2013.03.031
2013.03.031. ЯН С. ВЫЖИВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В КОЛИЧЕСТВЕННОМ МИРЕ: ЛИЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
YANG S. Surviving as a qualitative researcher in a quantitative world: A personal reflection // International journal of social research methodology. - 2012. - iFirst article. - P. 1-5. - D0I:10.1080/13645579.2012. 709803.
Ключевые слова: качественный исследователь; автоэтнография; саморефлексия; культура позитивизма; Южная Корея.
Реферируемая публикация представляет собой изложение личного опыта автора из Южной Кореи, описывающего особенности научной работы «качественного» ученого-исследователя (использующего прежде всего качественный анализ) в научном сообществе, для которого характерно рассмотрение количественных характеристик объекта.
Автор - психолог, занимается исследованием вопросов семьи и идентифицирует себя как «качественного» ученого. Ее решение о выборе подобной методологии как основы проведения исследований произошло на этапе написания докторской диссертации в одном из американских университетов под руководством американского профессора: этнографическое исследование корейских семей строилось не на статистическом сравнении ряда выбранных переменных, описывающих семьи Южной Кореи и США, а на качественном анализе различных аспектов их жизнедеятельности. Тогда же автор получила опыт использования данного подхода в преподавательской деятельности.
Автор отмечает, что написание подобной диссертации - совершенно нетрадиционно для корейского научного сообщества: от обладателя докторской степени, полученной за рубежом, в Южной Корее ждут прежде всего использования новых статистических техник, тогда как избранная ею методология предполагала использование нехарактерной лексики, нетрадиционных парадигм, эпистемологии и феноменологии. В условиях культуры, для которой характерен высокий уровень коллективизма, выбор исследовательских методов, отличных от применяемых большинством (и, в частности, проведение качественных, а не количественных исследований), приводит к профессиональной изоляции и маргинализации, а
2013.03.031
также проблемам в построении академической карьеры. Кроме того, автор отмечает, что реализация качественного подхода в научных исследованиях усложняется из-за непонимания со стороны университетского сообщества эпистемологии и недостаточного количества данных, пригодных для обработки. Незначительный рост числа «качественных» исследователей в Корее автор объясняет тем, что, даже ознакомившись с подобной методологией в процессе обучения, студенты при написании квалификационных работ и выборе дальнейшей карьеры ориентируются на мнение большинства, демонстрирующего методологический консерватизм.
По личному опыту автора, определенный прогресс в признании качественных исследований произошел в Южной Корее в связи с реформами, проведенными Министерством образования, науки и технологии, в рамках которых в научную практику был внедрен принцип «публикуй или погибай». В соответствии с этим принципом уровень квалификации ученого оценивается по количеству статей, опубликованных в престижных научных журналах. Однако, для того чтобы удовлетворять требованиям корейских редакторов и рецензентов, автору пришлось применять «партизанскую» тактику и продемонстрировать готовность к определенному конформизму, используя в своей работе в качестве «маскировки» определенные элементы статьи, характерные для количественных исследований: таблицы демографических данных участников проектов, использование графиков для презентации результатов исследования, использование соответствующих традиционных приемов и др. (с. 4).
По мнению автора, выживание «качественного» исследователя в подобном научном сообществе требует от него определенного «миссионерства» - пропаганды выбранных методов исследования, участия в соответствующих семинарах и практикумах, чтения лекций и т. д. Вместе с тем автор признает ограниченные возможности данного вида деятельности в силу несоответствия масштаба вопросов и того времени, которое выделяется организаторами мероприятий: акцент на «чистой» методологии не приводит к осознанию слушателями возможности ее практического использования, а изложение практической информации не позволяет представить аудитории методологические вопросы с достаточной детализацией.
2013.03.032-035
В заключение автор указывает, что, по ее мнению, подобная работа все-таки может постепенно менять позитивистские структуры, детерминирующие особенности поведения как научного сообщества, так и общества в целом.
М.Н. Лавров
2013.03.032-035. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВУЗОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ АФРИКИ. (Сводный реферат).
2013.03.032. Higher education finance and cost-sharing in Egypt. -Mode of access: http://gse.buffalo.edu/org/IntHigherEdFinance/files/ C ountry_Profiles/Africa/Egypt. pdf
2013.03.033. Higher education finance and cost-sharing in Morocco. -Mode of access: http://gse.buffalo.edu/org/IntHigherEdFinance/files/ Country_Profiles/Africa/Morocco.pdf
2013.03.034. Higher education finance and cost-sharing in Nigeria. -Mode of access: http://gse.buffalo.edu/org/IntHigherEdFinance/files/ Country_Profiles/Africa/Nigeria.pdf
2013.03.035. Higher education finance and cost-sharing in South Africa. -Mode of access: http://gse.buffalo.edu/org/IntHigherEdFinance/files/ Country_Profiles/Africa/South_Africa.pdf
Ключевые слова: высшее образование; финансирование высшего образования; Африка; образовательный кредит; доступ к образованию; общество образования.
Центр сравнительных и глобальных исследований высшей школы Университета штата Нью-Йорк в Буффало под руководством почетного профессора Б. Джонстона организовал проект «Финансирование и доступ к высшему образованию в мире» (The international comparative higher education finance and accessibility project). В рамках этого проекта предоставляются материалы, посвященные особенностям финансирования высшего образования в отдельных странах. Большое внимание уделяется механизмам альтернативного финансирования, выступающего в качестве дополнительного к государственному. В качестве условного термина, объединяющего различные формы дополнительного финансирования, выступает понятие «cost-sharing». Данные по отдельным странам и аналитические обзоры публикуются на сайте центра с 1999 г. и постоянно обновляются. В данном реферативном обзоре рассматри-