Научная статья на тему 'Афганистан: новая политика и старые беды'

Афганистан: новая политика и старые беды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Афганистан: новая политика и старые беды»

ется ли хомейнизм религиозной идеологией, способной оказать сильное влияние на внешний мир? Скорее всего - да.

«Государство, религия, церковь в России и за рубежом», М., 2010 г., № 4, с. 162-170.

Е. Кузнецов,

кандидат исторических наук АФГАНИСТАН: НОВАЯ ПОЛИТИКА И СТАРЫЕ БЕДЫ

Выступая 1 декабря 2009 г. в Вест-Пойнтской военной академии, президент США Б. Обама тремя ключевыми пунктами, составляющими новую стратегию по Афганистану, назвал: увеличение американского контингента войск и особенно афганской армии и полиции; обеспечение более эффективного гражданского управления и действенное партнерство с Пакистаном. Эта стратегия нашла свое воплощение в решении направить в восточные и южные районы Афганистана дополнительные военные подкрепления в 30 тыс. американских военнослужащих, а также - в мерах по укреплению кабульского правительства и попытках расколоть вооруженную оппозицию, переманивая на сторону центральной власти «умеренных» талибов.

Важным аспектом новой стратегии стало привлечение Пакистана к активному вооруженному подавлению пакистанских талибов и убежищ «Аль-Каиды» и афганской вооруженной оппозиции в Зоне племен (ЗП) на пакистано-афганской границе. Обама признал, что в последние годы движение «Талибан» (ДТ), пытаясь совместно с «Аль-Каидой» свергнуть афганское правительство, постепенно расширило территории, находящиеся под его контролем, а также усилило террористические вылазки в Пакистане. Отметив, что дополнительные войска дадут возможность «перехватить инициативу и укрепить потенциал Афганистана, позволяющий начать ответственный вывод американских войск из страны», глава Белого дома пообещал, что такой вывод начнется в июле 2011 г. Поставлена цель донести до афганского правительства и народа, что «в конечном счете, они будут нести ответственность за свою страну». Обама обещал поддержать усилия Кабула по привлечению на его сторону тех талибов, которые «откажутся от насилия». До начала вывода планируется подавить основные очаги сопротивления талибов, а территории, безопасность которых обеспечена, передать

под контроль местной армии и полиции. Как американцы, так и их союзники особо подчеркивают, что ближайшая задача Международных сил по содействию безопасности (МССБ) в Афганистане, костяк которых составляют американские и натовские войска, -надломить талибов и создать боеспособную правительственную армию, а реинтеграция колеблющихся талибов представляет собой как бы вспомогательную операцию.

С приходом к власти администрации Обамы в Афганистане находилось всего 32 тыс. американских военнослужащих, весной 2009 г. их численность возросла до 68 тыс. человек, а вместе с дополнительным американским контингентом (30 тыс.) достигнет почти 100 тыс. Численность других иностранных войск, составлявших 10 139 человек, увеличится еще на 9 тыс., т.е. примерно до 49 тыс. Таким образом, контингент коалиционных сил увеличится примерно до 150 тыс. военнослужащих, т.е. возрастет более чем в два раза.

Новая стратегия Обамы в Афганистане наглядно отражает концептуальные различия в подходе американских демократов и правых республиканцев к внешней политике. В предисловии к обнародованной в мае 2010 г. стратегии в области национальной безопасности Обама подчеркнул, что в борьбе с угрозами начала нынешнего века «Америка не может нести бремя только на собственных плечах». Отмечается, что США должны, наряду с укреплением традиционных союзов, «создавать более глубокие и действенные партнерства с другими ключевыми центрами влияния -Китаем. Индией и Россией, а также набирающими вес государствами, такими как Бразилия, Южная Африка и Индонезия».

