ВОПРОСЫЭШОМККИ
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЦЕСС КОНВЕРГЕНЦИИ
М.А. ДАВТЯН, кандидат экономических наук,
заведующий кафедрой мировой экономики и международных финансов Академии труда и социальных отношений
Дискуссия об оптимальном соотношении между процессами развития европейской интеграции вширь и вглубь продолжается. Ключевыми элементами этой дискуссии остаются следующие вопросы:
• расширение Европейского союза (ЕС);
• проведение единой финансово-экономической политики в рамках ЕС (по аналогии с единой денежно-кредитной политикой), и в частности единой фискальной политики;
• политическая унификация в рамках ЕС. Развитие ЕС вширь из области дискуссий уже
перешло в практическую плоскость. Принятое политическое решение о присоединении к ЕС 10 менее развитых стран Восточной Европы, которые в среднем более чем в 2 раза почти по всем критериям присоединения уступают опять же средним критериям ЕС, означает, что ежегодно из общего бюджета ЕС-15 и их национальных бюджетов будут расходоваться десятки миллиардов евро для «подтягивания» и адаптации вновь принятых стран к европейским стандартам. Эти расходы только на начальном этапе составляют не менее 80 млрд евро, значительную часть которых выделит Германия.
Однако европейская интеграция, воплощенная в единой валюте, в одинаковой степени нуждается как в углублении, так и расширении.
Под углублением сегодня понимаются реформирование и развитие всех институтов ЕС, как экономических, так и политических, а также политического статуса национальных государств ЕС.
Германия и Франция в данном вопросе занимают почти схожую позицию, определяя будущий ЕС как межгосударственную конфедерацию. Немцы представляют статус национальных государств в рамках ЕС с «несколько большими» полномочиями, чем немецкие земли в ФРГ.
Эксперты полагают, что на данном этапе излишняя политизация интефации, требований конвергенции, а также излишнее расширение ЕС могут привести к негативным последствиям, и даже ослабить ЕС. Скорее всего ЕС могут изнутри подорвать децентрализированные бюджеты стран ЕС, при отсутствии единого бюджета (союзного) ЕС со своим мощным механизмом бюджетных трансфертов, который мог бы в случае экономических потрясений выполнять роль центрального стабилизатора.
Очевидно и то, что ЕС на этом этапе по многим экономическим и политическим соображениям развивается вширь.
В 2003 и в начале 2004 г. Евросистема продолжала внимательно прослеживать экономические и финансовые тенденции в присоединяющихся 10 новых странах. Особое внимание было уделено работе центральных банков присоединяющихся стран (ЦБПС). В то же время наиболее важными экономическими проблемами для Евросистемы были инфляционные тенденции, денежно-кредитная и валютная политика, экономический рост, бюджетная политика и состояние платежного баланса присоединяющихся стран. Мониторинг финансовых рынков включал последние тенденции развития как банковского сектора, так и рынка ценных бумаг.
Напомним еще раз, что Европейский совет 12 декабря 2002 г. принял историческое политическое решение о расширении Европейского союза. Точно по графику 10 стран — Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения, Словакия 1 мая 2004 г. присоединились к ЕС. Две другие страны — Румыния и Болгария получили приглашение вступить в ЕС в начале 2007 г.
Данный этап расширения уникален - подоб-
ДАЙДЖЕСТ ФИНАНСЫ
ного прецедента никогда не было с точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории и населения, а также разнообразию исторического опыта и культур.
В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 г. Председателе Европейской комиссии Про-ди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском союзе предусматривает, что любое европейское государство, уважающее основополагающие принципы союза, может обратиться с просьбой о приеме. Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему Копенгагенским критериям, установленным в 1993 г., не может быть отказано в такой перспективе». В то же время председатель Проди признал, что ЕС «не может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах расширенного союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС — и прежде всего с Россией. Цель состоит в создании большой Европы с единым экономическим и социальным пространством.
«Копенгагенские критерии» для получения членства в ЕС. Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и политические условия, известные как «Копенгагенские критерии», и в соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:
• обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенства закона и защиту меньшинств;
• обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках ЕС;
СРЕДНЕГОДОВЫЕ ТЕМПЫ
• принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза. Постепенно, по мере соответствия указанных стран критериям Маастрихтского договора (1992 г.), их центральные банки станут частью Европейской системы центральных банков (СЕЦБ) и после того как они взамен своих национальных валют введут евро, они получают свои квоты в ЕЦБ и войдут в Евросистему.
Пока 10 стран присоединяются к Европейскому валютному союзу (ВВС) в качестве членов с пониженным статусом до введения в этих странах единой европейской валюты евро.
Ключевые экономические и финансовые параметры отражены в табл. 1 и 2, которые демонстрируют значительный прогресс в экономике вновь присоединившихся стран.
В 2003 г. темпы роста реального ВВП значительно увеличились в прибалтийских государствах и, что немаловажно, в Польше, где в 2001-2002 гг. темпы экономического роста были самыми низкими.
