Научная статья на тему 'Расширение Европейского союза, экономические и политические тенденции и процесс конвергенции'

Расширение Европейского союза, экономические и политические тенденции и процесс конвергенции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
979
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давтян М. А.

В статье рассматриваются основные вопросы расширения Европейского союза, включая анализ ключевых социально-экономических показателей стран, присоединившихся к ЕС в мае 2004 г. Внимательное изучение опыта становления и расширения ЕС с точки зрения складывающейся новой геополитической ситуации в Европе и места в ней России. Кроме того, анализ европейского опыта может быть весьма полезен для осмысления причин неудач интеграционных процессов в СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enlargement of the European Union. Economic and Social Trends in the Process of Convergence

The article deals with the questions of EC enlargement, including analysis of key socio-economic performance of countries that joined EC in May 2004. Careful investigation of EC enlargement experience might be useful from the point of view of new geopolitical situation in Europe as well ass Russia's role in it. This experience proves to be useful for understanding failures in the process of Commonwealth integration.

Текст научной работы на тему «Расширение Европейского союза, экономические и политические тенденции и процесс конвергенции»

ОБЗОРЫ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

РАСШИРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОЦЕСС КОНВЕРГЕНЦИИ

М.А. ДАВТЯН

Академия труда и социальных отношений Ул. Лобачевского, д. 90, 119454, Москва, Россия

В статье рассматриваются основные вопросы расширения Европейского союза, включая анализ ключевых социально-экономических показателей стран, присоединившихся к ЕС в мае 2004 г. Внимательное изучение опыта становления и расширения ЕС с точки зрения складывающейся новой геополитической ситуации в Европе и мета в ней России. Кроме того, анализ европейского опыта может быть весьма полезен для осмысления причин неудач интеграционных процессов в СНГ.

В начале третьего тысячелетия произошли качественные изменения в действующих процессах интеграции, интернационализации рынков товаров, услуг и финансов, которые нашли отражение в понятии «глобализация», которая и определяет состояние и перспективы развития всей мировой экономики и международных отношений. Одновременно с глобализацией новый качественный скачок получили и процессы регионализации, которые отражаются в развитии региональных экономических союзах. С одной стороны, регионализация может стать (и, скорее всего это и происходит) этапом в процессе глобализации, а с другой стороны, в известной степени и препятствовать существующей модели глобализации[1]. Примером подобной регионализации, безусловно, является Европейский Союз (ЕС), который уже насчитывает 25 стран, 12 из которых объединились в Европейский Валютный Союз (ЕВС).

Полувековая история становления ЕС убедительно показывает, что практически все страны ЕС, несмотря на множество проблем, трудностей и противоречий, независимо от уровня экономического развития различных стран-членов, во многом благодаря общим и согласованным усилиям, эффекту интеграции решают свои важнейшие социально-экономические проблемы с минимальными издержками. Именно этим объясняются интеграционные достижения ЕС и огромное стремление других восточно-европейских стран, в том числе и бывших республик СССР, во что бы то ни стало стать членом ЕС. Вышеперечисленные вопросы для нас тем более актуальны в связи с тем, что в последнее время резко возросла внешнеэкономическая и политическая активность России в направлении ЕС и активно обсуждается проект создания единого экономического пространства ЕС - Россия. Уже сегодня можно прогнозировать, что на долю 25 стран ЕС придется более 55% экспорта России [2].

В данной статье основное внимание будет уделено расширению ЕС и, в частности, с какими ключевыми параметрами (население, объем ВВП, ВВП на душу населения, доля промышленности, сельского хозяйства и услуг в ВВП, уровень безработицы, доля экспорта в ЕС в общем экспорте) вошли в ЕС вновь присоединенный

страны и насколько на сегодня они отвечают критериям конвергенции (уровень инфляции, соотношение государственного долга и ВВП, бюджетный дефицит, ежегодный индекс роста денежной массы и другие).

Интересно констатировать, что по перечисленным параметрам и критериям Россия либо превосходит, либо значительно близка показателям многих вновь присоединившихся стран (кроме, пожалуй, ВВП на душу населения и инфляции).

