Научная статья на тему '2013. 04. 015. Шеннон Т. Познание китайской политики через призму современной китайской литературы. Shannon T. understanding Chinese Politics through the lens of modern Chinese literature // Washington Journal of modern China. – Washington, 2012. – Vol. 10, n 2. – p. 90–98'

2013. 04. 015. Шеннон Т. Познание китайской политики через призму современной китайской литературы. Shannon T. understanding Chinese Politics through the lens of modern Chinese literature // Washington Journal of modern China. – Washington, 2012. – Vol. 10, n 2. – p. 90–98 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА И ПОЛИТИКА / КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – ТЕМЫ / СЮЖЕТЫ / ОБРАЗЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 015. Шеннон Т. Познание китайской политики через призму современной китайской литературы. Shannon T. understanding Chinese Politics through the lens of modern Chinese literature // Washington Journal of modern China. – Washington, 2012. – Vol. 10, n 2. – p. 90–98»

Мозаика отображений, представленных в монографии, складывается в достаточно цельный образ развития американской литературы и культуры. Книга содержит сведения об авторах, снабжена именным указателем и библиографией.

Е.А. Томилова (Иваново)

2013.04.015. ШЕННОН Т. ПОЗНАНИЕ КИТАЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. SHANNON T. Understanding Chinese politics through the lens of modern Chinese literature // Washington journal of modern China. - Washington, 2012. - Vol. 10, N 2. - P. 90-98.

В своей работе научный сотрудник USCPF (U.S.-China Policy Foundation) Шеннон Тьези анализирует взаимосвязь между политикой и литературой Китая. В область интересов исследовательницы попадает прежде всего XX в., так как это столетие явилось периодом наиболее сложным и важным для понимания процессов, происходящих в китайской литературе сегодня1.

Литература Китая всегда была тесно связана с политикой. Наиболее известными произведениями древней китайской философии были рассуждения об идеальном государстве, правителе, члене общества. Эзотерические даосские работы Лао-цзы (579-499 гг. до н.э.) и Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) затрагивали проблемы о месте человека в обществе и его взаимоотношениях с властью. Даже при чтении старинных сборников стихов и песен читатель через аллегории мог познакомиться с политической ситуацией и понять ход социально-политических процессов.

И сегодня литература считается политическим инструментом, способным не только служить для описания политической реальности или эмоций граждан, но и активно влиять на формирование нового гражданина, правительства и нового Китая. Именно такая роль литературы, по словам Т. Шеннон, является «мечтой и кошмаром Коммунистической партии Китая» (с. 90).

1 Автор статьи представляет прозападную точку зрения на китайскую литературу, явно умаляя значение существующих в литературном процессе Китая произведений реалистического и неореалистического направлений. - Прим. ред.

КПК с интересом следит за группой писателей-реформаторов, чьи предшественники еще в начале прошлого века высмеивали, разоблачали и описывали трудности, испытываемые китайскими гражданами во время периода борьбы между провинциями, а затем под властью Гоминьдана. В то время писатели считались революционерами, выступавшими от имени народа. Особенно выделялось движение «Четвертого мая» 1919 г. (под влиянием Октярь-ской революции в России), сочетавшее в себе литературное и общественно-политическое творчество. Оно работало с 1919 г. до середины 20-х годов. Один из ярчайших участников движения Лян Ци Чао (1873-1929) выступал за тесную связь между государством и его литературой. Он считал, что плохая литература может разрушить страну, а хорошая сделает ее сильнее. В статье «О связи между художественной литературой и правительством» (1902) он констатировал, что каждый изъян общества порожден современной литературой; все беды Китая связаны с распространением плохих произведений; необходимо создавать хорошую литературу, которая сможет вылечить китайское общество.

Китайский ученый Ху Ши (1891-1962), возглавлявший движение, также пытался реформировать китайскую литературу, видя своей целью создание сильного китайского общества. Его призыв к реформе близок призыву к модернизации культуры Ху Цзиньтао (1942), предлагавшего отказаться от традиционного письменного языка и заменить его на разговорный, чтобы писатели могли с большей легкостью передавать в текстах современные мысли и идеи.

Этому призыву последовал, например, Лу Синь (1881-1936), считающийся одним из первых и величайших китайских писателей ХХ в. В предисловии к роману «К оружию» (1923) он описывает причины, побудившие его оставить профессию врача и стать писателем: он отказался от попытки вылечить тело ради врачевания души. Не веря в возможность литературы полностью изменить сложившийся строй, Лу Синь писал скорее из чувства ответственности, в надежде на то, что его произведения смогут трансформировать общество изнутри. Именно поэтому в наиболее личном его сборнике стихов в прозе «Дикие травы» (1927) представлен целый ряд объемных политико-аллегорических образов.

