Научная статья на тему 'Сочинения Альфреда Беверлийского и социальное пространство историописания в Англии xii века'

Сочинения Альфреда Беверлийского и социальное пространство историописания в Англии xii века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬФРЕД БЕВЕРЛИЙСКИЙ / ALFRED OF BEVERLEY / АНГЛИЯ / ENGLAND / ИСТОРИОПИСАНИЕ / HISTORICAL WRITING / СРЕДНИЕ ВЕКА / MIDDLE AGES / ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / HISTORICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мереминский Станислав Григорьевич

Статья посвящена исследованию биографии и сочинений Альфреда Беверлийского (годы деятельности ок. 1140 1154), одного из наименее известных английских историков XII в. Анализируется социальный контекст, в котором он жил и работал. В приложениях представлены перечень сохранившихся рукописей с сочинениями Альфреда; документы, в которых он фигурирует как свидетель, а также перевод содержащего автобиографические сведения пролога к его «Истории».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alfred of Beverley’s Works and the Social Space of Historical Writing in 12-th-Century England

The article deals with the study of biography and works of Alfred of Beverley (fl. 1140-1154), one of the least studied twelfth-century English historians. Author analyzes the social context in which he lived and worked. The article has three appendices: lists of manuscripts of Alfred’s works and charters attested by him, as well as the Russian translation of the prologue to his ‘Historia’, containing some autobiographical information.

Текст научной работы на тему «Сочинения Альфреда Беверлийского и социальное пространство историописания в Англии xii века»

С.Г. Мереминский

СОЧИНЕНИЯ АЛЬФРЕДА БЕВЕРЛИЙСКОГО И СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИСТОРИОПИСАНИЯ В АНГЛИИ XII ВЕКА

Статья посвящена исследованию биографии и сочинений Альфреда Беверлийского (годы деятельности - ок. 1140 - 1154), одного из наименее известных английских историков XII в. Анализируется социальный контекст, в котором он жил и работал. В приложениях представлены перечень сохранившихся рукописей с сочинениями Альфреда; документы, в которых он фигурирует как свидетель, а также перевод содержащего автобиографические сведения пролога к его «Истории».

Ключевые слова: Альфред Беверлийский, Англия, историописа-ние, Средние века, историческое знание.

Об авторе: Мереминский Станислав Григорьевич - кандидат исторических наук, заведующий редакцией Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», 119334 г. Москва, Ленинский пр., 32-А. [email protected]

Английское историописание «долгого XII столетия» принадлежит к числу тем, в последние десятилетия привлекающих пристальное внимание медиевистов. Новые публикации источников, статьи и монографии, посвященные этому кругу сюжетов выходят в свет с завидной регулярностью. Однако при этому все же некоторые тексты и авторы этого периода продолжают оставаться в тени. Среди всех английских историков XII в., чьи имена нам известны, вероятно, самой малоизученной фигурой является Альфред Беверлийский. Ему не посвящено не только ни одной монографии, но даже ни одной специальной статьи - случай едва ли не уникальный. Настоящие заметки призваны отчасти заполнить эту лакуну и впервые систематически представить те сведения, которыми мы располагаем о личности Альфреда, его сочинениях и их последующей судьбе. Помимо этой основной задачи, они позволяют сделать некоторые любопытные наблюдения относительно того

«социального пространства», в котором знание о прошлом в разные эпохи бытовало в Англии.

В наши дни учащийся или исследователь, желая найти информацию об Альфреде Беверлийском, вероятнее всего обратится к классической монографии Антонии Грэнсден «Историописание в средневековой Англии». В этом фундаментальном труде Альфреду уделено примерно полстраницы. Причем он получает от исследовательницы не слишком лестную характеристику -«недоисторик» (would-be historian)1. Впрочем, такой отзыв можно считать сравнительно мягким, ведь некоторые другие исследователи называли Альфреда «наименее оригинальным автором своего времени»2 или даже просто «тупицей» (dullard)3.

В более новых статьях, посвященных Альфреду, в «Оксфордском национальном биографическом словаре»4 и увидевшей свет совсем недавно «Энциклопедии средневековых хроник»5 таких уничижительных характеристик нет, но в целом они немногим информативнее предшествующих исследований.

По иронии судьбы, единственным исследователем, обратившим внимание на своеобразие работ Альфреда, американец Фрэнк Цинкайзен (1867 - 1895 гг.). Выпускник Гарварда, продолживший затем обучение в Берлине, в своей диссертации об истоках феодального права в Англии, защищенной в 1893 г., использовал среди источников «Привилегии церкви Беверли», как считается, составленные Альфредом6. С подлинно немецкой дотошностью Цинкайзен предпринял подробный источниковедческий анализ «Привилегий» и другого сочинения Альфреда - так называемых «Анналов», доказав их при-

1 Gransden A. 1974, 212.

2 Leach A.F. (ed.). 1898, XXV-XXVI.

3 Tatlock J.S.P. 1950, 210.

4 Crick J. 2004.

5 Levelt S. 2010.

6 Zinkeisen F. 1893, 44-61.

надлежность одному и тому же автору. Не все выводы Цинкайзена, в частности, относительно датировки обоих произведений, могут быть приняты, однако в целом его работа стала крупнейшим вкладом в изучение фигуры Альфреда. К сожалению, эта часть его диссертации осталась абсолютно незамеченной ни в Германии, ни в Англии. А последовавшая вскоре трагическая гибель ученого7 не позволила ему продолжить исследования или опубликовать сделанные выводы в более широко доступных источниках.

Таким образом, данная статья является, фактически, первой попыткой комплексно рассмотреть все имеющиеся сведения о жизни и сочинениях Альфреда.

Начать стоит с бесспорных или почти бесспорных фактов, которыми мы располагаем. «Магистр Альфред», ризничий (или казначей) церкви Беверли фигурирует в качестве автора двух сочинений. Первое из них стало известно под заглавием «Анналы», которое ввел издатель XVIII в. Томас Хирн8. Однако это название не является оригинальным. В тех рукописях, где имеется заголовок, книга Альфреда обозначена как «История королевских деяний королей Британии, то есть от Брута, первого короля бриттов, до времени нормандцев, на протяжении более чем двух тысяч лет, и от Нормандского завоевания до 28-го года правления короля Генриха I на протяжении 44 (sic!) лет»9. Даже если это заглавие не является авторским, оно, с нашей точки зрения, значительно лучше отражает содержание сочинения, чем вариант, предложенный Т. Хирном. В центре внимания Альфреда находится именно смена правителей острова, списки которых он старательно повторяет в конце каж-

7 Solberg W. U. 2000, 82.

8 Hearne T. (ed.). 1716.

9 Hearne T. (ed.). 1716, 1: historia de gestis regalibus regum Bri-tanniae, uidelicet a Bruto, Britonum rege primo, usque ad Normannorum tempora per annos ampius quam duo milia; ab adventu vero Normannorum usque ad annum xxviii per annos xliiii.

