Научная статья на тему '2013. 03. 023. Биксио А. Наука о «Несуществующем». Bixio A. lettera sull’«inesistente». – soveria Mannelli: Rubettino, 2010. – 199 p'

2013. 03. 023. Биксио А. Наука о «Несуществующем». Bixio A. lettera sull’«inesistente». – soveria Mannelli: Rubettino, 2010. – 199 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 023. Биксио А. Наука о «Несуществующем». Bixio A. lettera sull’«inesistente». – soveria Mannelli: Rubettino, 2010. – 199 p»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

2013.03.023. БИКСИО А. НАУКА О «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕМ». В1Х10 А. Ьейега 8и1Г«те8181еИ:е». - 8оуейа МаипеШ: ЯиЬеШпо, 2010. - 199 р.

Монография современного итальянского философа социологии Андреа Биксио - это последовательная критика пессимистических тенденций современного позитивизма и рационализма, господствующих в общественной науке, претендующих на всеобщность и всеобъемлемость, и обезличивающих людей в силу лишения их духовной составляющей. «Человек, все чаще представляясь функциональной системой, в конечном итоге превращается в несуществующее создание...» (с. 3), - считает автор. Социология, пренебрегающая духовностью, пренебрегает самим «человеческим бытием», «человеческим существом», игнорируя его индивидуальные потребности, ценности и внутренний мир, фактически отрицает его существование как личности и становится наукой о «несуществующем». Человек в этой науке представляется существующим лишь номинально, как название, присущее виду, определяемым комплексом общественных отношений, так что становится все труднее понимать, что он собой представляет (с. 17). При игнорировании духовной жизни человека по большому счету ценность его существования фактически сводится к нулю1. Отсюда и приговор мыслителя современной социологии наряду с предложением способа выхода из тупика: «Если допускать, чтобы само существование воспринималось как нечто управляемое и лишенное ценности, тогда мы должны иметь смелость принимать его в той форме, в которой это допускается; потому что, в таком случае, мы откроем, что ее слабость не ведет к нигилизму, как обычно говорят, а к па-

1 Эта мысль перекликается с идеями фриулианского католического мыслителя Корнелио Фабро, чье влияние сильно ощущается во всей монографии.

радоксальному способу постигать его вышеупомянутую драгоценную составляющую» (с. 3).

«Несуществование» - наиболее адекватный способ представления условий нашего современного социального опыта во время доминирования технологических, политических, биологических манипуляций и эксплуатации (подробно исследованной в том числе Карлом Марксом и Максом Вебером), деталью социального механизма. При этом социология, в частности, после просветительства сделавшая все возможное, чтобы полностью прервать линию преемственности религиозного и морального опыта прошлых столетий, обнуляет сам опыт жизни отдельной личности.

Причины создавшейся ситуации А. Биксио видит, в том числе, в нигилизме, секуляризации, лаицизме и отчужденности общественной науки, что рассматривает в отдельных частях монографии, посвятив первую «человеческому созданию», его желаниям, воле и индивидуальности (с. 9-38), вторую - противоборству сакрализации и секуляризации (с. 39-80), третью - светскому характеру (лаицизму) общественной науки (преобладающему со временен просветительства) и ее догматизму (с. 81-104), четвертую -атеизму и противопоставляемыми ему христианской мысли и этике (с. 105-156), пятую - отчужденности диалектики (с. 167-199).

Какие способы оздоровления социологической науки видит автор?

Рассмотрев основные направления общественной мысли от Нового времени до наших дней и тонко играя на семантическом значении слов и отдельных их частей, он призывает отказаться от шаблонного, обезличенного и дискредитированного позитивизмом термина «человек» и вернуться к онтологическому измерению «человеческого существа», с его волей, желаниями и ценностями, признав, таким образом, высшую ценность самого человеческого существования (с. 25-38). Именно к «человеческому существу» должна обратиться социальная онтология, отказавшись от позитивистского усреднения и социологического детерминизма. Такой поворот возможен при признании трансцендентного, при возвращении к рассмотрению религии в качестве связующего компонента.

Мыслитель предлагает расширить горизонты социальной науки, отказавшись от искусственно воздвигнутых барьеров. «Если наш социальный горизонт - имманентность, нам не надо останав-

ливаться перед дверьми, скрывающими свою тайну и свою истину, считая их абсолютным замком, в отношении "высшего" опыта. Нам надо переступить порог его значения, чтобы открыть парадоксы, которые по-настоящему открываются именно в опыте трансцендентного» (с. 3).

В противовес просветительскому рационализму, в конечном итоге пришедшему, по мнению автора, к утверждению моральной автономии самодостаточного общества (Люми) и рассматривающему религию скорее с точки зрения нравственных, нежели общественных связей, Биксио предлагает вернуть в социологию христианские ценности, пересмотреть социальную науку, сделав ее исторической, динамичной, включив в нее диалектику священного (по его мнению, история далеко не ограничивается материальным). В этих целях он предлагает обратиться к наследию католической и протестантской философской мысли.

Это не призыв механически вернуться к прошлому, используя религиозную мысль в измерениях прошедшего времени, а «рецепт», как, опираясь на современную рациональность, ввести в рациональную науку религиозный опыт в качестве диалектической связи между имманентным и трансцендентным, близким и далеким, что придаст самой рациональной мысли виртуальность, парадоксальным образом расширив ее горизонты, позволяя от истоков проследить связь между индивидуальным бытием и социальным и позволит пересмотреть наш способ трактовки и восприятия современных социальных условий и реконструировать социологическую науку, сделав ее аутентичной и заставив ее признать индивидуальные ценности, ценность индивидуального опыта, ценность отдельных жизней.

И. Цибизова

2013.03.024. АЛЛЕН К. МАРКС И АЛЬТЕРНАТИВА КАПИТАЛИЗМУ.

ALLEN K. Marx and the alternative to capitalism. - L.: Pluto, 2011. -248 p.

Книга о К. Марксе - вторая монография1 доцента Дублинского университета Кирана Аллена. Эта книга предлагает англоязычному читателю относительно короткое, но оригинальное введение

1 Allen K. Max Weber: A critical introduction. - L.: Pluto, 2004. - 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.