Выступая на совместной с министром обороны США Р. Гейтсом пресс-конференции в Кабуле 8 декабря 2009 г. президент Афганистана Х. Карзай, в ответ на планы главы Белого дома поэтапно передать афганцам ответственность за безопасность своей страны, выдвинул встречное предложение - обеспечить обучение и оснащение афганской армии, а также взять ее на содержание на грядущие 1520 лет, поскольку Афганистан не располагает собственными ресурсами на эти цели. Глава Пентагона откликнулся на призыв Карзая к международной коалиции, прежде всего США, обещанием продолжить боевые операции и оказание финансовой и иной помощи афганским силам безопасности. Но акценты он расставил по-иному, не связывая себя сроками передачи афганской стороне ответственности за поддержание безопасности и делая упор на постепенность и достаточно высокую динамичность этого

процесса. Планируется по мере усиления афганской армии военные операции коалиционных сил проводить совместно, а затем передавать афганцам основное бремя боевых действий, оставив коалиционным войскам «поддерживающую» роль.

Новая стратегия администрации США получила поддержку международного сообщества 28 января 2010 г. в Лондоне на конференции по Афганистану, в которой приняли участие главы внешнеполитических ведомств из более чем 60 государств, в том числе России и Китая. Конференция поддержала курс на поэтапную передачу ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане местным властям с тем, чтобы в течение ближайших трех лет Национальные силы безопасности Афганистана (НСБА) взяли на себя ведущую роль в большинстве операций, а в течение пяти лет - всю полноту ответственности за обеспечение безопасности в стране. Было намечено начать процесс передачи НСБА основного бремени войны с талибами при «поддерживающей роли» коалиционных сил в конце 2010 - начале 2011гг. Со своей стороны, международное сообщество выразило готовность оказать помощь в укреплении боеспособности и увеличении к октябрю 2011 г. численности Афганской национальной армии (AHA) до 171,6 тыс. военнослужащих, а Национальной полиции Афганистана - до 184 тыс. человек. С целью повышения боеспособности афганских сил безопасности планируется отправка дополнительного контингента военных инструкторов из числа опытных офицеров армии США и некоторых других натовских стран.

Карзай заявил, что на обучение и оснащение афганской армии и полиции потребуется 510 лет, а в помощи в средствах на их содержание правительство будет нуждаться в течение 1015 лет. Участники конференции приняли решение предоставить Афганистану дополнительную экономическую помощь на сумму 1,6 млрд. долл., увеличив таким образом ее общий объем до 11 млрд. долл. Они также намерены содействовать разработке правительством Афганистана «дорожной карты» нового плана экономического развития страны. В нем будет сделан упор на ускорение прогресса в сельском хозяйстве, развитие человеческих ресурсов и инфраструктуры на основе усиления их потенциала и структурных реформ. Международное сообщество намерено подготовить к концу 2011 г. 12 тыс. местных гражданских служащих, занимающих ключевые должности в провинциальных и уездных органах власти.

В апреле 2010 г. на неформальной встрече глав внешнеполитических ведомств стран НАТО были выработаны критерии для начала передачи афганским властям ответственности за обеспечение безопасности в ряде провинций на севере и западе уже в ноябре 2010 г. Они предусматривают наличие квалифицированной местной полиции, устойчивого гражданского правления и «признаки» примирения с талибами.

В 90-е годы самые рьяные «ястребы» из числа неоконсерваторов вроде упоминавшегося Болтона вылили немало грязи на ООН и ее миротворческие и миропринудительные операции и особенно - на постконфкликтное «государственное строительство». Но после оккупации Ирака в 2003 г. администрации Буша ничего не оставалось, как заняться им всерьез. Впрочем, наученный горьким опытом балканских войн и особенно гибелью американских спецназовцев в Могадишо в октябре 1993 г., Пентагон, пользуясь определенной автономией в боевой подготовке, еще с 90-х годов не упускал эту стадию разрешения конфликтов в рамках «противомятежной стратегии». По классическим канонам ООН и конфликтологической теории, «государственное строительство» наступает на последнем, завершающем этапе конфликта после урегулирования политическими методами или успешного «принуждения к миру». Но в нынешнем Афганистане очередность этапов «принуждения» смешалась.