Внимательное изучение (а при необходимости и использование) опыта создания ЕС важно также с точки зрения практической реализации подписанных (но до сих пор нереализованных) соглашений и договоров в рамках СНГ, включая соглашение между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном о создании единого экономического пространства, подписанного в 2003 году. Как мы знаем, в соответствии с этими соглашениями предполагается поэтапное формирование единого таможенного союза, зоны свободной торговли, общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, платежного и даже валютного союза.

Дискуссия о расширении ЕС

Дискуссия об оптимальном соотношении между процессами развития европейской интеграции вширь и вглубь продолжается. Ключевыми элементами этой дискуссии остаются следующие вопросы:

- расширение ЕС;

- проведение единой финансово-экономической политики в рамках ЕС (по аналогии с единой денежно-кредитной политикой), и, в частности, единой фискальной политики;

- политическая унификация в рамках ЕС.

Развитие ЕС вширь из области дискуссий уже перешло в практическую плоскость. Принятое политическое решение о присоединении к ЕС десяти менее развитых стран, которые в среднем более чем в два раза почти по всем критериям присоединения уступают опять же средним критериям ЕС, означает, что ежегодно из общего бюджета ЕС-15 и национальных бюджетов стран будут расходоваться десятки миллиардов евро для «потягивания» и адаптации вновь принятых стран к европейским стандартам. Эти расходы только на начальном этапе составляют не менее 80 млрд. евро, значительную часть которых выделит Германия [3].

Все эти средства выделяются, в первую очередь, потому, что европейская интеграция, воплощенная в единой валюте, объективно нуждается как в углублении, так и расширении. Под углублением сегодня понимается реформирование и развитие всех институтов ЕС, как экономических, так и политических, а также политического статуса национальных государств ЕС. По поводу значения политической интеграции для дальнейшей консолидации Европейского Экономического и Валютного Союза (ЭВС) и укрепления евро канцлер ФРГ Г.Шредер высказался так: «Наличие единой валюты вынуждает нас предпринять шаги в направлении политического союза, поскольку в противном случае мы подвергнем опасности интеграцию, воплощенную в единой валюте»[4]. Германия и Франция в данном вопросе занимают почти схожую позицию, определяя будущий ЕС как межгосударственную конфедерацию. Немцы представляют статус национальных государств в рамках ЕС с «несколько большими» полномочиями, чем немецкие земли в ФРГ.

Эксперты полагают, что на данном этапе излишняя политизация интеграции, требование соблюдений критериев конвергенции, а также излишнее расширение ЕС могут перевести к негативным последствиям, и даже ослабить ЕС. Скорее всего, ЕС могут изнутри подорвать децентрализированные бюджеты стран ЕС. Единый

бюджет ЕС, который в настоящее время отсутствует, со своим мощным механизмом бюджетных трансфертов мог бы в случае экономических потрясений выполнять роль центрального стабилизатора. Очевидно и то, что ЕС на этом этапе по многим экономическим и политическим соображениям развивается вширь.

В 2003 г. и в начале 2004 г. ЕС продолжал внимательно отслеживать экономические и финансовые тенденции в присоединяющихся десяти новых странах. Особое внимание было уделено работе центральных банков присоединяющихся стран (ЦБПС). В то же время наиболее важными экономическими проблемами для Евросистемы были инфляционные тенденции, денежно-кредитная и валютная политика, экономический рост, бюджетная политика и состояние платежного баланса присоединяющихся стран. Мониторинг финансовых рынков включал анализ последних тенденций развития, как банковского сектора, так и рынка ценных бумаг.

Напомним еще раз, что 12 декабря 2002 г. Европейский Совет принял историческое политическое решение о расширении Европейского союза. Точно по графику 10 стран - Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения, Словакия 1 мая 2004 г. присоединились к ЕС. Две другие страны - Румыния и Болгария получили приглашение вступить в ЕС в начале 2007 г.

Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и культур.

В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 г. Председатель Европейской Комиссии Романо Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе предусматривает, что любое европейское государство, уважающее основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме. Действительно, ни одному европейскому государству, соответствующему Копенгагенским критериям, установленным в 1993 г., не может быть отказано в такой перспективе» [5]. В то же время Председатель Проди признал, что ЕС «не может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС и, прежде всего, с Россией. Цель состоит в создании Большой Европы с единым экономическим и социальным пространством.

