Научная статья на тему '2013. 01. 021. Политис Д. , Габриельссон Й. , швейкина О. Финансирование на ранней стадии создания компании и роль внешних предпринимателей в коммерциализации знаний, создаваемых университетами. Politis D. , Gabrielsson J. , Shveykina O. early-stage Finance and the role of external entrepreneurs in the commercialization of university-generated knowledge // venture capital. – 2012. – Vol. 14, n 2–3. – p. 175–198. – doi:10. 1080/13691066. 2012. 667905'

2013. 01. 021. Политис Д. , Габриельссон Й. , швейкина О. Финансирование на ранней стадии создания компании и роль внешних предпринимателей в коммерциализации знаний, создаваемых университетами. Politis D. , Gabrielsson J. , Shveykina O. early-stage Finance and the role of external entrepreneurs in the commercialization of university-generated knowledge // venture capital. – 2012. – Vol. 14, n 2–3. – p. 175–198. – doi:10. 1080/13691066. 2012. 667905 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ НА РАННЕЙ СТАДИИ СОЗДАНИЯ КОМПАНИИ / ВНЕШНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИР / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СПИН-ОФФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 021. Политис Д. , Габриельссон Й. , швейкина О. Финансирование на ранней стадии создания компании и роль внешних предпринимателей в коммерциализации знаний, создаваемых университетами. Politis D. , Gabrielsson J. , Shveykina O. early-stage Finance and the role of external entrepreneurs in the commercialization of university-generated knowledge // venture capital. – 2012. – Vol. 14, n 2–3. – p. 175–198. – doi:10. 1080/13691066. 2012. 667905»

В заключение авторы представляют перспективные направления исследований в рассматриваемой области.

1. Более полное исследование существующих программ поддержки могло бы выявить более полную информацию о лучших практиках и обеспечить возможность сравнения различных подходов. Эта задача, однако, осложняется национальными и региональными различиями, что приводит к разработке специализированных инструментов, адаптированных к уникальным особенностям предпринимательской культуры, доступности частного финансирования, характеристикам университетской системы и организации государственной поддержки.

2. Необходим анализ проблем, связанных с влиянием инструментов государственной поддержки на спин-офф.

3. Результаты исследования показывают, что многие механизмы поддержки сочетают финансовую помощь с иными формами технологической, рыночной и организационной поддержки, что требует учета данного явления в последующих исследованиях.

4. Авторы указывают на необходимость совершенствования подходов к количественной и качественной оценке результатов действия рассматриваемых государственных программ.

М.Н. Лавров

2013.01.021. ПОЛИТИС Д., ГАБРИЕЛЬССОН Й., ШВЕЙКИНА О. ФИНАНСИРОВАНИЕ НА РАННЕЙ СТАДИИ СОЗДАНИЯ КОМПАНИИ И РОЛЬ ВНЕШНИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ УНИВЕРСИТЕТАМИ.

POLITIS D., GABRIELSSON J., SHVEYKINA O. Early-stage finance and the role of external entrepreneurs in the commercialization of university-generated knowledge // Venture capital. - 2012. - Vol. 14, N 23. - P. 175-198. - D0I:10.1080/13691066.2012.667905.

Ключевые слова: академическое предпринимательство; финансирование на ранней стадии создания компании; внешние предприниматели; высокие технологии; государственные ИР; университетские спин-офф.

Авторы из Швеции анализируют особенности привлечения внешних по отношению к исследовательской деятельности предпринимателей к процессу коммерциализации результатов ИР.

Трансфер технологий и их коммерциализация рассматриваются в современной науке как важный источник инноваций и стимулирования регионального развития и экономического роста. Основной барьер, с которым сталкиваются исследователи на пути коммерциализации результатов своих исследований, - это недостаток инвестиционных средств на ранней стадии создания университетской спин-офф - нового венчурного предприятия, создаваемого в университете на основе разработанной в нем технологии. Для подобных компаний характерны отсутствие либо отрицательные значения денежных поступлений и отрицательные текущие финансовые потоки, что влечет за собой высокую степень неопределенности и рисков, ограничивающих доступ компании к источникам финансирования.