В итоге если в целом в Еврозоне рост реального ВВП в 2003 г. составил 0,4%, то в среднем в 10 новых странах рост реального ВВП составил 3,5%.
Почти по всем 10 странам наблюдается снижение инфляции и приближение к нормативному значению (важнейшему критерию конвергенции) ГИПЦ в зоне евро (табл. 2).
Тенденции к снижению инфляции сохранились и в 2003 г. Однако по ряду показателей средние показатели присоединившихся стран пока весьма далеки от критериев конвергенции. По-пре-жнему бюджетный дефицит в указанных странах составляет в среднем 5% от ВВП (что почти в 2 раза выше требуемого уровня), а также состояние платежного баланса, где также по счету текущих операций в 2003 г. отрицательное сальдо составило около 3,9% от значения ВВП в среднем по указанным странам.
Таблица 1
РОСТА РЕАЛЬНОГО ВВП, %
Год Болгария Кипр Чехия Эстония Венгрия Латвия Литва
1999 2,3 4,8 0,5 -0,6 4,2 2,8 -3,9
2000 5,4 5,2 3,3 7,1 5,2 6,8 3,8
2001 4,0 4,1 3,3 5,0 3,7 7,7 5,9
2002 4,0 2,2 2,2 4,5 3,4 5,0 5,0
1999-2002 3,9 4,1 2,3 4,0 4,1 5,6 2,7
Год Мальта Польша Румыния Словакия Словения ВСЕ Еврозона
1999 4,1 4,1 -1,2 1,3 5,2 2,6 2,8
2000 6,1 4,0 1,8 2,2 4,6 4,0 3,5
2001 -0,8 1,0 5,3 3,3 2,9 2,7 1,4
2002 1,9 0,8 4,2 3,9 2,6 2,3 0,8
1999-2002 2,8 2,4 2,5 2,7 3,8 2,9 2,1
Источник: Евростат 2003.
Таблица 2
РОСТ ИНФЛЯЦИИ ПО ГИПЦ, %
Год Болгария Кипр Чехия Эстония Венгрия Литва Латвия
1999 2,6 1,1 1,8 3,1 10,0 2,1 0,7
2000 10,3 4,9 3,9 3,9 10,0 2,6 0,9
2001 7,4 2,0 4,5 5,6 9,1 2,5 1,3
Q1 2002 8,2 2,2 3,4 4,4 6,2 3,3 2,7
Q2 2002 7,1 2,2 2,0 4,2 5,4 2,0 0,6
Q3 2002 4,6 3,8 0,3 2,9 4,5 1,0 -0,6
Q4 2002 3,4 2,9 0,1 2,9 4,8 1,6 -0,9
Год Мальта Польша Румыния Словакия Словения ВСЕ Еврозона
1999 2,1 7,2 45,8 10,4 6,1 9,8 1,1
2000 2,4 10,1 45,7 12,2 8,9 11,9 2,1
2001 2,9 5,3 34,5 7,0 8,6 8,5 2,4
Q1 2002 3,8 3,5 27,0 4,6 7,9 6,4 2,5
Q2 2002 2,4 1,9 24,3 3,0 7,6 5,0 2,1
Q3 2002 1,5 1,4 21,4 2,5 7,4 4,0 2,1
Q4 2002 1,1 1,0 18,4 3,1 6,9 3,5 2,3
Источник: Евростат 2003.
Другие ключевые социально-экономические показатели в сравнении с зоной евро приведены в табл. 3.
В 2003 г. по паритету получательной способности (ППС) ВВП на душу населения в среднем по 10 вновь присоединившихся стран составил 49% от того показателя зоны евро.
Присоединившиеся страны еще недавно проводили отличную от Еврозоны денежно-кредитную и валютную политику, что объективно отражало существенные различия между ними по многим
социально-экономическим показателям и задачам развития.
