Научная статья на тему '2014. 01. 022. Габриш г. , кампфе М. Новые страны Евросоюза: стратегия замены национальных валют на евро. Gabrisch H. , Kampfe M. The new EU countries and Euro adoption // Intereconomics. - Hamburg, 2013. - vol. 48, n 3. - p. 180-186'

2014. 01. 022. Габриш г. , кампфе М. Новые страны Евросоюза: стратегия замены национальных валют на евро. Gabrisch H. , Kampfe M. The new EU countries and Euro adoption // Intereconomics. - Hamburg, 2013. - vol. 48, n 3. - p. 180-186 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 022. Габриш г. , кампфе М. Новые страны Евросоюза: стратегия замены национальных валют на евро. Gabrisch H. , Kampfe M. The new EU countries and Euro adoption // Intereconomics. - Hamburg, 2013. - vol. 48, n 3. - p. 180-186»

2014.01.022. ГАБРИШ Г., КАМПФЕ М. НОВЫЕ СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА: СТРАТЕГИЯ ЗАМЕНЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ НА ЕВРО.

GABRISCH H., KAMPFE M. The new EU countries and euro adoption // Intereconomics. - Hamburg, 2013. - Vol. 48, N 3. - P. 180-186.

В 2004 г. к Евросоюзу (ЕС) присоединились восемь стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), еще недавно называемых «странами с переходной экономикой», а в 2007 г. за ними последовали еще две страны. Все эти 10 стран руководство ЕС обязало «подготовить» их экономики к принятию общей валюты ЕС - евро. Три из них, а именно Словения (2007), Словацкая республика (2009) и Эстония (2011) уже вступили в зону евро после выполнения формальных предписаний в течение испытательного периода. Однако глобальный финансовый кризис и порожденная им неопределенность в сфере управления Евросоюзом способствовали росту скептицизма относительно принятия в зону евро остальных стран-кандидатов.

Согласно распространенной точке зрения общая валюта должна содействовать экономическому росту малых государств. Однако, как отмечают авторы, проведенный ими анализ не подтверждает эту точку зрения. Напротив, присоединение к зоне евро в условиях нестабильной финансовой обстановки связано с финансовыми шоками и потенциальными потерями для новых стран-участников. Возникает проблема так называемого «чрезвычайного риска», определяемого авторами как «уязвимость по отношению к воздействию со стороны внешних финансовых шоков, ощущаемая не только в турбулентные периоды развития, но и в спокойные времена». Одна из причин такого риска - несоответствие институциональной структуры анализируемых стран их монетарной и фискальной политике.

Отношение самих стран ЦВЕ к вступлению в Европейский валютный союз (ЕВС) претерпело определенную эволюцию. Так, в опросе, проведенном в апреле 2012 г. Комиссией ЕС, впервые было отмечено негативное отношение большинства стран-респондентов к вопросу о переходе на евро. Скептицизм проявляется как в политических кругах, так и среди населения. В Польше, по данным референдума, число противников вступления страны в зону евро возросло с 43% в 2009 г. до 53% в сентябре 2011 г. В Латвии, которая,

как ожидается, должна вступить в зону евро в 2014 г., число сторонников этого шага составило в августе 2012 г. всего лишь 35% населения. Многие страны-кандидаты, в частности самые крупные из стран ЦВЕ - Чешская Республика, Венгрия и Польша, отложили дату вступления в зону евро на неопределенное будущее. Причем Венгрия, которая, по словам одного венгерского экономиста, «раньше выступала за евро на словах, а на деле была против, теперь уже против и на словах и на деле» (с. 181). Преобладающая позиция в регионе, отмечают авторы, заключается в том, чтобы «подождать и посмотреть, как будет развиваться кризис в зоне евро, и как будет реализовываться новая архитектура экономического управления».

