Научная статья на тему '2013. 02. 018. Лонг О. , Рэдин Э. Ислам как средство повышения эффективности афганской полиции. Long A. , Radin A. enlisting Islam for an effective Afgan police // survival. – L. , 2012. – Vol. 54, n 2. – p. 113–128'

2013. 02. 018. Лонг О. , Рэдин Э. Ислам как средство повышения эффективности афганской полиции. Long A. , Radin A. enlisting Islam for an effective Afgan police // survival. – L. , 2012. – Vol. 54, n 2. – p. 113–128 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВО – АФГАНИСТАН / ПОЛИЦИЯ – АФГАНИСТАН – – ПОДГОТОВКА КАДРОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 018. Лонг О. , Рэдин Э. Ислам как средство повышения эффективности афганской полиции. Long A. , Radin A. enlisting Islam for an effective Afgan police // survival. – L. , 2012. – Vol. 54, n 2. – p. 113–128»

Хартум, где в настоящее время сосредоточилась треть населения всего Судана. Таким образом, создается устойчивое впечатление, что автор, столь явно следуя в русле политики, инициированной Бушем, всячески стремится угодить Америке - едва ли случайно снимок, запечатлевший его с этим всецело обанкротившимся политиком, вынесен на обложку книги.

В связи с этим довольно примечателен тот факт, что автор упускает из вида ве сьма важные обстоятельства и факты, как, например, то, что подписанное в 1947 г. в Джубе - столице Юга - соглашение об объединении Северного и Южного Судана в единое государство сорвало британские планы относительно присоединения Юга к Уганде; или, например, то, что гражданская война началась в 1955 г. с волнений на Юге, по всей видимости, инспирированных Великобританией.

К.Б. Демидов

2013.02.018. ЛОНГ О., РЭДИН Э. ИСЛАМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АФГАНСКОЙ ПОЛИЦИИ. LONG A., RADIN A. Enlisting islam for an effective afgan police // Survival. - L., 2012. - Vol. 54, N 2. - P. 113-128.

О. Лонг (Колумбийский университет, США) А. Рэдин (Мас-сачусетский технологический институт, США) пишут об особой значимости афганской полиции, которая одновременно является как передовым отрядом борьбы с террористами, так и важным инструментом укрепления авторитета центральной власти на местах.

В настоящее время США и их союзники озабочены необходимостью создания эффективных полицейских подразделений, способных выполнять указанные задачи после ухода из страны Международных сил содействия безопасности (МССБ). До сих пор командование МССБ, участвуя в создании Афганской национальной полиции (АНП), руководствовалось главным образом тем опытом, который существует на Западе. Поэтому основной упор делался на обеспечение полицейских необходимой экипировкой, обучение их владению современным оружием и техническими средствами. Предпринимались даже попытки дать будущим полицейским начальную юридическую подготовку. Однако методика, естественная в западном контексте, оказалась неэффективной и даже контрпро-

дуктивной в условиях афганского традиционного исламского общества.

США и их союзники приступили к реформированию афганской полиции сразу после подписания Боннского соглашения по Афганистану 2001 г. Так, Германия в рамках реформы основала в Афганистане полицейскую академию, которая по программе, рассчитанной на несколько лет, должна готовить 1500 офицеров и еще 500 специалистов без звания (с. 115). Довольно быстро стало очевидно, что одного учебного заведения для удовлетворения потребности страны недостаточно. В 2003 г. США в дополнение к немецкому проекту начали реализовывать свой, в основу которого была положена идея создания системы специальных краткосрочных курсов. В результате к июню 2006 г., благодаря тому, что удалось наладить функционирование трехнедельных курсов, число полицейских удалось повысить до 60 тысяч.

Американская система обучения имела ряд недостатков. Преподавателями на курсах были американские инструкторы или их коллеги из Западной Европы, не владевшие местными языками и нуждавшиеся в услугах переводчиков. Сама программа была разработана в США и строилась вокруг американской концепции полицейской работы. Так, например, курсы более высокого уровня (расширенные девятинедельные) включали в себя занятия, посвященные обсуждению моральных качеств и этики офицера полиции, деятельности полиции в условиях демократии и соблюдения прав человека. Курсантов пытались обучать технике допроса, оформлению рапортов и т.п. Подобная методика была обречена на неудачу не только из-за культурных различий между преподавателями и учащимися, но главным образом вследствие того, что многие направленные на учебу афганские полицейские оказались неграмотными.

В 2005 г. подготовку афганских сил безопасности (для армии и полиции) взяло на себя Объединенное переходное командование по безопасности - ОПКБ (CSTC-A - Combined Security Transition Command - Afghanistan). ОПКБ была разработана стратегия, в рамках которой создавались новые подразделения полиции. Численность личного состава увеличивалась с 62 тыс. до 82 тыс. (с. 115). Для более тщательного контроля над процессом обучения, а также над комплектованием и оснащением отрядов полиции, новая про-

грамма была разбита на несколько этапов. Однако несмотря на все принимаемые меры, США и их союзникам даже через шесть лет после вторжения в Афганистан были далеки от решения задачи поддержания порядка внутри страны силами собственно афганских полицейских подразделений.

