Научная статья на тему '2013. 04. 007. «Средние века»: исследования по истории средневековья и раннего нового времени. – М. : ИВИ РАН, 2012. – вып. 73. – 485 с'

2013. 04. 007. «Средние века»: исследования по истории средневековья и раннего нового времени. – М. : ИВИ РАН, 2012. – вып. 73. – 485 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЖЕКВАРТАЛЬНИК «СРЕДНИЕ ВЕКА» / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / ТЕАТР КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ИСТОРИОПИСАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 007. «Средние века»: исследования по истории средневековья и раннего нового времени. – М. : ИВИ РАН, 2012. – вып. 73. – 485 с»

большим местным церквям или «частным» церквям, располагавшимся в их поместьях. Хотя, как указывает Л. Толлертон, о литургических практиках в таких церквях нам известно очень мало, можно предположить, что и эти дарители рассчитывали на то, что их будут поминать как благодетелей. Пожалования церковным общинам, полагает исследовательница, представляли собой некую предписанную форму проявления благочестия, возникшую под эгидой церкви. Однако в некоторых случаях за дарениями, безусловно, стояли и личные духовные устремления.

В приложениях помещены: перечень сохранившихся англосаксонских завещаний на древнеанглийском языке, перечень завещаний, тексты которых на латыни включены в Liber Eliensis, перечень предметов, даруемых в англосаксонских завещаниях (со ссылками на документ), перечень местных церквей, получивших земли по завещаниям.

З.Ю. Метлицкая

2013.04.007. «СРЕДНИЕ ВЕКА»: ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ. - М.: ИВИ РАН, 2012. - Вып. 73. - 485 с.

Ключевые слова: ежеквартальник «Средние века»; имущественные права; театр как форма социальной идентичности; ис-ториописание.

Очередной выпуск ежеквартальника, издаваемого Институтом всеобщей истории РАН, включает в себя 15 статей ведущих и начинающих исследователей, публикацию источника, а также 10 рецензий на работы зарубежных и российских историков. Поскольку этот выпуск является юбилейным - «Средним векам» исполняется 70 лет - традиционный раздел издания «У истоков отечественной медиевистики» в этот раз озаглавлен «У истоков издания "Средние века"». В него входит небольшой исторический очерк А.А. Сванидзе и публикации писем Н.П. Грацианского и Е.В. Бернадской.

В разделе «Англосаксонские штудии» помещены статьи О.В. Гусаковой «Культы духовных лиц - жертв викингов» и К.В. Ривчака «Эрлы в системе управления поздней англосаксонской Англии, 1016-1066 гг.». О.В. Гусакова на основании пись-

менных источников англосаксонского периода на латыни и древнеанглийском языке, некоторых более поздних памятников и данных археологии анализирует культы святых Беокки, Эдора, 90 монахов в Чертси, а также св. Танкреда в Торни. Эти культы являются единственными достоверными примерами существования в англосаксонский период почитания духовных лиц, предположительно убитых викингами. Автор обсуждает также вопрос о том, почему в Англии не возникло сколько-нибудь заметной традиции почитания духовных лиц, пострадавших от викингов. По мнению О.В. Гуса-ковой, отсутствие масштабного почитания таких жертв отчасти объясняется восприятием викингских нашествий как божией кары за грехи.

К.В. Ривчак анализирует изменения, которые претерпели полномочия и статус представителей высшей англосаксонской знати в результате датского завоевания (1016) По мнению исследователя, за период правления датской династии англосаксонские эрлы обрели многие характеристики, которые позволяют говорить о них как о «представителях полунезависимой высшей аристократии, слабо связанных с королевской администрацией» (с. 82).

Следующий раздел «Церковь, власть и право в Средние века» открывает статья Ю.А. Ефремовой «Основание цистерцианских монастырей в XII в.: природные условия и их восприятие». Рассматривая рассказы источников об основании цистерцианских монастырей и сопоставляя их с другими описаниями упомянутых в них мест, исследовательница показывает, что цистерцианцы первоначально выбирали для своих поселений области, которые должны были, с одной стороны, находиться вдали от поселений, с другой -обеспечивать монахов необходимыми для жизни ресурсами, что подразумевало наличие пригодных к обработке земель, воды и леса для строительства. Однако к 40-м годам XII в. в цистерцианской литературе, описывавшей основание орденских монастырей, формируется топос «ужасного места». Именно в таких местах, как утверждают авторы житий и хроник, и селились первые цистерциан-ские монахи. Возникнув как риторический прием, призванный подчеркнуть заслуги основателей ордена, этот топос, полагает Ю.А. Ефремова, со временем превратился в неотъемлемую составляющую цистерцианской идентичности.

А.А. Касатов («Институт сейзины в системе имущественных отношений англо-нормандского королевства (ХИ-ХШ вв.)») рассматривает особую практику оформления имущественных прав в Англии в правление нормандской династии, которая подразумевала специальную символическую процедуру и служила передаче всей полноты прав на имущество от прежнего к новому владельцу. По мнению автора, сам факт бытования сейзины свидетельствует о том, что в англо-нормандском обществе, несмотря на происходившую в Европе рецепцию римского права, еще сохранялись унаследованные от прошлых эпох архаичные процедуры.

М.Е. Лошкарева («Англо-валлийские отношения в XIII в.: политика Лливелина Великого и Лливелина Последнего») анализирует политику валлийских властителей в отношении Англии, в частности, в вопросе о статусе княжества Уэльс, и показывает, каким образом эта политика привела к потере Уэльсом независимости.

