Научная статья на тему 'О перспективах автоматизации правовых процессов'

О перспективах автоматизации правовых процессов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
609
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах автоматизации правовых процессов»

Л. В. Голоскоков*

О ПЕРСПЕКТИВАХ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Внешне наблюдаемое изменение современного российского права может создать впечатление значительного прогресса, поскольку представляет собой непрерывный процесс создания и коррекции законов, но фактически развитие идет лишь в русле старой парадигмы, основанной на бумажных и печатных технологиях правотворчества, которые предопределяют соответствующие бумажные процедуры правореализации. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) происходит в довольно ограниченных рамках хранения, поиска и передачи информации, но сами процессы правотворчества и правореализации1 мало подвергаются автоматизации в связи с отсутствием концепций, показывающих, в каких направлениях это возможно.

Исследователи отмечают, что бумажная наука «все более вытесняется „наукой электронной” (e-science), опирающейся на современные информационно-коммуникационные технологии».2 Р. Берринг еще в 1997 году писал: «Полная публикация законов — суть американского права, но эта главная компонента находится в процессе изменения, которое затрагивает все аспекты нашей культуры, и его влияние в первую очередь сказывается на праве: доминирующая роль, которую играла книга в представлении правовой информации, подходит к концу»,3 а Р. Сасскинд полагает, что «...юридическая практика и отправление правосудия в завтрашней правовой парадигме больше не будут во власти бумажных

* Кандидат философских наук, доцент кафедры специально-правовых дисциплин Пятигорского филиала Северо-Кавказского государственного технического университета.

1 Один из редких примеров полной автоматизации процессов правореализации можно найти в Типовом законе ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле», в п. 2 ст. 13 «Атрибуция сообщения данных»: «В отношениях между составителем и адресатом сообщение данных считается сообщением данных составителя, если оно было отправлено: а) лицом, которое имело полномочия действовать от имени составителя в отношении этого сообщения данных; или b) информационной системой, запрограммированной составителем или от его имени функционировать в автоматическом режиме». (Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» // Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996. Т. 27).

2 Цапенко И. П. Электронная эпоха науки // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 8. С. 19.

3 Berring R. Chaos, Cyberspace and Tradition: Legal Information Transmodified // The Berkeley Technology Law Journal. 1997. Vol. 12. Issue 12. Р. 2.

и печатных форм. Вместо этого, правовые системы информационного общества быстро разовьются под значительным влиянием как никогда более мощных информационных технологий».4 Но чтобы это произошло, необходимо не только улучшать законодательство в сфере ИКТ, но качественно модернизировать и право, и правовую систему, чтобы они соответствовали новым возможностям ИКТ.

Обратим внимание на то, что в мире активно формируются сетевые структуры и виртуальные организации,5 виртуальное пространство, называемое также кибернетическим пространством,6 юридическую природу которого Д. В. Грибанов определяет как «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования функционирующей электронной компьютерной сети, складывающихся по поводу информации, обрабатываемой с помощью ЭВМ и услуг информационного характера, предоставляемых с помощью ЭВМ и средств связи компьютерной сети».7 И если сегодня экономисты развивают понятие сетевой экономики,8 в

^ 9

университетах начинают читать курсы сетевой экономики,9 то юристы лишь начинают размышлять о приемлемости понятия «сетевое государство»,10 а право пока даже не упоминается в качестве сетевого.

Действительно, сетевая экономика интенсивно развивается, например, в России появились платежные системы WebMoney, CyberPlat, ASSIST,

4 Susskind R. E. The Future of Law: Facing the Challenges of Information Technology. N.Y., 1998. P. 292.

5 См.: Ahuja M. K., Carley K. M. Network Structure in Virtual Organizations // Journal of ComputerMediated Communication. 1998. Vol. 3. Issue 4. // http://www.ascusc.org/jcmc/ vol3/ issue4/ahuja.html

6 См.: NoveckB. S. Designing Deliberative Democracy in Cyberspace: The Role of the CyberLawyer // Boston University Journal of Science & Technology Law. 2003. Vol. 9. Issue 9. // http://www.bu.edu/law/scitech/volume9issue1/Noveck.pdf

7 Грибанов Д. В. Правовое регулирование кибернетического пространства как совокупности информационных отношений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 16.

8 «Сетевая экономика — данным термином принято называть состояние экономики, которое возникает, когда инфраструктура, обслуживающая функционирование экономики некоторой страны или группы стран, основывается на использовании Интернет-технологий. При этом меняет свои свойства как экономическая система в целом, так и ее отдельные элементы (возникают сетевые формы организации и механизм координации, происходят изменения в рыночных институтах и др.)» (Паринов С. И. К теории сетевой экономики. Новосибирск, 2002. С. 13).