дой книги. При этом, далеко не для каждого известия приводится точная датировка от Рождества Христова, тогда как именно наличие жесткой хронологической структуры является главным признаком анналистиче-ских сочинений. По этой причине представляется более уместным пользоваться названием «История о королевских деяниях». Второе известно как «Привилегии церкви Беверли». «История» сохранилась полностью в четырех рукописях, еще в пяти манускриптах содержатся ее более или менее крупные фрагменты. «Привилегии» дошли до нас в трех рукописях. Стоит отметить, что все списки поздние, датируются временем между XIV и XVII - XVIII вв.10

Кроме того, «Альфред, ризничий церкви Беверли» фигурирует как свидетель в шести грамотах, данных в 4050-е годы XII в.11 Наконец, ризничий Альфред действует как второстепенный персонаж в одной из историй из сборника «Чудес святого Иоанна Беверлийского», который был составлен, вероятно, в конце XII столетия12.

К этому стоит добавить сделанное мной в уже достаточно давней статье дополнение к числу сочинений Альфреда. Как удалось установить, «Привилегии» первоначально входили в состав более масштабного труда, первую часть которого составляла так называемая «Хроника архиепископов Йорка» - то есть «церкви-матери» по отношению к Беверли. Эта хроника, ранее считавшаяся анонимной, сохранилась в одной рукописи начала XIII в., а также как начальная часть более поздних историй Йоркской кафедры, созданных в XIV и XVI вв. Это открытие позволило существенно расширить материал для анализа работы Альфреда как историка13.

Прежде всего, попытаемся реконструировать, насколько это возможно, хронологию его жизни. Все

10 Подробнее см. Приложение I.

11 Полный перечень см. в Приложении II.

12 Raine J. (ed.). 1879, 304.

13 Мереминский С.Г. 2006.

перечисленные выше сведения относятся к сравнительно небольшому хронологическому периоду, едва ли более 15 лет. «Хроника архиепископов» и «Привилегии» были составлены, по-видимому, между февралем 1140 и сентябрем 1143 г. «История королей» - в конце 1149 или в 1150 г. Самую раннюю из грамот, где фигурирует Альфред, можно датировать временем между 1135 и 1143 гг., самую позднюю - между январем 1151 и октябрем 1153 гг. Действие истории из сборника чудес святого Иоанна Беверлийского также происходит, по-видимому, в 40-х или в начале 50-х гг. XII в.

Из пролога к «Истории королей» можно сделать вывод, что ко времени его создания (около 1150 г.) Альфред был уже немолодым человеком. Это подтверждает и составитель сборника «Чудес св. Иоанна Беверлийско-го», называющий Альфреда «старцем» (senex). Таким образом, его дату рождения можно очень приблизительно обозначить как конец XI или рубеж XI - XII вв.

Можно предположить и то, что на герой был по происхождению англичанином: на это указывает и его имя, и знание древнеанглийского языка, достаточное для точного перевода на латынь документов королей Эдуарда Исповедника и Вильгельма Завоевателя (точность перевода и подлинность грамот подтверждает, в частности Дэвид Бэйтс)14. Особенно примечательно, что в одной из двух засвидетельствованных Альфредом грамот, сохранившихся в оригинале, его имя приведено в форме Alfridus, которая была обычной для XI в., тогда как в англо-нормандское время более распространенной была форма Aluredus или Alueredus15.

Интересна его характеристика как «магистра». Она несомненно аутентична, поскольку встречается уже упоминавшейся грамоте, сохранившейся в оригинале. Наименование «магистр» в середине XII в. еще не имело точного, «технического» характера, как в позднее Сред-

14 Bates D. (ed.). 1998, 193-196.

15 Campbell A. (ed.). 1949, XXXVII.

невековье, в эпоху университетов. Однако, как правило, оно подразумевало наличие у его обладателя сравнительно высокого, по меркам эпохи, уровня образова-ния16. На наличие школьной выучки явно указывает характер работы Альфреда со своими источниками и организация материала в его сочинениях.

Где он мог получить образование? Ответить на этот вопрос трудно. В рассматриваемый период в Северной Англии, по-видимому, существовала школа при соборе Дарема. Возможно, школы имелись и в Йорке, довольно крупном городе, хотя однозначных свидетельств нет. Но более вероятно, как мы увидим ниже, Альфред учился где-то в Южной Англии, а возможно и на континенте.

Подобные примеры не уникальны. В рассматриваемую эпоху на континент ездили учиться многие англичане. Так, современник Альфреда, Генрих Хантингдон-ский, учился в Лане у Ансельма Ланского17. Есть даже свидетельства о выходцах из Йоркшира в континентальных школах того времени. В школе аббатства Сен-Виктор в сер. XII в. учился некий Ашар: англичанин или нормандец, который ранее был каноником в монастыре августинцев в Бридлингтоне, в Восточном Йоркшире. Он приехал в Париж еще при жизни Гуго Сен-Викторского (до 1141 г.), с 1155 г. - аббат Сен-Виктор (преемник Гильдуина), с 1162 г. - епископ Авранша18.

Об образованности Альфреда свидетельствует широкий круг античных авторов, которых он привлекает: Светоний, Псевдо-Гегесипп, Орозий, Евтропий (в составе «Римской истории» Павла Диакона), а также сочинение Псевдо-Этика Истера и анонимная позднеан-тичная космография. Наряду с ними Альфредом были использованы раннесредневековые агиографические памятники «Житие св. Мартина» Сульпиция Севера и «Житие св. Германа Осерского» Констанция Лионского, а

16 СИгпгу СЛ. 1950, 11-12; Ыгм>шап 3. 1988, 192-211.

17 А. 2003, 220.

18 Са2ваы V. 2007, 326.

также «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного и «История бриттов»19. Кроме того, Альфред использовал целый ряд сочинений своих современников: «Историю королей Британии» Гальфрида Монмутского, королевские родословные, входящие в состав так называемой «Хроники Иоанна Вустерского», «Историю англов» Генриха Хантингдонского, а также так называемую «Историю королей англов», приписываемую Симеону Да-ремскому и сборник чудес св. Иоанна Беверлийского, составленный клириком Вильгельмом Кетеллом.

Из этого довольно внушительного перечня Альфред прямо не указывает как свои источники лишь Псевдо-Гегесипп, «Житие св. Германа Осерского» (из обоих памятников взято по небольшой цитате) и Генрих Хантингдонских (он цитируется просто как «другой автор»). При этом, например, «Историю» Беды Альфред, что уникально для хронистов того времени, несколько раз цитирует, указывая не только номер книги, но и главы. Более того, Альфред явным образом стремился сопоставлять между собой различные источники и порой

20

отмечал расхождения между ними20.

