Однако, если абстрагироваться от торговли между членами ЕС и рассматривать его как единое целое, то именно этот регион выходит на первое место в мире по экспорту (2130 млрд. долл., т.е. 14,9% мирового экспорта) и импорту (16,2% мирового импорта); за ним следует Китай, США и Республика Корея (с. 23).
В 2011 г. изменения в мировой торговой классификации стран были незначительными: РФ поднялась с двенадцатого места по экспорту товаров в 2010 г. до девятого в 2011 г.
Основными экспортерами услуг были США (14% мирового экспорта услуг), Великобритания (7), Германия (6), Китай (4) и Франция (4% мирового экспорта услуг). В 2011 г. Великобритания по этому показателю опередила Германию, что объясняется в основном пересмотром официальных статистических данных, касающихся экспорта услуг. Основными импортерами услуг являлись США (10,0% мирового импорта услуг), Германия (7,0), Китай (6,1), Великобритания (4,0) и Япония (4,3% мирового импорта услуг). Никаких изменений в ранжировании основных импортеров услуг не произошло (с. 24).
И.Ю. Жилина
2013.04.010. ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЗОНЫ ЕВРО И ИХ КОРРЕКТИРОВКА.
Intra-euro area trade linkages and external adjustment // European central bank monthly bulletin. - Frankfurt a. Main, 2013. - N 1. - P. 59-74.
В статье, опубликованной в журнале Европейского центрального банка, анализируется развитие торговли между странами зоны евро за последние десять лет.
Страны зоны евро объединяет не только единая валюта, но и разветвленные торговые отношения, отмечается в статье. Географическая близость и общее культурное наследие создали благоприятную почву для товарообмена. Почти половина внешнеторгового оборота стран зоны евро приходится на торговлю внутри этой зоны и еще 20% - на торговлю со странами ЕС, не входящими в нее. Торговля внутри зоны евро составляет существенную часть мирового товарооборота (около 10%) (с. 59).
В последнее десятилетие на развитие торговли в зоне евро оказывали влияние следующие факторы. Во-первых, свободное перемещение товаров и услуг являлось краеугольным камнем про-
цветания зоны евро, создавая благоприятные условия для эффективной аллокации ресурсов, диверсификации производства, конкуренции и экономического роста. Во-вторых, товарообмен в зоне евро способствовал синхронизации национальных конъюнктурных экономических циклов, так как служил каналом передачи макроэкономических шоков из одной страны в другую. В-третьих, товарообмен находился под влиянием устойчивых и значительных по величине дисбалансов счетов текущих операций, накопившихся в период до глобального финансового кризиса.
После перехода на единую валюту товарооборот между странами зоны евро существенно возрос: за 1999-2011 гг. он увеличился на 50% (в постоянных ценах). Темпы роста товарооборота превышали темпы роста ВВП в странах зоны евро в указанный период. В настоящее время товарооборот между этими странами соответствует примерно 20% ВВП зоны евро против 15% в 1999 г.
Торговля стран зоны евро с третьими странами развивалась еще более быстрыми темпами, в результате чего доля товарооборота между странами зоны евро в общем объеме их товарооборота немного снизилась (с 50% в 1999 г. до 46% в 2011 г.) (с. 60). Однако это не означает, что создание Европейского валютного союза (ЕВС) не стимулировало торговлю внутри зоны евро, поскольку при оценке быстрого роста торговли с третьими странами следует принимать во внимание ряд внешних для зоны факторов, таких как выход на мировой рынок стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ).
Для отдельных стран торговля со странами зоны евро имеет разное значение. У стран, имеющих границы только с государствами зоны евро, в частности у Люксембурга и Португалии, доля стран зоны евро в общем объеме торговли выше, чем у остальных (лимитрофных) стран ЕВС. Среди самых крупных стран Германия отличается наиболее низкой долей стран зоны евро в общем обороте внешней торговли, что отчасти отражает очень интенсивные торговые связи с соседними странами Восточной Европы и с азиатскими СФРЭ.
Отмечается также высокая гетерогенность рассматриваемых стран по доле товарооборота в рамках зоны евро относительно ВВП, обусловленная, в частности, различиями в размере экспортного сектора.