9 Например, курс «сетевая экономика» с 2005 года читается в Пятигорском филиале ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет».

10 См.: Мамут Л. С. «Сетевое государство»? // Государство и право. 2005. № 11. С. 5-12.

ерой, «Рапида», «КредитПилот», «Яндекс.Деньги», появляются платежные системы, основанные на использовании счетов сотовой связи, преимущество которых заключается в высокой степени защиты от несанкционированного доступа к «телефонному счету» и в том, что в России сегодня около 60 млн абонентов сотовой связи.11 Эти примеры требуют ответа на вопрос о том, каким правом будут регулироваться правоотношения, возникающие в киберпространстве. Полагаем, они должны регулироваться новым сетевым правом, которое нуждается в оформлении сначала в виде концепции, а затем в виде новой сферы правового воздействия. Возможно, потребуется даже глубокая модернизация всей правовой системы. Если перейти от самой общей оценки сущности сетевого права — регулирования правоотношений в киберпространстве — его развернутое содержание, как мы полагаем, должно заключаться в следующем.

Во-первых, сетевое право должно закрепить в тесной увязке с технологическими моментами (которые в данной работе опускаются) правовое содержание построения и функционирования сети, объединяющей все лица, государство и его органы в единую структуру, в которой каждый субъект права будет находиться на прямой, мгновенно действующей связи с государством и иными субъектами, причем это взаимодействие будет производиться в режиме реального времени и иметь также и мгновенно действующую обратную связь. Во-вторых, сетевое право будет регулировать интеграцию сетевых технологий с правотворческими и правореализационными процессами для целей оперативного изменения отдельных элементов правовых норм, мгновенного доведения их до исполнителей и автоматического, полуавтоматического или автоматизированного их исполнения, а также для управления средствами права отдельными социальными процессами в реальном времени путем использования метода обратной связи и непрерывного плавного изменения на его основе отдельных элементов норм права. Система сетевого права позволит законодателю не только быстро создавать востребованные жизнью нормы права или их отдельные элементы и доводить их до субъектов права, но чаще всего организовывать в виде единого неразрывного акта процесс правотворчества и правореализации, имеющий мгновенно действующий механизм обратной связи со всеми субъектами права, на основе которого управляющий орган (вообще говоря — государство), сможет производить

11 См.: Захарченко В., Померанцева Н., Ходорыч А. Раздвоение наличности // Деньги. 2005. № 25. С. 18-22.

правовое регулирование в режиме реального времени в тех сферах права, которые технологически будут готовы для оперативного управления.

Ключевой точкой сопряжения ИКТ, экономики и права представляется идея внедрения электронных паспортов, но на более высоком уровне применения ИКТ, чем это намечено делать в России. Логика перехода от бумажного к электронному паспорту подсказывает нам следующий этап — «метапаспорт» — конструкцию, которая обеспечит коммуникацию личности с государством, физическими и юридическими лицами. Метапаспорт12 должен представлять собой интегрированный в сеть терминал (типа сотового телефона-коммуникатора), заменяющий все иные документы и идентификаторы лица: паспорт, трудовую книжку, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, документы об образовании, водительские права, страховой и медицинский полисы, банковские карточки; он должен обеспечивать осуществление расчетов по сделкам; выполнять функции налогового агента, который автоматически исчисляет и перечисляет в бюджет налоги с каждой совершаемой лицом сделки, учитывая статус лица (судья, депутат, пенсионер, инвалид и т. д.) и полагающиеся ему льготы, субсидии, компенсации и т. п. На самом деле вся информация будет находиться в ведомственных базах данных, а метапаспорт будет лишь извлекать ее из этих баз в необходимом объеме благодаря сетевым технологиям.

