Научная статья на тему 'Ксенофобия в глобальном измерении'

Ксенофобия в глобальном измерении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1019
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ксенофобия / исламофобия / христианофобия / юдофобия / русофобия / демофобия / xenophobia / Islamophobia / Christianophobia / Judophobia / Russophobia / demophobia

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клеймёнов Михаил Петрович

На основе социологических исследований характеризуются наиболее заметные виды современной ксенофобии, показывается их распространенность в различных странах. Доказывается, что в России ксенофобия не имеет представительного распространения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XENOPHOBIA IN THE GLOBAL DIMENSION

In article on the basis of sociological research are most prominent, modern xenophobia and show their prevalence in different countries. It is proved that in Russia xenophobia does not have a representative spread.

Текст научной работы на тему «Ксенофобия в глобальном измерении»

ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭТНИЧЕСКОМУ, РЕЛИГИОЗНОМУ И МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ»

(12 ДЕКАБРЯ 2014 г.)

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). С. 248-253. УДК 343

КСЕНОФОБИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

XENOPHOBIA IN THE GLOBAL DIMENSION М. П. КЛЕЙМЁНОВ (M. P. KLEIMYONOV)

На основе социологических исследований характеризуются наиболее заметные виды современной ксенофобии, показывается их распространенность в различных странах. Доказывается, что в России ксенофобия не имеет представительного распространения.

Ключевые слова: ксенофобия; исламофобия; христианофобия; юдофобия; русофобия; демофобия.

In article on the basis of sociological research are most prominent, modern xenophobia and show their prevalence in different countries. It is proved that in Russia xenophobia does not have a representative spread.

Key words: xenophobia; Islamophobia; Christianophobia; Judophobia; Russophobia; demophobia.

Ксенофобия (от греч. «хёцо^» - чужой) -неприязнь, ненависть к другим народам. В глобальном пространстве в настоящее время наиболее заметны такие виды ксенофобии, как исламофобия, христианофобия, юдофобия, русофобия, демофобия. Об этом свидетельствуют материалы, представленные исследовательской организацией «The Pew Research Center» (PRC) , которая специализируется на проведении глобальных замеров и характеризуется в этой связи высоким международным авторитетом [1]. Мы будем использовать результаты исследований этой организации именно потому, что они в значительной мере формируют общественное мнение в глобальном масштабе.

Исламофобия (ненависть к исламу и мусульманам) и христианофобия (ненависть к христианству и христианам) выделены по религиозному признаку. По данным PRC, исла-

мофобия в глобальном измерении характеризуется показателями, представленными в табл. 1.

При анализе таблицы обращают на себя внимание явно завышенные показатели недоброжелательного отношения к мусульманам в России. Без сомнения, любой российский последователь ислама без колебаний подтвердит справедливость такого замечания. Это и понятно - история России не знает масштабных конфликтов на религиозной почве: российское государство всегда демонстрировало грамотную и взвешенную конфессиональную политику.

В то же время даже при таких явно завышенных показателях Россия не выглядит страной, где преобладает исламофобия. По данным таблицы, она преобладает в Германии, Испании, Польше, Индии, Китае, Бразилии, Мексике, ЮАР. Причины исламофобии в Европе, Индии и странах Латинской Америки

© Клеймёнов М. П., 2015

248

Ксенофобия в глобальном измерении

Таблица 1

Отношение к мусульманам в различных странах*, %

Страна Доброжелательное Недоброжелательное Не установлено

США 56 23 21

Великобритания 63 23 14

Франция 62 38 0

Германия 40 52 8

Испания 33 46 21

Россия 56 32 12

Польша 35 46 19

Турция 86 9 5

Египет 100 0 0

Иордания 97 2 1

Ливан 97 3 0

Пакистан 99 1 0

Индонезия 95 1 4

Австралия 60 29 11

Индия 36 56 8

Китай 20 55 25

Бразилия 32 53 15

Аргентина 21 34 45

Мексика 16 45 39

Танзания 82 13 5

Нигерия 74 20 6

ЮАР 34 45 21

* Таблица составлена по: Views on Muslims. - URL: http://www. pewglobal.org.

Таблица 2

Отношение к христианам в различных странах*, %

Страна Доброжелательное Недоброжелательное Не установлено

США 87 3 10

Великобритания 83 7 10

Франция 82 17 1

Германия 83 12 5

Испания 67 24 9

Россия 88 7 5

Польша 88 8 4

Турция 10 74 84

Египет 52 46 2

Иордания 73 25 98

Ливан 85 15 1

Пакистан 24 60 16

Индонезия 51 41 8

Австралия 84 8 8

Индия 49 37 14

Китай 55 22 23

Бразилия 70 21 9

Аргентина 66 14 20

Мексика 47 28 25

Танзания 92 8 100

Нигерия 78 17 5

ЮАР 83 10 7

* Таблица составлена по: Rating of Christins, Muslims and Jews. - URL: http://www. pewglobal.org.