На каждом из ранних этапов своего создания и развития спин-офф сталкивается с необходимостью финансового обеспечения для решения актуальных задач. На самой ранней, первой, стадии своего возникновения фирма проводит интенсивные ИР, при этом формализованная структура будущей организации еще не сформирована. На этом этапе финансовое обеспечение требуется прежде всего для поддержания исследовательской деятельности и формирования бизнес-концепции. На втором этапе - создания стартапа - происходят первые шаги по регистрации фирмы и ее возникновению в правовом поле. Возглавляет компанию обычно один из ее основателей, а финансирование в основном нужно для поддержки развития продукта и исследования рынка. На данном этапе помимо использования государственного обеспечения, средств исследовательских грантов, а также привлечения собственных ресурсов, в том числе за счет дополнительной самозагрузки, обычно возрастает потребность в привлечении более традиционных источников финансирования - кредитов, средств венчурных компаний и т.д. Третий этап - этап раннего роста - характеризуется формированием формальной организации, возглавляемой одним из основателей либо профессиональным управляющим. Финансирование на данном этапе необходимо для запуска масштабного производственного процесса и повышения объемов продаж. На данной стадии спин-офф обычно не способны генерировать достаточный объем финансирования, что требует привлечения дополнительного внешнего финансирования (с. 178).

Авторы отмечают, что в данных исследованиях основной акцент делается на так называемом традиционном «ученом-предпринимателе», который непосредственно вовлечен как в процесс создания нового научного продукта, так и в процесс его коммерциализации. Именно на них, как правило, рассчитаны государственные инициативы по поддержке академического предпринимательства, обеспечивающие необходимую для успешной коммерциализации инфраструктуру, в том числе организацию деятельности бизнес-ангелов и региональных венчурных фондов, предоставление кредитов по сниженным процентным ставкам и выделение специализированных грантов. Вместе с тем существует иная модель коммерциализации результатов ИР, основанная на привлечении внешнего профессионального участника, выполняющего функции предпринимателя и обладающего необходимыми компетенциями. Непосредственный изобретатель в данном случае не теряет прав на результаты ИР, но играет более пассивную роль, становясь пайщиком в новой компании, возможно, включенным в консультативный совет компании, но имеющим возможность продолжать свою научную карьеру. Сравнительная характеристика данных моделей коммерциализации ИР приведена в табл. 1.

Таблица 1 (с. 180)

Условные характеристики двух предпринимательских моделей

Модель изобретателя-предпринимателя Модель внешнего предпринимателя

Отношение к технологии создатель технологии получил права на ее развитие и коммерциализацию

Отношение к университету работает в университете аутсайдер по отношению к университету

Приверженность и знания о технологии сильная приверженность менее сильная приверженность

Коммерческий опыт ограниченный большой

Зависимость от инфраструктуры поддержки для финансирования и развития компании высокая зависимость от инфраструктуры поддержки меньшая степень зависимости от инфраструктуры поддержки

Фокус на усилиях по созданию венчурной фирмы склонность к концентрации на технических аспектах склонность к концентрации на деловых аспектах

Авторы отмечают, что представленные в табл. 1 данные характеризуют идеализированные типы предпринимателей, организующих процесс коммерциализации ИР.

Эмпирической основой для публикации послужили результаты исследования конкретных случаев коммерциализации из практики Швеции. Авторы провели интервью с руководителями четырех университетских спин-офф, созданных в трех крупнейших университетах Швеции, при этом две фирмы представляли модель изобретателя-предпринимателя, а в двух других случаях фирмой руководил внешний предприниматель. Компании находились на различных стадиях развития и представляли разные технологические сферы: энергетику, электронику, микроэлектронику и телекоммуникации.

Анализ полученных результатов позволил авторам сделать следующие теоретические обобщения. Для изобретателя-предпринимателя характерны предпочтение государственных источников финансирования и стремление сохранить контроль над фирмой; акцент делается на развитии технологий. Внешний же предприниматель ориентируется на привлечение средств из частных источников, концентрируется на коммерциализации технологий и в качестве одной из задач ставит контроль не над фирмой, а над ее будущим развитием, что, в свою очередь, позволяет более свободно использовать внешние источники финансирования (с. 190).