В сочинениях Альфреда доведена почти до предела общая для английского историописания XII в. тенденция разводить «церковную» и «светскую» историю. Так, в «Хронике архиепископов Йорка» он практически не касается (кроме абсолютно неизбежных случаев) событий, связанных с политическими событиями и войнами. Напротив, в «Истории», за немногими исключениями, почти нет информации о церковных делах. Абсолютно «секулярный» характер делает «Историю» Альфреда уникальным памятником для того времени.

Стержнем своей «Истории» Альфред сделал концепция «статусов», которые последовательно переживало «королевство Британия»21. Само понятие «status

19 Или компиляция на ее основе о «диковинах Британии».

20 См. Мереминский С.Г. 2006, 153.

21 Мереминский С.Г. 2009, 257-269.

regш» и его различные вариации широко представлены в источниках XI - XII вв.: и в королевских грамотах, и в памятниках историописания22. Но лишь у Альфреда явным образом присутствует идея политической эволюции через смену таких «статусов». Этот сюжет, бесспорно, заслуживает дальнейшего изучения, но в качестве первоначальной гипотезы можно предположить влияние историософских идей Гуго Сен-Викторского, для которых была характерна идея эволюции и прогресса в истории23.

Интересной и необычной чертой «Истории» Альфреда является интерес к финансам. Он скрупулезно указывает все суммы «датских денег», которые король Этельред Неразумный выплачивал викингам и даже приводит их общую сумму, которую, видимо, подсчитал самостоятельно24. Эта деталь, отсутствующая в других английских исторических сочинениях того времени, свидетельствует о практическом складе ума Альфреда. Возможно, она связана и с его обязанностями ризничего, ведь эта должность предполагала, в частности, ответственность за материальное положение церкви.

Наконец, нам известно, что у Альфреда были определенные знания и в области медицины. В уже упоминавшейся истории из цикла о чудесах св. Иоанна Беверлий-ского рассказывается о клирике, которого держал в заточении, требуя выкупа, йоркширский барон Роберт де Стуте-вилль. Благодаря помощи святого клирик смог бежать из темницы и пришел в Беверли. Как сообщает агиограф: «Ризничим этой церкви в то время был блаженной памяти Альфред, [муж] старый и мудрый в церковных установлениях. Он сжалился над плачевным состоянием того клирика и, видя, что его ступни изувечены и распухли, наложил

22 См. например: Mason E. 1982, 99-177.

23 Southern R.W. 1971, 159-179.

24 Hearne Т. (ed.). 1716, 114.

ему целебные повязки и распорядился дать ему тапочки, чтобы ноги не страдали от тяжелой обуви»25.

Где бы не получил образование Альфред, к 1143 г. он несомненно уже занимал пост ризничего церкви Беверли. В этом качестве он упоминается среди свидетелей документа, данного Турстаном, настоятелем церкви Беверли, между примерно 1140 и 1143 гг.26 Сам Турстан, каноник церкви Йорка, стал настоятелем Беверли около 1140 г. До этого он занимал пост архидиакона Ноттингема, то есть большую часть времени, видимо, жил не в Йоркшире, а к югу от Хамбера, в Ноттингемшире27. На мой взгляд, некоторые косвенные признаки указывают на то, что Альфред, вероятнее всего, также прибыл в Беверли вместе с новым настоятелем, а до того не жил в Северной Англии.

Так, в жизнеописании архиепископ Йоркского Турстана в составе «Хроники архиепископов» изложение, фактически, обрывается на 1127 г., вместе с окончанием основного источника, которым пользовался Альфред, - «Истории» Гуго Кантора. Далее следует лишь краткое известие о монашеском постриге архиепи-

25 Raine (ed.). 1879, 304: Sacrista ejusdem aecclesiae tunc tempo-ris fuit Alveredus, bonae memoriae, senex, ecclesiastica institu-tione sagax. Hic misertus calamitatis illius clerici, videns plantas pedum ejus nimium fuisse contritas ac tumidas, adhibuit fomenta medicaminis, pedulesque illi dari jussit, ne a superiori calceamento pedes laederentur.

26 См. Приложение II, №1.

27 Точное время назначения Турстана настоятелем церкви Беверли неизвестно. В качестве архидиакона Ноттингема он в последний раз упоминается в документе, датированном между 1135 и 1140 гг. Однако уже в грамоте, датирующейся временем между 1137 и 25 января 1140 г. как архидиакон Ноттингема упоминается преемник Турстана на этом посту Гальфрид Тур-копл (Greenway D. 1999, 43-45). Таким образом, Турстан, вероятнее всего, был переведен в Беверли еще в конце понтификата своего тезки. Следовательно, если Альфред прибыл в Беверли вместе с ним, он уже был в Йоркшире, когда скончался архиепископ Турстан.

скопа и вскоре последовавшей его смерти в феврале 1140 г.28 Не упоминается даже ключевая роль Турстана в сборе ополчения, разгромившего шотландцев в 1138 г. в знаменитой битве при Штандарте, как и сама эта битва. Между тем, данное событие вызвало очень большой резонанс в Северной Англии, ему посвятили отдельные трактаты Ричард Хексемский и Эйльред из Рьево, стихотворения - Серлон и Гуго Соттовагина, подробно описана битва и в сочинениях Иоанна Хексемского и Генриха Хантингдонского. Молчание Альфреда тем более удивительно, что среди знамен на Штандарте (высоком шесте, установленном на повозке) был и стяг св. Иоанна Беверлийского, что свидетельствует о присутствии в ополчении воинов, выставленных этой церковью29. Логичнее всего объяснить такую лакуну тем, что Альфред оказался на Севере уже после этих событий и не располагал относительно них достаточной информацией. Кроме того, в описании смерти епископа Йорксого и Хексемского св. Вилфрида Альфред добавляет к словам Беды, что тот умер в области Ундл, правильное уточнение: «которая находится вблизи Стамфорда»30. Это уточнение, принадлежащее самому Альфреду, свидетельствует о знании им географии Восточной Англии. Но подобных уточнений в связи с географией Северной Англии в сочинениях Альфреда нет.

Логично было бы поискать следы Альфреда в источниках, происходящих из других регионов Англии и датирующихся временем до 1140-х гг. В 30-е годы XII в. упоминания о неких «магистрах Альфредах» встречаются в текстах, связанных с епископскими кафедрами Или (в графстве Кемриджшире) и Ковентри (в графстве Уорикшир). Невозможно точно сказать, идет ли речь об одном и том же человеке, либо о двух разных, и идентичен ли кто-

28 Raine J. (ed.). 1886, 387.

29 Raine J. (ed.). 1864, 91.

30 Raine J. (ed.). 1886, 325: ...quod est iuxta Stanford.

нибудь из них ризничему церкви Беверли. Тем не менее, стоит подробнее остановиться на этих свидетельствах.

