Однако, хотя сокращение выбросов ПГ выгодно всем странам, пока далеко не все государства принимают меры, направленные на их сокращение. В то же время некоторые международные инициативы, такие как создание центров передачи зеленых технологий - (climate technology centre) и механизмов, препятствующих уничтожению лесов, также способствуют решению проблемы потепления климата.
Поскольку не существует ни мирового правительства, ни координации политики отдельных государств, целесообразно создавать необходимые институциональные рамочные условия и проводить КП на национальном и региональном уровнях на основе односторонних или региональных инициатив. Вместе с тем только глобальное соглашение по координации сокращения выбросов ПГ в среднесрочном плане сыграет решающую роль в решении климатической проблемы.
В.И. Шабаева
ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ
2013.03.017-018. ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ВАЛЮТНОГО СОЮЗА ЕС. (Сводный реферат).
2013.03.017. BECK J. The euro: A path worth taking? - Mode of ac-cess:http://www.thebanker.com/World/The-euro-a-path-worth-taking
2013.03.018. CHMELAR A. L'élargissement de la zone euro: Ralentissement ou remise en cause? - Mode of access: http://www.nouvelle-europe.eu/l-elargissement-de-la-zone-euro-ralentissement-ou-remise-en-cause
В статьях рассматриваются возможности дальнейшей валютной интеграции стран Евросоюза.
Хотя зона евро испытывает в последние годы большие трудности, другие страны ЕС не отказались от намерения присоединиться к ней (017). С момента подписания в 2004 и 2007 гг. договоров о вступлении в ЕС 12 новых стран-участниц формально взяли на себя обязательство присоединиться и к валютному союзу (ВС), как только они смогут соответствовать определенным критериям Маастрихтского соглашения. Такое обязательство, однако, не подразумевает никакого юридического принуждения. Это добровольный акт суверенного государства, к которому европейские власти не вправе
подталкивать. Любое государство ЕС вправе присоединиться к единой валюте, когда пожелает, или вообще отказаться от этого.
Не считая особых случаев с Кипром и Мальтой, Словения и Словакия достаточно быстро после вступления в ЕС присоединились к зоне евро (соответственно в 2007 и 2009 гг.), чему способствовали политическая воля руководства этих стран и сильный экономический рост, позволивший выйти на необходимые социально-экономические показатели. В 2011 г. за ними последовала Эстония. Как считают эксперты, новые присоединения произойдут не скоро (018).
До настоящего момента только Великобритании, Дании и Швеции удалось освободиться от обязательства вступить в ВС. От них не требуется в обязательном порядке присоединения к зоне евро до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос путем голосования в парламенте или путем референдума (017).
Так, в Швеции вопрос о присоединении к зоне евро после референдума 2003 г., когда 55,9% шведов высказались против такого шага, вообще не обсуждается. По данным опросов, если бы аналогичный референдум был проведен в ноябре 2012 г., то уже 82% проголосовали бы против (017).
Остальные семь стран - Болгария, Чешская Республика, Латвия, Литва, Венгрия, Польша и Румыния - пока формально согласны это сделать. Однако каждая из них сталкивается с определенными проблемами, которые ставят под сомнение не только календарные сроки присоединения, но и вообще возможности расширение ВС.
Принятие решения о вступлении в ВС семи новых членов неоднократно откладывалось в связи с финансовым и экономическим кризисом. Предсказуемый и вполне оправданный «европессимизм» охватил европейский континент, особенно страны, не входящие в зону евро. По данным опроса, проведенного европейской службой «БигоЬагоше1ег» в апреле 2012 г., 54% резидентов семи стран полагают, что присоединение к зоне евро будет иметь «скорее негативные» или «крайне негативные» последствия. При аналогичном опросе в мае 2009 г. такого мнения придерживались лишь 32% резидентов. Наиболее скептически настроены жители Чешской Республики и Польши. Напротив, среди респондентов из Румынии, Латвии и Венгрии больше всего тех, кто считает, что переход на
евро будет иметь позитивные последствия для них лично (соответственно 54, 32 и 44%) (017).
Экономические выгоды от вступления в зону евро все больше рассматриваются как иллюзорные. Нет никаких гарантий, что удастся обеспечить финансовую стабильность и снизить процентные ставки. Более того, для новых участников ВС маловероятна и перспектива выхода из экономических трудностей и спасения финансовой системы.
Последствия кризиса тормозят прогресс в достижении соответствия маастрихтским критериям, а в ряде случаев отмечается увеличение расхождения с ними. По данным доклада Европейского центрального банка (ЕЦБ), опубликованного в 2012 г., ни одной из семи стран - кандидатов на вступление в ВС не удалось выполнить все пять критериев, касающихся стабильности цен, дефицита государственного бюджета, общего государственного долга, стабильности курса национальной валюты (на основе введения механизма контроля валютных курсов II - МКВК II) и долгосрочных процентных ставок (см. табл.) (017). Согласно исследованию финансовой группы «ЛБН Ашго», Латвия в настоящее время соответствует четырем из пяти критериев, Болгария и Румыния - трем, Чешская Республика и Литва - двум, Польша и Венгрия - одному.