Что касается валютной политики, проводимой этими странами, то здесь также образуется высокая волатильность. До недавнего времени Болгария, Эстония и Литва проводили стратегию привязки своих национальных валют к евро, т.е. курсы своих национальных валют скорректировали по курсу евро (currency board) и обеспечивали валютными резервами, созданными в евро, Мальта и Латвия ориентировались на курс SDR, Кипр и Вен-
Страна Население (млн чел.) ВВП (млрд евро) ВВП на душу населения (евро) ВВП на душу населения (% от среднего уровня еврозоны) Доля промышленности в ВВП (%) Доля сельского хозяйства в ВВП (%) Уровень безработицы (%) Экспорт в зону евро (в % от общего экспорта)
Болгария 8,0 15,2 6,506 28 23,0 13,8 19,3 51,5
Кипр 0,8 10,2 16,355 71 12,9 4,0 4,3 18,5
Чешская Республика 10,3 63,3 13,521 59 32,8 4,2 8,1 61,7
Эстония 1,4 6,2 9,995 43 22,7 5,8 12,2 41,5
Венгрия 10,2 57,8 11,839 51 27,1 4,3 5,6 68,6
Латвия 2,4 8,5 7,719 33 18,7 4,7 12,1 30,2
Литва 3,5 13,4 9,834 43 27,5 7,0 16,1 25,8
Мальта 0,4 4,0 12,825 56 24,5 2,4 4,5 35,1
Польша 38,6 204,1 9,127 40 24,1 3,8 18,1 59,0
Румыния 22,4 44,4 5,868 25 28,5 14,6 8,0 62,0
Словакия 5,4 22,8 10,885 47 27,5 4,6 19,6 56,2
Словения 2,0 21,7 16,014 69 30,3 3,3 6,4 58,0
ВСЕ 105,2 471,6 10,255 44 26,2 5,4 13,1 57,6
Еврозона 306,6 6 827,7 23,090 100 22,3 2,4 8,0 50,4
Таблица 3
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ СТРАН
Источник: Евростат, МВФ, годовой отчет ЕЦБ 2002.
ШРОСШЭШОМШ /
грия курсы форинта и кипрского фунта привязывали к евро с отклонениями ±15%.
Румыния, Словакия и Словения по-прежнему проводят стратегию управляемого валютного курса (Банк России, впрочем, тоже в настоящее время придерживается подобной стратегии, чтобы не дать рублю излишне укрепиться).
И только Чешская Республика и Польша проводят стратегию свободного плавания.
Однако после присоединения к ЕС указанные страны обязаны проводить валютную политику в рамках единых интересов всех стран ЕС, направленную, в первую очередь, на достижение ценовой стабильности в качестве главной цели денежно-кредитной политики. Более того, все они должны присоединиться к европейскому механизму формирования валютных курсов ЕКМ П (exchenge rate mechanism II), который представляет собой некое базовое соглашение между странами зоны евро (12 стран) и другими членами ЕС, не являющимися пока члейами ВВС (13 стран), на предмет проведения согласованной валютной политики в ЕС.
Что касается независимости присоединившихся национальных центральных банков (ЦБПС), то их статус был проанализирован по критериям институциональной, кадровой, правовой, функциональной и финансовой независимости со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ), который и выдал рекомендации присоединившимся странам привести в соответствии с европейским законодательством национальное банковское законодательство (и, в первую очередь, законы о центральных банках), а также пересмотреть нормативные акты центральных банков, не отвечающих критериям конвергенции и требованиям договора.
Россия рассматривает расширение ЕС как воплощение естественного интеграционного процесса, призванного отвечать интересам всех европейских государств. Со всеми новыми членами ЕС нас связывают традиционные отношения, имеющие глубокие исторические корни.
В Евросоюзе считают, что предстоящее расширение в целом будет иметь весьма позитивные последствия для России. Ожидается, что в результате расширения повысится политическая и экономическая стабильность в странах, являющихся непосредственными соседями России, что будет содействовать положительному развитию отношений
У-1(1261-2005 •
между Россией и будущими странами-членами ЕС. Более того, Россия может ожидать, что конкретные политические приоритеты вступающих стран повлияют на общие направления политики ЕС. В качестве примера, инициатива ЕС «Северное измерение», которая содействует развитию и сотрудничеству в регионе Балтийского моря, была создана под влиянием стран, вступивших в ЕС во время последнего расширения, а именно Финляндии и Швеции.
С экономической точки зрения расширение ЕС ставит новые задачи и открывает новые возможности для российской экономики. Евросоюз уже является крупнейшим торговым партнером России и, как ожидается, объем двусторонней торговли превысит 50% внешней торговли России. В результате расширения ЕС Россия получит прямой доступ к единому, расширенному гармонизированному рынку ЕС, насчитывающему 415 млн чел. Таким образом, Россия получит выгоду от того, что она будет иметь дело с единым сводом торговых правил, единым тарифом и единым набором административных процедур, которые будут применяться на всей территории расширенного Союза. Это означает, что российская продукция, соответствующая требованиям рынка ЕС в отношении, например, технических требований безопасности, может продаваться на рынке ЕС, охватывающем 25 стран, от Польши до Португалии. В особенности упрощение будет выгодно малым и средним предприятиям, для которых затраты на соответствие торговым процедурам пропорционально выше.
В свою очередь Россия может воспользоваться своим удачным географическим положением по отношению к нескольким вступающим странам, переживающим сильный экономический рост. Большинство вступающих стран являются традиционными экономическими партнерами России, в том числе и в торговле. Эта ситуация отразится на всех торговых отношениях между ЕС и Россией.
Исследования, проведенные независимыми исследовательскими институтами, показывают, что расширение ЕС также принесет выгоды России и с точки зрения импортных пошлин, применяемых в отношении российского экспорта в ЕС. Как ожидается, после расширения они снизятся по сравнению с ныне действующими пошлинами в странах-кандидатах.