Некий «магистр Альфред» упоминается среди свидетелей документа еп. Илийского Найджела в пользу аббатства Торни (дан между 1133 и 1136 гг.)31. В списке свидетелей непосредственно перед Альфредом упоминается еще один «магистр» - Ранульф. Оба «магистра» упоминаются только в этом документе. Но если других следов Альфреда в илийских источниках нет, то о Ра-нульфе имеется очень любопытный рассказ в исторической компиляции «Илийская книга», созданной в 30 -50-е гг. XII в.32 Там говорится, что епископ Найджел (занимал кафедру в 1133 - 1169 гг.) привел в Или некоего Ранульфа Солсберийского, беглого монаха из Гла-стонбери и назначил его управляющим епископскими поместьями, вероятно, для защиты интересов епископа во время его многочисленных отлучек по государственным делам. Вероятно, они познакомились в то время, когда Найджел служил архидиаконом у своего дяди Роджера в Солсберийском диоцезе. Ранульф сумел настроить Найджела против монахов, около 1135 г. монашеские имения также были переданы ему в управление. Ранульф занимал свой пост около 2 лет, потом попал в опалу (около 1139 г.) за попытку организовать восстание против епископа и короля. По предположению Э. Блейка, реально заговор мог готовить Найджел против короля Стефана, но когда он оказался раскрыт, Ранульфа

33

сделали козлом отпущения33.

«Магистр Альфред» есть среди также свидетелей грамоты епископа Ковентри и Личфилда Роджера де Клинтона (занимал кафедру в 1129 - 1148 гг.) об основании женского бенедиктинского монастыря Фэйруэлл близ Личфилда в Стаффордшире, датированной около 1140 г.34

31 Karn N. (ed.). 2005, 109.

32 Blake E.O. (ed.). 1962, 286-287, 294-299.

33 Blake E.O. 1958/59, 304-327.

34 Franklin M.J. (ed.). 1997, 21.

Как бы то ни было, назначение Турстана, члена Йоркского капитула, беверлийским настоятелем, очевидно, имело целью укрепить связи церкви Беверли с ее митрополией. Вероятнее всего, к этому назначению приложил руку влиятельный член Йоркского капитула Вильгельм фитц-Герберт. Он занимал посты казначея собора Йорка и архидиакона Восточного райдинга, то есть как раз той части Йоркшира, центром которой был Беверли. Вильгельм фитц-Герберт владел домом в Беверли, который, видимо, был его основным местом жительства35. Впоследствии настоятель Беверли Турстан принял активное участие в избрании Вильгельма фитц-Герберта на пост архиепископа Йорка в январе 1141 г. В свою очередь Вильгельм сразу же после рукоположения в архиепископы осенью 1143 г. даровал горожанам Беверли хартию с обширными привилегиями. Длинный перечень ее свидетелей (среди которых присутствует и ризничий Беверли Альфред) современный биограф архиепископа Вильгельма назвал своего рода «поименное перечисление членов победившей на выборах партии»36.

В контексте этих событий становится вполне понятным создание компиляции, включающей хронику архиепископов Йорка, документы с привилегиями в пользу йоркской кафедры, а также собрание привилегий церкви Беверли. Она должна была подчеркнуть особые связи между двумя церквами, а также, возможно, произвести своеобразную ревизию их имений, «обычаев» и привилегий с целью последующего подтверждения новоизбранным архиепископом. Поскольку «Хроника» оканчивается смертью архиепископа Турстана, а ее автор прямо утверждает, что включил рассказ обо всех архиепископах Йорка, создание текста почти наверняка предшествовало избранию Вильгельма фитц-Герберта в январе 1141 г. или его епископской хиротонии в сентябре 1143 г.

Каким образом Альфред получил материалы для

35 Norton C. 2006, 12-14.

36 Norton С. 2006, 100, 111-112.

создания этого труда? Большая их часть, по-видимому, происходит из архивов Йорка и Беверли. Это грамоты, текст «Истории» Гуго Кантора, а также, возможно, «Письма об архиепископах Йорка» Симеона Даремского. Уникальные сведения о строительной и административной деятельности йоркских архиепископов в Беверли в первой половине XI в., возможно, основаны на устной традиции. Сложнее объяснить использование Альфредом двух текстов, связанных с кафедральным приоратом Дарема: анонимного «Жития Беды» и «Истории королей англов», приписываемой Симеону Даремскому. Возможным «каналом связи» могло стать бенедиктинское аббатство Девы Марии в Йорки, монахи которого в первой половине XII в. получали некоторые исторические материалы из Дарема.

Как бы то ни было, уже вскоре после создания первой историографической компиляции Альфреда положение его церковной общины резко осложнилось. Партия противников Вильгельма фитц-Герберта вскоре объявила его избрание неканоничным. После продолжительной тяжбы весной 1147 г. папа Евгений III низложил Вильгельма фитц-Герберта с кафедры. В июле того же года новым архиепископом был избран монах-цистерцианец Генрих Мурдак. В начале следующего года он прибыл в Англию, несмотря на то, что король Англии Стефан (правил в 1135 - 1154 гг.) отказывался признать за ним кафедру. В Северной Англии сторонники низложенного архиепископа Вильгельма вступили в противостояние с Генрихом Мурдаком. Можно предполагать, что среди оппонентов Мурдака был и настоятель Беверли Турстан, но в этот период он практически полностью исчезает из источников. Его имени нет среди лиц, отлученных от Церкви Мурдаком, который также наложил интердикт на йоркский собор и, возможно, на церковь Беверли37. Известно, что в конце февраля 1148 г. Мурдак находился в Беверли и на Пепельную среду (25

37 Norton С. 2006, 127-128.

февраля) сместил аббата Уитби Бенедикта. Возможно, в это же время Мурдак издал грамоту в пользу арруэзиан-ского монастыря Уортер (в Восточном Йоркшире). Среди ее свидетелей фигурируют шесть каноников церкви Беверли и «ризничий Альфред» (Alueredus sacrista)38. Настоятеля Турстана в перечне нет, по-видимому, он был изгнан со своего поста. По сообщению хрониста Иоанна Хексемского, Турстан скончался около 1152 г., после этого архиепископ Генрих Мурдак собирался преобразовать секулярный капитул Беверли в монашескую общину, но не успел из-за вскоре последовавшей собственной кончины 14 октября 1153 г. в Беверли39.