Анализ географической структуры торговли в рамках ЕВС показывает, что каждая страна имеет торговые связи со всеми остальными странами зоны евро. Однако, как и следовало ожидать, ведущие экономики (особенно Германия) являются главными экспортными рынками для практически всех стран зоны евро. Тем не менее в последние годы несколько повысилось значение малых стран в общем объеме торговли внутри зоны евро, причем в большей степени в торговле услугами, чем товарами.
Отраслевая структура экспорта товаров стран ЕВС очень схожа со структурой их товарного экспорта в третьи страны: около двух третей составляют промышленные товары, в частности станки, оборудование, транспортные средства, химические продукты. Вместе с тем доля станков, оборудования и транспортных средств в общем объеме экспорта в рамках ЕВС все же немного ниже, чем в общем объеме экспорта в третьи страны. В определенной степени это является результатом высокого спроса на данные товары со стороны СФРЭ и того факта, что у стран зоны евро существуют тесные производственные связи (например, в автомобилестроении) с некоторыми странами - членами ЕС из Восточной Европы.
Что касается торговли услугами, то здесь примерно 20% экспорта внутри ЕВС приходится на транспортные услуги, 30% на пассажирские перевозки и 50% на другие услуги (финансовые, телекоммуникационные и т.д.) (с. 64). Доля пассажирских перевозок в торговле услугами внутри ЕВС несколько выше, чем в торговле услугами с остальным миром.
Структура торговли по уровню наукоемкости товаров внутри ЕВС характеризовалась в последнем десятилетии относительной стабильностью. На долю товаров со средней наукоемкостью приходилось примерно 40% товарооборота, а с низкой наукоемкостью (в основном сельскохозяйственные товары и текстиль) - около 30%, что несколько выше, чем соответствующая доля в торговле стран ЕВС с третьими странами (с. 65). В экспорте Греции и Португалии доля товаров с низкой наукоемкостью самая высокая; напротив, в экспорте Люксембурга и Германии - самая высокая доля товаров с высокой наукоемкостью.
Большинство стран зоны евро диверсифицировали свои внешнеторговые связи с партнерами из стран ЕВС, что отразилось на численности торговых связей, которая существенно возросла за
последнее десятилетие. В то же время динамика экспорта в крупные страны вне зоны евро (в том числе в Китай и США) отличалась неоднородностью. Наиболее существенно расширились торговые связи стран ЕВС с партнерами из Китая. Лидирующие позиции по количеству торговых связей со странами зоны евро в силу географической близости и членства в ЕС сохраняет Великобритания.
В период до начала глобального финансового кризиса большинство стран зоны евро имели крупные и долговременные дефициты по счетам текущих операций. С бухгалтерской точки зрения, они были следствием торговых операций как внутри зоны евро, так и за ее пределами. У Греции, Португалии и Испании такой дефицит достигал 10% ВВП и более; параллельно происходило накопление чистых внешних обязательств (с. 69). Одновременно в Германии, Люксембурге и Нидерландах были зарегистрированы высокие профициты по счетам текущих операций и накопление чистых внешних авуаров.
Дефициты в торговле внутри зоны евро сопровождались и дефицитами в торговле с остальными странами мира. Причем у Греции и Испании дефициты в торговле внутри зоны евро даже превышали соответствующие показатели для торговли с третьими странами. Напротив, в Ирландии, которая служит экспортным плацдармом для ряда транснациональных компаний, отмечались крупные профициты в торговле как с партнерами по ЕВС, так и с другими странами. Крупные профициты счета текущих операций в Германии до глобального финансового кризиса были результатом главным образом положительного сальдо в торговле с третьими странами, в то время как в торговле с самыми маленькими странами зоны евро и с Нидерландами у Германии отмечался дефицит.
В целом, высокие дефициты счетов текущих операций до глобального финансового кризиса, в конечном счете, отражали более фундаментальные диспропорции, такие как дефицит госбюджета, чрезмерный спрос на финансовые ресурсы со стороны частного сектора в условиях бума в строительстве и потери конкурентоспособности.