Основой изменения отношения к евро являются не просто растущий национализм и популизм, но в большей мере научные исследования, проведенные национальными институтами, в частности центральными банками стран ЦВЕ. Так, до кризиса исследования свидетельствовали о положительных эффектах перехода на евро таких, как устранение риска, связанного с колебанием обменного курса, снижение процентных ставок, дисциплинирующее воздействие единой монетарной политики на госбюджеты. В настоящее время главный вывод исследований иной: в условиях ассиметричных финансовых шоков те экономики, которые не могут проводить автономную монетарную политику и не имеют гибкого валютного курса, с большой вероятностью вынуждены будут прибегнуть к «внутренней девальвации», которая подразумевает рестрикционную фискальную политику, сокращение уровня номинальной зарплаты и снижение стандартов жизни. Пример Греции и стран Балтии свидетельствует о том, что «внутренняя девальвация» приводит к резкому сокращению темпов экономического роста и занятости. По мнению некоторых западных экономистов, феномен девальвации - это всего лишь временное явление, за которым следует оживление, обусловленное, как правило, притоком средств из ЕС. Однако местные исследователи подчеркивают «нездоровый» характер подобного оживления. Так, Латвия и Литва потеряли за 2008-2011 гг. 11% своего населения вследствие массовой эмиграции молодых и квалифицированных работников - (аналогичный процесс отмечался также в некоторых южных странах ЕС) (с. 181).

В настоящее время среди экономистов стран ЦВЕ сложился консенсус в отношении того, что странам, подверженным воздей-

ствию внешних асимметричных шоков, следует пока воздержаться от вступления в зону евро. Современный период (со времени глобального кризиса) и время, когда ЕВС только создавался, существенно различаются. Раньше евро выступал в качестве средства расширения торговых отношений и, таким образом, способствовал смягчению циклических и прочих шоков. Теперь главным каналом распространения шоков является отнюдь не торговля, а финансовые рынки, особенно деятельность крупных международных финансовых институтов, являющаяся причиной резких изменений в движении капитала.

В этих условиях особое значение приобретает система гибких обменных курсов, которая позволяет как отечественным заемщикам, так и иностранным кредиторам осуществлять хеджирование и распределение риска обменного курса и тем самым смягчать воздействие финансового кризиса на реальную экономику. Кроме того, девальвация национальной валюты, являющаяся следствием оттока капитала из страны, в значительной степени компенсирует последствия ужесточения монетарной политики и роста реальных процентных ставок. Все эти преимущества отсутствуют при системе фиксированного обменного курса, когда риски заимствования и кредитования очень велики, денежные и финансовые индикаторы менее волатильны, но при этом отток капитала имеет следствием более значительное повышение реальных процентных ставок и введение более жестких кредитных ограничений. Соответственно, в этой системе имеется более широкий диапазон колебаний показателей реальной экономики.

Данный вывод подтверждается авторами с помощью статистического сопоставления волатильности выпуска продукции в странах с фиксированным валютным курсом (Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Словацкая Республика, Словения) и странах с плавающим валютным курсом (Чешская Республика, Венгрия, Польша, Румыния) в период 2004-2012 гг. В результате анализа обнаружилась более высокая волатильность в первой группе стран, особенно в кризисный период развития экономики.

Подход исследователей к анализу процесса адаптации (конвергенции) новых стран - членов зоны евро, указывают авторы, изменился. В докризисный период акцент делался на анализе формальных критериев и оценке членства по принципу «затраты-

выгоды». При этом предполагалось, что страны, готовые проводить «правильную» монетарную политику и объявившие дату своего вступления в ЕВС, способны достичь соответствующих критериев инфляции и процентных ставок. Что касается фискальной политики, то сокращение госрасходов служит гарантией того, что верхний лимит дефицита бюджета не будет превышен.

На практике, однако, эти надежды не оправдались. Еще до последнего глобального финансового кризиса возникали сомнения относительно пригодности формальных критериев конвергенции, которые, по мнению специалистов, имели статичный характер и не учитывали временных и национальных особенностей развития экономики отдельных стран. С началом глобального финансового кризиса возникли новые вызовы для традиционной политики конвергенции. Обнаружилась высокая степень задолженности новых членов ЕВС, в первую очередь связанная с высокой задолженностью частного бизнеса. Даже страны с профицитом бюджета и относительно низким уровнем госдолга, такие как Испания, Португалия, Ирландия, Словения и Словакия, вступили в период высокой финансовой нестабильности. Кризис обнажил также новый феномен, обусловленный финансовой глобализацией: в платежном балансе страны такая переменная, как счет текущих операций, и все внутренние факторы, влияющие на его состояние (финансовая дисциплина, слабый рынок труда и т.п.), уже не играют важной роли. На первый план выдвинулся счет движения капитала как главный показатель финансового положения страны. Приток капитала и отсутствие гибкой монетарной политики могут привести к реальному повышению стоимости национальной валюты и формированию сомнительного частного долга. Такое развитие событий диктует необходимость пересмотра используемого до сих пор принципа «затраты-выгоды» при оценке эффективности европейской конвергенции и выработки новой стратегии адаптации.

