Научная статья на тему '2013. 03. 024. Аллен К. Маркс и альтернатива капитализму. Allen K. Marx and the alternative to capitalism. – L. : Pluto, 2011. – 248 p'

2013. 03. 024. Аллен К. Маркс и альтернатива капитализму. Allen K. Marx and the alternative to capitalism. – L. : Pluto, 2011. – 248 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / КАПИТАЛИЗМ / МАРКС К / МАРКСИЗМ / МАТЕРИАЛИЗМ / СОЦИАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дмитриева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 024. Аллен К. Маркс и альтернатива капитализму. Allen K. Marx and the alternative to capitalism. – L. : Pluto, 2011. – 248 p»

ливаться перед дверьми, скрывающими свою тайну и свою истину, считая их абсолютным замком, в отношении "высшего" опыта. Нам надо переступить порог его значения, чтобы открыть парадоксы, которые по-настоящему открываются именно в опыте трансцендентного» (с. 3).

В противовес просветительскому рационализму, в конечном итоге пришедшему, по мнению автора, к утверждению моральной автономии самодостаточного общества (Люми) и рассматривающему религию скорее с точки зрения нравственных, нежели общественных связей, Биксио предлагает вернуть в социологию христианские ценности, пересмотреть социальную науку, сделав ее исторической, динамичной, включив в нее диалектику священного (по его мнению, история далеко не ограничивается материальным). В этих целях он предлагает обратиться к наследию католической и протестантской философской мысли.

Это не призыв механически вернуться к прошлому, используя религиозную мысль в измерениях прошедшего времени, а «рецепт», как, опираясь на современную рациональность, ввести в рациональную науку религиозный опыт в качестве диалектической связи между имманентным и трансцендентным, близким и далеким, что придаст самой рациональной мысли виртуальность, парадоксальным образом расширив ее горизонты, позволяя от истоков проследить связь между индивидуальным бытием и социальным и позволит пересмотреть наш способ трактовки и восприятия современных социальных условий и реконструировать социологическую науку, сделав ее аутентичной и заставив ее признать индивидуальные ценности, ценность индивидуального опыта, ценность отдельных жизней.

И. Цибизова

2013.03.024. АЛЛЕН К. МАРКС И АЛЬТЕРНАТИВА КАПИТАЛИЗМУ.

ALLEN K. Marx and the alternative to capitalism. - L.: Pluto, 2011. -248 p.

Книга о К. Марксе - вторая монография1 доцента Дублинского университета Кирана Аллена. Эта книга предлагает англоязычному читателю относительно короткое, но оригинальное введение

1 Allen K. Max Weber: A critical introduction. - L.: Pluto, 2004. - 224 p.

в философию Маркса, актуализируя ее и излагая основные идеи Маркса из перспективы современного кризиса глобального капитализма, настолько заметного во всех сферах современной экономики и политики, что даже газеты объявили о «возвращении Маркса». Долгое время голоса левых сил занимали исключительно маргина-лизованное положение в современном мире, но ситуация меняется: те, кто расценивает критический подход Маркса вполне релевантным современности, больше не являются маргиналами. В этом отношении книга Кирана Аллена подобна недавно вышедшей по-русски книге Терри Иглтона «Почему Маркс был прав?»1

Аллен, демонстрируя релевантность теории Маркса для осмысления современного мира, опирается на богатый эмпирический материал и сосредоточивается прежде всего на социологических аспектах работ Маркса, благодаря чему читатель подводится к пониманию основной структурной динамики современного капитализма. Во введении Аллен указывает, что основная цель его книги -дать «новому поколению, находящемуся в процессе радикализации вследствие упадка капитализма XXI века» не только, как он подчеркивает, максимально объективное «вводное резюме в идеи Маркса, но и показать их связь с миром современного капитализма» (с. 5). Первая половина книги - а она включает в себя 12 глав -раскрывает все главные положения марксистской теории - отчуждение, идеология, класс, государство, исторический материализм, социализм и другие. И если первая глава представляет собой короткий биографический очерк, раскрывающий путь Маркса к собственной революционной теории, то уже во второй главе «Общество ради прибыли» автор обращается к реалиям капиталистического общества, которое эта теория призвана объяснить и изменить. Историю формирования капитализма трудоголиками на индустриальном поприще Аллен показывает не с парадной, а с изнаночной стороны как «построенную на насилии и надувательстве. Мы видим, как для борьбы с праздностью была использована религия, и традиционный выходной день в Святой понедельник постепенно исчез, как только оказалось, что необходимы рабочие, чтобы заполнять заводы» (с. 22). Рост товарного производства исключительно ради накопления капитала показал: «Нет практически ничего, что бы капитализм не превратил в товар» (с. 25).

