в научной лаборатории. Новое знание создается не путем наблюдения и экспериментирования в природном мире, а путем симулирования природного мира внутри виртуальной среды. Этот факт автор считает «фундаментальным сдвигом в эпистемологических основаниях научного предприятия» (с. 770).
Влияние цифровых технологий на производство научных знаний и инженерных инноваций остается недостаточно изученным как историками науки, так и социологами. Обращение к этой тематике, заключает автор, позволит обнаружить новые проблемы, поставит под сомнение устоявшиеся положения и откроет новые перспективы.
Т.В. Виноградова
2013.04.014. СИМАКОВА Е. СОЗДАНИЕ НАНОПРЕДМЕТА: ИЗУЧЕНИЕ ДИСКУРСОВ УПРАВЛЯЕМОЙ НАУКИ. SIMAKOVA E. Making nano matter: An inquiry into the discourses of governable science // Science, technology a. human values. - Cambridge (Mass.), 2012. - Vol. 37, N 6. - P. 604-626.
Ключевые слова: нанотехнологии; общество; политика; отношения университет - промышленность; управление; инновация.
Автор, английский социолог науки, анализирует проблему взаимоотношений между наукой и политиками, пытающимися управлять научными исследованиями. В этих переговорах социальные науки могут и должны выступить в качестве посредников. Особый интерес с этой точки зрения представляют возникшие не так давно такие технонауки, как нанотехнологии (НТ).
Развитие НТ сопровождается большими ожиданиями в отношении их полезности для общества. Достижением Национальной нанотехнологической инициативы (National nanotechnology initiative) - ННИ, созданной в США специально для развития и пропаганды новых НТ, стало объединение «фундаментальной науки» и «общественной полезности». Вслед за согласием, достигнутым в политическом дискурсе в отношении того, что университетская наука служит источником промышленных инноваций, американские нанодискурсы представляют разные версии того, что можно считать наукой, выгодной обществу (с. 605).
Хотя общественная полезность - это ключевая характеристика дискурсов, касающихся НТ, первоначальные представления и утверждения ННИ носили очень общий характер, не уточняя, кто конкретно выиграет от предполагаемого быстрого развития этих технологий. В документах необходимость создания ННИ обосновывалась в терминах межгосударственной конкуренции и общественной полезности. Однако «общество», которому НТ должны принести выгоду, виделось смутно и неопределенно. Представления о целевых сегментах общества начали дифференцироваться по мере расширения и углубления дискуссий о социальных выгодах. В ходе этих дискуссий целевой аудиторией было объявлено американское потребительское общество, а не, например, разработка новых видов вооружений.
Исследователи быстро научились использовать язык «общественной полезности» в заявках на гранты, подстраиваясь под риторику ННФ (главного спонсора ННИ), согласно которой фундаментальная наука служит основой процветания общества. Поэтому они утверждали, что исследования на наноуровне «приведут к революции в технологиях и промышленности» (цит. по: с. 606). Однако раздавались и предостерегающие голоса, указывающие, что НТ - это «сложный» и «спекулятивный» бизнес.
Основное внимание в своем исследовании автор уделяет общественной значимости НТ как важному элементу дискуссий, посвященных тому, что она называет управляемой наукой (с. 606). Интерес, который лежит за ее исследованием, выполненном в этнографической манере, касается ко-производства специфического содержания новой научно-технической области и ее социальной релевантности. Исследователи науки и технологий часто исходят из независимого существования новых областей, например НТ, которые имеют определенную и поддающуюся описанию эволюционную траекторию общественного принятия или отрицания.
Такой подход деполитизирует научное предприятие, полагая, что амбивалентности существуют скорее в ее контексте, а не в НТ как в предмете, по отношению к которому конструируются реакции со стороны общества. Обсуждение вопросов, касающихся общественной релевантности новых технологий, по мнению автора, невозможно без анализа социальных и политических аспектов в организации исследовательских областей.
Отталкиваясь от этой теоретической базы, автор в 2007-2009 гг. провела 25 интервью с учеными и администраторами, работающими в ряде американских университетов. Эти интервью представляют собой часть большого этнографического исследования, цель которого состояла в изучении посреднических механизмов в сотрудничестве университетов и промышленности в сфере НТ. Кроме того, автор посещала разного рода университетские мероприятия (конференции, встречи, переговоры и пр.) (с. 607).
В своей статье автор анализирует дискурсы, касающиеся социальной релевантности НТ, используя понятие «ирония» (irony), которое может выступать как в качестве элемента социологического анализа, так и оценки технологий. Ирония возникает тогда, когда в центре внимания оказываются неожиданные результаты технологического развития, явно противоречащие тому, что планировалось.