Эти идеи начали реализовываться: с 2005 г. администрация США вводит для своих граждан загранпаспорта с чипами радиочастотной идентификации (RFID), которые будут позволять считывать бесконтактным способом информацию из микрочипов,13 в 2005 г. электронный паспорт создан в Германии. Данное обстоятельство является подтверждением правильности наших позиций и основанием для продолжения исследований с использованием идеи метапаспорта как ключевого элемента сопряжения права и сетевых технологий. Отметим лишь, что в отличие от американской модели, предлагаемая нами концепция предполагает также необходимость учитывать и другие биометрические данные, осуществлять дистанционную

12 См.: Голоскоков Л. В. 1) Будущие технологии права // Сборник научных трудов межвузовской научно-практической конференции «Экономические и социальногуманитарные проблемы развития Северо-Кавказского региона в новом тысячелетии», 23-24 ноября 2000 г. Секция: «Правовые аспекты безопасности региональной экономики». Пятигорск, 2000. Ч. I. С. 95-106; 2) Будущие сетевые технологии права // Компьютерра. № 3. (380). 30 января 2001. С. 46-47; 3) Концепция развития права и правовой доктрины государства в период формирования информационного общества // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 411-421.

13 См.: Киви Б. Новояз для новых паспортов // Компьютерра. 2005. № 15. С. 10.

идентификацию лиц комплексно, круглосуточно, в режиме реального времени, с целью постоянно держать в сети на прямой связи каждое физическое и юридическое лицо. Сегодня коммуникационные правовые связи человека, государства и общества часто бывают разорваны, и это порождает разные проблемы. Часть таких проблем решает сетевое право, в рамках которого никто не сможет «выпасть» из его правового поля, например, лицо не забудет заплатить налог, а государство не сможет «забыть» перечислить этому лицу положенные ему по закону суммы заработной платы, налоговых вычетов, компенсаций и т. п.

В нашем понимании метапаспорт — это прежде всего правовая идея, опорная точка сетевого права, создающая принципиальную возможность сетевой правовой коммуникации, и лишь во вторую очередь—это техническое устройство и техническая система. Метапаспорт может быть одновременно реальной и «виртуальной», частично распределенной в пространстве конструкцией, не все компоненты которой обязательно нужно носить с собой, а значит, ее нельзя потерять или уничтожить полностью. Его отдельными частями могут быть разные банковские пластиковые карточки, пополняемые до уровня среднего дневного расхода денег — для безопасности расхода денег, карточки типа «социальной карты москвича» (предназначенной в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 06.08.2002 № 6021111 «О внедрении социальной карты для жителей города Москвы» для создания общегородской интегрированной автоматизированной системы персонального учета предоставленных жителям Москвы льгот), карты типа «Личной электронной социальной карты» (ЛЭСК), предложенной Институтом государства и права РАН в качестве идентификационного, расчетноплатежного или комбинированного средства, предназначенного только для упорядочения предоставления льгот на территории региона.14

Другими частями сетевой системы могут быть стационарные устройства идентификации, размещенные в общественных местах и предназначенные для автоматического опознания и обслуживания личности даже без предъявления физических носителей информации типа карточек, удостоверений, паспортов. Задача такой системы — дистанционно опознавать личность по комплексу ее индивидуальных черт (пол, лицо, голос, и т. д.) и экономить время на идентификационных процедурах при совершении сделок,

14 См.: БачилоИ. Л., Петровский С. В. Нормативно-правовое обеспечение применения личных электронных социальных карт в субъекте РФ // Государство и право. 2005. № 6. С. 50-51.

расчетов, проходе лиц на объекты, требующие опознания или оплаты. Таким образом, карточки типа ЛЭСК, социальной карты москвича, электронный паспорт, возможность создания которого признана в России, просматриваются сквозь призму идеи метапаспорта лишь элементами метапаспорта. Кроме того, суть метапаспорта, как это и определяется приставкой «мета», должна заключаться также в необходимости постоянного наращивания его функций и возможностей,15 что может происходить путем непрерывной модернизации правовой, технической и программной компонент.

Идея метапаспорта (вне зависимости от того, под каким названием она будет проходить в ходе ее реализации) позволяет осуществить при соответствующем финансировании и достижении определенного технического уровня автоматизацию многих правовых процессов. Обозначим сферы права, допускающие автоматизацию отдельных правотворческих и правореализационных процессов, и определим возможные пределы интеграции права и сетевых технологий.

Первой по важности и способности реально повлиять на процессы управления правовыми средствами экономикой в режиме реального времени может быть названа автоматизация правотворчества, осуществляемая путем автоматизированной генерации отдельных элементов некоторых норм права: налоговых ставок, размеров пошлин и др., которые будут распространяться по сети до терминалов субъектов права и автоматически исполняться в моменты совершения сделок и транзакций путем удержания автоматикой налогов и сборов.

