Научная статья на тему '2013.01.020. РАСМУССЕН Э., СЁРХЕЙМ Р. КАК ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЫТАЮТСЯ ЛИКВИДИРОВАТЬ РАЗРЫВ В ФИНАНСИРОВАНИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СПИН-ОФФ: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ. RASMUSSEN E., SøRHEIM R. HOW GOVERNMENTS SEEK TO BRIDGE THE FINANCING GAP FOR UNIVERSITY SPIN-OFFS: PROOF-OF-CONCEPT, PRE-SEED, AND SEED FUNDING // TECHNOLOGY ANALYSIS & STRATEGIC MANAGEMENT. – 2012. – VOL. 24, N 7. – P. 663–678. – DOI:10.1080/09537325.2012.705119'

2013.01.020. РАСМУССЕН Э., СЁРХЕЙМ Р. КАК ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЫТАЮТСЯ ЛИКВИДИРОВАТЬ РАЗРЫВ В ФИНАНСИРОВАНИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СПИН-ОФФ: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ. RASMUSSEN E., SøRHEIM R. HOW GOVERNMENTS SEEK TO BRIDGE THE FINANCING GAP FOR UNIVERSITY SPIN-OFFS: PROOF-OF-CONCEPT, PRE-SEED, AND SEED FUNDING // TECHNOLOGY ANALYSIS & STRATEGIC MANAGEMENT. – 2012. – VOL. 24, N 7. – P. 663–678. – DOI:10.1080/09537325.2012.705119 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СПИН-ОФФ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИЙ / НАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.01.020. РАСМУССЕН Э., СЁРХЕЙМ Р. КАК ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЫТАЮТСЯ ЛИКВИДИРОВАТЬ РАЗРЫВ В ФИНАНСИРОВАНИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СПИН-ОФФ: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ. RASMUSSEN E., SøRHEIM R. HOW GOVERNMENTS SEEK TO BRIDGE THE FINANCING GAP FOR UNIVERSITY SPIN-OFFS: PROOF-OF-CONCEPT, PRE-SEED, AND SEED FUNDING // TECHNOLOGY ANALYSIS & STRATEGIC MANAGEMENT. – 2012. – VOL. 24, N 7. – P. 663–678. – DOI:10.1080/09537325.2012.705119»

ЭКОНОМИКА НАУКИ

2013.01.020. РАСМУССЕН Э., СЁРХЕЙМ Р. КАК

ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЫТАЮТСЯ ЛИКВИДИРОВАТЬ РАЗРЫВ В ФИНАНСИРОВАНИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СПИН-ОФФ: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ.

RASMUSSEN E., S0RHEIM R. How governments seek to bridge the financing gap for university spin-offs: Proof-of-concept, pre-seed, and seed funding // Technology analysis & strategic management. - 2012. -Vol. 24, N 7. - P. 663-678. - D0I:10.1080/09537325.2012.705119.

Ключевые слова: университетские спин-офф; государственная поддержка; предварительное финансирование; финансирование подтверждения концепций; начальное финансирование; трансфер технологий.

Авторы из Норвегии анализируют программы по государственной поддержке университетских спин-офф, коммерциализирующих побочные результаты исследовательской деятельности в университетах.

Создание в университетах спин-офф с целью увеличения объемов трансфера технологий и роста благосостояния за счет результатов ИР, финансируемых государством, - сегодня одна из важных задач государственной политики в европейских странах. Этому способствуют следующие факторы: внедрение законодательства, аналогичного Закону Бэя-Доула в США, который предоставляет университетам права интеллектуальной собственности на результаты ИР; возрастающее институциональное давление на университеты в целях роста объемов коммерциализации исследовательских результатов; значительное увеличение объемов государственного финансирования, направляемого на ликвидацию так называемого финансового разрыва, характерного для спин-офф

(с. 663-664). Этот разрыв заключается в том, что для этих компаний необходимы большие инвестиции на раннем этапе их деятельности, однако венчурные инвесторы не спешат финансировать подобные проекты, что повышает роль государственных средств.