Одну из форм иронии, которая использует альтернативные версии социально релевантной науки, автор называет «дискурсивное замещение» (discursive displacement). Так, она столкнулась с альтернативными описаниями культуры антрепренерства по мере своего движения в научном пространстве и посещения разных «племен ученых». Респонденты на восточном побережье США часто указывали на западное побережье как на пример иной антрепренерской культуры (более активной, открытой, поощряющей дух предпринимательства). В свою очередь, сотрудники университетов на западном побережье указывали на МТИ, Оксфорд, Гарвард и другие ведущие университеты восточного побережья как на образцы культуры предпринимательства (с. 612).
Для того чтобы проанализировать этот феномен, автор провела серию интервью с учеными, администраторами и сотрудниками Бюро по передаче технологий в одном из университетов западного побережья. Кооперация с промышленностью и развитие культуры предпринимательства занимали важное место в повестке дня, обсуждаемой в университете. Официальная позиция поддерживала взаимодействие с промышленностью как необходимую составляющую «хорошего инженерного исследования» (цит. по: с. 610). В университете нет своей бизнес-школы, но существуют различные программы по обучению менеджменту инженеров. Здесь эффективно работает Бюро по передаче технологий, чьи уси-
лия по устранению барьеров между университетом и промышленностью положительно оцениваются остальными сотрудниками.
Большинство респондентов считали, что университет вполне успешен как с точки зрения привлечения федерального, военного и частного финансирования, так и достижения значимых академических результатов. По их мнению, благодаря государственному и частному финансированию в университете создана инфраструктура для междисциплинарных взаимодействий, которая в будущем поможет использовать результаты исследований на наноуровне для «совершенствования медицины и экономического процветания страны» (с. 610). В то же время, говоря об ответственности ученых за то, чтобы их исследования были полезны обществу, респонденты отмечали, что это понятие носит очень неопределенный и даже противоречивый характер. По их мнению, финансирующие организации, университеты и промышленность еще только притираются друг к другу и находятся в процессе взаимного обучения.
Поддержание статуса успешного института предполагает умение справляться с неопределенностью, поиск эффективного сотрудничества и адекватных моделей управления. Респонденты в основном соглашались, что организационные структуры как внутри университета, так и вне его остаются нестабильными. Проектные менеджеры занимают свои посты на протяжении слишком короткого времени, чтобы наладить отношения с финансирующими органами и быть максимально продуктивными.
Профессорско-преподавательский состав опутан сложной сетью обязательств и требований, накладываемых на них комитетами по защите интеллектуальной собственности и комитетами по этике, которые еще и ежегодно меняются. Большие сомнения у них вызывают возможность и желательность участия внешних организаций (финансирующих органов, правительства, промышленных партнеров) в управлении НТ. Наличие большого числа агентств в структуре ННИ многим из них «портит жизнь»; причем ни одно из них не в состоянии эффективно трансформировать академические исследования в продукты (с. 611).
Достаточно высоко оценивая свой университет, привлекающий как талантливых ученых, так и высокий уровень инвестиций, респонденты в то же время указывали на другие университеты и дисциплины в качестве примера хорошей исследовательской и
управленческой практики. В данном случае автор, по ее словам, вновь столкнулась с феноменом «дискурсивного замещения».
Важно понять, как сами участники понимают НТ, обсуждая их социальную релевантность, по мере того как НТ благодаря усилиям ученых и инженеров обретает свой предмет; именно они конструируют и содержание своей науки, и социальную релевантность своих исследований.
Некоторые виды исследований, типа спинтроники, с большой долей уверенности идентифицировались как принадлежащие к НТ. Эта уверенность подкреплялась тем фактом, что лаборатория спин-троники располагалась в здании, предназначенном для исследований на наноуровне. В то же время при обсуждении исследований в области НТ, которые могли бы послужить примерами успешного сотрудничества с промышленностью, автор вновь столкнулась с «дискурсивным замещением». Это выражалось в том, что респонденты ссылались на примеры не из своей области, а из других областей (материаловедения, токсикологии, химии, инжиниринга, теоретической физики).
Неопределенность в отношении того, что может считаться наноисследованиями, особенно заметна на форумах по распределению грантов, организуемых научными фондами, где присутствуют ученые, политики и представители промышленности. Такие встречи демонстрируют высокую степень неопределенности, что считать наиболее перспективными трендами в НТ. Для ученых важно представить свою работу в выгодном свете, подчеркнув ее значимость с точки зрения развития НТ. Финансирующие органы, управляющие бюджетом НТ, также должны отчитаться о состоянии дел в области.