1 Иглтон Т. Почему Маркс был прав? - М.: Карьера Пресс, 2012. - 304 с.

Как происходит превращение прибыли, объясняется в двух разделах второй главы: «Трудовая теория стоимости» и «Прибыль». Чтобы объяснить способность рабочей силы производить больше стоимости, чем получаемая заработная плата, Аллен предлагает мысленный эксперимент: попробовать поторговаться с потенциальным работодателем не о более высокой заработной плате, а о размере трудовых усилий. «Вы можете попробовать повести свою линию так: "Я дам вам 80 процентов обязательств, или моих трудовых усилий, если вы мне дадите €400 в неделю"», - предлагает Аллен (с. 30). Ведь дело в том, что капиталист, чтобы получить прибыль, нуждается в использовании полного потенциала рабочей силы работника. Кроме того, рабочая сила - неопределенный товар; отдельный капиталист платит своим работникам общественно необходимую заработную плату, чтобы его работники могли воспроизводить свою рабочую силу, после чего рабочая сила эксплуатируется капиталистом насколько, насколько это только возможно. В современном капитализме, например, при производстве тойоты (Тоуо1а18ш) стандарт для работ, выполняемых в каждую минуту, -57 секунд. «Иными словами, просто на три секунды меньше по времени в каждую минуту» (с. 46).

Имея в виду современную аудиторию, Аллен начинает каждую главу с частных замечаний о современном капитализме и только потом переходит к более общему, теоретическому уровню. Например, глава «Отчуждение» открывается с изложения факта широкого распространения в Соединенных Штатах психических заболеваниий (с. 35). Аллен также обращает внимание читателя на то, как «капитализм пытается разорвать реальные связи солидарности и заменить их искусственными корпоративными» (с. 51). В качестве иллюстрации того, что Марксова теория отчуждения по-прежнему «работает», Аллен указывает на сеть кофеен «Старбакс», которая своим сотрудникам якобы «предлагает специальное "третье место", которое не является ни работой, ни домом, но при этом, - уточняет автор книги, - это самое тоскливое место в каждой части мира» (с. 51).

Четвертая глава «Социальный класс» дает читателю некоторую статистику по росту неравенства в современном обществе, согласно которой, например, 1% населения владеет 35% всех частных богатств (с. 55). Возникает вопрос: что именно не так с капитализ-

мом? Аллен подчеркивает, что несоразмерности богатства, эндемичные капитализму, «приговорили» капитализм, но можно ли утверждать, что эти неравенства указывают на необходимость лишь политических реформ, а не социальной революции? Тогда возникает вопрос, является ли капитализм плохим только потому, что он производит неравенство и отчуждение людей? Нельзя ли эту ситуацию улучшить, сделав все еще капиталистические общества более равными? Многие левые реформисты думают именно так, и если они правы, то необходимость революции и свержения капитализма оказывается под вопросом. Как марксист, Аллен отказывается выступать в пользу социальной демократии или капиталистического государства всеобщего благосостояния.

В шестой главе «Как нас держат в узде» речь идет о функционировании идеологии правящего класса. Пример, подкрепляющий эту концепцию Маркса, Аллен находит в современных университетах, рассматривая университет как ключевой идеологический государственный аппарат и указывая: «Сегодня университеты больше походят на корпорации, чем на места, где учат и учатся: Макдоналдс спонсирует исследование, IBM решает, какое именно должно быть содержание у очередной версии компьютера, а Рфи-цер проводит испытания лекарственных препаратов в университетских лабораториях» (с. 98). Что же касается альтернативных идей, пишет Аллен, то их «гораздо проще определить как "отрицательные" и "непрактичные", потому что они бросают вызов экономической власти, которая действительно управляет жизнями людей» (с. 99).