249

М. П. Клейменов

различны. Если в Европе они во многом связаны с нежеланием мусульман ассимилироваться в толерантной европейской цивилизации, а в Индии - с тяжелыми индуистскоисламскими конфликтами, то в других странах главная причина - подверженность населения информационным манипулятивным технологиям. Глобальные масс-медиа уже два десятилетия настойчиво внушают мысль об интенции ислама к терроризму. Именно для этого разворачиваются грандиозные антиисламские провокации, последняя из которых связана с еженедельником «Шарли Эб-до» [2]. Цели провокации многозначны: не только показать «нецивилизованность» мусульман, но и вызвать агрессивную реакцию по отношению к христианам. Мусульмане Пакистана, Турции, Египта и других стран часто не понимают, что в редакциях СМИ, которые публикуют оскорбительные карикатуры, не может быть ни одного христианина по определению. Они наивно думают, что Европа - континент, где проживают христиане. Поэтому антиисламские провокации дос-

тигают своих целей и приобретают антихристианскую направленность. Это видно из материалов табл. 2.

Одновременно обращает на себя внимание, что в странах, население которых положительно относится к христианству, эта религия перестает играть социально-нравственную роль и уходит в исключительно культурологическую сферу праздников. Утрата харизмы номинальными христианами не проходит бесследно и сопровождается значимыми криминологическими последствиями, в числе кото -рых нацизм, фашизм, экстремизм и терроризм.

Антисемитизм в глобальном измерении PRC представлен в табл. 3.

Из материалов таблицы усматривается, что антисемитизм наиболее характерен для государств с мусульманским населением, хотя юдофобские настроения довольно широко распространены по всему миру, включая Индию, Китай, страны Латинской Америки и Африки. Причины этого требуют самостоятельного изучения и могут, в частности, иметь отношение к псевдонаучной мифологии.

Таблица 3

Отношение к евреям в различных странах*, %

Страна Доброжелательное Недоброжелательное Не установлено

США 77 7 16

Великобритания 73 9 18

Франция 79 20 1

Германия 64 25 11

Испания 37 46 17

Россия 50 36 14

Польша 47 34 19

Турция 7 76 17

Египет 3 95 2

Иордания 3 96 1

Ливан 2 97 1

Пакистан 4 76 20

Индонезия 10 66 24

Австралия 73 11 16

Индия 15 32 55

Китай 20 55 25

Бразилия 36 50 24

Аргентина 30 32 38

Мексика 20 46 66

Танзания 33 39 28

Нигерия 34 43 23

ЮАР 26 45 71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Таблица составлена по: Rating of Christins, Muslims and Jews. - URL: http://www. pewglobal.org.

250

Ксенофобия в глобальном измерении

В отношении России такая мифология налицо. Можно уверенно утверждать, что антисемитизма в России (как репрезентативного явления, грозящего еврейскими погромами и пр.) нет. Это подтвердит любое серьезное исследование. Материалы проведенных нами опросов населения свидетельствуют, что лишь 23 % опрошенных указали на проблемность данного аспекта этнических отношений (17 % уклонились от ответа, 60 % указали на актуальность русофобии). Нагнетание истерии по поводу антисемитизма,

очевидно, есть не что иное, как форма разжигания национальной вражды, требующая правовой оценки. Нуждаются в подобной оценке и конкретные антисемитские заявления определенных лиц. Гораздо более актуальна проблема русофобии (табл. 4).

Как видим, имидж России оценивается в целом сравнительно низкими показателями, что объясняется как традиционной русофобией, так и последствиями информационной войны, которая развернута Западом в отношении нашей страны.

Таблица 4

Отношение к России в различных странах*, %

Страна Доброжелательное Недоброжелательное Не установлено

США 37 43 22

Великобритания 38 39 23

Франция 36 64 0

Германия 32 60 8

Испания 38 51 11

Израиль 21 77 2

Польша 54 36 10

Турция 19 66 15

Египет 30 64 6

Иордания 25 70 5

Ливан 46 53 1

Пакистан 19 32 49

Индонезия 43 33 24

Австралия 42 39 19

Япония 27 54 19

Китай 49 39 12

Бразилия 34 52 24

Аргентина 26 29 45

Мексика 28 38 34

Нигерия 38 30 32

ЮАР 26 53 21

* Таблица составлена по: Russia Global Image Negative amid Crisis in Ukraina. - URL: http://www. pewglobal.org.

