Apos-trof, Casa Câr{ii de Çtinîâ, 2007. - 286 p. // Revista de filosofie. - Bucureçti, 2009. -T. 56, N 5/6. - P. 705-708.

2014.01.003. ФИЛОСОФИЯ, ЛОГИКА, ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС: Учеб. пос. / Под ред. Р.А. Додонова, Л.И. Мозгового. - Киев: Центр учебной литературы, 2014. - 512 с.

Фiлософiя, лопка, фiлософiя освгги. Кредитно-модульний курс: Навч. поаб. / За ред. Р.О. Додонова, Л.1. Мозгового. - Кшв: Центр учбово1 лггератури, 2014. - 512 с.

Учебное пособие «Философия, логика, философия образования. Кредитно-модульный курс», подготовлено и доработано на базе кафедры философии, социально-политических и правовых наук государственного высшего учебного заведения «Донбасский государственный педагогический университет». В состав творческого коллектива книги входит группа ученых-философов из Сла-вянска, Донецка, Киева, Москвы и ориентирована она на современные требования кредитно-модульной системы оценивания знаний, подготовки квалифицированных специалистов в сфере гуманитарного знания в рамках трансформации украинского образования в Болонский процесс.

Авторы считают, что сейчас на Украине не существует не только обязательных учебников по философии, но даже признанного образца учебника среди специалистов. Поэтому в данной книге предлагается один из вариантов подобной работы, которую они считают если не новаторской, то хотя бы оригинальной в силу следующих причин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.