8. Filosofie româneascâ: Centenar Constantin Noica // Revista de filosofie. - Bucu-reçti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 531-552.
9. Moutsopoulos E. Constantin Noica, traducâtorul lui Corydaleu // Revista de filosofie. - Bucure^ti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 531-533.
10. Pana L. Originalitatea sistemul filosofic al lui Constantin Noica // Revista de filosofie. - Bucure^ti, 2009. - T. 56, N 5/6. - P. 593-611.
11. Surdu A. Comentari la rostirea filosoficâ româneascâ insolite de câteva gânduri despre Constantin Noica. - Braçov: Kron-Art, 2009. - 188 p.
12. ÇerbanH.A. Rec. ad op.: Modelul cultural NOICA / Coord. Diaconu M. - Bucu-reçti: Fundaba Na^ionalâ pentru Çtin^a §i Artâ, 2009. - Vol. 1-2 // Revista de filosofie. - Bucureçti, 2009. - T. 56, Nr. 5/6. - P. 703-705.
13. Vieru S. Rec. ad op.: Pamfil L. Noica necunoscut, Cluj-Napoca: Biblioteca Apos-trof, Casa Câr{ii de Çtinîâ, 2007. - 286 p. // Revista de filosofie. - Bucureçti, 2009. -T. 56, N 5/6. - P. 705-708.
2014.01.003. ФИЛОСОФИЯ, ЛОГИКА, ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС: Учеб. пос. / Под ред. Р.А. Додонова, Л.И. Мозгового. - Киев: Центр учебной литературы, 2014. - 512 с.
Фiлософiя, лопка, фiлософiя освгги. Кредитно-модульний курс: Навч. поаб. / За ред. Р.О. Додонова, Л.1. Мозгового. - Кшв: Центр учбово1 лггератури, 2014. - 512 с.
Учебное пособие «Философия, логика, философия образования. Кредитно-модульный курс», подготовлено и доработано на базе кафедры философии, социально-политических и правовых наук государственного высшего учебного заведения «Донбасский государственный педагогический университет». В состав творческого коллектива книги входит группа ученых-философов из Сла-вянска, Донецка, Киева, Москвы и ориентирована она на современные требования кредитно-модульной системы оценивания знаний, подготовки квалифицированных специалистов в сфере гуманитарного знания в рамках трансформации украинского образования в Болонский процесс.
Авторы считают, что сейчас на Украине не существует не только обязательных учебников по философии, но даже признанного образца учебника среди специалистов. Поэтому в данной книге предлагается один из вариантов подобной работы, которую они считают если не новаторской, то хотя бы оригинальной в силу следующих причин.
Во-первых, это историко-философский подход к самим проблемам - авторы придерживаются данной точки зрения, поскольку, по их мнению, в философии не существует однозначно признанного их решения.
Во-вторых, при рассмотрении философских систем разных эпох и времен авторы исходят из принципа, что философия выступает, прежде всего, ядром мировоззрения эпохи; разумеется, в философии есть и другие функции, но для большинства людей она выступает основой мировоззрения. Именно в этом качестве она им знакома и более всего их интересует.
В-третьих, авторы книги при изложении философских систем старались быть лаконичными и опирались на первоисточники. В пособии сформулированы и отражены основные проблемы той или иной эпохи и подходы к их решению. Если читателя заинтересуют эти вопросы более подробно, он может удовлетворить свой интерес, обратившись к первоисточникам, перечень которых представлен после каждого раздела.
В-четвертых, в издании отражен многолетний авторский опыт воспитания студентов на основе гуманитарной стратегии философии образования. Ее темы и исследования развивают заинтересованность изучения педагогической культуры, определяют ценностные ориентиры студентов и активизируют их творческую деятельность.
Учебник составлен с учетом новейших требований Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, он содержит пять модулей: на изучение философии, как базовой дисциплины отводится два модуля, на изучение логики - один и философии образования - два модуля (с. 9-489).
Авторы издания поставили перед собой задачу представить философию как целостную систему знаний, обращая внимание читателей на мировоззренческую ориентированность и методологическую направленность отношения человека к миру, что считают крайне важным для его полноценной жизни. Философия исполняет роль пропедевтики современного человека перед входом в самостоятельную и ответственную деятельность. Этой задаче соответствует и внутренняя логика пособия, которая поможет осознать читателю, что должен знать и делать человек, на что он может надеяться, соотнося знания о мире со знаниями о себе.