В разделе «В поисках форм социальных идентичностей» помещена статья французского театроведа Эстель Дуде «Способы репрезентации общества во франкоязычном театре (1430-1560)». Исследовательница показывает, что театральные постановки в рассматриваемый период были одним из важнейших средств коммуникации и отражали «злобу дня». Визуальная грамматика, известная как создателям спектаклей, так и зрителям, раскрывала потенциальную многозначность персонажей. Сословия на сцене могли транслировать политические идеи или служить зеркалом для более или менее искушенной части публики.

Раздел «Грани ренессансной культуры» включает статьи У. Коннела, П. А. Рязанова и М. Ульмара. У. Конелл, глава кафедры итальянских исследований ун-та Сетон Холл (США) в статье «Ре-нессансная историческая мысль и проблема вечности мира» высказывает тезис о том, что ренессансной революции в исторической мысли способствовали дискуссии по поводу учения Аристотеля и Аверроэса о вечности мира. Хотя Орозий, подчеркивает У. Коннел, самый популярный в Средние века историк, осуждал идею о бесконечности мира, гуманисты, читавшие греческие исторические сочинения, под их влиянием отошли от исповедуемого Орозием провиденциализма.

П.А. Рязанов («Византийский ученый Феодор Газа и его речь о пользе изучения греческой словесности») анализирует творчество

яркого представителя итальянской ренессансной культуры и его влияние на развитие греческих штудий в Италии.

Мари Ульмар, доцент Пикардийского ун-та (Франция) («Король на сцене: Генрих II и парламент, 1547-1559») оспаривает расхожее мнение о безусловном противостоянии между королем, представителем абсолютистской идеи, и парламентом. По ее мнению, по крайней мере Генрих II не столько пытался сломать сопротивление парламента, сколько использовал его заседания как сцену для демонстрации своих политических намерений.

Следующий раздел «Многоликая медиевистика» представляет итоги работы центра истории исторической мысли ИВИ РАН. В статье руководителя центра М.С. Бобковой анализируется его деятельность в период с 2006 по 2012 г., характеризуются основные сферы научных интересов его сотрудников. Далее следуют статьи сотрудников центра.

А.И. Сидоров («Перечитывая "Эпитому Помпея Торга": маргиналии на полях рукописи MSLAT.QV.IV. 5 из собрания РНБ») исследует читательские пометы на полях рукописи из фонда РНБ, содержащей фрагмент «Эпитомы Помпея Торга» Юстина, сделанные в Каролингскую эпоху. Он приходит к выводу, что автора маргиналий интересовали совершенно определенные темы и сюжеты. Он искал в древнем прошлом истории, позволявшие вывести моральные и политические уроки из поступков персонажей, а также рассказы о расположении земель и нравах некоторых народов.

С.Г. Мереминский в статье «Историописание в Англии в 6080-е годы XI в.: преодоление "коллективной психологической травмы"» оспаривает бытующий в английской исторической литературе тезис об «историографическом молчании» в Англии последней трети XI в., вызванном шоком от нормандского завоевания. Комплексный анализ источников, проведенный автором, позволяет ему сказать, что «за последнюю треть XI в. в Англии было создано примерно столько же сочинений исторического содержания, сколько за первые две» (с. 313). Характер историописания, по мнению С.Г. Мереминского, в этот период в целом не претерпел серьезных изменений: основная масса текстов была связана с местными традициями и культами святых крупнейших английских монастырей.

И. М. Никольский («Историописание как инструмент политической пропаганды в вестготской Испании конца VII в.: "История короля Вамбы Юлиана Толедского"») рассматривает особенности

2013.04.008-009

структуры текста последнего крупного памятника вестготской исторической мысли, анализирует принципы, которыми руководствовался его автор при выборе источников и отборе сведений. По его мнению, сочинение Юлиана Толедского можно рассматривать как попытку реанимировать институт королевской власти путем разработки новой политической доктрины, предписывающей ключевые добродетели, которыми должен обладать правитель, и жестоко осуждающей мятеж как явление.

В разделе «В мастерской историка: находки и интерпретации» И.И. Варьяш и А.В. Русанов предлагают новое прочтение королевской грамоты 1338 г., выданной португальскому университету, а В.Н. Малов доказывает наличие в составе коллекции Ламуаньона (РГАДА) фрагмента архива французского министра Флоримона Роберте (ум. 1527) и высказывает предположение о происхождении этих документов.

В разделе «Публикация источников» помещен перевод древне-ирландского «Трактата о статусе», выполненный К.И. Самоходской.

З.Ю. Метлицкая

ИСТОРИЯ РОССИИ И СССР

2013.04.008-009. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ. (Сводный реферат).

2013.04.008. ВЕРЕЩАГИНА Н.В. Климент Римский - небесный покровитель Киевской Руси. - Одесса: Астропринт, 2011. - 159 с. -Библиогр.: с. 129-157.

2013.04.009. ДОННЕРТ Э. Древнеславянское великое государство Киевское: Общество, государство, культура, искусство и литература, от IX до середины XIII в.

DONNERT E. Das altostslavische Großreich Kiev: Gesellschaft, Staat, Kultur, Kunst und Literatur vom 9. Jahrhundert bis zur Mitte des 13. Jahrhunderts. - Frankfurt a.M., etc.: Peter Lang, 2012. - 234 S.

Ключевые слова: Киевская Русь; киевская государственность; Византия и Киевская Русь; принятие христианства; св. Климент Римский.

В монографии кандидата филологических наук, доцента Одесского национального университета им. И.И. Мечникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.