Научная статья на тему '2012. 03. 026. Кантвел Б. Транснациональная мобильность и международная академическая занятость: контроль на арене академической конкуренции. Cantwell B. transnational mobility and International academic employment: gatekeeping in an academic competition arena // Minerva. - L. , 2011. - Vol. 49, n 4. - p. 425-445. - doi:10. 1007/s11024-011-9181-3'

2012. 03. 026. Кантвел Б. Транснациональная мобильность и международная академическая занятость: контроль на арене академической конкуренции. Cantwell B. transnational mobility and International academic employment: gatekeeping in an academic competition arena // Minerva. - L. , 2011. - Vol. 49, n 4. - p. 425-445. - doi:10. 1007/s11024-011-9181-3 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ С УЧЕНОЙ СТЕПЕНЬЮ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / США / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИММИГРАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 026. Кантвел Б. Транснациональная мобильность и международная академическая занятость: контроль на арене академической конкуренции. Cantwell B. transnational mobility and International academic employment: gatekeeping in an academic competition arena // Minerva. - L. , 2011. - Vol. 49, n 4. - p. 425-445. - doi:10. 1007/s11024-011-9181-3»

авторов, результаты исследования могут быть использованы университетами при построении стратегий взаимодействия с промышленными компаниями.

М.Н. Лавров

2012.03.026. КАНТВЕЛ Б. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ: КОНТРОЛЬ НА АРЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

CANTWELL B. Transnational mobility and international academic employment: Gatekeeping in an academic competition arena // Minerva. -L., 2011. - Vol. 49, N 4. - P. 425-445. - DOI: 10.1007/s11024-011-9181-3.

Ключевые слова: академическая мобильность; научные сотрудники с ученой степенью; академическая занятость; высшее образование; США; Великобритания; иммиграция; глобальная академическая конкуренция.

Автор из Университета штата Мичиган (США) анализирует академическую мобильность и миграцию на примере квалифицированных специалистов, имеющих ученую степень и занятых в сфере наук о жизни и технических наук в США и Великобритании.

Эмпирической основой исследования стали 49 интервью, проведенные в 2008-2009 гг. с 22 мобильными учеными, 22 профессорами и 22 руководителями исследовательских проектов, занимающимися наймом работников, а также пятью администраторами из отделов по кадрам двух крупных государственных исследовательских университетов в США и двух - в Великобритании.

В современной науке университеты рассматриваются как центральный элемент глобальной конкуренции за знания, инновации и человеческий капитал. Исследования в области науки и технологий, высшего образования обращаются к таким темам, как глобальные потоки знаний и технологий, людских ресурсов, конкуренция за привлечение ученых и студентов из-за рубежа. Экономика и политология изучают миграцию высококвалифицированных специалистов. Во всех этих исследованиях образованные мигранты рассматриваются в контексте государственных стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности страны. Однако во-

просы о влиянии таких факторов, как государственная политика и стратегия, на индивидуальные мотивы мигрантов, их стратегии и действия часто остаются за рамками исследования.

Традиционно политики большинства стран мира рассматривают науку и инновации в неразрывной связи с экономическим ростом, глобальной конкурентоспособностью и общественным благосостоянием. Университеты вместе с корпорациями и другими общественными институтами интегрированы в инновационный процесс как кластеры человеческого капитала, как элемент, обеспечивающий не только трансфер знаний и технологий, но и обучение и занятость ученых, производящих общественное и экономическое богатство.

Важнейшая роль науки и техники и их тесная связь с инновациями в глобальной экономике знаний - составные части неолиберальной концепции, декларирующей примат рынка и необходимость конкуренции. Согласно этой концепции сегодня происходит активная трансформация государства в сторону рыночных механизмов и передачи власти от государства частному сектору. Университеты как одни из основных действующих игроков в этом процессе вовлечены в международные конкурентные отношения по двум основным направлениям: конкуренция в создании инновационного знания и конкуренция за привлечение и удержание работников, генерирующих это знание. Это в свою очередь приводит к изменению акцентов государственной политики (в том числе иммиграционной), главный из которых ставится на привлечение ученых и инженеров - «инноваторов», что значительно изменяет состояние высшего образования и сферы ИР на глобальном и национальном уровне.

Большинство теорий описывают международную академическую мобильность как движение ученых и инженеров через национальные границы, которая существовала с древних времен. В прошлом веке сложились концепции «утечки и притока мозгов», «циркуляции мозгов», однако они не позволяют анализировать мобильность в рамках индивидуального и ситуационного контекстов. С этой точки зрения автор выделяет случайную, вынужденную и договорную мобильность (с. 431).

Концепция «случайной мобильности» (accidental mobility) основана на результатах анализа внутриевропейского рынка труда,

который показал, что мобильность молодых ученых не является показателем возрастания степени мобильности «академических карьер» в ЕС. Молодые ученые рассматривают работу в другой стране как способ улучшить резюме в ожидании подходящей постоянной вакансии в родной стране, а их работодатели не считают их временными работниками. Таким образом, мобильность молодых ученых определяется обстоятельствами и контекстом.