Новый удар обрушился на общину Беверли летом 1149 года. Король Стефан, по-прежнему не признававший за Мурдаком поста архиепископа, совершил поход в Северную Англию. Прибыв в Беверли, он наложил на местных жителей штраф за то, что они без королевского согласия приняли Мурдака как архиепископа40. В этой тяжелой обстановке Альфред начал работу над своим вторым историческим сочинением, «Историей королевских деяний королей Британии». В прологе к нему Альфред упоминает и наложенный на его церковь интердикт, и «королевские поборы», и изгнание «почти всех столпов нашей церкви», под которыми, возможно, имеются в виду настоятель Турстан и другие сторонники низложенного Вильгельма фитц-Герберта. Таким образом, историописание стало для Альфреда не только способом борьбы с вынуж-дением бездельем из-за прекращения богослужений, но и, как можно предположить, своего рода возможностью бежать от катастрофического настоящего в прошлое. Думается, не случайно, Альфред завершил «Историю» на смерти в

38 См. Приложение II, №5. Грамота могла быть издана и во время одного из последующих визитов Мурдака в Беверли, но в любом случае не позднее 1151 г., то есть еще при жизни настоятеля Турстана. См.: Burton J. 2006, 84-85.

39 Raine J. (ed.). 1864, 166.

40 Norton C. 2006, 129-130.

1135 г. короля Генриха I41 и ничего не сообщил о последующих событиях: начале междоусобной войны за английский трон между Стефаном и Матильдой или церковной смуте в Йоркской митрополии.

Стоит отметить, что в этот период Альфред все же не находился в изоляции с внешним миром. В частности, он использовал в своей работе так называемую «четвертую версию» (по схеме Д. Гринуэй) «Истории англов» Генриха Хантингдонского, которую тот завершил не ранее 1147 г.42 То, что Альфред получил в свое распоряжение столь свежее сочинение, может указывать на его личное знакомство с Генрихом или на наличие у двух историков общих друзей. Здесь вновь уместно обратиться к географии: Генрих с 1110-х по 1150-е гг. был каноником собора Линкольна. А Турстан в 1120 - 1130-е гг., до назначения настоятелем церкви Беверли, был архидиаконом Ноттингема, то есть графства, непосредственно граничившего с Линкольнширом.

Во время работы над «Историей» Альфред пользовался, как уже отмечалось выше, помимо своих основных источников («Истории королей Британии» Гальфри-да Монмутского, королевских родословных из «Хроники Иоанна Вустерского» и «Истории королей англов», приписываемой Симеону Даремскому) целым рядом античных и раннесредневековых сочинений. Объем и точность цитирования свидетельствуют о том, что он пользовался не своей памятью, а письменными текстами. Следовательно, в распоряжении Альфреда были либо соответствующие книги, либо, что менее вероятно, заранее приготовленные выписки из них. У нас никаких свидетельств того, что в Беверли в XII в. была общинная библиотека. Эти книги почти наверняка были частью личного собрания либо самого Альфреда, либо кого-то

41 В некоторых списках «История» кончается 1129 г., но это, вероятнее всего, связано с утратой окончания в одной из ее текстологических семей. См. Приложение I.

42 Greenway D. (е±). 1996, 18.

из его знакомых.

Дальнейшая судьба Альфреда после завершения работы над «Историей» неизвестна. В документе, датированному временем около 1157 г., ризничим церкви Беверли назван уже некий Роберт43. Поскольку мы знаем, что в конце 1140-х годов Альфред был уже немолодым человеком, вполне возможно, что к 1157 г. он уже скончался. В источниках первых лет правления короля Генриха II (1154 - 1189 гг.) упоминаются несколько «магистров Альфредов»44, но нет серьезных оснований отождествлять кого-то из них с ризничим Беверли.

Приложение I

Рукописи с сочинениями Альфреда Беверлийского45

А) Рукописи «Хроники архиепископов Йорка»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. *Oxford, Bodleian Library, MS. Digby 140 (нач. XIII в.). Единственная копия первоначального текста Альфреда.

Рукописи «Хроники» Томаса Стеббса (написана в кон. XIV в.):

1. Cambridge, Gonville and Caius College, MS. 449/390. Vol. 2 (нач. XV в.)

2. Cambridge, Corpus Christi College, MS. 298, f. 128-143 (нач. XV в.). Написан тем же почерком, что и Gonville and Caius College, MS. 390.

3. Oxford, Bodleian Library, MS. Barlow 27 (кон. XIV в.). Содержит также продолжение (почерком XVI в.) до понтификата Т. Уолси.

4. Oxford, Bodleian Library, MS. Rawlinson B. 447 (кон. XV в.).

5. London, BL, MS Cotton Titus A. xix, f. 117v (XV в.).

43 McDermid R.T.W. 1993, 113.

44 Basewell C. 2006, 44-46.

45 Звездочками отмечены рукописи, с которыми я работал de visu.

6. London, BL, MS Harley 108 (XIV в.).

7. York City Archives, MS A.Y., ff. 201-237 (1-я пол. XV в.). Написан Роджером де Бертоном, городским клерком Йорка в 1415-1433 гг.

8. London, BL, MS. Harley 357 (XVI в.). Включает продолжение до понтификата Т. Уолси.

B) Рукописи «Привилегий церкви Беверли»

1. *London, BL MS. Add. 61901 (кон. XIV в.). Картулярий церкви Беверли.

2. London, BL MS. Harley 560 (XVII в.). Копия с BL Add. 61901.

C) Рукописи «Истории королевских деяний королей Британии»

1. *Paris, Bibiotheque Nationale, MS. lat. 4126 (3-я четв. XIV в.). Пересказ книг с 1-й по 5-ю «Истории» Альфреда46, книги с 6-й по 9-ю полностью (кончается на 1135 г.). Также содержит сочинения Орозия, Геральда Камбрийского и собрание уникальных материалов по истории Шотландии. Составитель компиляции - Роберт из Попплтона, монах аббатства кармелитов в Йорке, в 1364 г. - приор монастыря в Хьюлне (Нортумберленд).

2. *Oxford, Bodleian Library, MS. Rawlinson B.200 (нач. XV в.). Первоначально была частью одного кодекса вместе с «Деяниями английских епископов» Вильгельма Мальмсберийского (ныне ) и «Церковной историей» Беды (ныне ). Книги 1-9 полностью (кончается на 1129 г.). Кодекс в 1414 г. был завещан кафедральному капитулу Йорка ризничим Джоном Ньютоном.

3. Aberystwyth, National Library of Wales, MS. Peniarth 384C (ранее - Hengwrt 145) (XV в.). Книги 1-9 полностью (кончается на 1129 г., позднейшим почерком дописано продолжение до 1135 г.). Место создания неизвестно. В XVII в. находилась в собрании валлийского антиквария Роберта Вогана (ум. 1667).

4. *London, British Library, MS. Cotton Vesp. D.iv (XV в.). Содержит книги 6-9-ю (до 1129 г.). Место создания неизвестно. Возможно, кодекс принадлежал некоему «Годфриду Мальмсберийскому».

5. Glasgow University Library, MS. Hunter. 318 (XVII в.). Со-

46 Опубликован: Hammer J. 1993, 227-288.

держит книги 1-9-ю (до 1135 г.). Рукопись содержит также отрывки из хроник Роберта из Ториньи и Генриха Хантинг-донского, «Историю бриттов» и жития свв. Эльгара и Самсона (из «Лландафской книги»). Место создания неизвестно, позднее принадлежала антикварию из Норфолка Томасу Мартину (1697 - 1771).