После нанесения поражения талибам в 2001 г. коалиционным войскам с помощью международного сообщества удалось довольно быстро сформировать временное афганское правительство, а потом провести выборы и избрать законного президента, которым стал Карзай. Но оно-то и его представители на местах стали в немалой степени виновниками обострения внутриполитической нестабильности. Американские «афганцы» и политики частенько сетуют на то, что переворот в 1978 г. (Апрельская революция) и «советская оккупация» разрушили государственные институты страны. Но складывается впечатление, что коррупции в Афганистане такого размаха, какого она достигла при нынешней власти, не было никогда. Речь идет не только и не столько о мздоимстве, сколько о сращивании с уголовным миром и наркомафией, о произволе, убийствах и т. д. И люди предпочли полной безнаказанности официальных властей «мотоциклетное правосудие» талибов и отсутствие школ и больниц. Бригадный генерал Л. Николсон, командир 2-й экспедиционной бригады американских морских пехотинцев, совместно с афганцами выбившей талибов из района

Марджа, прямо заявил, что местное население несколько лет назад вышвырнуло прогнивший местный аппарат кабульского правительства и по доброй воле перешло на сторону «Талибана». «Освободителей», особенно представителей кабульского правительства, многие жители Марджи встретили весьма неприветливо. Не скрывая своей принадлежности к талибам и даже к их лидерам, они пальцем показывали на тех чиновников, из-за чьих нелицеприятных деяний местное население перешло на другую сторону баррикад. Иначе говоря, в ряде районов решающим фактором усиления талибов стал не террор, не запугивание, не «ночные письма» людям, замеченным в каких-то контактах с представителями правительства или коалиционных сил, а возмущение политикой властей. По словам генерала Николсона, сейчас его подчиненным приходится убеждать местное население в том, что нынешнее кабульское правительство порвало с «позорным прошлым» и намерено стать «белым и пушистым», честным и справедливым «слугой народа».

Прикладным вариантом новой политики Обамы в Афганистане стала новая политиковоенная тактика, ставящая три задачи: «очистить, закрепиться, восстановить». На первом этапе «очистить» населенные пункты от боевиков, на втором - удержать эти города, «закрепиться», и, наконец, помочь афганским властям «восстановить» их функционирование, наладить нормальное управление с тем, чтобы обеспечить лояльность населения правительству. Заместитель министра обороны США по политическим вопросам М. Флорной отметила, что, помимо увеличения численности американского контингента, исправлению ситуации содействует изменение тактики с целью уменьшения жертв среди мирного населения, укрепление партнерства для усиления НСБА и более широкое использование гражданских средств решения экономических и политических проблем на местах. Она отметила, что, помимо увеличения численности американского контингента, исправлению ситуации содействует изменение тактики с целью уменьшения жертв, укрепление партнерства для усиления НСБА и более широкое использование гражданских средств решения экономических и политических проблем на местах.

В свою очередь, командующий контингентами армии США и НАТО в Афганистане С. Маккристал издал приказ, согласно которому военнослужащим надлежит сфокусироваться на «защите мирного населения» от талибов и от собственных ошибок, делать меньше боевых выстрелов и больше предупредительных, «бра-

таться», не только с «товарищами по оружию» из AHA и полиции, но и идти в «народ». Давая оценку положению в Афганистане на брифинге для прессы в конце апреля 2010 г., высокопоставленные сотрудники Пентагона отмечали, что рост влияния «Талибана» удалось остановить, но говорить о том, что удалось перехватить инициативу, преждевременно. Ситуация находится в неустойчивом равновесии и может покачнуться в любую сторону.

В феврале 2010 г. в рамках новой стратегии по Афганистану была проведена операция Моштарак в районе Марджа уезда Над-Али в южнее провинции Гильменд. Этот район Марджа, где годами хозяйничали талибы и наркобароны, - своеобразный символ длительного бессилия коалиционных войск и НСБА. Операция стала самой масштабной со времени изгнания талибов войсками коалиции в 2001 г. в Афганистане и крупнейшей совместной операцией коалиционных и афганских войск, в том числе 1,5 тыс. солдат и офицеров AHA, а также 600 афганских полицейских.

