Научная статья на тему '2013. 01. 012. Новиков В. И. «Из пламя и света рожденное слово»: А. С. Пушкин и отечественная война 1812 г. – М. : минувшее, 2011. – 320 с'

2013. 01. 012. Новиков В. И. «Из пламя и света рожденное слово»: А. С. Пушкин и отечественная война 1812 г. – М. : минувшее, 2011. – 320 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУШКИН А.С / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В ЛИТЕРАТУРЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 012. Новиков В. И. «Из пламя и света рожденное слово»: А. С. Пушкин и отечественная война 1812 г. – М. : минувшее, 2011. – 320 с»

ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВО

2013.01.012. НОВИКОВ В.И. «ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА РОЖДЕННОЕ СЛОВО»: АС. ПУШКИН И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г. - М.: Минувшее, 2011. - 320 с.

В книге кандидата филол. наук, члена Союза писателей России В.И. Новикова в широком историко-культурном контексте рассматривается влияние Отечественной войны 1812 г. на формирование мировоззрения А.С. Пушкина, анализируются произведения поэта, посвященные этому событию.

Великое историческое событие не могло не коснуться каждого русского человека. Не избежал этого и лицеист Пушкин. Его ближайший друг И.И. Пущин вспоминал: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 г. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея; мы всегда были тут, при их появлении выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвой, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом. Не одна слеза тут пролита!..»1

Всеобщий духовный подъем, охвативший Россию, поддерживался прессой, которую лицеисты жадно читали. На первом месте был журнал Н.И. Греча «Сын Отечества». Большую популярность в обществе и армии приобрела небольшая заметка «Русский Сцевола»: «В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего им в руки. С удивлением спросил он: для чего его оклеймили? Ему отвечали: это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсек себе клейменную руку. Нужно ли сказывать, что сей новый Сцево-ла был русский? Одна мысль служить орудием Наполеону или

1 Пущин И.И. Записки о Пушкине // А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. - М., 1985. - Т. 1. - С. 74.

принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана, подвигла его к сему героическому поступку»1.

В «Сыне Отечества» активно сотрудничали профессора Лицея, например А.П. Куницын, И.К. Кайданов.

«Своеобразным памятником 1812 г. стало знаменитое стихотворение Пушкина "Воспоминания в Царском Селе". Именно появлением этой яркой лирической исповеди отрок заявил о себе как равный в ряду лучших поэтов своего времени», - отмечает В.И. Новиков. Используя фразеологию официальной пропаганды, Пушкин назвал Наполеона «бичом народов», «душителем свободы», а его армию уподобил ордам Аттилы. Впоследствии поэт стал глубже разбираться в событиях этой войны, ее причинах и следствиях, по-другому оценил многосложную фигуру французского императора, однако в корне не изменил своих взглядов. Позднее в большом стихотворении «Узнику Святой Елены» он уже видит в Наполеоне не «властительного злодея», а «великого человека», «могучего баловня судьбы», презревшего человечество, что и стало причиной его падения. К фигуре Наполеона Пушкин обращается и в стихотворении «Герой», написанном в 1830 г., в котором император предстает не тираном и гробовщиком покоя и процветания европейских народов, а героем и страдальцем, изгнанным на пустынный остров мстительными победителями.

В лицее Пушкин слышал рассказы о Бородинской битве от ее непосредственных участников. В первую очередь от В.А. Жуковского и П. А. Вяземского, поэтов, ставших позже его ближайшими друзьями. Поэтическим памятником битве при Бородине был воспринят современниками «Певец во стане русских воинов». Считалось, что Жуковский создал его в ночь перед сражением. Однако проникнутые торжеством победителя стихи написаны гораздо позже, в Тарутинском лагере (иначе в тексте не было бы упомянуто о пожаре Москвы).

С лучшей стороны проявил себя на Бородинском поле Вяземский. Он вспоминал, что из-за неопытности и близорукости в первые минуты битвы почти ничего не осознавал - свист пуль ка-

1 Греч Н.И. Русский Сцевола // Сын Отечества. - СПб., 1812. - № 5, Ч. 1. -

С. 168.

зался ему свистом кавалерийского хлыстика: «...Мой казацкий мундир Мамоновского полка был неизвестен в армии. Подъехал ко мне незнакомый офицер и сказал, что кивер мой может сыграть надо мной плохую шутку. "Сейчас, - продолжал он, - остановил я летевшего на вас казака, который говорил мне: посмотрите, ваше благородие, куда врезался проклятый француз!"»1

Другой близкий друг Пушкина, певец гусарских пиршеств, партизан Д.В. Давыдов упоминал о том, что из-за неупорядоченности формы подобная путаница происходила часто, в кампании 1807 г. и сам он чуть не был убит по этой причине. Д.В. Давыдов не был непосредственным участником Бородинского сражения, однако следил за ходом битвы от стен Колоцкого монастыря, куда прибыл по поручению Кутузова для того, чтобы начать рейд по тылам неприятеля. Пушкин всегда по-особому относился к Д. Давыдову, считал, что именно поэт-гусар вывел его из-под влияния «элегической музы» и научил «быть оригинальным», говорил, что после чтения его стихов стал «писать круче», посвятил ему строки: «Не удалось мне за тобою / При громе пушечном, в огне / Скакать на бешеном коне. / Наездник смирного Пегаса, / Носил я старого Парнаса / Из моды вышедший мундир: / Но и по этой службе трудной, / И тут, о мой наездник чудный, / Ты мой отец и командир»2.

