Научная статья на тему '2013. 01. 022. Гулбрандсен М. , Расмуссен Э. Использование и развитие индикаторов для оценки коммерциализации университетских исследований в национальной программе поддержки. Gulbrandsen M. , Rasmussen E. The use and development of indicators for the commercialisation of university research in a National support programme // Technology analysis & strategic management. – 2012. – Vol. 24, n 5 – may. – p. 481–495. – doi:10. 1080/09537325. 2012. 674670'

2013. 01. 022. Гулбрандсен М. , Расмуссен Э. Использование и развитие индикаторов для оценки коммерциализации университетских исследований в национальной программе поддержки. Gulbrandsen M. , Rasmussen E. The use and development of indicators for the commercialisation of university research in a National support programme // Technology analysis & strategic management. – 2012. – Vol. 24, n 5 – may. – p. 481–495. – doi:10. 1080/09537325. 2012. 674670 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИКАТОРЫ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ В УНИВЕРСИТЕТАХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 022. Гулбрандсен М. , Расмуссен Э. Использование и развитие индикаторов для оценки коммерциализации университетских исследований в национальной программе поддержки. Gulbrandsen M. , Rasmussen E. The use and development of indicators for the commercialisation of university research in a National support programme // Technology analysis & strategic management. – 2012. – Vol. 24, n 5 – may. – p. 481–495. – doi:10. 1080/09537325. 2012. 674670»

нению с образом мышления изобретателя-предпринимателя, который позволяет им более эффективно действовать в поиске возможностей и устранении препятствий, связанных с финансированием и развитием университетских спин-офф. При этом, отмечают авторы, в анализе развития данных фирм необходимо учитывать сложную систему социальных взаимодействий и технологических вызовов, в которых они функционируют.

Авторы призывают избегать вопроса о том, является ли модель привлечения внешнего предпринимателя более эффективной при развитии спин-офф в университете. Акцент должен скорее делаться на изучении условий, при которых данная модель может предоставлять дополнительные выгоды, компенсируя недостатки, характерные для модели изобретателя-предпринимателя. По мнению авторов, модель внешнего предпринимателя является жизнеспособной, но недостаточно используемой альтернативой в организации процессов коммерциализации результатов университетских ИР, что требует проведения дальнейших исследований в данной области.

М.Н. Лавров

2013.01.022. ГУЛБРАНДСЕН М., РАСМУССЕН Э.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИКАТОРОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ.

GULBRANDSEN M., RASMUSSEN E. The use and development of indicators for the commercialisation of university research in a national support programme // Technology analysis & strategic management. -2012. - Vol. 24, N 5 - May. - P. 481-495. - D0I:10.1080/09537325. 2012.674670.

Ключевые слова: дополнительность; коммерциализация; индикаторы; трансфер технологий в университетах.

Авторы - сотрудники ведущих норвежских университетов -анализируют развитие индикаторов, используемых для оценки результативности программ по государственной поддержке коммерциализации результатов ИР в университетах на примере национальной программы FORNY.

Многие европейские страны в целях повышения эффективности ИР, финансируемых из государственных источников, учредили специализированные программы по поддержке коммерциализации научных исследований, что наряду с другими инициативами привело в последние десятилетия к росту числа полученных патентов, лицензий и созданных спин-офф. Эти тенденции - следствие действия комплексной группы факторов, среди которых можно выделить законодательные изменения, давшие исследовательским организациям больше прав на результаты ИР, политика по усилению акцента в университетской деятельности на коммерциализации полученных результатов, а также рост государственного финансирования спин-офф на начальных этапах их развития. В данную деятельность вовлечены министерства, специализированные финансовые агентства, посреднические организации, в том числе научные парки и отделы трансфера технологий, а также университеты, которые являются заинтересованной стороной по широкому кругу вопросов, связанных с коммерциализацией (с. 482).

В то же время авторы отмечают, что для оценки процессов коммерциализации и эффективности различных инициатив в настоящее время используется ограниченный набор таких индикаторов, как количество патентов и лицензий, которые могут неадекватно отражать инновационные процессы и, соответственно, вовлекать участников в неэффективные виды деятельности. Этому способствует также тот факт, что применяемые индикаторы ориентированы преимущественно на экономическую составляющую и могут в неполной мере отражать социальные выгоды того или иного проекта, тогда как государственные программы призваны стимулировать общественно выгодную деятельность либо поведение в целях компенсации низкого уровня частных инвестиций в данных областях. В литературе обычно представлены четыре основные причины государственного вмешательства в процессы коммерциализации новых технологий: провалы рынка, системные провалы, структурная жесткость и «близорукость», порочащая новизну изо-бретения1. Различия в причинах и вариативность возможных результатов приводят к острой проблеме определения соответствую-

1 Salmenkaita J.-P., Salo A. Rationales for government interventions in the commercialization of new technologies // Technology analysis & strategic management. -2002. - Vol. 14. - P. 183-200.