Марджа - это мало примечательное место с окрестностями -крупнейший в мире производитель и поставщик на мировой рынок опийного мака и героина, а также один из важнейших источников финансирования «Талибана». В апреле 2008 г. морские пехотинцы США организовали аналогичную операцию в г. Гармсер южнее Марджи, который тогда был главным очагом боевиков и наркобаронов. Однако в обоих случаях талибы прибегли к излюбленной тактике, избегая лобового столкновения с крупными силами. Основные отряды ушли, оставив засады и другие очаги сопротивления небольших групп боевиков и нашпиговав огромное количество самодельных мин и других взрывных устройств. Местным жителям оставалось удивляться: «Почему вы не можете взять под свой контроль Марджу?» Вопрос, разумеется, риторический. Американские военные ссылаются на нехватку сил. И в этом есть большая доля истины. На самом деле американцы смотрели сквозь пальцы на то, как их ближайший союзник - Исламабад - вскармливал движение «Талибан» с помощью многочисленных партий и организаций пакистанских исламистов-экстремистов. Пакистанский след прослеживается в большинстве терактов, совершенных «Аль-Каидой» и ее подельниками по всему миру, и в том числе в самих США, еще с 90-х годов. По данным правительственных органов Великобритании, 70% терактов, совершенных во всем мире за прошедшее десятилетие, замышлялись в Пакистане.

В последние годы в Афганистане шла игра в «кошки-мышки» между коалиционными силами и «Талибаном». Первые

«освобождали» тот или иной район, но как только «победители» уходили, последние снова брали его под свой контроль. Например, в Мардже, как и во многих других районах, временно очищенных от талибов, американцам пришлось убеждать местное население еще и в том, что они не уйдут, пока не будет обеспечена безопасность с помощью афганской армии и полиции. Впрочем, уже в апреле-мае 2010 г. боевики вновь объявились в Мардже, запугивая и убивая по ночам неугодных им местных жителей. По словам Флорной, партнерство МССБ и НСБА в Мардже - «первая крупномасштабная попытка фундаментально изменить характер сотрудничества и свидетельство того, какие изменения внесла новая стратегия. Подготовка операции в Гильменде включала необычайно высокий уровень гражданско-военного планирования и сотрудничества с афганскими партнерами на всех уровнях»». В ходе операции были предприняты титанические усилия, чтобы разрекламировать роль афганской армии в боевых действиях. Символично само кодовое название операции - Моштарак («Вместе»). Таким образом, американские военачальники четко обозначили курс на самое активное привлечение афганских силовых структур к боевым действиям против талибов и к поддержанию порядка в освобожденных районах.

Американские военные продолжают пытаться наладить отношения с племенными авторитетами, в том числе привлекая по их рекомендации в афганскую полицию племенных ополченцев. Они даже стали общаться с местными муллами, стремясь добиться их доверия. По словам Маккристала, Гильменд станет образцом, «базисной моделью» для проведения дальнейших операций, в том числе самой длительной и масштабной - в соседней с Гильмендом провинцией Кандагар. Операция в Мардже породила у американцев надежды, что дополнительные 30 тыс. солдат и офицеров помогут «очистить и удержать» контролируемые талибами районы к намеченному Обамой сроку - середине 2011 г. К тому времени соотношение сил будет таково, что на каждого солдата коалиции будет приходиться по два афганских солдата и полицейских. А коалиция собирается поддерживать афганских союзников огневой мощью, минимизируя свое участие в боевых действиях.

Кроме этого, американские военные проводят точечные операции силами спецназа с целью ликвидации талибских вожаков и сбора разведывательных данных. По последним данным, наиболее активная военная фаза перенесена на осень. «Самодеятельность» американских военных, пытающихся установить контакт с пред-

водителями и старейшинами племен и даже направить непосредственно им финансовые потоки, встречена в штыки кабульским правительством и его представителями на местах. Визит Карзая в Вашингтон в середине мая 2010 г. помог более или менее сгладить трения по ряду вопросов и внести некоторые существенные уточнения в осуществление новой программы США по Афганистану. Похоже, что, по крайней мере, на уровне обещаний достигнута договоренность о сроках передачи афганскому правительству контроля и ответственности за обеспечение безопасности по всей стране не позднее 2014 г. Более того, Карзай заявил, что уже тогда армия и полиция страны будут содержаться за счет собственных средств. Сейчас численность AHA возросла до 120 тыс. военнослужащих, в течение трех лет вместе с полицией она достигнет уровня 300 350 тыс. Со своей стороны американцы намерены подготовить до конца 2010 г. обновленную декларацию о долгосрочном стратегическом партнерстве двух стран, которое, по словам Обамы, сохранится надолго. Одним словом, впредь Вашингтон не бросит Афганистан на произвол судьбы после вывода своих войск.