В конце 20-х годов произошел разрыв между представителями направления «искусства ради искусства», стремившимися передать свои субъективные чувства и ощущения через литературу, и «искусства для жизни», описывающими общественную жизнь и социальные механизмы ее изменения.

Приверженцы чистого искусства оказались в невыигрышном положении, тогда как писатели, писавшие о политике, были на подъеме. Многие из них стали сотрудничать с формирующейся в то время коммунистической партией, способной осуществить необходимые обществу социальные и политические преобразования. В 1930 г. была создана Лига левых писателей Китая, которые считали своей целью вместе с КПК привести общество к новому «Злотому веку».

Вопреки идеям, приверженцем которых был Чэнь Дусю, соучредитель КПК и самого известного литературного журнала «Новая юность» - о равноправии политики и литературы в деле построения нового коммунистического Китая, коммунистическая партия увеличивала свое влияние на литературный процесс. Отношение к писателям изменилось: одни стали практически запрещенными, а произведения других подвергались сильной цензурной обработке по изъятию даже намека на критику политики партии.

Причины и следствия данного курса были изложены в речи Мао Цзэдуна 1942 г. «О литературе и искусстве», в которой он говорил о важности политической литературы и о ее могучей силе. Здесь же он прировнял художественное слово к оружию в руках партии, провозгласил подчинение целей писателей целям партии, состоящим в том числе в возвеличивании образа Мао и страны им управляемой. Писателям позволено было обличать коррупцию и социальную несправедливость, только если это не касалось КПК или если участниками событий такого рода были ее враги.

Писатели, помнившие идеи движения «Четвертого мая» о месте литературы в обществе и ответственности писателя, начали сопротивляться политике КПК. Так, движение «Сто цветов» 1957 г., ответившее на призыв партии к свободной дискуссии и обсуждению социальных вопросов, критиковало политику партии, и было приравнено к правым антиправительственным силам и подавлено. Это и стало, по мнению Т. Шеннон, одной из главных причин утраты литературой остатков самостоятельности, следствием чего яв-

лялась Культурная революция. В течение десяти лет (1966-1976) не только литература, но и другие виды искусства стали выполнять функцию инструмента политики партии.

Только после смерти Мао Цзэдуна (1893-1976) и окончания Культурной революции китайская (1966-976) литература начала возвращать свой прежний статус, свое место в области политического дискурса и критики.

Осуждение эксцессов позволило партии дать некоторую свободу для рефлексии по поводу пережитой народом травмы. Появился целый корпус произведений, известный как «литература шрамов». Популярная в 1970-х, она напоминала читателям творчество писателей движения «Четвертого мая». Но литераторы по-прежнему не могли критиковать правительство, а должны были ограничиваться небольшой группой второстепенных политиков. К тому же не позволялось намекать на необходимость реформ, особенно после того, как призывы к ним стали размещать на так называемой «Стене демократии».

С появлением Интернета традиционная цензура и необоснованные запреты были заменены на то, что, по словам американского критика Пери Линка, названо «анакондой на люстре» - самоцензурой и чувством опасности1. Писатели, помня уроки прошлого, решают для себя, какую позицию принять.

Таким образом, в настоящее время КПК старается сохранять и даже увеличивать свободу творчества, но лишь в определенной степени и не для любого художественного направления. «Это может быть связано с большей капитализацией страны и необходимостью сохранения партией определенного уровня доверия» (с. 96). Так, во многом благодаря новым технологиям автор может не только писать, находясь вне власти системы, но и получить большую читательскую аудиторию. Но цензура не обходит стороной их творчество. Правительство закрывает сайты и блоги или закрывает доступ к ним.

Т. Шеннон выделяет творчество блоггера Хань Хань (р. 1982), который стал самым популярным среди соотечественни-

1 Link P. China: The anaconda in the chandelier // The New York review of books. - N.Y., 2007. - May 27. - Mode of access: http://www.nybooks.com/articles/ archives/2002/apr/11/china-the-anaconda-in-the-chandelier/?pagination=false

ков. Его творчество дает надежду другим писателям на обретение большей свободы выражения своей гражданской позиции. Статьи его блога «Это поколение» пробуждают в читателях уверенность в том, что каждый из них в скором будущем сможет влиять на политику.

В заключение исследовательница отмечает, что современные авторы являются достойными продолжателями дела Лу Синя и его современников. Они, как в прошлом участники движения «Четвертого мая», стремятся решать социальные вопросы. Сегодня снова встает вековой вопрос о способности культуры и искусства реально влиять на политику. Увеличение количества произведений, созданных вне контроля правящей партии, может иметь важные последствия и для литературы, и для политического будущего Китая.

Я.Г. Гудкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.