В восьмой главе «Крах: Как взрывается система» (с. 135-150), обсуждая капиталистические кризисы перепроизводства, Аллен цитирует марксистское определение причин капиталистических кризисов (с. 140-141). Он отказывается интерпретировать Маркса с позиций концепции недостаточного потребления, согласно которой экономический кризис возникает там, где работник не получает полную заработную стоимость своего продукта. Аллен считает эту концепцию неудачной, поскольку она не учитывает того факта, что капитализм может увеличить спрос другими способами, а не только производством средств существования для рабочих. Инвестиции в основной капитал - вот, например, способ, каким «экономика все еще может прогрессировать, потому что инвестиции в сектор ос-

новного капитала косвенно помогли создать альтернативный спрос» (с. 141). Далее автор указывает на недостаточность кейнси-анского ответа на вопрос о кризисе, согласно которому необходимо стимулировать платежеспособный спрос. Капиталисты могут по-прежнему не инвестировать в производство в связи с падением нормы прибыли.

Через весь текст Аллен проводит идею радикального социализма как единственную практическую альтернативу капитализму. В девятой главе «Утопия или революция» автор скрупулезно анализирует заявления вроде тех, с какими выступил Фукуяма, утверждая, что конец Советского Союза доказал, наконец, полную победу капитализма. С этой целью Аллен обращается к концепции, объясняющей экономическую систему Советского Союза как систему «государственного капитализма». Однако он просто присоединяется к концепции Тони Клиффа и как бы не признает наличия дискуссии вокруг этого вопроса. Аллен пишет, что «СССР и коммунистические режимы в Восточной Европе не были альтернативой капитализму, но были зеркальным отражением его» (с. 151).

Вместе с тем, делает вывод Аллен, разрушение системы государственной собственности не обозначает, как полагают некоторые, провал всего социалистического проекта. Соответственно «проблема состоит не в том, возможна ли альтернатива, а в том, какая альтернатива практична и как она может быть достигнута» (с. 152). Но какую именно «практическую альтернативу» капитализму видит Аллен? Аллен показывает, что, согласно подходу к этой проблеме самого Маркса, «не следует строить альтернативу в пределах существующего способа производства, а следует разрушить его» (с. 157). Здесь речь идет, подчеркивает Аллен, не о технологически детерминированном Марксе, от которого постмарксисты отказались и которого аналитические марксисты, такие как Джеральд Аллан Коэн1, наоборот, защищают, но о политическом Марксе, который стремился не просто «интерпретировать мир», но «изменить его». Вместе с тем автор понимает, что политический Маркс и Маркс, который настаивает, что у успешных революций должны быть определенные технологические условия, дополняют друг друга. Он настаивает, что «освобождение от "экономического

1 См. например: Cohen G.A. Karl Marx's theory of history: A defense. - Oxford, 2000. - 442 p.

человека" может быть в конечном счете достигнуто только через коммунизм... Нет никакого "конца истории", и социалистическое общество пройдет различные фазы, которые откроют и новые возможности» (с. 195-196).

На протяжении последних трех глав Аллен размышлаяет о жизни после революции. Верный своей цели демистифицировать Маркса, Аллен возвращает дискуссию обратно в современное общество. Он показывает, как социалистическое планирование может стать реальностью; как планирование уже используется в гигантских компаниях и даже в некоторых национальных государствах; как капитализм тратит огромные ресурсы на рекламу и маркетинг; и как могла бы работать демократически планируемая экономика. В соответствии с неприязнью Маркса к утопическим спекуляциям, автор подчеркивают необходимость «построения альтернативы капитализму на практике до того, как она будет теоретически адекватно изложена» (с. 223).

Н.А. Дмитриева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.