2013.04.004. ГОЛОСКОКОВ Л.В. ТЕОРИЯ СЕТЕВОГО ПРАВА. -М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 216 с.
В работе излагаются происхождение понятия «сетевое право», методология формирования теории сетевого права, принципы его построения, исследуются сферы сопряжения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), права и экономики.
Для решения проблем права, обусловленных возникновением новых общественных отношений в киберпространстве, требуется концепция, допускающая выход за пределы традиционных представлений о роли права в условиях информационного общества, методах и целях его преобразования.
Одна из целей формирования сетевого права состоит в максимальной реализации коммуникативной функции права, призванной обеспечить эффективную связь личности и государства. Сетевое право должно регулировать развивающиеся в сетевой экономике и киберпространстве общественные отношения, предлагать новые методы: оперативного правового регулирования социальных процессов в режиме реального времени; автоматизации правотворческих и правореализационных процессов; решения проблем полного сбора налогов; ускорения судебных процедур; достижения однозначных решений судов и др.
Действующая правовая система пока не содержит понятия «сетевое право», но технологические и правовые предпосылки модернизации права информационными средствами на основе сетевых технологий уже просматриваются. Понятие «сетевое право» находится в процессе формирования, и говорить о его соответствии какой-то новой отрасли права преждевременно. В действительности речь идет о новом понятии общей теории права, в рамках которой и предстоит найти определение исследуемого феномена, но понятие сетевого права как отрасли права все-таки с повестки дня не снимается.
Под сетевым автор понимает такое право, которое регулирует общественные отношения в электронных сетях различных видов и / или с помощью электронных сетей. Такие общественные отношения чаще всего имеют следующие особенности: высокую скорость протекания правовых процессов и процедур; исключительно адресное применение отдельных норм права в отношении конкретных зарегистрированных субъектов права в сети; возможность пра-
вового регулирования некоторых правоотношений в режиме реального времени на основе мгновенной действующей правовой обратной связи; упреждающее правовое регулирование. Сетевое право должно закрепить правовое содержание построения и функционирования сети, объединяющей всех лиц, государство и его органы в единую структуру. Каждый субъект права будет находиться на прямой, мгновенно действующей правовой связи с государством, причем это взаимодействие должно производиться в режиме реального времени, а также иметь мгновенно действующую обратную правовую связь.
Назначение концепции сетевого права - показать перспективы качественного развития права, а это возможно путем формирования принципов сетевого права. Наиболее общим принципом сетевого права будет принцип его построения, который можно определить как принцип дополнения к существующему праву, а в перспективе будет появляться принцип замещения права сетевым правом в отдельных сферах, областях, точках. Далее автор приводит 13 конкретных принципов, на которых должно строиться сетевое право. В частности, первый принцип сетевого права допускает автоматизацию создания тех норм права, которые обеспечивают гибкость оперативного управления в финансовой и налоговой сферах. Второй - провозглашает необходимость постепенного перемещения разных элементов норм права в сферу автоматизированного, автоматического и полуавтоматического регулирования некоторых правовых отношений. Третий - предусматривает упрощение текстов нормативных правовых актов для их компьютерной обработки. Четвертый - состоит в необходимости разработки внутренне непротиворечивого законодательства, использующего по возможности единые для всех отраслей права определения и термины, отработанные с позиций автоматизации правовых процессов, и т.д.
В российской правовой системе отсутствуют инструменты оперативного правового регулирования, использующие современные ИКТ, и абсолютно доминируют медленные правовые процедуры и процессы, основанные на бумажных технологиях коммуникации. Принципы сетевого права могут быть эффективно применены в сфере пересечения сетевой экономики и сетевого права.
Автор стремится проследить эволюцию правовой нормы от ее сегодняшнего состояния к тому, которое будет возможно в сетевом государстве. В рамках сетевого права становится возможным решить одну из проблем общей теории права, которая заключается в постоянном поиске баланса между желаемой стабильностью и вынужденными изменениями законодательства. Такое решение видится, во-первых, в разделении норм права на два типа (стабильные и изменяемые) и изначальном их помещении в разные нормативные акты; во-вторых, в комплексной автоматизации правотворческих и правоприменительных процессов. Новая категория -метаправо - может стать служебным термином, удобным для описания процессов модернизации права и поиска его сетевой сущности. Под ним понимается «часть сетевого права, которая будет регулировать самые быстрые процессы в экономике, налоговой и некоторых других сферах в реальном времени и избавит субъекты от нарушения отдельных норм права путем частичной автоматизации некоторых процессов правотворчества и правореализации» (с. 95).
«Метаправо - это совокупность будущих законов, которые будут образовывать собой сетевое право и которые... позволят непрерывно менять некоторые элементы отдельных норм права» (там же).
Касаясь вопроса о том, каковы должны быть функции государства для создания сетевого права, автор считает, что одной из самых важных функций может быть автоматизация правотворческих и правореализационных процессов, которые в некоторых случаях могут стать полуавтоматическими и автоматическими.
Далее в работе рассматриваются возможности сетевого права в решении проблем налогового права, сетевые правовые процессы и процедуры, сетевые механизмы защиты прав человека, профилактики преступности и коррупции.
К.Ф. Загоруйко