Русофобия имеет древнюю историю, её причины коренятся в духовной сфере. Подобно тому, как крестоносцы жестоко избивали в Иерусалиме и Константинополе хри-стиан-единоверцев за то, что они следовали восточному, а не латинскому церковному обряду, западные рыцари шли с мечом на Русь, высокомерно полагая, что они идут просвещать варваров. Между тем Русь, крещенная св. князем Владимиром, уже имела свой собственный ценностный идеал, основами которого были верность Православию и патриотизм. Нравственный облик русских ратников был неизмеримо выше, чем у иноземных завоевателей, которыми неизменно руководили

ненависть к другим народам и стремление их покорить и ограбить. Российская история являет нам примеры высокой духовности и образцовой нравственной чести русских князей, которые были впоследствии признаны святыми в народном предании и канонах Русской православной церкви. Удивительны ратные подвиги святого благоверного князя Александра Невского, который в 20 лет наголову разбил превосходящие силы шведского отряда Биргера, показав воинскую отвагу (самому Биргеру «возложи печать на лице острым своим копием») и полководческое искусство. Эта битва и дала Александру прозвание Невского: сражение состоялось на ле-

251

М. П. Клеймёнов

вом берегу Невы при впадении реки Ижоры. В 22 года Александр Невский возглавил русское войско, которое победило рыцарей Тевтонского ордена (с ним незадолго до Ледового побоища 1242 г. соединился орден Меченосцев). После этого поражения немцы просили мира, согласившись отказаться от своих завоеваний в русских землях и возвратить пленных. После шведов и немцев Александр обратил оружие на литовцев и рядом побед показал им, что нельзя безнаказанно совершать набеги на русские земли. В 1256 г. шведы попытались снова захватить у Новгорода Финское побережье и вместе с подвластной Емью стали строить крепость на реке Наро-ве; но при одном слухе о приближении Александра с Суздальскими и Новгородскими полками удалились [5].

Самая неискоренимая черта русофобии - высокомерие её адептов, которое выдает их поверхностность и глубокое невежество, образцом чего является памфлет маркиза Ас-тольфа де Кюстина «Россия в 1839 году». Это своего рода классика русофобского жанра с точки зрения её популярности (еще в середине Х1Х столетия она выдержала несколько изданий гигантским по тем временам тиражом - 200 тыс. экземпляров) и в плане «точности и меткости» наблюдений. Путешествуя по России неполных четыре месяца (июль - октябрь 1839 г.), маркиз набрался такого количества впечатлений, что их хватило на два тома. Вот некоторые из них:

«Не устану повторять: в России нет знати, ибо нет независимых характеров».

«Одни говорят: русский народ кроток; на это я отвечу: “В том нет никакой его заслуги, это привычка повиноваться”».

«Другой русский герой, на мой вкус нимало не заслуживающий восхищения, признанный святым Александр Невский».

«Общественная жизнь в этой стране -сплошные козни против истины. Всякий, кто не дает себя обмануть, считается здесь изменником; посмеяться над бахвальством, опровергнуть ложь, возразить против политической похвальбы, мотивировать свое повиновение - является здесь покушением на безопасность державы и государя; такого преступника здесь ждет участь революционера, заговорщика, врага государственного порядка, преступника, виновного в оскорбле-

нии величества... участь поляка, а вам известна, сколь жестока эта участь».

«Русская цивилизация ещё так близка к своему источнику, что походит на варварскую. Россия не более, чем сообщество завоевателей, сила её не в мышлении, а в умении сражаться, то есть в хитрости и жестокости».

«До сих пор я ни разу не встретил на улице простолюдинки, которая бы показалась мне красивой; подавляющее же большинство их, по-моему, на удивление уродливы и до отвращения нечистоплотны. Странно подумать, что именно они жены и матери мужчин с такими тонкими и правильными чертами, с греческим профилем, так изящно и гибко сложенных, как видишь это в низших классах русской нации» [4].

Последнее замечание, вероятно, имеет отношение к гомосексуальным наклонностям маркиза, который был уличен в мужеложстве и после скандала чувствовал на себе презрительное отношение светского общества, в те времена не бывшего столь толерантным к сексуальным патологиям, как сегодня. Впрочем, вряд ли правильно выводить особенности всего творчества Кюстина из этих наклонностей, как это делает Б. Парамонов [5]. На мой взгляд, книга «Россия в 1839 году» -элементарный симбиоз высокомерного невежества и графомании. Вне всякого сомнения, маркиз не стремился понять Россию и русских, он с самого начала считал себя выше этих «предметов».