Некоторое представление об эффективности АНП, а также об отношении к ней населения дают результаты опроса, проведенного британскими исследователями из SCL Group (SCL - Strategic Communication Laboratory. - Реф.) в 2010 г. в двух округах провинции Кандагар. Не претендуя на то, чтобы характеризовать ситуацию в Афганистане в целом, данное исследование все же выявляет некоторые важные тенденции. Практически все отвечавшие на вопросы высказали свое разочарование по поводу АНП, считая ее деятельность неэффективной, а самих полицейских коррумпированными и жестокими. Участниками опроса были пуштуны, составляющие подавляющее большинство местного населения. Они выражали особое недовольство тем, что в их округах среди полицейских преобладают представители других этнических групп (таджиков, узбеков, хазарейцев), которые к тому же не говорят на языке пушту. Такая ситуация естественным образом провоцирует отчуждение и препятствует установлению контактов между АНП и местными жителями.

Результаты обследования лишний раз показали, что наиболее эффективной практикой формирования полиции и укрепления внутреннего порядка в Афганистане окажется лишь та, в которой будет предусмотрена максимальная опора на местные силы. Попытки двигаться в этом направлении уже предпринимались1. А в 2010 г. МССБ совместно с правительством Афганистана начали

1 Первые (но неудачные) попытки в этом направлении ОПКБ начало предпринимать с 2006 г. Речь идет о создании Национальной вспомогательной полиции Афганистана. Условием приема кадров для этой структуры было наличие рекомендации. Подготовка включала прохождение 80-часовых курсов, получение оружия и униформы. Поскольку проверить подлинность рекомендации было практически нереально, в ряды Вспомогательной полиции стали проникать враждебные режиму элементы. В 2008 г. Вспомогательная полиция была распущена, поскольку не только не оправдала возлагавшихся на нее надежд, но и неожиданно для авторов проекта способствовала вооружению талибов. По тем же причинам потерпела неудачу запущенная в 2009 г. Афганская программа народной защиты (с. 116).

создавать Афганскую местную полицию (АМП). В соответствии с Указом президента АМП подчиняется Министерству внутренних дел (МВД). Подразделение АМП может быть создано только на основании решения специального собрания (шура) в составе деревенских старейшин, представителей центральной власти и местного управления полиции МВД. В каждом районе должно действовать около 300 подразделений АМП. За экипировку личного состава отвечают МВД и МССБ. В соответствии с указом «подразделение укомплектовывается добровольцами из членов общины, чьи кандидатуры одобрены советом деревни (шура), а благонадежность проверена по линии МВД и Управления национальной безопасности. Для сотрудников подразделения предусматривается неполный рабочий день и вознаграждение в размере 60% от базовой зарплаты полицейского. Им разрешается заниматься другими видами деятельности, если те не противоречат афганскому Закону о полиции и не являются поводом для злоупотребления служебным положением» (с. 117).

Проведенное SCL Group обследование показало, что наиболее значимым фактором, влияющим на формирование негативного отношения населения к АНП, является то, что полицейских не воспринимают как единоверцев-мусульман. С одной стороны, люди в форме часто ассоциируются с «неверными» из МССБ. Однако, с другой стороны, представители АНП часто сами дают повод для неприязни, поскольку пренебрегают соблюдением обязательных для мусульман традиций.

Опрос жителей Кандагара, одного из наиболее неблагополучных в плане безопасности районов страны, заставляет задуматься об изменении общего подхода к формированию афганской полиции. Речь, в частности, идет о пересмотре используемой МССБ сугубо технократической методики подготовки полицейских и о том, чтобы было уделено внимание культурным особенностям афганского общества, в основе своей мусульманского. «Своими ответами на вопросы афганцы объяснили, что, с их точки зрения, принуждать к соблюдению закона имеет право только хороший мусульманин. Иными словами, МССБ следует со всей серьезностью отнестись к тому факту, что Афганистан является исламской республикой, и способствовать тому, чтобы полиция в глазах населения была и республиканской, и мусульманской» (с. 114).

МССБ и правительство Афганистана могли бы предпринять ряд конкретных мер, способных улучшить существующее положение. Было бы разумно, например, приглашать для обучения полицейских инструкторов из мусульманских государств, отдавая предпочтение гражданам Иордании и Турции. Полицейским также следует вменять в обязанность соблюдение всех религиозных предписаний наравне с местными жителями. При составлении распорядка дня полицейского подразделения присутствие на богослужениях должно прописываться наряду с патрулированием и розыскной деятельностью. Такой порядок может нарушаться только во время проведения боевых операций. Наконец, полицейских следует поощрять к выполнению основных заповедей ислама. Следует снижать интенсивность боевых операций в период религиозных праздников. Министерство по делам паломников совместно с МВД должно способствовать тому, чтобы как можно большее число офицеров полиции совершили хадж.

В заключение авторы пишут, что «США следует адаптировать процесс подготовки полицейских к политическим условиям современного Афганистана, так как данные приведенного выше опроса и других аналогичных обследований показывают, что в данный момент население в большей степени сочувствует талибану, чем государству» (с. 125).

Н.Б. Шувалова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2013.02.019. КЁНИ Х. ВЛИЯНИЕ САУДОВСКОЙ АРАВИИ НА ИСЛАМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ТУРЦИИ: 1970-е ГОДЫ КАК ОТПРАВНАЯ ТОЧКА.

KONI H. Saudi influence on islamic institutions in Turkey beginning in 1970 s // Middle East j. - Washington, 2012. - Vol. 66, N 1. - P. 97110.

Х. Кёни (университет Билькент, Анкара, Турция; Принстон-ский университет, США) пишет, что в период правления короля Фейсала (1964-1975) произошло сплачивание саудовской правящей династии, представителей религиозной элиты (как крайних, так и умеренных взглядов), а также верхушки деловых кругов для решения конкретных внешнеполитических задач: создания пале-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.