Отсюда вытекает возможность управления средствами права экономическими процессами в реальном времени на основе использования обратной связи, когда отслеживание результатов изменений ставок налогов (сборов, пошлин и др.) приведет к быстрому анализу экономической ситуации, составлению представления о новых необходимых изменениях этих элементов норм права и немедленной их генерации. Полагаем, что появление некоторого нового независимого органа, способного осуществлять оперативное правовое регулирование в режиме реального времени, или же наделение такими функциями существующего органа объективно обусловлено, ибо,

15 Именно такой процесс происходит сейчас с имеющимися устройствами, способными стать техническим прообразом метапаспорта. Так, например, «имеется тенденция к тому, что сотовый телефон становится не только средством связи, но и кредиткой, записной книжкой, фотоаппаратом, видеокамерой и т. д. Скоро, видимо, он превратится в универсальный миникомпьютер, без которого человеку не обойтись» (Асфура А. Прошлое и будущее // Мир ПК. 2005. № 6. С. 78).

как констатируют специалисты в иных областях науки, «...имеется четкая тенденция расслоения социума на подсистемы, специализирующиеся на выполнении узких задач».16 В рамках теории права мы сознательно уходим от решения частной проблемы обоснования того, как вписать такой орган в нормы Конституции РФ и существующую систему разделения властей, поскольку это проблема второго плана. После того, как придет понимание необходимости решения первичной задачи — оперативного правового регулирования, наступит время и для решения данной проблемы, которая является по сути дела технической, вторичной, хотя и очень сложной. В этой же сфере становится возможной автоматизация правореализационных процессов тех важнейших норм публичного права, которые предписывают взимание налогов и иных обязательных платежей. Это приведет к декриминализации некоторых преступлений. Представляется, что магистральный путь правового государства — не создавать новые нормы о наказании, а лишить человека в принципе возможности нарушить хотя бы некоторые нормы права.

Система сетевого права предполагает необходимость регистрировать сделки и взимать налоги в режиме «реального времени» при одновременной привязке каждой совершенной сделки и удержанного налога к конкретной местности, что позволит найти решение проблем налогового и бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. В. Н. Лексин и А. Н. Швецов констатируют, что «главным недостатком российского бюджетно-налогового федерализма является его малая результативность, но было бы неправильно искать пути преодоления этого недостатка только в сфере собственно финансовых технологий. Как бы совершенны они ни были, „региональная справедливость” не будет обеспечена, если не удастся установить качественно иные (по сравнению с действующим порядком) требования к обоснованию и оценке результатов федеральной поддержки регионов, если не наладить полный учет всех поступлений из вышестоящих бюджетов на территории субъектов Федерации и муниципальных образований, а также если не внедрить механизмы контроля и ответственности региональных и местных органов власти за использование этих средств».17 Здесь авторы имеют в виду современные финансовые технологии, которые пока не дают приемлемых результатов. Предлагаемое нами объединение сетевых технологий и

16 Попов В. П., Крайнюченко И. В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. Ростов на Дону, 2003. С. 303.

17 Лексин В. Н., Швецов А. Н. Экономические аспекты федеративных отношений: мировой опыт и российская специфика // Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. М., 2002. С. 354.

правовых механизмов, когда можно будет в реальном времени отслеживать появление любых финансовых ресурсов в привязке к конкретному субъекту и территории, в значительной мере обеспечит решение проблем бюджетного и налогового федерализма.

Сетевое право допускает полную автоматизацию контроля соответствия крупных расходов физических лиц их доходам, автоматизацию выполнения правового принципа «что не запрещено, то разрешено», путем подсказки сетевой системой правовых вариантов и блокирования неправовых при совершении сделок и правовых процедур. Становится возможным выявление признаков криминальной финансовой активности лица на первоначальном этапе и немедленная передача информации в соответствующие правоохранительные органы. Например, сетевая система частично решит проблему безопасности несовершеннолетних, связанную с покупкой и употреблением наркотиков, передачей ими денег в различные секты и т. п. при условии полного перехода на безналичные электронные деньги. Хотя официальная доктрина пока не говорит о полном отказе от наличных денег, тенденции такого развития финансовой системы видны: в п. 64 документа «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» предусмотрены мероприятия по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий и методов передачи информации, повышению защищенности информационных систем; планируется разработка системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени, а также внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.18 Полагаем, что будущее безналичных электронных расчетов особо перспективно в контексте развития сетевого права.