Реформирование стратегии адаптации новых стран - членов ЕВС. Как отмечают авторы, в процессе адаптации новых стран объявление конкретной даты обмена национальной валюты на евро, как и принятие конкретных программ конвергенции, не является главной целью. Тем не менее подразумевается, что страны, планирующие принять евро в 2015 г., должны к этому времени так перестроить свою экономическую политику, чтобы соответство-

вать критериям Маастрихтского договора. В настоящее время все страны, приступившие к проведению адаптационной политики, обязаны выполнить следующие требования:

• сократить чистые государственные заимствования к 2015 г. до уровня менее 1% ВВП (Венгрия, цель которой - 1,5%, является исключением);

• включить в программы конвергенции директивы Фискального пакта (Fiscal compact), который должен быть введен в действие в начале 2014 г. и которой нацелен на ужесточение критериев бюджетной политики. Строгое соблюдение данного документа ослабит стремление стран стимулировать экономический рост посредством неоправданного увеличения «структурного дефицита», т.е. существенного роста государственных инвестиций в инфраструктурные проекты.

Как отмечают авторы, содержание программ конвергенции новых стран-членов должно соответствовать национальным программам реформирования экономики. Однако при всем разнообразии национальных программ все они должны отвечать некоторым общим директивам, среди которых следующие:

1) реформирование финансового сектора должно усилить доверие к банковской системе и сократить зависимость национальной системы заимствования от иностранных источников - явление, типичное для многих стран, например Чешской республики, стран Балтии и Венгрии;

2) реформы должны повысить долю участия национальных банков в кредитовании отечественных заемщиков;

3) необходимо усилить долгосрочное финансирование корпоративного сектора за счет увеличения роли вторичного рынка облигаций и уменьшения роли кредитов и рынка акций, которые обнаружили свою высокую уязвимость по отношению к внешним шокам.

Среди рассматриваемых реформ важное место занимают реформы рынка труда. Руководство ЕС считает, что удельные трудовые затраты в стоимости продукции той или иной страны должны оставаться постоянными относительно соответствующих затрат стран - торговых партнеров. Это означает, что повышение уровня номинальной зарплаты не должно превышать величины, равной сумме роста национальной производительности труда и инфляции.

Национальные реформы подобного рода имеют смысл только в том случае, если они проводятся всеми членами Евросоюза - условие, которое в докризисный период зачастую не соблюдалось (с. 185).

Монетарная политика стран - кандидатов на вступление в ЕВС должна быть направлена в первую очередь на смягчение рыночных рисков. В условиях, когда степень неточности прогнозов повышается, монетарная политика по своему характеру должна быть дискретной, неортодоксальной и более сложной по сравнению с политикой, основанной на жестких правилах. Денежные власти должны находить адекватные ответы на рыночные вызовы, используя широкий набор макропруденциальных и чрезвычайных мер, таких как валютные интервенции, вливания ликвидности, валютные свопы, специальные механизмы кредитования банков и др.

Бюджетно-налоговая политика должна соответствовать условиям Фискального пакета, особенно требованиям, касающимся сокращения структурного дефицита. Авторы предлагают использовать в бюджетном процессе показатель «циклическая эластичность бюджетных расходов», определяемый как отношение изменения циклического компонента бюджета к реальному ВВП. В результате сопоставительного анализа за 2008-2009 гг. был выявлен очень низкий уровень эластичности во всех странах ЦВЕ (за исключением Польши и Чешской Республики) по сравнению со «старыми» странами зоны евро. Фискальные реформы должны усилить проти-воциклический компонент госбюджета посредством соответствующих изменений в системе налогообложения (введение прогрессивной шкалы) и в системе социального страхования.

В заключение статьи авторы подчеркивают, что руководящие органы ЕС не намерены оказывать какое-либо давление на страны ЦВЕ по поводу конкретной даты их присоединения к зоне евро. Новые страны-кандидаты нуждаются в более продолжительном подготовительном периоде, и они «располагают достаточным временем для того, чтобы создать такие экономические условия, при которых потеря монетарного и фискального суверенитета будет менее болезненной» (с. 186).

Е.Е. Луцкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.