щих индикаторов для измерения различных аспектов государственных программ, при этом политические и общественные результаты часто остаются вне рассмотрения (с. 483).

Основная цель анализа эффективности государственной программы поддержки - оценка вклада или так называемого «дополнительного достижения» (аМШопа1Иу), полученных в результате затрат ресурсов. «Дополнительное достижение» в данном случае отражает то, что в результате государственного вмешательства достигнут некий результат, который не был бы достигнут без него1.

Авторы отмечают, что выявление «дополнительного достижения» может основываться на оценке полученных результатов: количества созданных рабочих мест; вклада в экономический рост; числа изобретений, имеющих перспективы в сфере патентования; количества созданных спин-офф; объема полученных доходов от деятельности, связанной с коммерциализацией, и т.д. Другой подход основывается не на результатах, полученных «на выходе», а на оценке деятельности «на входе» в систему: к примеру, количество поддержанных проектов.

Существуют также другие способы оценки государственного вмешательства в процессы коммерциализации результатов ИР. При этом в качестве показателей могут быть использованы скорость коммерциализации, рамки ее вовлеченности в процесс, оценка ее влияния на различных участников, эффект накопленного опыта и т.д. С помощью этих способов оценивают множество последствий, которые могут иметь долгосрочный эффект, однако не иметь широкого применения (с. 484).

Эмпирической основой исследования послужили данные по норвежской государственной программе БОЯКУ за 1995-2010 гг. Цель программы - «увеличение коммерческой ценности, создаваемой на основе результатов ИР» (с. 481). Данный выбор обоснован тем, что эта программа представляет собой уникальную возможность для анализа эволюции рассматриваемых индикаторов, так как в отличие от аналогов в других странах программа действует в течение длительного времени без радикальных изменений. БОЯКУ -это основная государственная программа Норвегии по стимулиро-

1 Luukkonen T. The difficulties in assessing the impact of EU framework programmes // Research policy. - Amsterdam, 1998. - Vol. 27. - P. 599-610.

ванию процессов коммерциализации, которая охватывает университеты, университетские колледжи, государственные исследовательские организации и университетские клиники. Исторически коммерциализация результатов ИР в Норвегии проводилась в рамках сотрудничества университетов и частных компаний, однако БОЯКУ ориентирована на поддержку ИР вне рамок подобных соглашений. Она поддерживает широкий круг инициатив, связанных с патентованием, лицензированием, созданием спин-офф и развитием идей и концептов. При этом программа работает не напрямую с исследователями и предпринимателями, а через отделы трансфера технологий и другие организации, занимающиеся коммерциализацией. За период с 1996 по 2007 г. в рамках этой программы были поддержаны 295 стартапов и 125 лицензионных соглашений. В 2008 г. более 200 таких фирм продолжали свою деятельность с оборотом более 110 млн. евро и штатом более 700 служащих (с. 485).

В рамках программы разработаны различные механизмы поддержки. Так, в 2008 г. действовали следующие пять основных схем (с. 486).

1. Первая схема направлена на поддержку генерации идей и развитие инфраструктуры. По запросу исследовательской организации, включающей коммерциализацию в стратегию своего развития, БОЯКУ покрывает 50% издержек на мероприятия, связанные с повышением степени компетентности и знаний относительно патентов и коммерциализации.

2. Коммерциализационные фонды (проектные фонды) выделяются по следующей схеме. Средства выделяются через отделы трансфера технологий, получающие крупные гранты. При принятии решений о выделении средств данный фонд может покрывать половину издержек на лицензирование либо создание фирмы, но не на развитие продукта.

3. Фонды, направленные на подтверждение концепций, используются для поддержки технологического развития. Заявление в отдел трансфера технологий на получение подобного вида финансирования может подавать компания, уже получившая поддержку через коммерциализационный фонд.

4. Четвертая схема - «отпускной» грант, выделяемый ученому для коммерциализации его идеи. Этот грант покрывает от 20 до

100% затрат работодателя, связанных с оплатой труда ученого, который в это время работает по заявленному проекту.

5. Фонды поощрения представляют собой бонусы, выделяемые отделам трансфера технологий в соответствии с результатами года. В оценку их деятельности входят следующие показатели: для спин-офф - принятие проекта со стороны внешней финансовой организации, контрольного покупателя или промышленного партнера, либо получение внешней ссуды; объем лицензионных доходов и т.д.