Несовершеннолетний, получая электронные деньги от родителей, в новой системе будет получать фактически именные деньги. Тогда все криминальные сделки или же сделки, потенциально ведущие к нарушению закона, или нарушению интересов подростка и его семьи, могли бы запоминаться системой и в случае незаконных операций блокироваться, а иногда даже расторгаться соответствующей процедурой. Такие сделки могут иметь место, например, при покупке наркотиков. Эти электронные сделки в любом случае запоминались бы системой даже в случае их маскировки под

18 Заявление Правительства РФ № 983ПП13, ЦБ РФ № 0101/1617 от 05.04.2005 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» // Вестник Банка России. 2005. № 19.

продажу других товаров, а органы, занимающиеся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, могли бы в установленном порядке получать информацию о продавцах, на счетах которых имелись бы многочисленные поступления денег от множества покупателей и анализировать их. Сеть по сбыту наркотиков можно будет выявить даже спустя значительное время, накопив оперативный материал о лицах, сбывающих наркотики. Кроме того, становится возможной автоматизация выполнения запрета на продажу подросткам сигарет и алкоголя, автоматизация и выполнение ограничений, заданных родителями на расход денег на игровые автоматы и другие цели, которые родители смогут в такой системе заранее программировать и запрещать определенные расходы полностью или частично. Становится возможной полная автоматизация регистрации физических лиц по месту пребывания при любых перемещениях по стране. Мы предлагаем, чтобы человек не совершал никаких действий и усилий для своей регистрации. Любое его перемещение автоматика должна отслеживать и автоматически регистрировать человека в данном населенном пункте или в движущемся транспортном средстве.19 Отсюда вытекает и автоматизация управления миграционными процессами в реальном времени за счет обладания полной картиной перемещения мигрантов, автоматизация процессов соблюдения мигрантами некоторых норм права и автоматическая профилактика нарушений мигрантами и иностранными гражданами отдельных норм права, в первую очередь, налоговых норм.

В сфере коммерческого права мы предлагаем автоматизировать процессы дистанционного заключения договоров в сети между двумя сторонами. Одновременно это позволит реализовать принцип презумпции знания закона, для чего необходимо создать компьютерные программы для направления действий сторон при дистанционном заключении договора. Законодатель должен составить и разместить в электронной базе данных необходимое множество вариантов каждого вида договора из ГК РФ, присвоить номера этим вариантам, из которых стороны будут выбирать с помощью сетевой системы подходящий вариант и проставлять в него цифровые значения цены сделки и другие конкретные параметры. При такой системе невозможно будет включить в договор незаконные условия,

19 О технических возможностях нового стандарта WiMAX, предназначенного для беспроводной связи на больших расстояниях, позволяющего пользователям работать в машине или на поезде, движущимися со скоростью до 120 км/ч, см.: Баулин А. Время забрасывать сети. Сети WiMAX // Мир ПК. 2005. № 1. С. 79-81.

договор не будет содержать положения, нуждающиеся в толковании, а процедура исполнения договора может быть автоматизирована. Это повлечет и автоматизацию исполнения основной массы сделок — розничной купли-продажи, договоров перевозки и позволит на деле в значительной большей степени, чем сегодня, реализовать принцип pacta sunt servanda.

Сетевое право позволит автоматизировать работу по профилактике преступности по следующим направлениям: 1) организованная преступность (в частности, при отсутствии наличных денег существенно затруднится деятельность сбора организованными преступными группировками «дани» с мелких предпринимателей, что сегодня осуществляется неучтенными наличными деньгами); 2) наркобизнес; 3) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем; 4) коррупция, основанная на взяточничестве; 5) любые иные преступления, в основе которых лежит незаконное использование неучтенных наличных денег. Автоматический и круглосуточный мониторинг сетевой системой и информирование правоохранительных органов о наличии в общественных местах лиц, не имеющих автоматического идентификатора личности, позволит устанавливать факт отсутствия регистрации лиц без обычной процедуры личного контакта, а сотрудникам правоохранительных органов выходить на контакт с такими лицами по специально разработанным методикам, в зависимости от степени опасности субъекта, вытекающей из видеозаписи, например, свидетельствующей о возможном наличии предметов, напоминающих взрывные устройства или оружие.

Завершая рассмотрение потенциальных направлений автоматизации правовых процессов, можно отметить, что перед информационной модернизацией права, направленной на автоматизацию правовых процессов, открываются перспективы качественно новых исследований в самых разных отраслях права. Прежде всего, это процессы, связанные с движениями безналичных электронных денежных средств, досудебные и судебные процедуры, связанные с расчетами и т. п. Расширение списка направлений автоматизации может обеспечиваться принципом постепенного перемещения отдельных норм права (элементов норм права) в сферу их автоматического, полуавтоматического или автоматизированного исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.