«Вынужденная мобильность» (forced mobility) представляет собой переход с одной работы на другую вследствие различий в оплате труда, карьерных возможностях, а также из-за нормативного давления интернационализации. Такой подход позволяет трактовать мобильность как некое явление, которое «случается» с учеными и является формой косвенной дискриминации, в первую очередь по отношению к ученым из стран с относительно меньшей и слабой академической системой.

«Договорная мобильность» (negotiated mobility) представляет собой концептуализацию «обмена» таланта на гражданство, где со стороны покупателя находится государство, предлагающее ученому соответствующего «качества» блага в виде экономического благосостояния, профессионального и карьерного роста, социальной стабильности и пр., а со стороны предложения - ученый, обладающий необходимым уровнем знаний и квалификации. Мобильность - своего рода сделка между продавцом и покупателем на рынке труда в рамках действующего режима государственной политики.

В современной неолиберальной модели академического рынка труда важную роль играют конкурентные отношения: быть мобильным или нанять ученого из-за рубежа означает конкурировать и быть конкурентоспособным. В борьбе за привлечение лучших умов США и Великобритания, как и многие другие страны, ввели специальные иммиграционные правила - значительно более либеральные для ученых и исследователей, чем для других категорий иммигрантов. Это выражается в более легком получении виз и разрешений на работу на длительный срок. В интервью многие респонденты, отвечающие за найм персонала, указывали на отсутствие каких-либо ограничений в их университетах при приеме на работу зарубежных ученых. Важным фактором также является то, что агентства, финансирующие проведение ИР, чаще всего не устанав-

ливают ограничения, связанные с гражданством сотрудников, занятых в проектах. Кроме того, зачастую отдельные работники либо небольшие коллективы ученых, работающих на условиях постоянной занятости, имеют право самостоятельно принимать решения о найме.

Для описания процессов поиска сотрудников автор вводит понятие «глобальный поиск» (global sourcing), которое включает в себя набор используемых практик. Важная роль отводится профессиональным сообществам, носящим, как правило, сетевой характер. Ученые, принадлежащие к подобным сообществам, имеют большие преимущества в получении субсидий на ИР и больше публикуются. Доступ к информационным и коммуникационным базам указанных сетей позволяет извлекать дополнительную выгоду от привлечения талантливых сотрудников со всего мира. Процесс найма ученых и инженеров часто строится по принципу отбора заявок, поданных на объявление о вакансиях, формирующих поток «глобальных запросов» (global soliciting), что предусматривает определенный уровень формализации и применение технического подхода.

Основные потоки мобильности молодых ученых (на индивидуальном уровне) сегодня направлены из развивающихся стран в развитые, что может быть объяснено с точки зрения концепции «договорной мобильности» как стремление молодых ученых из менее благополучных стран переехать в страну с более благоприятными условиями для жизни и работы. По мнению автора, для «договорной мобильности» решающим фактором может оказаться не профессиональный или карьерный рост, возможность сотрудничества с промышленными компаниями, а материальные стимулы в форме обеспечения более комфортабельной жизни и условий труда для ученого и его семьи. В этом контексте особое значение приобретает стимул получения мобильным ученым статуса резидента в стране пребывания. Автор отмечает, что количество публикаций в высокорейтинговых научных журналах также имеет значение при анализе мобильности: существует прямая зависимость между количеством научных работ ученого и степенью его мобильности.

Академическая мобильность отражает не только физическое и социальное движение ученых, продающих свою рабочую силу на мировом рынке, но и поведение работодателей, чьи процедуры

подбора кадров и оценки кандидатов направлены на повышение конкурентоспособности академических организаций, которыми они управляют.

М.Н. Лавров

2012.03.027. ВУ В., ЧЖОУ Ю. ТРЕТЬЯ МИССИЯ ТЕРЯЕТ СКОРОСТЬ? ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС УНИВЕРСИТЕТОВ В КИТАЕ.

WU W., ZHOU Y. The third mission stalled? Universities in China's technological progress // The journal of technology transfer OnlineFirst. -2011. - October. - P. 1-16. - D0I:10.1007/s10961-011-9233-8.

Ключевые слова: связи между университетами и промышленностью; трансфер технологий; ИР; инновации; реформа высшего образования; Китай.

Авторы - сотрудники известных университетов Китая и США - рассматривают развитие внутреннего потенциала распространения и коммерциализации знаний в секторе высшего образования в Китае.

В современной экономике университеты - это ключевые организации, выполняющие три основные миссии: подготовка образованной рабочей силы, производство кодифицированного знания посредством проведения ИР, а также содействие экономическому развитию через коммерциализацию полученных исследовательских результатов. Именно третья миссия играет особую роль в развитии экономики знаний. Университеты западных стран - это основные центры создания инноваций, обеспечивающих промышленный технологический прогресс. Однако в развивающихся странах академический сектор часто выступает не в роли генератора инноваций, а института, копирующего технологии, созданные ранее в развитых странах. Это приводит к снижению роли университета в экономическом развитии, а местная промышленность вынуждена опираться на импорт технологий, разработанных ТНК.

С начала экономических реформ в Китае в 1970-х годов роль университетов в реализации своей третьей миссии снижается, и в 2000-х годах это привело к стагнации абсолютных объемов и снижению относительной доли межсекторного сотрудничества (между университетами и промышленностью) в общем объеме ИР в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.