Реферируемая статья посвящена анализу государственных программ раннего финансирования спин-офф, в рамках которых авторы выделяют три различных типа государственной поддержки: 1) финансирование подтверждения концепций (proof-of-concept funding), имеющее целью снижение технологической неопределенности спин-офф; 2) предварительное финансирование (pre-seed funding), направленное на снижение организационной неопределенности; 3) начальное финансирование (seed funding), призванное снижать инвестиционные риски, предоставляя достаточный объем инвестиций на раннем этапе жизненного цикла компании (с. 664).

Необходимость создания программ государственной поддержки спин-офф вызвана тем, что для них характерен высокий уровень неопределенности и, соответственно, инвестиционных рисков, что делает их на раннем этапе существования непривлекательными для венчурных инвесторов и других традиционных источников капитала. Это связано с тем, что данные компании, как правило, развивают технологии, находящиеся на ранней стадии разработки, и не могут предоставить готовый рыночный продукт, который требует вложения больших объемов инвестиций в его дальнейшее технологическое развитие. Таким образом, наиболее приемлемой альтернативой для спин-офф становятся бизнес-ангелы, но они часто не могут предоставить средства в объеме, достаточном для завершения ИР.

Эмпирической основой статьи послужили данные по государственным программам поддержки спин-офф в шести странах: Канаде, Финляндии, Ирландии, Норвегии, Шотландии и Швеции. Авторы анализируют широкий круг информационных источников по более чем двум десяткам государственных программ, однако в силу различий между странами и во многом экспериментального характера данных программ количественное сопоставление не является возможным. Возникают сложности в определении техник соизмерения из-за различий в структурах промышленности разных стран, масштабов программ и т.д. Вместе с тем анализ программ

позволил выделить основные характеристики указанных выше трех типов государственного финансирования спин-офф (табл.).

Таблица (с. 671)

Основные характеристики различных типов государственного финансирования спин-офф

Подтверждение концепций Предварительное финансирование Начальное финансирование

1 2 3 4

Цель снижение технологической неопределенности проекта путем проверки его технологической выполнимости снижение организационной неопределенности проекта путем организационной подготовки к будущему инвестированию компенсирование инвестиционных рисков проекта путем предоставления финансов до уровня, приемлемого для частных акторов

Подход со стороны спроса: увеличение привлекательности спин-офф для инвестора со стороны спроса со стороны предложения: увеличение предложения раннего финансирования

Тип государственной поддержки обычно на 100% основана на грантах обычно основана на грантах, иногда -вложения в капитал обычно вложения в капитал либо ссуды

Управление финансами обычно государственное агентство варьируется, но обычно региональное агентство обычно частные агенты либо независимое государственное учреждение

Принятие решения о финансировании обычно по заявке и результатам обзора группой специалистов (схоже с финансированием ИР) варьируется, но обычно решение принимается на региональном уровне инвестиционное решение предполагает принятие высоких рисков

Тип поддерживаемой деятельности технологическое развитие на уровне проекта развитие рынка и управления предпринимателями либо консультантами запуск венчурного предприятия

1 2 3 4

Основной критерий выделения средств рыночный потенциал технологий комбинация личных и проектных характеристик потенциал роста нового венчурного предприятия

Ожидаемые результаты спин-офф либо лицензия для существующей фирмы спин-офф быстро растущая спин-офф

Как видно из данных, приведенных в таблице, первый тип финансирования имеет целью снижение уровня технологической неопределенности проекта на ранней стадии путем поддержки технологической верификации. Второй тип предполагает предоставление поддержки в создании бизнес-планов, усиления предпринимательской команды и сетевого взаимодействия с внешними партнерами. Третий тип поддержки призван компенсировать недостаток интереса со стороны частных акторов путем предоставления прямого финансирования.

Финансирование подтверждения концепций во всех рассматриваемых странах обычно предоставляется в грантовом виде. Критерий выделения средств часто зависит от стадии развития проекта. К примеру, канадская практика выделяет два этапа: на первом этапе предполагается развитие ИР без привлечения частного соинве-стора, а на втором - привлекается фирма, заинтересованная в созданной ранее технологии. Данный вид государственной поддержки в основном существует на национальном уровне. Общая модель предлагает ученым обращаться за средствами в виде грантов под конкретные проекты. Важная особенность при этом - то, что средства, выделяемые именно на коммерциализацию результатов ИР, отделяются от финансов, затрачиваемых непосредственно на исследовательские работы. Этим обусловлена связь данного вида поддержки с деятельностью отделов по трансферу технологий, обеспечивающих соответствующую экспертизу. Авторы отмечают, что это требует наличия соответствующей культуры и инфраструктуры по поддержке спин-офф на уровне университетов (с. 672).