6. *Cambridge, Trinity College, MS. O.2.52 (кон. XVII в.). Содержит часть «Истории» с кон. кн. 5-й до нач. кн. 9-й. Переписана антикварием Томасом Гэйлом (ум. 1702), уроженец Йоркшира, с 1697 г. был деканом йоркского собора.

7. *London, British Library, MS. Harley 1018 (1690 г.). Книги 19-я (до 1135 г.). Рукопись включает также отрывки из хроник Роберта из Ториньи и Генриха Хантингдонского. Рукопись переписана в 1690 г. писцом Джоном Морганом с рукописи, датированной 1660 г. из собрания валлийского антиквария Уильяма Морриса (ум. 1680).

8. Cheshire Record Office, Crewe Cowper Collection, ref DCC 13 (кон. XVII в.). Книги 6-9-я. Из собрания Хамфри Хамфрейса, епископа Бангора (1689-1701). В ноябре 1701 г. он передал рукопись некоему R.D.

9. Aberystwyth, National Library of Wales, MS. Bodewryd 17 (кон. XVII в. - нач. XVIII вв.). Книга 9-я. В составе сборника заметок валлийского антиквария Эдуарда Уинна (1681 - 1755).

10. London, BL, MS. Cotton Vespasian A.v (ок. 1568 г.). Выписки из «Истории» в составе заметок антиквария Уильяма Лэм-барда (1536 - 1601).

Приложение II Грамоты, засвидетельствованные Альфредом47

1. Подтверждение настоятелем Турстаном и капитулом церкви Беверли их дара каноникам-августинцам из монастыря Бридлингтон права на получение 24 снопов зерна в приходах Бридлингтон и Ханмэнби (в Йоркшире)

...Inde sunt testes, Willelmus decanus Eboracensis, Simon

47 Характеристики грамот основаны на опубликованных текстах и исследованиях, de visu они не анализировались. Текст в круглых скобках подписан над строкой. В квадратных скобках - текст, реконструированный издателем.

et Radulfus et Rogerus canonici Beverlaci, Aluredus sacrista, Bardulfus, Ricardus de Verli, Herveius de Beuerli, Albertus pincerna, Ivo, Iohannes de Melsa, Seher, Willelmus de Ragniltorp, Nigellus filius Kimonis...

Рукописи: London, BL, MS Add. 40008, f. 50v, 56 (XIV в., картулярий монастыря Бридлингтон).

London, BL, MS Add. 26736, f. 63 (XVII в., сборник копий средневековых грамот).

Публикации: Lancaster W.T. (ed.). 1912, 69, 74; Farrer W. (ed.). 1914, 99.

Дата: ок. 1135 - 1143 гг. Terminus a quo грамоты - избрание декана Йоркского собора Вильгельма из Сен-Барб епископом Йорка 14 марта 1143 г. (рукоположен 20 июня того же года).

2. Грамота настоятеля церкви Беверли Турстана о возвращении Иоанну из Мо земельных владений в Сиглсторне и Уолкинг-тоне (Восточный Йоркшир), которые держали его отец и дед.

...Huius redditionis et confirmationis ... sunt testes canonici nostri, scilicet, Radulfus, Simon, Rogerus (de Bedef), Alueredus sacrista, Willelmus (Fossard), Rodbertus (de Ros), Iohannes (Arundel), Stephanus (Pincerna), Seierus (de Sutt'), Alanus (de Verli), Ricardus (de Wazande), Randulfus (de Sigl'), Rodbertus (clericus) filius Gamelli, et Rodbertus (miles) frater eius, Willelmus filius ...

- uerlici, Iuo, Ancketillus (de Cripic'), Rodbertus (de Ochet')......

us filius Pagani, Nigellus (filius Kin'), Willelmus (filius.....), Willelmus (de .......n), Rod[ber]tus, Thomas (de Burton), Rainerus

(de Sutt'), Rogerus (de Ripl'), Willelmus (Faluel), Rodbertus (de

Utrum) ...... rus (de Setun), Pet[rus] (de Sigl'), Ricardus filius

[R]ic[a]rdi ([de] Wazande), [Ulc]hillus (..... cch'), Erneboldus

(Rainch), Stephanus (......rest').

Рукописи: оригинал грамоты хранился в архиве семьи Ро-удон-Гастингс (замок Эшби-де-ла-Зуш, графство Лестершир), ныне находится в Библиотеке Хантингтона в Сан-Марино (штат Калифорния, США). См.: Haselden R.B. et al. 1934, 29.

Публикации: Bickley F. 1928, 164-165.

Датировка: ок. 1135 - 1143. Аналогично №1.

3. Грамота архиепископа Йоркского Вильгельма фитц-Герберта о подтверждении привилегий горожан Беверли

...His testibus Willelmo comité Alb[emarlie], Roberto de Stutevil', Everardo de Ros, Herberto filio Herberti, Gileberto de Nevil, Ricardo de Verli, Willelmo dapifero, Turstino preposito, Hyvone abbati de Wartria, Simone canonico, Radulfo canonico, magistro Alfrido sacrista, Willelmo de Falais, Stephano de Foro, Alano filio Edric, Waltero de Lincolnia, Iohanne nigro, Reginaldo thelon[ario], Henrio filio Lydde, Rein[ero] et Athelem.

Рукопись: оригинал грамоты (с фрагментом печати архиепископа Турстана) хранится в городском архиве Беверли.

Публикации: Farrer (ed.). 1914, 100-101; Burton J.(ed.). 1988, 69-70.

Датировка: между 26 сентября 1143 г. (епископская хиротония Вильгельма фитц-Герберта) и зимой 1145/46 г. (отъезд Вильгельма фитц-Герьерта в Рим).

4. Грамота Вильгельма Тисона о дарении цистерцианскому аббатсту Руффорд земли в Эйверхеме

...Hiis t[estibus], Simone et Rogero canonicis Beuerlaci, et Alueredo sacrista et Rannulfo, Herberto de Cunynburc, Thoma de Euerygham, Rogero de [?]Bianfeu, Alberto de Ripun, Reinaldo genero Grimkalli, Rogero de Ely, Serlone filio Huberti, Hugone Longo, Stephano Murdac, Willelmo filio Ricardi, Ernaldo filio Alueredi, Toccone filio Thor, Gilberto preposito de Eluethlai

Рукописи: London, BL, MS Loan 41 (XIV - XV вв., картулярий аббатства Руффорд).

Публикации: Holdsworth C.J. (ed.). 1974, 167; Farrer W., Clay C.T. (eds.). 1965, 134.

Датировка: Руффорд - дочерняя обитель аббатства Ри-во, в Ноттингемшире, основана в 1146 г. Terminus a quo - изданная между 1155 и 1157 гг. грамота короля Генриха II, подтверждающая этот акт.