По-новому расставлены акценты и в отношении предстоящей кандагарской операции. Стремясь успокоить жителей Кандагара, опасающихся новых жертв среди мирного населения во время планируемой крупной военной операции, Карзай даже назвал ее «процессом», обещая лично участвовать в нем: «Этот процесс означает улучшение государственного управления в Кандагаре и прилегающих к нему районах, привлечение более эффективных ресурсов, более активную и энергичную разведку и только после этого, когда и где это необходимо и по согласованию с местной общиной, - боевые действия... В том районе нет линии фронта. Здесь враг - терроризм, убийства. Это скорее не физическое, а психологическое присутствие террористов и "Талибана". А Х. Клинтон подчеркнула: «Прежде всего, люди должны понять, что это - не Марджа... В Мардже власть находилась в руках "Талибана"... А Кандагар - крупный, оживленный город... Но имеются очаги мятежников, совершающих различные насильственные действия... Они не могут взять власть в Кандагаре, но они запугивают людей... Это не будет крупная, массированная кампания. Это будут точечные удары... Мы многому научились в Ираке». Коррективы в кандагарский «процесс» могут внести и талибы. Обычно избегая прямых столкновений с крупными подразделениями коалиционных сил, 19 мая 2010 г. они совершили дерзкий налет, сопровождавшийся ракетным обстрелом, на один из крупнейших

американских военных объектов в Афганистане - авиабазу Баграм. Сейчас американские военные не исключают, что ДТ может ввязаться в Кандагаре в настоящую кровопролитную битву.

Осуществление намеченной Белым домом стратегии - дело труднейшее. Но, возможно, не безнадежное. Вспомним, что после вывода советских войск из Афганистана в 1988 г. Наджибулла продержался еще почти четыре года, причем последние полгода без какой-либо поддержки Москвы. Хотя против него ополчились не только моджахеды, но и почти весь мир - мусульманские государства, США и НАТО, Китай. Особенно разрушительную роль сыграл Пакистан, занимаясь подрывной деятельностью с использованием практически открытой границы с Афганистаном в Зоне племен. Вспомним, как большинство экспертов, в том числе многие американские, предрекали, что американцы увязнут в Ираке, а страна развалится. Тем не менее худо-бедно жизнь в Ираке налаживается, началось освоение нефтяных богатств страны иностранными компаниями, включая российские, выводятся чужеземные войска. Многие американские эксперты отмечают сфокусированность нынешней американской администрации на главном террористическом противнике - «Аль-Каиде». Этим нынешний глава Белого дома отличается от неоконсервативной администрации Буша, которая в число международных террористов зачисляла всех, кто ей был особенно не по нраву, начиная от ХАМАС и Хез-боллы и кончая Саддамом Хусейном. Обама прямо сказал, что война в Ираке отвлекла внимание и ресурсы от «Аль-Каиды», «ситуация в Афганистане ухудшилась», поскольку там находилось всего 32 тыс. американских военнослужащих Он подчеркнул, что безопасность США «находится на кону в Афганистане и Пакистане. Именно там эпицентр насильственного экстремизма, практикуемого "Аль-Каидой". Именно оттуда было совершено нападение 9 сентября 2001 г. и именно там замышляются сейчас новые удары».

Тактика передачи афганцам основного бремени боевых действий довольно успешно применялась советскими войсками начиная с 1985 г. Они перешли от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Советские военнослужащие находились в основном в крупных городах и на базах, выполняющих роль опорных пунктов. При этом моджахедов было несравненно больше, чем талибов, не считая их активной широкомасштабной зарубежной поддержки.