Те и другие должны следовать за изменением курса, которое нередко происходит по указанию внешних экспертов. Например, вместо исследований, важных для промышленности, приоритетом следующего года может быть объявлено изучение фундаментальных основ НТ (с. 614). В свою очередь, химики, физики и биологи могут не согласиться с теоретической базой НТ, предлагая теории, выведенные из их собственных дисциплинарных культур. «Определенная степень открытости со стороны как политиков, так и ученых помогает исследовательскому предприятию идти дальше и оставляет пространство для различной трактовки социальной
релевантности этого предприятия. В результате «нано» в меньшей степени оказывается предметом исследования или технологией, а в большей степени - гибким стратегическим ресурсом, имеющим хождение и в науке, и в политике» (с. 614).
Нарративы социальной релевантности также служат примером «стратегической неопределенности в академических текстах, позволяя терминам и интересам одной группы быть переведенными в термины и интересы другой группы» (с. 614). Неопределенность очень важна, когда ученые и инженеры ступают на нехоженую территорию, где все неясно и где очень трудно договориться о дороге. Поэтому стратегия исследований конструируется в основном в форме выбора как содержания исследования, так и его общественной релевантности, которые, как ожидают ученые, вызовут благоприятную реакцию и найдут понимание в политических кругах (с. 614). По такому принципу часто и пишутся заявки на гранты.
Однако некоторые респонденты высказывали более спорные суждения о НТ, называя эту область псевдонаукой или сомневаясь в том, являются ли они новыми и самостоятельными научными достижениями (с. 615). Высказывались мнения о том, что НТ не имеют собственного предмета. Это скорее термин (даже антинаучный термин), оторванный от реальной практики и используемый в качестве модного сейчас ярлыка с целью привлечь финансирование. Другие говорили о приставке «нано-» как ребрендинге существующих научных дисциплин, испытывающих недостаток в финансировании; как маркетинговый ход; как упрощение, предназначенное для ушей финансирующих органов (с. 615).
Говорилось также, что финансирующие органы охотно соглашаются с утверждениями о «качественно иных свойствах нано». Кроме того, некоторым политикам нравится язык «парадигм». Поэтому ученые и инженеры активно занимаются тем, что убеждают друг друга и финансирующие органы в новом парадигматическом статусе их науки, а также демонстрацией ее социальной релевантности. В манере, которую можно назвать иронической, эти респонденты представляли альтернативные описания «нано», противоречащие общепринятым взглядам. «Вы думаете, что "нано" - это новая парадигма или новые качества материала, исследуемые на наноуровне, но мы знаем, что это нечто совсем другое - просто ярлык» (цит. по: с. 617).
Таким образом, проведенное исследование, по мнению автора, отчетливо показывает, что социальные исследования науки, выступая в роли посредника, способны помочь в переговорах между наукой и политикой. Заниматься научным бизнесом - значит участвовать в играх по выбиванию грантов и финансирования, как государственного, так и частного, что подразумевает соблюдение определенных правил. Изучение этих правил и доведение до сведения политиков, как их действия и ситуации в целом на самом деле воспринимаются учеными, - важная задача для социальных исследований науки и технологий (с. 620).
Т.В. Виноградова
2013.04.015. АЛЬВАРЕС К. КРИТИКА ЕВРОПОЦЕНТРИЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ.
ALVARES C. A critique of Eurocentric social science // Third world resurgence. - Penang, 2013. - Iss. 266/267. - P. 20-30.
Ключевые слова: социальная наука; колониализм; европоцентризм; академический империализм.
Индийского автора интересуют причины, по которым социальная наука в неевропейских университетах представляет собой «не более чем бездумное и бесконечное изучение мертвого корпуса социологических знаний, которые были выработаны в ответ на этноцентричное, или европейское, восприятие ситуаций, существовавших десятилетия, а то и столетия назад» (с. 20).
Социологический факультет в Университете Дели, как и другие аналогичные факультеты и отделения по всей планете, с момента своего основания занимается изучением европейской социальной науки. Эта интеллектуальная зависимость и сервильность, по мнению автора, стали естественным следствием колониального правления. Единственная возможность для ученых развивающихся стран сделать академическую карьеру - это посвятить свою жизнь детальному изучению творческих достижений других людей.
Ни у западных ученых, ни у ученых из Африки и Азии не возникает даже мысли о равном партнерстве или о том, что, например, индийцы помогут европейцам справиться с собственными социальными проблемами (интеграции национальных меньшинств, налаживания отношений между этническими сообществами и пр.).