ЦБ России, со своей стороны, активно расширяет эмиссию рублевых облигаций - за первые 11 месяцев 2011 г. их было размещено на сумму 25 млрд. долл. (по сравнению с 22 млрд. за соответствующий период 2010 г.), т.е. примерно на сумму, равную общему выпуску евробондов российскими фирмами за тот же период (с. 132).
Е.Е. Луцкая
2013.01.030. ДЭЙВИС С. ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
DAVIES S. The history and politics of government spending and debt // Economic affairs: Student & teacher supplement. - Oxford, 2012. -N 1. - P. 2-3.
Автор рассматривает историю государственного долга Великобритании, а также экономические и политические аспекты государственных финансов этой страны.
Государственный долг в качестве инструмента, который можно продавать и покупать и чья доходность гарантируется государством, был изобретен итальянскими городами-государствами. В XVII в. эти инструменты получили развитие в Голландии, и в конце XVII в. произошло институциональное оформление государственного (национального) долга уже в Великобритании. Оно было ознаменовано созданием Банка Англии (Bank of England), представлявшего собой корпорацию лондонских купцов, осуществлявшую функции управления и финансирования государственных заимствований путем продажи ценных бумаг. Изначально обеспечением этих заимствований были поступления от отдельных налогов, а в 1750 г. источники поступлений были консолидированы, и финансирование государственного долга стало осуществляться из совокупных налоговых сборов. Кроме того, долг стал бессрочным: по истечении срока ценных бумаг они не всегда погашались, так как обязательства по ним переходили на вновь выпускаемые бумаги.
Одновременно в обществе развивалась и критика этого института. Во-первых, утверждалось, что быстро растущий долг создавал неприемлемое бремя для экономики, основу которой представляло реальное производство. Во-вторых, критики полагали, что мнимая легкость финансирования государственных расходов за
счет долга стимулировала их рост и создавала условия для финансирования войн. В-третьих, критике подвергался возникший «паразитирующий» класс держателей государственных облигаций, проводящий политику лоббирования государственных расходов в собственных интересах.
В настоящий момент национальный долг Великобритании составляет примерно 1 трлн. ф. ст., что составляет 75% ВВП. Кроме того, наблюдаются беспрецедентные темпы роста долга. Так, за последние три года он вырос на 43% (с. 2).
Рассматривая динамику государственного долга Великобритании в исторической ретроспективе, автор отмечает значительные всплески роста долга во время войн. В 1715 г. госдолг достиг 60%, а в 1815 г. - 237% ВВП. Рост долга в военное время сменялся его сокращением в мирное время, однако на достижение предвоенного уровня заимствований потребовалось вдвое больше времени, чем для его увеличения (пять лет войны требовали 10 лет для компенсации наращенного долга). В течение столетия - с 1815 по 1914 г. -госдолг сократился до 25% ВВП благодаря экономическому росту, сокращению государственных расходов, а также тому факту, что в этот период Великобритания не участвовала ни в каких крупных войнах. В ХХ в. главным фактором роста долга стали две мировые войны. Так, в 1919 г. долг составлял 135%, а в 1923 г. - уже 180% ВВП. В период между войнами он снизился до 100% ВВП в 1940 г., а затем в 1947 г. достиг исторического пика в 238%. После Второй мировой войны британское правительство проводило успешную политику снижения объема госдолга, и в результате он снизился до 25% ВВП в 1992 г. После 2003 г. госдолг вновь начал резко расти, и, по мнению автора, если темпы роста сохранятся, то уровень госдолга может вскоре вновь достичь исторического максимума 1947 г. (с. 3).
По мнению автора, такого роста госдолга следует опасаться по ряду причин. Во-первых, из-за роста стоимости обслуживания долга, так как ставки по государственным обязательствам могут расти, следуя общемировой тенденции роста процентных ставок в целом. Кроме того, экономический рост и увеличение налоговых поступлений могут отставать от роста государственных расходов.
Во-вторых, современная ситуация коренным образом отличается от предыдущих эпизодов наращивания госдолга тем, что изна-
чально наращивание госдолга провоцировалось войнами, а сейчас это происходит в мирное время. После войн государственные расходы естественным образом урезались в связи с прекращением финансирования военных действий и перемещением ресурсов в производственный сектор. Текущий рост госдолга связан с общим сокращением доходов на фоне высокого уровня социальных выплат. Эту ситуацию трудно изменить, поскольку это связано с политическими рисками, так же как и попытка повысить налоги, которые и так высоки.
Согласно статистике, за всю историю британскому правительству не удавалось собирать в виде налогов сумму более чем 38% национального дохода. При повышении налогового бремени британцы, как правило, меняли свое экономическое поведение и сокращали свои налоговые обязательства. Таким образом, по мнению автора, допустимый максимум государственных расходов составляет 40% ВВП, тогда как сейчас они составляют 50%. Правительство взяло на себя финансово необеспеченные обязательства в области пенсионного обеспечения и здравоохранения. Очевидно, что такой высокий уровень расходов не сократится сам собой. Сложившаяся ситуация требует серьезного публичного обсуждения путей ограничения расходования государственных средств и определения цены, которое общество готово за это заплатить.
О.Н. Пряжникова
2013.01.031. БЭЙР Ш. ГЛАВНЫЙ УРОК ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА: КРАТКОСРОЧНЫЙ ГОРИЗОНТ МЫШЛЕНИЯ ОПАСЕН.
BAIR Sh. Remarks to the National press club. - Washington D.C., 2011. - June 24. - Mode of access: http://www.fdic.gov/news/news/ speeches/archives/2011/spjun2411.html
Выступая в Национальном пресс-клубе с речью, бывший председатель Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC) Ш. Бэйр поделилась с собравшимися своими рассуждениями по поводу причин возникновения наиболее жестокого кризиса со времен Великой депрессии.
По мнению Ш. Бэйр, возникновению кризиса способствовало непродуктивное близорукое мышление или нацеленность на краткосрочные результаты, которые в настоящее время являются серь-