Условия вступления в ЕС и основные социально-экономические параметры присоединившихся стран

Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и политические условия, известные как «Копенгагенские критерии», в соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:

- обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенства закона и защиту меньшинств;

- обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;

- принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Постепенно по мере соответствия вышеуказанных стран критериям Маастрихтского договора их центральные банки станут частью системы Европейских цен-

тральных банков (СЕЦБ) и после того, когда они взамен своим национальным валютам введут евро, то они получают свои квоты в ЕЦБ и войдут в Евросистему.

Пока вышеуказанные десять стран присоединяются к Европейскому Валютному Союзу (ЕВС) в качестве членов с пониженным статусом до введения в этих странах единой европейской валюты евро.

Ключевые экономические и финансовые параметры отражены в нижеприведенных таблицах, которые демонстрируют значительный прогресс в экономике вновь присоединившихся стран (см. таблицы 1-3).

Таблица 1

Год Болгария Кипр Чехия Эстония Венгрия Латвия Литва

1999 2.3 4.8 0.5 -0.6 4.2 2.8 -3.9

2000 5.4 5.2 3.3 7.1 5.2 6.8 3.8

2001 4.0 4.1 3.3 5.0 3.7 7.7 5.9

2002 4.0 2.2 2.2 4.5 3.4 5.0 5.0

1999- 2002 3.9 4.1 2.3 4.0 4.1 5.6 2.7

Год Мальта Польша Румыния Словакия Словения ВСЕ Еврозона

1999 4.1 4.1 -1.2 1.3 5.2 2.6 2.8

2000 6.1 4.0 1.8 2.2 4.6 4.0 3.5

2001 -0.8 1.0 5.3 3.3 2.9 2.7 1.4

2002 1.9 0.8 4.2 3.9 2.6 2.3 0.8

1999- 2002 2.8 2.4 2.5 2.7 3.8 2.9 2.1

*Источник. Евростат 2003.

В 2003 г. темпы роста реального ВВП значительно увеличились в прибалтийских государствах и, что немаловажно, в Польше, где в 2001-2002 гг. темпы экономического роста были самыми низким. Однако уже в 2003 г. и в первом полугодии 2004 г. темпы роста ВВП в Польше составили не менее 5% в год (см. табл. 1).

В итоге, если в целом в еврозоне рост реального ВВП в 2003 г. составил 0,4%, то в среднем в 10 новых странах рост реального ВВП составил 3,5%.

Почти по всем десяти странам наблюдается снижение инфляции и приближение к нормативному значению (важнейшему критерию конвергенции) ГИПЦ в зоне евро (см. табл. 2). Тенденции по снижению инфляции сохранились и в 2003 г. Однако по ряду показателей средние показатели присоединившихся стран пока весьма далеки от критериев конвергенции. По прежнем бюджетный дефицит в указанных странах составляет в среднем 5% от ВВП (что почти в два раза выше требуемого уровня), а также состояние платежного баланса, где также по счету текущих операций в 2003 г. отрицательное сальдо составило около 3,9% от значения ВВП в среднем по указанным странам.

Таблица 2

Рост инфляции по ГИ1Щ (в %)*_________ _______________

Год Болгария Кипр Чехия Эстония Венгрия Литва Латвия

1999 2.6 1.1 1.8 3.1 10.0 2.1 0.7

2000 10.3 4.9 3.9 3.9 10.0 2.6 0.9

2001 7.4 2.0 4.5 5.6 9.1 2.5 1.3

(}1 2002 8.2 2.2 3.4 4.4 6.2 3.3 2.7

(}2 2002 7.1 2.2 2.0 4.2 5.4 2.0 0.6

<33 2002 4.6 3.8 0.3 2.9 4.5 1.0 -0.6

СИ 2002 3.4 2.9 0.1 2.9 4.8 1.6 -0.9

Год Мальта Польша Румыния Словакия Словения ВСЕ Еврозона

1999 2.1 7.2 45.8 10.4 6.1 9.8 1.1

2000 2.4 10.1 45.7 12.2 8.9 11.9 2.1

2001 2.9 5.3 34.5 7.0 8.6 8.5 2.4

01 2002 3.8 3.5 27.0 4.6 7.9 6.4 2.5

<32 2002 2.4 1.9 24.3 3.0 7.6 5.0 2.1

(}3 2002 1.5 1.4 21.4 2.5 7.4 4.0 2.1

04 2002 1.1 1.0 18.4 3.1 6.9 3.5 2.3

‘Источник: Евростат 2003.