Философия как наука возникает в форме сознательного решения первых вопросов человеческого самосознания и самоутверждения, собирает исторический опыт, становится интеллектуальным ядром человеческой духовности. Она представляет собой историческую школу выстраивания, дисциплинирования, культивирования человеческой мысли. Из сказанного становится ясно, что философия была и остается интеллектуальной формой ответа на глубинные вопросы человеческого бытия, она всегда нужна человеку, особенно когда жизнь требует выбора, определения моральной и социальной позиции.
Если философия - наука об общих принципах бытия, познания, отношения человека к миру, то в этом контексте она вполне сочетается с такими философскими дисциплинами, как логика и философия образования (с. 5).
Создатели первого модуля рассматривают важнейшие вехи в истории развития философской мысли, раскрывают общие и специфические черты философии Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Нового времени, современной философии и т.д. Данный модуль не только знакомит студентов с основами философии, природой философствования, ее значением и местом в культуре, персоналиями, идеями, проблемами, школами и направлениями, но и позволит осуществить систематизирующую функцию философии (с. 9-142).
Второй модуль посвящен основным положениям социальной философии. Здесь показано значение философии как методологии познания и теории, раскрыты гносеологические аспекты проблемы существования человека в мире. Сложные вопросы социальной философии авторы стремятся изложить простым, ясным и точным языком, но не без определенных элементов проблемного подхода (с. 143-274).
В третьем модуле рассматриваются значение логики как науки о законах и формах правильного мышления, его содержание, логическая структура мысли, понятие логической формы, основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключения. Здесь же содержится информация о формах правильного рассуждения и его детерминированности законами логики, трактуются вопросы истинности мысли и формальной правильности рассуждений, возникновение логики как науки, понятие о диалектической
и формальной логике. Раскрыта безусловная роль логики в формировании научных убеждений и в повышении культуры мышления (с. 275-341).
В четвертом модуле излагаются актуальные темы, которые преподаются в высших учебных заведениях педагогического направления. Философия образования является важной философской дисциплиной в современном мире, где без образования немыслима никакая серьезная деятельность. Ввиду разнообразия целей и задач, которые ставят перед собой разные социальные системы современного мира, особое значение приобретают проблемы толерантности и сотрудничества в образовательном пространстве. На основе изучения курса предусматривается формирование у студентов целостного понимания образования как весомого института современной цивилизации, неотъемлемой составляющей социализации современного человека. Большое место уделяется выяснению природы и сущности образования, пониманию специфики образовательной деятельности, взаимодействия образования с другими социальными институтами, логике исторического развития образования на разных этапах цивилизованного общества, характеристике современной системы образования, ее структурным элементам и функциям (342-489).
В учебном пособии общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, человечество рассматриваются как взаимосвязанные формы проявления, существования и функционирования человеческой сущности как формы человеческой действительности. Предложен специфический подход к раскрытию структуры духовного мира личности, логике его становления и функционирования, предлагаются авторские определения ряда понятий. Например, что такое потребность и ее признаки, животный и человеческий способы жизнедеятельности, общественный строй, интерес, идеология, смысл жизни, вера, счастье, любовь и т.д.
Важной особенностью учебника философии является общая логика изложения материала: его содержание выстроено четко, последовательно и убедительно, так что последующие темы и выводы опираются на предшествующие и раскрывают более углубленно их содержание. Руководство спланировано так, что каждая тема содержит план, основные понятия, вопросы для самостоятельной работы, предусматривает написание рефератов, имеет
контрольные вопросы для проверки усвоенного материала, рекомендованную литературу и тесты для самопроверки полученных знаний (с. 490-511). Предложенная система их проверки позволяет не только их усваивать, но и предоставляет студентам возможность творческого самовыражения через выполнение вышеперечисленных заданий.
В процессе ознакомления с кредитно-модульным курсом студент сможет не только овладеть основными разделами знаний по философии, логике и философии образования, но и имеет возможность с их помощью реализовать свой творческий потенциал, сформироваться как креативная личность, которая проявляет уважение к различным учениям, сможет быть толерантной, настроенной на конструктивный поиск взаимопонимания и взаимоуважения с другими людьми.
Содержание пособия полезно всем, кто интересуется философской, образовательной, гносеологической проблематикой в современном обществе. Оно должно заинтересовать преподавателей культурологических дисциплин, специалистов по педагогике, учащихся и студентов, родителей, всех, кого беспокоит духовное становление новых поколений независимой Украины.
А.Д. Емельяненко, Л.И. Мозговой, Г. В. Хлебников