5. Грамота архиепископа Йоркского Генриха Мурдака о том, что Вильгельм де Румар, граф Линкольна и его сын Вильгельм подарили землю в Уортере каноникам-августинцам для основания там монастыря.

...Huius confirmacionis nostre testes sunt: Willelmus cantor Ebor[acensis], Robertus archidiaconus et canonici Beu-erl[acenses] Aelwardus, Radulfus, Simon, Nicholas, Willelmus, Philippus, et Alueredus sacrista...

Рукописи: Oxford, Bodleian Library, MS. Fairfax 9, f. 105v (XV в., картулярий приората Уортер)

Публикации: Farrer W., Clay C.T. (eds.). 1955, 116-117; Burton (ed.). 1988, 79-80.

Датировка: дек. 1147 - 1151. Арруэзианское аббатство Уортер в Восточном Йоркшире. Осн. ок. 1132 г. как приорат августинцев, ок. 1141 г. передано арруэзианцам, между 1182 -1191 гг. вновь преобразовано в августинский приорат. В грамоте упоминается Вильгельм де Румар-младший, который умер в 1151 г., еще при жизни отца.

6. Грамота архиепископа Йоркского Генриха Мурдака, что он свидетельствует и подтверждает грамоты Вильгельма Фоссарда в пользу женского монастыря Уоттон.

.Huius rei testes sunt: Adam abbas de Mealsa, Willelmus cantor Eboracensis, Robertus archidiaconus, et canonici de Bever-laco Ailwardus, Radulfus, Simon, Rogerus, Willelmus Morin, et Aluredus sacrista, Warinus clericus comitis, Willelmus de Wartre, Everardus, Rogerus elemosinarius, et laici Robertus de Stutevilla, Hugo Murdac et Ricardus frater ejus et filii ipsius Hugonis, Steph-anus, Willelmus, Henricus, et Jordanus Malerbe, Radulfus filius Wimundi, Thomas filiud Odardi, Berardus, Ernaldus de Arenis, Godefrai Talun, Inglebert.

Рукопись: London, BL Stowe Charters, 502 (возможный оригинал или копия на отдельном листе, поврежден).

Публикации: Dugdale, Monasticon... ; Farrer W. (ed.). 1915, 405-406; Burton (ed.). 1988, 81.

Датировка: двойной гилбертинский приорат в Уоттоне (Восточный Йоркшир) основан ок. 1150 г. Terminus a quo -смерть архиепископа Генриха Мурдака 14 октября 1153 г.

Приложение III Пролог к «Истории королевских деяний королей Британии» Альфреда Беверлийского

Начинается предисловие Альфреда Беверлийского, казначея церкви св. Иоанна, архиепископа Эборака, к Истории о королевских деяниях королей Британии, а именно: от Брута, первого короля бриттов, вплоть до времени нормандцев, на протяжении более двух тысяч лет; от прихода же нормандцев до 28-го года [правления] короля Генриха I на протяжении 44 лет, [которую он] удивительно и точно сократил и составил из историй римлян, бриттов и англов и многих историографов.

Во дни молчания48 нашего, когда мы не могли отдавать Божие Богу, но все же были принуждаемы отда-

48 Вероятная аллюзия на библейскую Книгу Есфири: Tu scis necessitatem meam, quod abominer signum superbiœ et gloriœ meœ, quod est super caput meum in diebus ostentationis meœ, et detester illud quasi pannum menstruatœ, et non portem in diebus silentii mei (в Вульгате Есф. 14:16; этот стих входит в т.н. «молитву Есфири», известную только греческом переводе, в русском Синодальном переводе Библии она помещена в конце гл. 4 Книги Есфири: «Ты знаешь необходимость мою, что я гнушаюсь знака гордости моей, который бывает на голове моей во дни появления моего, гнушаюсь его, как одежды, оскверненной кровью, и не ношу его во дни уединения моего»).

вать кесарю кесарево49, поскольку вследствие нынешнего отлучения многих согласно постановлению лондонского собора мы были отстранены от богослужений и, после того, как по королевскому указу были изгнаны со своих престолов почти все столпы нашей церкви, влачили тягостную жизнь, сокрушенные королевскими поборами и разбойным гнетом, который меня долго и тяжко удручал, я едва не впал в отчаяние, поскольку остался едва ли не в одиночестве. Но милостивой рукой милосердного Бога из пропасти отчаяния извлеченный и водительством разума в себя пришедший, я счел подобающим, чтобы, хотя и поневоле отрешенный от [совершения] канонических [богослужебных] часов, я бы все же не ничего не делал, а заполнил эти украденные часы насколько мог чтением. В то время на устах у многих рассказы об истории бриттов, и считалось признаком невежества, если кто такого рассказа не знал. И приходилось мне, как из-за благоговения перед древностью, которую я всегда почитал, так и из-за изящества рассказа, который мне был незнаком, а юнцы его шутя рассказывали наизусть, часто краснеть в разговорах с этими собеседниками, поскольку я тогда еще не заполучил эту «Историю»50. Чего же боле? Отыскал я «Историю» и, едва ее найдя, тотчас же приступил к ее внимательному чтению. И поскольку новое чтение о древних деяниях меня услаждало, немедленно душа моя загорелась желанием переписать ее, однако для этого у меня недоставало ни времени, ни средств. Однако, дабы хоть отчасти удовлетворить возрастающее желание и ненадолго облегчить злобу тех дней51, я, не для сведущих, а для тех,

49 Мф. 22:21: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

50 Несомненно, имеется в виду сочинение Гальфрида Монмут-ского (традиционно известное как «История королей Британии», хотя изначальное авторское название, возможно, было «Деяния бриттов»), опубликованное ок. 1138 г.

51 Ср. Мф. 6:34: sufficit diei malitia sua (в Синодальном переводе: довольно для каждого дня своей заботы).

кто подобно мне не знал об этом деле, позаботился отобрать кое-что из упомянутой «Истории», а именно -то, что не выходит за рамки веры, было бы приятным читателю и прочно удержалось бы в памяти, а также и подтверждается сопоставлением с некоторыми иными историями. Для этого, перелистав древние истории, я внимательно разыскал, что примечательного или особенного, а что согласное или несогласное [с другими книгами] содержится в «Истории бриттов». Поскольку же после скончания державы бриттов возникла в Британии держава англов, и достопочтенный учитель Беда52 проследил историю англов от времени Юлия Цезаря до своего собственного времени, мне также по душе было отобрать многое из этой [истории]. Сходным образом и после Беды многие [авторы] в разных английских церквах, тщательно исследуя времена королей, позаботились

" 53

изложить их деяния с помощью искусных разысканий53. Кое-что, усердно добытое из их [трудов], я вставил в этот маленький труд. Итак, я затеял этот тяжкий для меня труд, для гордецов, возможно, достойный презрения, но для усердных [читателей], как я полагаю, небесполезный, поскольку в этом маленьком труде, словно в небольшой нарисованной картине54, читатель сможет

52 Беда Достопочтенный (ок. 673 - 735 гг.) - монах аббатства Ярроу в Нортумбрии, самый знаменитый средневековый англосаксонский писатель и ученый. Самое известное его сочинение - «Церковная история народа англов» - пользовалась огромной известностью и авторитетом на протяжении Средних веков и, фактически, заложило фундамент английской исторической традиции.