Другие ключевые социально-экономические показатели в сравнении с зоной евро приведены в таблице 3.

Таблица 3

Основные социально-экономические показатели присоединившихся стран*

Страна Население (млн. чел) ВВП (млрд.евро) 1 ВВП на душу населения (евро) ВВП на душу населения (% от среднего уровня еврозоны) Доля промышленности в ВВП (%) Доля сельского хозяйства в ВВП (%) Уровень безработицы (%) Экспорт в зону евро (в % от общего экспорта)

Болгария** 8.0 15.2 6,506 28 23.0 13.8 19.3 51.5

Кипр 0.8 10.2 16,355 71 12.9 4.0 4.3 18.5

Чешская 10.3 63.3 13,521 59 32.8 4.2 8.1 61.7

Республика

Эстония 1.4 6.2 9,995 43 22.7 5.8 12.2 41.5

Венгрия 10.2 57.8 11,839 51 27.1 4.3 5.6 68.6

Латвия 2.4 8.5 7,719 33 18.7 4.7 12.1 30.2

Литва - 3.5 13.4 9,834 43 27.5 7.0 16.1 25.8

Продолжение табл. 1

Мальта 0.4 4.0 12,825 56 24.5 2.4 4.5 35.1

Польша 38.6 204.1 9,127 40 24.1 3.8 18.1 59.0

Румыния** 22.4 44.4 5,868 25 28.5 14.6 8.0 62.0

Словакия 5.4 22.8 10,885 47 27.5 4.6 19.6 56.2

Словения 2.0 21.7 16,014 69 30.3 3.3 6.4 58.0

ВСЕ 105.2 471.6 10,255 44 26.2 5.4 13.1 57.6

Еврозона 306.6 6,827.7 23,090 100 22.3 2.4 8.0 50.4

* Источник: Евростат, 2003.

♦’Болгария и Румыния пока не вступили в ЕС. Предварительно назначенной датой вступления в ЕС является начало 2007 г.

В 2003 г. по паритету покупательной способности (ППС) ВВП на душу населения в среднем по десяти вновь присоединившихся стран составил 49% от аналогичного показателя зоны евро.

Присоединившиеся страны еще недавно проводили отличную от еврозоны денежно-кредитную и валютную политику, что объективно отражало существенные различия между ними по многим социально-экономическим показателям и задачам развития.

Что касается валютной политики, проводимой этими странами, то здесь также образуется высокая волантильность. До недавнего времени Болгария, Эстония и Литва проводили стратегию привязки своих национальных валют к евро, то есть курсы своих национальных валют скорректировали по курсу евро (currency board) и обеспечивали валютными резервами, созданных в евро. Мальта и Латвия ориентировались на курс SDR, Кипр и Венгрия курсы форинта и кипрского фунта привязывали к евро с отклонениями ± 15%.

Румыния, Словакия и Словения по прежнему проводят стратегию управляемого валютного курса (Банк России, впрочем, тоже в настоящее время придерживается подобной стратегии, чтобы не дать рублю излишне укрепиться и развиваться так называемой «голландской болезни» в России). И только Чешская Республика и Польша проводят стратегию свободного плавания.

Однако после присоединения к ЕС указанные страны обязаны проводить валютную политику в рамках единых интересов всех стран ЕС и направленную в первую очередь на достижение ценовой стабильности в качестве главной цели денежно-кредитной политики. Более того, все они должны присоединиться к европейскому механизму формирования валютных курсов ERM II (exchange rate mechanism II), который представляет из себя некое базовое соглашение между странами зоны евро (12 стран) и другими членами ЕС, не являющимися пока членами ЕВС (13 стран), на предмет проведения согласованной валютной политики в ЕС [6].

Что касается независимости присоединившихся национальных центральных банков (ЦБПС), то их статус был анализирован по критериям институциональной, кадровой, правовой, функциональной и финансовой независимости со стороны Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), который и выдал рекомендации присоединившимся странам привести в соответствии с европейским законодательством национальное банковское законодательство (и в первую очередь законы о центральных банках), а также пересмотреть нормативные акты центральных банков, не отвечающих критериям конвергенции и требованиям Договора.