Программы поддержки в форме предварительного финансирования призваны сделать разрабатываемые проекты более привлекательными для инвесторов. К примеру, в Финляндии данный тип поддержки осуществляется через механизмы помощи стартапам в проведении презентаций перед институциональными и частными

инвесторами, например организация специализированных форумов для ведения переговоров, оказания веб-услуг и т.д. В Норвегии бизнес-развитие проектов регулируется на региональном уровне, в том числе с привлечением университетских отделов трансфера технологий, похожая схема применяется в Канаде и Швеции. Авторы указывают на то, что важную роль в коммерциализации результатов ИР играет вовлечение в процесс самого изобретателя, поэтому ряд программ направлен на косвенную поддержку проекта через спонсорство человеческого капитала - самих ученых. Еще один механизм -привлечение в проект консультантов, способствующих его коммерческому развитию посредством проведения исследований рынка, поиска партнеров, бизнес-планирования и пр., либо учреждение программ по повышению предпринимательских навыков исследователей.

Предоставление финансирования на начальном этапе учреждения компании широко применяется во всех шести рассматриваемых странах, однако оно не концентрируется на непосредственно спин-офф, а охватывает широкий круг венчурных предприятий с высоким потенциалом роста. Так как основной целью данного способа поддержки является снижение уровня рисков для частного инвестора до приемлемого уровня, то используются такие механизмы, как государственное софинансирование частных инвестиций, предоставление кредитов, а также обеспечение взаимодействия бизнес-ангелов и венчурных компаний в рамках действия формальных и неформальных сетей. В целом авторы отмечают, что для всех трех типов государственной поддержки спин-офф характерно движение от пассивных форм к применению более активных подходов их создания и поддержки.

Успешная реализация государственных программ поддержки требует учета региональных особенностей и специфики цепи создания добавленной стоимости. Важную роль также играет создание в стране развитой инфраструктуры на уровне университетов, обеспечивающих наличие посредников между государственными механизмами поддержки и перспективными спин-офф. Особое значение в связи с этим имеет создание отделов трансфера технологий, имеющих возможность осуществлять сопровождение проектов и заинтересованных в их успешной реализации акторов. Авторы также указывают на перспективность развития механизмов, находящихся на стороне спроса (с. 675).

В заключение авторы представляют перспективные направления исследований в рассматриваемой области.

1. Более полное исследование существующих программ поддержки могло бы выявить более полную информацию о лучших практиках и обеспечить возможность сравнения различных подходов. Эта задача, однако, осложняется национальными и региональными различиями, что приводит к разработке специализированных инструментов, адаптированных к уникальным особенностям предпринимательской культуры, доступности частного финансирования, характеристикам университетской системы и организации государственной поддержки.

2. Необходим анализ проблем, связанных с влиянием инструментов государственной поддержки на спин-офф.

3. Результаты исследования показывают, что многие механизмы поддержки сочетают финансовую помощь с иными формами технологической, рыночной и организационной поддержки, что требует учета данного явления в последующих исследованиях.

4. Авторы указывают на необходимость совершенствования подходов к количественной и качественной оценке результатов действия рассматриваемых государственных программ.

М.Н. Лавров

2013.01.021. ПОЛИТИС Д., ГАБРИЕЛЬССОН Й., ШВЕЙКИНА О. ФИНАНСИРОВАНИЕ НА РАННЕЙ СТАДИИ СОЗДАНИЯ КОМПАНИИ И РОЛЬ ВНЕШНИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ УНИВЕРСИТЕТАМИ.

POLITIS D., GABRIELSSON J., SHVEYKINA O. Early-stage finance and the role of external entrepreneurs in the commercialization of university-generated knowledge // Venture capital. - 2012. - Vol. 14, N 23. - P. 175-198. - D0I:10.1080/13691066.2012.667905.

Ключевые слова: академическое предпринимательство; финансирование на ранней стадии создания компании; внешние предприниматели; высокие технологии; государственные ИР; университетские спин-офф.

Авторы из Швеции анализируют особенности привлечения внешних по отношению к исследовательской деятельности предпринимателей к процессу коммерциализации результатов ИР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.