Таблица
Соответствие новых стран - членов ЕС маастрихтским
критериям
Страны Инфляция (%)* Дефицит госбюджета (% от ВВП)** Госдолг(% от ВВП)** Механизм валютных курсов II Долгосрочные процентные ставки (%)
Болгария 2,3 -1,5 19,5 нет 4,82
Чешская Республика 3,6 -3,5 45,1 нет 3,08
Венгрия 5,5 -2,5 78,4 нет 8,24
Латвия 2,7 -1,7 41,9 есть 4,99
Литва 3,3 -3,2 41,6 есть 5,07
Польша 4,0 -3,4 55,5 нет 5,30
Румыния 3,2 -2,8 34,6 нет 6,79
Зона евро 2,6 -3,3 92,9 - 4,24
Критерии ЭВС 3,3 -3,0 60,0 - 4,74
Примечание: * октябрь 2012 г.; ** ноябрь 2012 г.
С 2009 г. кризис задолженности, который охватил Европу, побуждает скорее к дезинтеграции ВС, чем к его расширению. Вместе с тем экономическая заинтересованность новых стран -членов ЕС в переходе на валюту их главного экспортного рынка делает привлекательным присоединение к зоне евро (018). Для многих стран переход на евро остается желанной целью. В числе таких стран - Латвия, у которой больше всего шансов войти в ВС. Это единственная страна Балтии, для которой установлена конкретная дата вступления (1 января 2014 г.). По официальным сообщениям, Еврокомиссия в настоящее время проводит мониторинг экономической и финансовой ситуации в этой стране и оказывает ей помощь, необходимую для достижения маастрихтских критериев.
Литва - второй ближайший кандидат на вступление в ВС. Руководство страны по-прежнему проявляет интерес к присоединению к зоне евро, хотя первая попытка, предпринятая в 2007 г., оказалась неудачной из-за высокой инфляции. Случай с Литвой показывает, что одной только политической мотивации недостаточно для присоединения к ВС. В настоящее время новой противодействующей силой стало движение против политики жесткой экономии, которое получило поддержку населения.
Руководство двух самых бедных стран ЕС - Румынии и Болгарии - также придерживается курса на присоединение к зоне евро. Однако из-за тяжелых последствий недавнего кризиса (низкие темпа роста, высокая безработица, политика жесткой экономии и т.д.) шансов сделать это в ближайшее время у них очень мало. Не случайно в конце 2012 г. Румыния официально отказалась от установленной ранее даты присоединения с 1 января 2015 г. Хотя эта страна и стремится соответствовать маастрихтским критериям, размер ее ВВП на душу населения остается очень низким (49% от среднего по ЕС уровня в 2011 г.) (017).
Курс болгарского лева сначала был привязан к немецкой марке (с 1997 г.), а с 1999 г. ориентируется на евро. По этой причине введение в Болгарии МКВК II будет по большей части символическим актом. Из-за кризиса болгарское правительство не приняло МКВК II в 2011 г., как планировалось, и не установило конкретную дату присоединения к ВС (018).
Еще меньше шансов в этом плане у остальных стран «семерки», в частности у Венгрии (в связи с огромным госдолгом, высо-
кой инфляцией, сложными взаимоотношениями с ЕС и МВФ) и у Польши.
Венгрия планировала перейти на общеевропейскую валюту в 2007 г., но из-за кризиса в экономике она не достигла маастрихтских критериев. В итоге даты присоединения неоднократно переносились (на 2010, 2014 и 2015 гг.). Премьер-министр Венгрии В. Орбан считает, что это случиться не раньше 2020 г. (018).
Хотя в Польше у власти стоит проевропейская правоцентристская партия и экономическая ситуация в стране более благоприятная, чем в других новых странах - членах ЕС, сроки вступления в ВС трудно спрогнозировать, поскольку Национальный банк Польши заявил, что МКВК II будет введен только после окончания кризиса в зоне евро (017). Гибкий курс национальной валюты позволил стране преодолеть рецессию, и в настоящее время темпы роста экономики Польши превышают показатели стран - участниц зоны евро. Польша - единственная страна ЕС, которая продемонстрировала положительный темп роста экономики на пике глобального финансового кризиса и одна из немногих стран, которая не имела серьезных сбоев в работе банковского сектора (018).
Из-за несоответствия маастрихтским критериям Польша и Чешская Республика также переносили даты присоединения к ВС. По данным опроса 2011 г., соответственно 56 и 73% опрошенных в этих странах высказались против перехода на евро (018).
Анализ показывает, что расширение зоны евро на восток натолкнулось на непредвиденные препятствия и обречено на замедление по причинам более сложным, чем последствия финансового и экономического кризиса. Еще до кризиса существовали обстоятельства, которые делали сомнительной возможность перехода на единую валюту. В их числе: непригодность для новых стран - членов ЕС маастрихтских критериев, внутренние экономические проблемы, отсутствие политического консенсуса, боязнь инфляции, расхождение интересов экономических субъектов, нежелание потерять валютный суверенитет и др. Хотя календарный график присоединения отдельных стран к ВС сохраняется, очевидно, что процесс расширения возобновится только после того, как будет восстановлено доверие к евро.
Г.В. Семеко