Еще один важный фактор. В отличие от советских времен Вашингтон не только лишил Пакистан возможности грубо и масштабно вмешиваться в афганские дела, но и вынудил воевать с пакистанскими экстремистами - «пятой колонной», оказывавшей всестороннюю помощь афганским талибам, а сейчас ставшей главным союзником «Аль-Каиды». В связи, в частности, с попыткой теракта на Таймссквер США усилили давление на Пакистан, добиваясь проведения военной операции против пакистанских талибов в Северном Вазиристане. Об этом шла речь во время встречи Маккристала с командующим сухопутными войсками Пакистана А.П. Каяни в мае 2010 г. Наконец, нельзя не внести уточнение в расхожий тезис со ссылками на «историю» о том, что, свободолюбивый афганский народ нельзя «покорить». Этот тезис особенно популярен среди афгановедов. О нем вспомнили и талибы, отвергая новую программу Обамы. Это правда, но не вся. «Покорить» нельзя, договориться можно. В конце концов еще англичанам в конце XIX - начале XX в. удалось как-то утрясти отношения с наиболее непокорными пуштунами в Зоне племен, предоставив им самоуправление. Более того, в течение 40 лет (1879-1919) сохранялся определенный британский контроль над внешней политикой Афганистана. Сейчас о «контроле» речь не идет, но влиять международное сообщество может не только на центральное правительство в Кабуле, но и на другие политические силы, в том числе в провинциях. В целом новая стратегия США и усилия международного сообщества по урегулированию ситуации в Афганистане кажутся достаточно логичными. Но, как всегда, от планов до их осуществления - дистанция огромного размера. Так, отставной американский генерал Маккафри полагает, что для создания условий для вывода американских войск, «строительства» дееспособного афганского государства с собственными силами безопасности -потребуется от 3 до 10 лет, 300 млрд. долл. и тысячи жизней американских военнослужащих. С сенсационным заявлением выступил уволенный за «халатность» в связи с нападением на Лойя Джиргу мира и примирения в начале июня 2010 г. директор разведывательной службы Афганистана А. Салех. По его словам, Кар-зай разуверился в способности американцев одолеть талибов и под флагом примирения вступил в закулисный торг с их непримиримой верхушкой, рассчитывая также и на сделку с Пакистаном. Добавим, что все усилия коалиционных сил может свести на нет и раковая опухоль коррупции, которая, как и мафия, «бессмертна».

Ситуацию осложнил и скандал с архитектором военной стратегии в Афганистане Маккристалом, который 23 июня 2010 г. был смещен Обамой со своего поста в связи с нелицеприятными высказываниями генерала в адрес Белого дома в интервью журналу «Роллинг Стоун». Новым командующим МССБ был назначен командующий Центрального командования США Д. Петрэус. Хотя Петрэус превосходит Маккристала по многим статьям, в частности, пользуясь авторитетом в Конгрессе США, смена лошадей на переправе дело рискованное.

«Азия и Африка сегодня», М., 2010 г., № 8, с. 2-9.

Е. Мелкумян,

востоковед

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ В КУВЕЙТЕ

Политическое устройство обретшего в 1961 г. независимость эмирата Кувейт определяется принятой в нем в 1962 г. Кконституцией. Согласно ее положениям верховная власть в стране принадлежит правящей семье Аль Ас-Сабах. Статья 4 кувейтской Конституции гласит, что власть передается по наследству потомкам Мубарака Ас-Сабаха, рассматриваемого официальной историографией в качестве основателя современного кувейтского государства. В эпоху его правления (в 1899 г.) был заключен договор с Великобританией, заложивший основы будущих взаимоотношений с этой державой, на протяжении длительного периода времени осуществлявшей опеку над Кувейтом. Нахождение у власти представителей правящей семьи Аль Ас-Сабах является, с официальной точки зрения, главным фактором легитимации государства Кувейт. За представителями правящей семьи закреплены некоторые ключевые посты в правительстве - премьер-министра, министра обороны, внутренних дел и иностранных дел.

Совещательный характер саудовской политической системы подчеркивается ссылками на необходимость «следовать примеру Пророка, совещавшегося со своими последователями». Это означает, что Консультативный совет имеет право лишь «высказывать свое мнение в отношении общей политики государства», разрабатываемой Советом министров, включая, в частности, «передаваемые на его изучение законы, международные соглашения, договоры и концессии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.