Научная статья на тему '2013. 03. 004. Чифчи С. Исламофобия и восприятие угрозы: объяснение антиисламских настроений на Западе. Ciftci S. islamophobia and threat perceptions: explaining anti-Muslim sentiment in the West // J. of muslim minority Affairs. – Abingdon, 2012. – Vol. 32, n 3. – p. 293–309'

2013. 03. 004. Чифчи С. Исламофобия и восприятие угрозы: объяснение антиисламских настроений на Западе. Ciftci S. islamophobia and threat perceptions: explaining anti-Muslim sentiment in the West // J. of muslim minority Affairs. – Abingdon, 2012. – Vol. 32, n 3. – p. 293–309 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 004. Чифчи С. Исламофобия и восприятие угрозы: объяснение антиисламских настроений на Западе. Ciftci S. islamophobia and threat perceptions: explaining anti-Muslim sentiment in the West // J. of muslim minority Affairs. – Abingdon, 2012. – Vol. 32, n 3. – p. 293–309»

помощью повышения краткосрочного процента может оказаться неэффективным, так как банки и предприятия просто будут еще больше занимать денег за границей под более низкий процент, так что властям придется применять другие элементы макроэкономической политики, кроме денежных.

С.В. Минаев

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2013.03.004. ЧИФЧИ С. ИСЛАМОФОБИЯ И ВОСПРИЯТИЕ УГРОЗЫ: ОБЪЯСНЕНИЕ АНТИИСЛАМСКИХ НАСТРОЕНИЙ НА ЗАПАДЕ.

CIFTCI S. Islamophobia and threat perceptions: Explaining anti-muslim sentiment in the West // J. of Muslim minority affairs. - Abingdon, 2012. - Vol. 32, N 3. - P. 293-309.

Автор отмечает, что начиная с 1980-х годов на Западе происходит рост антимусульманских настроений, еще более усилившийся после терактов в США в сентябре 2001 г. и в ряде европейских столиц. Термин «исламофобия» был официально признан на международном форуме по борьбе с нетерпимостью в Стокгольме в январе 2001 г. В том же году ООН осудила враждебное отношение к исламу и мусульманам.

Доклады Европейского центра по мониторингу расизма и ксенофобии и Совета по американо-исламским отношениям в США прямо указывают на рост исламофобии1.

Среди ученых и политиков нет единства в понимании термина «исламофобия». Наиболее развернутое определение дано в докладе Фонда Раннимида: «Исламофобия: Вызов для всех нас», опубликованный в Лондоне в 1997 г. Оно содержит восемь компонентов. 1. Ислам рассматривается как монолитная общность, статичная и неизменяемая. 2. Ислам воспринимается как особый и специфический феномен, как «другое». 3. Ислам видится варварским, иррациональным и примитивным, стоящим ниже Запада. 4. Ислам счи-

1 Anti-Islamic reactions within the European Union after the acts of terror against the USA. - Vienna, European center for monitoring on racism and xenophobia (EUMC), 2002. Mushims in the European Union: Discrimination and islamophobia. -Vienna: EUMC, 2006; The status of muslim civil rights in the USA. - Wash., Council on American-Islamic relations, 2006.

тается агрессивным, склонным к насилию, угрожающим и поддерживающим терроризм. 5. Ислам рассматривается как идеология, используемая в политических и военных целях. 6. Критика Запада со стороны ислама безоговорочно отвергается. 7. Враждебность по отношению к исламу используется, чтобы оправдать дискриминационную практику в отношении мусульман и исключение их из общественно-политической жизни общества. 8. Враждебность по отношению к мусульманам считается естественной и нормальной1 (с. 295).

Западные средства массовой информации используют именно эти представления об исламе и мусульманах в освещении событий в мусульманском мире и усиливают антиисламские настроения в обществе. Они изображают мусульман как аутсайдеров, враждебно относящихся к западной цивилизации. По отношению к ним западные СМИ чаще всего употребляют такие термины, как «террористы», «экстремисты» и «радикалы»2.

Сабина Шиффер и Константин Вагнер определяют исламо-фобию как новую форму расизма, в которой объектом дискриминации является религиозная общность. Они предпочитают характеризовать этот феномен как «культурный расизм»3.

Ибрагим Калин утверждает, что исламофобия является продуктом западной либеральной идеологии, придерживающейся узкого понимания секуляризации, которое не может принять другую религию, например ислам. Он считает, что антиисламские настроения связаны с ограничением плюрализма и мультикультурализма на Западе4.

В своем исследовании Чифчи опирается на материалы изучения мирового общественного мнения по указанной теме, проведен-

1 Islamophobia: A challenge for us all. - L.: Runnymede trust, 1997. - P. 4-10.

Said E. Covering islam: How the media and experts determine how we see the rest of world. - L.: Vintage, 1997; Poole E. Reporting islam: Media representations of British muslims. - L.: J.B. Tauris, 2002.

3

Schiffer S., Wagner C. Anti-semitism and islamophobia-new enemies, old pat-tererns // Race and class. - L., 2011. - Vol. 52, N 1. - P. 77-84.

4 Kalin I. Islamophonia and the limits of multiculturalism // Islamophobia: the challenge of pluralism in the 21st by century / Ed. by Esposito J. and Kalin I. - N.Y.: Oxford univ., 2011. - P. 21-23.

ного американским центром Пью в 2006 г.1 Он использовал данные по США, Великобритании, Германии, Франции и Испании (учитывались ответы граждан-немусульман этих стран).

Отвечая на вопрос об общем отношении к мусульманам, свыше 60% опрошенных во Франции и Великобритании и более 50% в США заявили, что они относятся к ним доброжелательно. Доля опрошенных с негативным отношением к мусульманам составила 51% в Германии и 50% в Испании (с. 299).

В то же время многие жители западных стран считают, что мусульмане склонны к насилию: 60% опрошенных в Испании, 47 в США, 45 в Германии и 40% во Франции и меньше всего в Великобритании (29%). Исламофобские настроения проявляются еще сильнее в ответе на вопрос, являются ли мусульмане фанатиками или нет. Положительный ответ дали 83% опрошенных испанцев, 70 в Германии, 50 во Франции, 46 в США и 43% в Великобритании. Большинство опрошенных в США (54%) и Испании (68%) верят, что мусульмане в их странах поддерживают террористические организации, в частности «Аль-Каиду». В трех других европейских странах этот процент существенно ниже: 22% в Германии, 27% в Великобритании и 28% во Франции (с. 299-300).

Проведя дополнительный анализ, автор приходит к выводу, что главным фактором, влияющим на исламофобские настроения жителей западных стран, является «восприятие ими реальной или символической угрозы со стороны мусульман их физическому существованию и культурным ценностям. Эти настроения эксплуатируются средствами массовой информации и правыми политиками для утверждения ксенофобии нового типа» (с. 307). Другой вывод автора: более образованные жители западных стран проявляют меньше исламофобских настроений. Чтобы изменить существующую ситуацию, автор считает необходимым расширять распространение объективных знаний об исламе.

Ю.И. Комар

1 Pew global attitudes project. The great divide: How Westerners and Muslims view each other. - Wash. : Pew.research center, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.