Традицию оценивать Россию мерками де Кюстина можно считать давно сложившейся и устойчивой. Несмотря на то, что капиталистические преобразования в стране были осуществлены по западным образцам и с участием американских советников, указанная традиция не претерпела сколько-нибудь существенных изменений. По западной установке, в России плохо всё: русские по натуре ленивы, жестоки и духовно ограниченны; “настоящая” демократия в таком государстве невозможна; монархисты все сплошь ретрограды, националисты и пьяницы, как и коммунисты; Православная церковь тоже реакционна и деспотична; предприниматели - преступники; товары - плохого качества; простые люди - рабы, склонные к хамству и алкоголизму; армия состоит из дикарей и убийц с имперскими амбициями и

252

Ксенофобия в глобальном измерении

т. д. Бросается в глаза расистский характер такой пропаганды: это не критика отдельных моментов, представляющихся авторам дурными, а ненависть к целому народу; это плохо скрываемое или не скрываемое вовсе заявление, что весь народ по природе своей плох и ничего положительного от него принципиально исходить не может. Особенно явным видится исключительный характер антирусской пропаганды, если вспомнить, что расизм в западных странах преследуется законом и оскорбительные высказывания в целом об африканцах, азиатах, евреях, арабах, любой другой расе или нации считаются правонарушением.

Русофобия открыла в своем каталоге криминологическую тематику. Мигранты из СССР или СНГ, выявленные за совершение преступления в странах дальнего зарубежья, автоматически зачисляются в «русскую мафию». К ним относятся этнические евреи из преступных группировок Брайтон-Бич, чеченцы, похищающие автомобили в государствах Бенилюкса, армяне, торгующие краденым антиквариатом в ФРГ, азербайджанцы, «пробивающие» маршруты наркотрафика в Турцию, и т. д. Правда, при непосредственных контактах с зарубежными специалистами в сфере борьбы с преступностью на просьбу пояснить такую терминологию они оговариваются, что здесь, очевидно, имеется в виду «русскоязычная мафия». Однако, во-первых, не для всех эмигрантов-правонару-шителей русский язык был основным языком общения и, во-вторых, предложенное уточнение не доводится до сведения широкой общественности.

Весной 2014 г. нами был проведен опрос 448 омичей. На вопрос «Какая нация, на Ваш взгляд, является наиболее доброжелательной по отношению к другим?» подавляющее большинство (74,7 %) ответили - русские. Доли остальных этносов в ответах составили: белорусы - 5,6 %, народности Крайнего Севера - 5,6 %, украинцы - 5,0 %, евреи -4,7 %, грузины - 4,7 %, иные - 4,7 %.

Ксенофобия есть не что иное, как проявление расизма. Фактически расизм есть закрепленное на идеологическом уровне оправдание общественного неравенства, которое будто бы определено самой природой данного человека, его врожденными свойст-

вами [6]. В последние годы приобрел популярность «социогенный расизм», основанный на идее избранности. Эта идея отличает образ мышления нового (постсоветского) поколения политиков и бизнесменов, которые, разбогатев на операциях в области нелегальной экономики или откровенно криминального бизнеса, почувствовали потребность в обосновании собственной значимости, своих «выдающихся» способностей, «естественного права» господствовать над другими людьми. Заметим, что этот феномен не нов: ещё М. Вебер отмечал взаимосвязь капитализма и идей мессианизма, стимулирующих мотивы «избранности» богатых и презрительного отношения к бедным [7].

Такой вид ксенофобии имеет наименование демофобии или охлофобии - ненависти к «простому» народу. В постмодернизме появилось понятие «homo sacer» - человека, которого нельзя принести в жертву, но которого можно безнаказанно убить [8]. Джорджо Агамбен, который реанимировал этот древе-неримский термин, отмечает наличие главной тенденции современной западной демократии - превращение её в биополитику, создание концлагерей вместо государств (часто - под предлогом борьбы с терроризмом) и уничтожение непокорных. «Самостийная»

Украина показывает пример того, как это делается на практике. 1 2 3 4 5 6 7 8

1. The Pew Research Center. - URL: http://www. En.wikipedia.org.

2. Николаев И. Провокация продолжается. -URL: http://www.ruskline.ru.

3. Энциклопедия российской монархии. - М. : ЭКСМО, 2002. - С. 32-35.

4. Де Кюстин А. Россия в 1839 году : в 2 т. -М. : Терра, 2000. - Т. 1. - С. 66, 166, 272, 277, 438, 439.

5. Парамонов Б. Непрошенная любовь: маркиз де Кюстин в России // Время и мы. - 1993. -№ 119. - С. 155-176.

6. Аксянова Г. А. Критика использования биологических и психологических особенностей человека в идеологии и практике расизма // Расы и расизм: история и современность. -М. : Наука, 1991. - С. 84.

7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М. : Прогресс, 1990. - С. 61-70.

8. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. - М. : Европа, 2011. - 256 с.

253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.