53 Примечательно, что ни здесь, ни далее Альфред не называет по имени ни одного из этих авторов.

54 Сравнение краткого исторического сочинения с небольшой картиной или планом восходит к «Эпитоме» Флора (Flor. I.I.3): tamen quia ipsa sibi obstat magnitudo rerumque diversitas aciem intentionis abrumpit, faciam quod solent, qui terrarum situs pingunt: in brevi quasi tabella totam eius imaginem amplectar. Однако это выражение встречается и у некоторых поздней-

узнать то, что можно прочитать по-отдельности в разных писаниях о более чем двух тысячах лет от первого заселения Британии до времен нормандцев, и сможет найти деяния разных времен, изложенные для чтения по отдельным главам.

Список сокращений

СВ - Средние века

BL - British Library

EEA - English Episcopal Acta

EYC - Early Yorkshire Charters

Литература

Мереминский С.Г. 2006: Беверли и североанглийское историо-писание XII века // СВ. Вып. 67. М., 2006. С. 140-163. Мереминский С.Г. 2009: «Кары» и «статусы»: периодизация «островной истории» в английском историописании конца XI - начала XII веков // Мереминский С.Г. (отв. ред.). Формы и способы презентации времени в истории. М., 2009. С. 257-269. Basewell C. 2006: Virgil in Medieval England: Figuring the Aene-id from the twelfth century to Chaucer. Cambridge. Bates D. (ed.). 1998: Regesta Regum Anglo-Normannorum, The acta of William I, 1066-1087 / D.Bates (ed.). Oxford. Bickley F. (ed.). 1928:. Report on the Manuscripts of the Late Reginald Rawdon Hastings, Esq, of the Manor House, Ashby de la Zouche. Vol. 1. L.

Blake E.O. 1958/59: The "Historia Eliensis" as a source for twelfth-century history // Bulletin of the John Rylands Library. Vol. 41. P.

304-327.

Blake E.O. (ed.). 1962: Liber Eliensis / Camden 3rd series. Vol. 92. L Burton J. (ed.): EEA. Vol. 5: York, 1070-1154. Oxford, 1988. Burton J. 2006: The monastic order in Yorkshire, 1069-1215. Cambridge.

Campbell A. (ed.). 1949: Encomium Emmae Reginae. L. Cheney C.R. 1950: English Bishops' Chanceries 1100-1250. Manchester.

ших авторов, например, Исидора Севильского (Etym. XIII. Praef.) и блж. Иеронима (Ep. CXXIII, CXLVII).

Crick J. 2004: Beverley, Alfred of (d. 1154x7?) [Электронный ресурс] // Oxford Dictionary of National Biography, Oxford University Press, 2004. URL: http://www.oxforddnb.com/view/article/344 (дата обращения: 12.03.2014).

Farrer W. (ed.). 1914: EYC. Vol. 1. Edinburgh. Farrer W, Clay C.T. (eds.). 1955: EYC. Vol. 10. Cambridge. Farrer W., Clay C.T. (eds.). 1965: EYC. Vol. 12. Cambridge. Franklin M.J. (ed.). 1997: EEA. Vol. 14: Coventry and Lichfield, 1072-1159 . Oxford.

Gazeau V. 2007: Normannia monastica. T. 1. Caen. Gransden A. 1974: Historical writing in England. Vol. 1. L. Greenway D. (ed.). 1996: Henry of Huntingdon. Historia Anglo-rum. Oxford, 1996.

Greenway D. (ed.). 1999: Fasti Ecclesiae Anglicanae 1066-1300: Volume 6. L.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hammer J. 1933: Note on a Manuscript of Geoffrey of Monmouth's Historia Regum Britanniae // Philological Quarterly. 1933. 12. P. 227-288.

Haselden R.B. et al. 1934: Summary Report on the Hastings Manuscripts // The Huntington Library Bulletin. 1934. No. 5. P. 1-67. Hearne T. (ed.). 1716: Aluredi Beverlacensis Annales, sive Historia de Gestis Regum Britanniae, Libris IX / T. Hearne (ed.). Oxford. Holdsworth C.J. (ed.). 1974: Rufford Charters. Nottingham. Karn N. (ed.). 2005: EEA. Vol. 31: Ely, 1109-1197. Oxford. Lancaster W.T. (ed.). 1912: Abstracts of the charters and other documents contained in the chartulary of the priory of Bridlington in the East Riding of the county of York. Leeds. Leach A.F. (ed.). 1898: Memorials of Beverley Minster: the Chapter Act-Book of the Collegiate Church of John of Beverley. AD 1286- 1347. Vol. 1. L.

Leach A.F. (ed.). 1900: Beverley town documents. L. Levelt S. 2010: Alfred of Beverley // Dunphy G. (ed.). Encyclopedia of medieval chronicle. Leiden, 2010. Vol. 1. P. 30-31. Mason E. 1982:«Pro statu et incolumitate regni mei»: Royal Monastic Patronage 1066-1154 // Religion and National Identity / S. Mews (ed.). Oxford. P. 99-177.

McDermidR.T. W. 1993: Beverley Minster Fasti. Huddersfield, L. Newman J. 1988: Early magistri in East Yorkshire // Northern History. Vol. 24. P. 192-211. Norton C. 2006: St William of York. York.

Raine J. (ed.). 1864: The Priory of Hexham: its chroniclers, endowments and annals. Vol. 1. L.

Raine J. (ed.). 1879: The historians of the church of York and its archbishops / J.Raine (ed.). Vol. 1. London, 1879 Raine J. (ed.). 1886: The historians of the church of York and its archbishops. Vol. 2. L.

Rigg A. 2003: Henry of Huntingdon's herbal // Mediaeval Studies. Vol. 65. P. 213-292.

Solberg W.U. 2000: The University of Illinois, 1894-1904: the shaping of the university. Urbana.

Southern R.W. 1971: Aspects of the European tradition of historical writing: 2 Hugh of St. Victor and the idea of historical development // Transactions of the Royal Historical Society, 5th ser. 1971. Vol. 22. P. 159-179.

Tatlock J.S.P. 1950: The legendary history of Britain: Geoffrey of Monmouth's Historia Regum Britanniae and its early vernacular versions. Berkeley (Calif.).

Zinkeisen F. 1893: Die Anfänge der Lehngerichtsbarkeit in England. Berlin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.