Внелицейским кругом Пушкина в Царском Селе были офицеры лейб-гвардии Гусарского полка. Поэт даже просил отца дать ему разрешение вступить в этот полк после окончания лицея. В среде молодых офицеров он находил не одно бесшабашное веселье, но и «разговор свободный». Не только на тему «Бахуса и Венеры» вел разговоры с молодым поэтом поручик П.П. Каверин. Прошедший через горнило Отечественной войны, он о многом мог рассказать Пушкину. Они оставались друзьями до роковой дуэли на Черной речке. Пушкин писал о Каверине: «В нем пунша и войны кипит всегдашний жар, / На Марсовых полях он грозный был воитель, / Друзьям он верный друг, красавицам мучитель, / И всюду он гусар»3.

1 Вяземский П. А. Воспоминания о 1812 г. // Вяземский П. А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. - М., 1988. - С. 289.

2 Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1959. - Т. 2. - С. 452.

3 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17 т. - М., 1937. - Т. 3. - С. 264.

Дружил Пушкин и с другими офицерами лейб-гвардии Гусарского полка, участниками военных действий: П.А. Нащокиным, Я.С. Сабуровым, П.Д. Соломирским, А.Н. Зубовым, П.Я. Чаадаевым.

Впоследствии Пушкин вспоминал, что если он «с Кавериным гулял», то «с Чаадаевым читал». Участник Бородинского сражения, вошедший в Париж со знаменитым Семёновским полком Чаадаев оказался свидетелем узловых эпизодов заката «наполеоновской эпопеи». В глазах Пушкина он был «всегда мудрец, а иногда мечтатель»: «Много переживший молодой философ был именно тем собеседником, который был ему необходим в годы духовного возмужания как никто другой» (с. 49).

В 1831 г. в связи с польским восстанием обострились отношения между Россией и европейскими государствами, и Пушкин взял на себя миссию ответить недружественным голосам циклом «на злобу дня», состоящим из двух стихотворений - «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Одобрив пушкинский демарш, Чаадаев писал ему: «Вот, наконец, вы - национальный по-эт»1. Вяземский, напротив, не принял стихов Пушкина, отметив в своей записной книжке, что это «святотатство сочетать Бородино с Варшавою»2. Он некоторое время служил в Варшаве и поэтому лучше других знал внутреннее положение Польши. Вяземский полагал, что восстание стало законной реакцией на неуклюжие шаги русского правительства.

Поэт был знаком с такими «людьми двенадцатого года», как А.С. Грибоедов, К.Н. Батюшков, А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, Ф.Н. Глинка, П.П. Пестель, М.Ф. Орлов, НА. Дурова.

«Пушкин был сыном своего века», - замечает В.И. Новиков. Метафизика и этика поэта сформировались под воздействием гностицизма александровского времени, одним из основных компонентов которого было масонство.

В советской пушкинистике сложилась непреложная истина -«все определяет политика»: «Даже те, кто на словах открещивались от марксистской методологи (подобно А.А. Ахматовой), по сути,

1 Чаадаев П.Я. Соч. - М., 1989. - С. 356.

2

Вяземский П.А. Записные книжки. - М., 1992. - С. 155.

следовали ей... В многочисленных книгах о Пушкине слишком много внимания уделяется декабристам, но забывается, что очень часто это были "заговоры между Лафитом и Клико"» (с. 294). По мнению автора монографии, в поэтическом мире Пушкина нашли отражение религиозно-этические искания «вольных каменщиков»: «Обращение Пушкина к масонской поэзии, как источнику поэтического вдохновения, не должно удивлять. Масонство представляло собой фактически единственную философско-этическую систему, в лоне которой духовно формировалось русское общество. Ложи "вольных каменщиков", несмотря на свою относительную малочисленность, были оазисами, где пробуждалась свободная мысль, ищущая высоких нравственных идеалов, которых в окружающей действительности не было» (с. 276). В.И. Новиков анализирует стихотворение «Поэт и толпа», поэму «Странник», «Моцарт и Сальери», повесть «Пиковая дама», в которых выявляет влияние «вольнокаменщичества» на творчество Пушкина.

Книга иллюстрирована портретами участников Отечественной войны 1812 г., представителей общественной и культурной жизни того времени, а также ближайшего окружения поэта.

К.А. Жулькова

2013.01.013. ЛОСЕВ А.В. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИАМУРЬЯ / Сост., ред., вступ. ст., примеч. Урманова А.В. - Благовещенск: БГПУ, 2011. -348 с.

Реферируемая книга представляет собой избранные работы Анатолия Васильевича Лосева (1927-2002), известного ученого-краеведа и педагога, знатока истории литературной жизни Сибири и Дальнего Востока. В сборник вошли разноплановые исследования, распределенные по трем разделам: «Исследования о художественной литературе», «Статьи о периодической печати», «Рецензии». Во многих работах автор опирается на редкие источники и архивные данные, которые малодоступны и по сей день. Книга включает и неопубликованные источники; редактору-составителю пришлось провести трудоемкую текстологическую работу по разбору и классификации рукописных и машинописных текстов.

«Предисловие» написано А.В. Урмановым, учеником ученого, а ныне доктором филологических наук, зав. кафедрой литерату-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.