Глобальный финансовый кризис и последовавший за ним кризис суверенной задолженности в зоне евро вызвали резкую коррекцию дисбалансов счетов текущих операций. Так, в странах, имевших до кризиса дефицит, в 2008-2012 гг. наблюдалось увели-
чение положительного сальдо внешней торговли, в частности, до 6% ВВП в Ирландии и Испании и до 10% ВВП в Эстонии (с. 70). Корректировки затронули как торговлю внутри зоны евро, так и торговлю с третьими странами. В большинстве стран, ранее имевших дефицит, повышение внешнеторгового сальдо наполовину было обеспечено за счет роста профицита в торговле внутри зоны евро. Корректировка нашла отражение и в снижении профицитов в странах, которые имели их ранее. Так, у Германии положительное сальдо в торговле со странами зоны евро снизилось почти до нуля. В результате таких корректировок взаимная торговля стран ЕВС стала более уравновешенной, чем до кризиса.
Стандартные макроэкономические модели предлагают два механизма коррекции внешнеэкономических диспропорций: переориентация расходов и изменение их объема. Переориентация расходов подразумевает использование инструментов, благоприятствующих повышению привлекательности национальных продуктов по сравнению с иностранными, таких как изменение номинального обменного курса, сдерживание роста цен и зарплаты и повышение неценовой конкурентоспособности. В отличие от этого изменение объема расходов состоит в регулировании совокупного спроса в экономике (а не его структуры). При одновременном применении обоих механизмов их воздействие усиливается.
В ходе корректировки внешнеторговых позиций стран зоны евро в 2008-2012 гг. были задействованы оба механизма, причем сжатие спроса играло основную роль, особенно в ликвидации дефицита в торговле с третьими странами. Во всех странах, имевших до кризиса внешнеторговый дефицит, отмечалось существенное сокращение внутреннего спроса, причем в 2008-2011 гг. оно было более сильным, чем в третьих странах, с которыми они торговали. В определенной степени сокращение внутреннего спроса было следствием замедления экономического роста в 2008-2009 гг. и кризиса суверенной задолженности.
Сокращение внутреннего спроса в разной степени сказалось на повышении ценовой конкурентоспособности продукции отдельных стран зоны евро. Наиболее значительные выгоды за счет снижения издержек на рабочую силу получила Ирландия. В других странах, имевших до кризиса внешнеторговый дефицит, выгоды от
повышения ценовой конкурентоспособности были крайне ограниченными.
Несмотря на достигнутый прогресс в ликвидации внешнеторговых дефицитов, странам зоны евро еще предстоит многое сделать для того, чтобы довести процесс корректировки до конца, в частности в области ценовой и неценовой конкурентоспособности их продукции. Кроме того, необходимы структурные реформы, направленные на повышение гибкости рынков труда, товаров и услуг. Такие реформы позволят избежать внешнеторговых диспропорций в зоне евро в будущем.
Г. В. Семеко
ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ
2013.04.011. ШИЛЛИНГ В. ПРЕВРАЩЕНИЕ КИТАЯ В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ.
SCHILLING W Chinas Aufstieg zur Weltmacht // Europ. Sicherheit & Technik. - Bonn, 2012. - N 4. - S. 13-14.
В последнее время одной из важнейших тем международных дискуссий является вопрос об изменении соотношения сил на мировой политической и экономической аренах. Прежде всего речь идет о стремительном развитии Китая. Хотя ведущей державой в мире все еще остаются США, нет сомнения в том, что выдвижение Китая в ранг мировой державы является важнейшим явлением столетия.
Автор отмечает возрастающую экономическую мощь страны. С начала проведения в 1978 г. реформ Китай стал расти быстрыми темпами. Резкому подъему китайской экономики способствовало создание эффективных механизмов по принятию решений и, в первую очередь, своеобразная стратегия развития экономики - сочетание инноваций с государственными интервенциями. Быстрое развитие экономики служит базой для растущего влияния страны.
При сохранении нынешних темпов развития Китай мог бы, по мнению автора, к концу текущего десятилетия обогнать США. Уже сейчас он является крупнейшим кредитором США и обладает самыми большими валютными резервами, оцениваемыми приблизительно в 3300 млрд. долл. Возможно, довольно скоро китайский юань будет доминировать во внешней торговле. Быстрый рост эко-