За 15 лет функционирования программы БОЯКУ значительно повысилась роль используемых индикаторов и методов оценки коммерциализации ИР. Во-первых, возросла необходимость мониторинга и оценки использования фондов, так как вопросы коммерциализации результатов ИР получили приоритетный статус в повестке дня организаций, принимающих решения, а программа значительно выросла в объемах. Во-вторых, БОЯКУ изначально задумывалась как программа ограниченного периода действия, а коммерциализация - как самоподдерживающийся вид деятельности отделов трансфера технологий. Однако эти отделы оказались неспособны работать без поддержки государства и исследовательских организаций. Это вызвало необходимость разработки более широкого набора индикаторов. В-третьих, более широкое вовлечение отделов трансфера технологий в деятельность исследовательских организаций и их учреждение в университетах вызвало спрос на подобные индикаторы и с их стороны.

В рамках программы использование индикаторов преследует три основные цели: 1) осуществление мониторинга и оценки на различных уровнях программы; 2) принятие решений о финансировании и разработке стратегии; 3) определение величины бонусов, получаемых отделами трансфера технологий по итогам годовой работы.

Авторы приводят следующий перечень индикаторов и других механизмов оценки, действующих в рамках программы БОЯКУ: количество семинаров, курсов и пр., а также их участников; количество программ поддержки по определению бизнес-идей; количество полученных потенциально интересных бизнес-идей; количество осуществленных бизнес-идей; число спин-офф и лицензий; эффективность спин-офф и лицензий, определяемая в полученных объемах внешних инвестиций; измерение создаваемой ценности

(операционная прибыль и общий фонд оплаты труда спин-офф); более широкие оценки качества программы через периодические обзоры (1997, 2004, 2009); количественные обзоры, подготавливаемые при анализе конкретных случаев (с. 488).

Основные источники данных - отделы трансфера технологий, спин-офф и лицензиаты. Информация используется прежде всего с целью мониторинга и как инструмент для принятия решений о выделении финансирования, а также внесения изменений и определения лучших практик. На уровне принятия стратегических решений индикаторы применяются для определения объемов деятельности в различных регионах и типах исследовательских организаций; они помогают определить будущий коммерческий потенциал и потребность в перспективном финансировании; они также отражают результаты деятельности отделов трансфера технологий и т.д. (с. 488).

В работе проведен анализ эволюции индикаторов, применяемых в программе РОЯКУ, которая может быть отражена в виде пяти основных этапов (с. 490).

1. Первоначально основными индикаторами служило количество созданных спин-офф и число лицензионных соглашений. Эти показатели позволяли оценить результативность программ и определить уровень вознаграждения отделов трансфера технологий в зависимости от их эффективности.

2. Поскольку такой показатель, как количество фирм, не охватывал основную цель программы, были введены новые показатели, отражающие уровень развития спин-офф: число занятых, объем оборота и пр., что позволило учитывать степень влияния программы.

3. В связи с возникновением оппортунистического поведения отделов трансфера технологий, способствовавших появлению фирм с низким коммерческим потенциалом ради достижения их большего количества, были внедрены механизмы оценки качества идей, что выразилось в использовании индикаторов, оценивающих привлечение внешнего финансирования.

4. В целях выявления эффекта «дополнительного достижения» в поведении участников процессов коммерциализации в программу была введена оценка таких видов деятельности отделов трансфера технологий, как патентование, проведение конференций

и семинаров, организация курсов, гендерный баланс, географическое распределение.

5. В дальнейшем авторы констатируют усиление акцента на «истории успеха» и анализе качественных данных по коммерциализации, направленный на преодоление недостатков, связанных с количественными показателями.

В заключение авторы отмечают, что выбор индикаторов для оценки текущей деятельности и результатов - один из самых важных моментов в развитии государственных программ по поддержке коммерциализации результатов ИР. Проведенное исследование показало, насколько разными могут быть использование и развитие индикаторов. Очень часто они превращаются в непосредственную цель программы, как это произошло с созданием спин-офф в Норвегии. А в странах, где в числе основных показателей используется число патентов, университеты вынуждены выделять большие средства на формирование относительно бесполезного патентного портфолио. Акцент на краткосрочных показателях может привести к снижению интереса к внедрению новых инициатив, более эффективных в долгосрочной перспективе. Определение и интерпретация ряда индикаторов остаются недостаточно ясными, как, например, в случае с количеством идей, собираемых в рамках системы по коммерциализации (с. 492).

Проведенный анализ работы государственной программы F0RNY - важный вклад в исследования по определению и оценке трансфера университетских технологий. Анализ показал, что можно использовать для этого целый набор различных индикаторов, которые со временем могут меняться и эволюционировать, чтобы удовлетворить потребности различных акторов, принимающих участие в процессе коммерциализации результатов ИР.

М.Н. Лавров

2013.01.023. СОНДЕРС М. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ: ПОЛОЖЕНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

SAUNDERS M. A political economy of university funding: The English case // Journal of higher education policy and management. - 2012. -August. - Vol. 34, N 4. - P. 389-399. - DOI: 10.1080/1360080 X. 2012.689196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.