Научная статья на тему '2013. 01. 011. Ризви С. Х. Философия как образ жизни в мусульманском мире: применяя Адо для изучения Муллы Садры Ширази. Rizvi S. H. philosophy as a way of life in the world of Islam: applying Hadot to the study of Mulla Sadra Shirazi (D. 1635) // Bulletin of the school of Oriental and African studies. – L. , 2012. – Vol. 75, n 1. – p. 33–45'

2013. 01. 011. Ризви С. Х. Философия как образ жизни в мусульманском мире: применяя Адо для изучения Муллы Садры Ширази. Rizvi S. H. philosophy as a way of life in the world of Islam: applying Hadot to the study of Mulla Sadra Shirazi (D. 1635) // Bulletin of the school of Oriental and African studies. – L. , 2012. – Vol. 75, n 1. – p. 33–45 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 011. Ризви С. Х. Философия как образ жизни в мусульманском мире: применяя Адо для изучения Муллы Садры Ширази. Rizvi S. H. philosophy as a way of life in the world of Islam: applying Hadot to the study of Mulla Sadra Shirazi (D. 1635) // Bulletin of the school of Oriental and African studies. – L. , 2012. – Vol. 75, n 1. – p. 33–45»

2013.01.011. РИЗВИ С.Х. ФИЛОСОФИЯ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ: ПРИМЕНЯЯ АДО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МУЛЛЫ САДРЫ ШИРАЗИ.

RIZVI S.H. Philosophy as a way of life in the world of Islam: Applying Hadot to the study of Mulla Sadra Shirazi (d. 1635) // Bulletin of the School of oriental and African studies. - L., 2012. - Vol. 75, N 1. -P. 33-45.

Автор (Эксетерский университет, Великобритания) делает попытку применить методологию французского историка античной философии, профессора Коллеж де Франс Пьера Адо к изучению творчества иранского теософа, богослова и мистика Муллы Садры, ставшего в последнее время настолько популярным (как наиболее систематический мусульманский философ) в шиитских учебных заведениях, что впору сравнивать садрианизм с томизмом на Западе.

В последнее время утвердилась тенденция проводить параллели между философами, принадлежащими разным культурно-историческим контекстам. Так, можно найти немало схожих черт между, например, Муллой Садрой (1571-1640) и Ямвлихом, неоплатоническим философом III в., а также теологом и мистиком, придавшим неоплатонизму характер теургической системы. Помимо идентичных - по крайней мере с формальной точки зрения - интересов и тот, и другой были идеологами, чья деятельность во многом была созвучна с господствующей тенденцией в государственной политике. На этом основываются те, кто пытается обнаружить сходство между их жизнью и творчеством.

П. Адо критически относится к подобным попыткам, считая их антиисторичными - ведь философы рассматриваются вне контекста, формалистически. В действительности произведения позд-неантичных философов, например, следует читать как продукцию, отражающую традиции той или иной школы. Не следует забывать и о том, что мы имеем дело с совершенно иной методологией, предполагавшей не абстрактное теоретизирование, а психотерапию -именно такую цель ставили перед собой философы, пытаясь примирить ученика с жестокими истинами жизни. Философы - в том числе и Ямвлих - стремились помочь ученикам ориентироваться в реальности, воздействовать на ее силы (в том числе и богов) в своих целях, создавать свой мир. При помощи разработанного Ямвлихом в трактате «О египетских мистериях» учения о теургии - воз-

действии на богов - ученику предлагалось достигнуть гармонии с сущим.

Таким образом, становится очевидным, что сравнивать Ямв-лиха с Муллой Садрой едва ли правомерно. Кроме того, у Ямвлиха можно обнаружить сильное влияние герметической традиции с ее представлением о единой всекосмической иерархии, что едва ли можно сопоставлять с опирающимися на непосредственное божественное откровение (Коран) идеями мусульманских философов, стремившихся к объединению общины, а не к обретению знания и достижению нового уровня во всеобщей иерархии. Учение Муллы Садры о жизни как дифференцированной манифестации Чистого Бытия напоминает герметизм лишь с формальной точки зрения -уровни здесь различаются по степени интенсивности, а не качественно.

В том-то и дело, что Мулла Садра - с воспринятой им концепцией мистического «озарения», ведущего человека к постижению своей души и дольнего мира в контексте мира божественного, -стремился соединить философский разум с божественным откровением. «Его идеалом был совершенно особый тип иератического человека, мыслителя и деятеля, чьи этические представления теснейшим образом увязаны с его поведением, а метафизические достижения проявляются в его способности свидетельствовать о Реальности...» (с. 34). Кораническое откровение с его неразделимым единством экзотерического и эзотерического аспектов мыслится той силой, которая может объединить правителей и простых людей, философов и простецов. Едва ли что-то подобное нам удастся отыскать во времени Ямвлиха - с присущим ему ожесточенным противоборством «соперничающих между собой религиозных и философских общин» (с. 33), по сути дела войной всех против всех, которая развернулась тогда.

«Обстановка шиитского Ирана при Сефевидах проводит резкую черту между Муллой Садрой и Ямвлихом. Правда, их объединяют такие черты, как: 1) установка на диалогичность, 2) представление о центральности духовных упражнений, 3) общность как мистической практики, так и дискурса, наряду с (4) пониманием того, что занятия философией предполагают наличие не только духовного руководителя, но и общины единомышленников, - и тем не менее, несмотря на все это, едва ли можно счесть, что данные

концепты, принадлежащие различным культурным контекстам, в достаточной мере пересекаются друг с другом» (с. 45). Позднеан-тичное общество с тем крушением присущих ему институтов и самого образа жизни, которое наложило, можно сказать, определяющий отпечаток на творчество Ямвлиха - и не его одного, - едва ли правомерно сравнивать с национальным становлением Ирана времен Муллы Садры, равно как и неоплатонический политеизм - с монотеизмом ислама.

К.Б. Демидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.