Авторы отмечают, что проведенное исследование позволило также выявить два дополнительных фактора, оказывающих большое влияние на процесс коммерциализации.

Первый фактор связан с тем, что при создании спин-офф часто разрабатывается новая технология, не являющаяся окончательным результатом ИР и необязательно имеющая конкретное применение в реальном секторе экономики. Таким образом, процесс развития компании сопровождается параллельным совершенствованием предполагаемого продукта и поиском вариантов его рыночного внедрения, альтернатив коммерческого применения. Эта деятельность, связанная с необходимостью подтверждения разрабатываемой концепции и развитием легитимизации бизнеса, вынуждает всех предпринимателей, в том числе и внешних, активно использовать государственные источники финансирования. Кроме того, привлечение государственных средств на этапе, предшест-

вующем коммерциализации продукта, дает дополнительные репу-тационные выгоды для компании (с. 191-192).

Второй фактор - отсутствие в организационном контексте компании авторитарной модели поведения и жестких иерархичных структур, возглавляемых предпринимателем. Авторы отмечают, что для рассматриваемой области характерна ситуация, в которой в числе сооснователей компании образуется некоторая группа ученых, продолжающая работать над развитием технологии и играющая определенную роль в принятии решений. Внешний предприниматель при этом выступает скорее как формальный руководитель, являющийся частью команды и отвечающий за конкретную сферу деятельности по развитию деловой компоненты компании. Подобная организация приводит в значительной степени к неформальному характеру принятия решений, которая постепенно снижается по мере развития фирмы и роста влияния других участников, внешних по отношению к базовой группе ученых, - ключевых работников, совета директоров и др. (с. 193)

Результаты, полученные при анализе четырех компаний, принимавших участие в исследовании, обобщены в табл. 2.

Таблица 2 (с. 192)

Процесс венчурного развития в четырех университетских

спин-офф

Возникновение фирмы Создание компании Этап раннего роста

Организация не существует неопределенная структура рост формализации

Венчурное развитие, основанное на командной работе в процесс принятия решений вовлечена вся команда разработчиков разработчики участвуют в принятии решений, но возрастает роль рекомендаций инвесторов принятие решений тесно связано с поддерживающими структурами, в чом числе советом директоров

Новая технология разработка технологии подтверждение концепции работа над надежностью и поиском рыночной ниши

В заключение авторы делают следующие выводы. Для внешних предпринимателей характерен иной образ мышления по срав-

нению с образом мышления изобретателя-предпринимателя, который позволяет им более эффективно действовать в поиске возможностей и устранении препятствий, связанных с финансированием и развитием университетских спин-офф. При этом, отмечают авторы, в анализе развития данных фирм необходимо учитывать сложную систему социальных взаимодействий и технологических вызовов, в которых они функционируют.

Авторы призывают избегать вопроса о том, является ли модель привлечения внешнего предпринимателя более эффективной при развитии спин-офф в университете. Акцент должен скорее делаться на изучении условий, при которых данная модель может предоставлять дополнительные выгоды, компенсируя недостатки, характерные для модели изобретателя-предпринимателя. По мнению авторов, модель внешнего предпринимателя является жизнеспособной, но недостаточно используемой альтернативой в организации процессов коммерциализации результатов университетских ИР, что требует проведения дальнейших исследований в данной области.

М.Н. Лавров

2013.01.022. ГУЛБРАНДСЕН М., РАСМУССЕН Э.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИКАТОРОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ.

GULBRANDSEN M., RASMUSSEN E. The use and development of indicators for the commercialisation of university research in a national support programme // Technology analysis & strategic management. -2012. - Vol. 24, N 5 - May. - P. 481-495. - D0I:10.1080/09537325. 2012.674670.

Ключевые слова: дополнительность; коммерциализация; индикаторы; трансфер технологий в университетах.

Авторы - сотрудники ведущих норвежских университетов -анализируют развитие индикаторов, используемых для оценки результативности программ по государственной поддержке коммерциализации результатов ИР в университетах на примере национальной программы FORNY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.