Россия рассматривает расширение ЕС как воплощение естественного интеграционного процесса, призванного отвечать интересам всех европейских государств.

Со всеми новыми членами Евросоюза нас связывают традиционные отношения, имеющие глубокие исторические корни.

В ЕС считают, что предстоящее расширение в целом будет иметь весьма позитивные последствия для России. Ожидается, что в результате расширения повысится политическая и экономическая стабильность в странах, являющихся непосредственными соседями России, что будет содействовать положительному развитию отношений между Россией и будущими странами-членами ЕС. Более того, Россия может ожидать, что конкретные политические приоритеты вступающих стран повлияют на общие направления политики ЕС. В качестве примера, инициатива ЕС «Северное измерение», которая содействует развитию и сотрудничеству в регионе Балтийского моря, была создана под влиянием стран, вступивших в ЕС во время последнего расширения, а именно Финляндии и Швеции.

С экономической точки зрения расширение ЕС ставит новые задачи и открывает новые возможности для российской экономики. ЕС уже является крупнейшим торговым партнером России и, как ожидается, объем двусторонней торговли превысит 50% внешней торговли России. В результате расширения ЕС Россия получит прямой доступ к единому, расширенному гармонизированному рынку ЕС, насчитывающему 415 миллионов человек. Таким образом, Россия получит выгоду от того, что она будет иметь дело с единым сводом торговых правил, единым тарифом и единым набором административных процедур, которые будут применяться на всей территории расширенного Союза. Это означает, что российская продукция, соответствующая требованиям рынка ЕС в отношении, например, технических требований безопасности, может продаваться на рынке ЕС, охватывающем 25 стран, от Польши до Португалии. В особенности упрощение будет выгодно малым и средним предприятиям, для которых затраты на соответствие торговым процедурам пропорционально выше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь Россия может воспользоваться своим удачным географическим положением по отношению к нескольким вступающим странам, переживающим сильный экономический рост. Большинство вступающих стран являются традиционными экономическими партнерами России, в том числе и в торговле. Эта ситуация отразится на всех торговых отношениях между ЕС Россией.

Исследования, проведенные независимыми исследовательскими институтами, показывают, что расширение ЕС также принесет выгоды России и с точки зрения импортных пошлин, применяемых в отношении российского экспорта в ЕС. Как ожидается, после расширения они снизятся по сравнению с ныне действующими пошлинами в странах-кандидатах.

Интеграция России в европейское экономическое и финансовое пространство является объективной тенденцией, и она усиливается в связи с расширением ЕС. Однако она может принести как положительные, так и отрицательные последствия для экономики страны (особенно для ее неконкурентоспособных отраслей и занятости населения). Поэтому вопрос уже стоит о том, какая модель сотрудничества для России выгодна. Не преодолены еще основные негативные последствия «долларизации» экономики России, а последнее время появляется тенденция ее «еврои-зации», что таит в себе определенные угрозы для денежно-кредитной сферы и увеличение рисков для экономики.

Начало внешней конвертируемости рубля может значительно снизить степень долларизации экономики России и благотворно отразиться на экономическом росте, увеличении спроса на рубли и повышения монетизации экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давтян М.А. О глобализации и перспективах развития мирохозяйственных связей России // Вестник Финансовой Академии. - 2002. - № 3-4.

2. Вестник Банка России. - 2003. - № 26-27 (678-679).

3. Пищик В.Я. Евро и доллар США. - М.: Консалбанкир, 2002. - С. 184.

4. Frankfurter Allgemeine Zeitung. 25 September, 1999.

5. Le Monde, December, 2002.

6. ECB. Annual Report. - 2003.

ENLARGEMENT OF THE EUROPEAN UNION. ECONOMIC AND SOCIAL TRENDS IN THE PROCESS OF CONVERGENCE

M.A. DAVTIAN

The Academy of Labour and Social Relations Lobachevskogo str., 90, 119454, Moscow, Russia

The article deals with the questions of EC enlargement, including analysis of key socioeconomic performance of countries that joined EC in May 2004. Careful investigation of EC enlargement experience might be useful from the point of view of new geopolitical situation in Europe as well ass Russia’s role in it. This experience proves to be useful for understanding failures in the process of Commonwealth integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.