Научная статья на тему '2013. 01. 008. Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций: философский анализ. – М. : Альфа-М, 2012. – 576 с'

2013. 01. 008. Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций: философский анализ. – М. : Альфа-М, 2012. – 576 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
348
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС НАУКИ / ИСТОРИЯ НАУКИ / РЕКОНСТРУКЦИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА / ДРЕВНЕЙШИЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ МИРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 008. Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций: философский анализ. – М. : Альфа-М, 2012. – 576 с»

«беспомощность ЕАПБ в предоставлении потребителям информации, которая помогала бы делать выбор продуктов, упреждающих хронические заболевания, а вместо такой полезной информации потребители слышат только запреты. И как после этого европейцы могут доверять политическим решениям ЕАПБ - не помогающим делать выбор, а только отрицающим и тем самым внушающим страх к рынку пищевых продуктов» (с. 130). Подобная оценка практики ЕАПБ несправедлива, но в то же время свидетельствует о действительно сложной проблеме нахождения баланса, «золотой середины» между «цензурным», запретительным и развивающим новым, со стороны науки, управлением рынком.

А.А. Али-заде

2013.01.008. НАЙДЫШ В.М. НАУКА ДРЕВНЕЙШИХ

ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. - М.: Альфа-М, 2012. - 576 с.

Ключевые слова: генезис науки; история науки; реконструкция научной картины мира; древнейшие формы познания мира.

Монография доктора философских наук Вячеслава Найдыша представляет собой фундаментальное исследование двух важнейших проблем истории науки: ее генезиса как особой исторической формы познания и теоретической реконструкции / воссоздания научной картины древнейших цивилизаций. Речь идет о протонауке и ранних формах научного познания мира в древнейших цивилизациях (Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай и Древняя Греция). С точки зрения автора, этот аспект относится к наименее изученной части истории и философии науки.

Монография состоит из четырех частей: «Донаучное познание мира»; «Протонаука цивилизаций Древнего Востока»; «Наука древнегреческой цивилизации»; «Наука в культуре эллинизма». В качестве философско-методологической базы исследования автор избирает не формационный, а цивилизационный подход. При этом он вносит в теорию и методологию подхода качественно новые моменты, исходя из представлений о цивилизации как метаэт-носоциокультурной общности, определяющей изначальные основания цивилизации, к которым относятся символические средства,

знаковые системы коммуникации, обычаи, ритуалы, религиозные нормы, моральные требования и др.

История древнейшей науки - малоизученная сфера, имеющая ряд исследовательских проблем как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. «На теоретическом уровне - концептуализация эмпирического материала, построение понятийно-теоретических моделей развития древнейшей науки, что предполагает использование философских, мировоззренческих и методологических установок познавательной деятельности» (с. 11)

В книге рассмотрены проблемы накопления рациональных знаний в первобытности, когнитивные сдвиги в познавательных структурах, произошедшие в ходе неолитической революции, логика становления науки в контексте качественного перехода от Мифа к Логосу, протонаука древнейших цивилизаций. Основное внимание уделяется древнегреческой, античной науке, которая рассматривается в период со времени ее возникновения в VII в. до н.э. и до конца эпохи эллинизма.

Характеризуя особенности философского подхода к истори-ко-научным исследованиям древнейших форм познания мира, автор подчеркивает важность правильного выстраивания отношений между эмпирическим и теоретическим уровнями историко-научных исследований древнейшей науки, учета того, что «наука связана с системой духовной культуры множеством отношений, которые оказывают существенное влияние как на структуру, так и на содержание научного знания. «"Дух культуры" во многом определяет тип познавательной деятельности в данной культуре и может быть (в той или иной мере) прояснен в ходе философского анализа. Без учета "духа культуры" любые интерпретации древнейшей науки оказываются абстрактно односторонними и могут быть легко трансформированы в любом направлении, вплоть до точки зрения, что античной науки вообще не существовало» (с. 16).

Объясняя множественность концепций, автор выделяет четыре группы вопросов, лежащих в основании теории науки. Первая группа направлена на прояснение самого генезиса науки; вторая -связана «с представлениями об объеме научности, необходимом и достаточном для того, чтобы его признаки можно было бы экстраполировать на науку в целом» (с. 14); третья группа связана с вы-

бором критериев научности; четвертая - носит методологический характер.

В первой части монографии в соответствии с идеями автора проанализированы проблемы накопления рациональных элементов знания в первобытном обществе, рассмотрены особенности мифологического мышления, зарождение предпосылок математического и астрономического знания, исследованы протонаучные сдвиги в эпоху неолитической революции. Вторая часть книги посвящена протонауке цивилизаций Древнего Востока. Здесь дана панорама их «культурного пространства», охарактеризованы особенности географических, биологических, химических, астрономических и математических знаний цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии и Китая. В этих цивилизациях был распространен способ познания, «при котором операциональные процедуры мышления были прямым продолжением схем практического действия над реальными материальными предметами. Предметно-действенный исторический тип мышления здесь уже преодолен наглядно-образным, но еще не преобразован им в полной мере, не подчинен ему... Система операциональных процедур слита с основными терминами языка и правилами оперирования с ними» (с. 176). Только в античной цивилизации был выработан «способ познания, позволяющий выходить за сферы явления в сферу сущности, выявлять всеобщие сущностные, субстанциальные основания бытия, которые... определяют содержание выявляемых в опыте, в схемах практического действия эмпирических закономерностей» (с. 176-177).

Основное внимание в монографии уделено древнегреческой цивилизации, анализ которой охватил истоки микенской и крито-микенской цивилизаций и т. д. Кроме того, исследовано содержание концепта «культурная катастрофа» эпохи «темных веков» (Х1-1Х вв. до н.э.), понятие «архаической революции» (УШ-У1 вв. до н.э.), даны развернутые характеристики полисной организации жизни, оценки «великой греческой колонизации», атонального характера древнегреческой культуры. Обобщая разнообразный материал истории античной духовной культуры, в том числе изобразительного искусства, автор выстраивает концептуальные модели архаического сознания, анализирует религиозные (аполлонийство и дионисий-ство, орфизм, рациональную теологию) и соционормативные предпосылки античной науки. Подробно рассматривается генезис науки

на основных этапах ее формирования, охватывая периоды исследования идей, начиная с милетской школы и пифагорейцев и заканчивая подробным анализом научных идей и концепций Платона и Аристотеля. Задача античной науки в целом заключалась в потребности постигнуть мир в его многообразии и целостности. «Один из важнейших итогов развития древнегреческой науки - разработка первой естественно-научной картины мира. Она сложилась в результате синтеза философии (прежде всего аристотелизма), математики, астрономии (космологии) и учения о движении (механики)» (с. 454). Кроме того, в свете социальных, политических и культурных процессов поздней архаики освещаются математические и естественно-научные достижения античных математиков и физиков: пифагорейцев, Эмпедокла, Аристотеля и др.

Затем рассматривается эпоха эллинизма, пришедшая на смену древнегреческой культуре; анализируются ценностные ориентиры ее культуры, философские идеалы скептицизма, стоицизма, эпикуреизма, математические и естественно-научные открытия. Особое внимание уделено идеям Александрийской математической школы («Начала» Евклида, идеи Аполлония Пергского и обсуждение вопроса о границах абстрактно-образного мышления, архимедовское развитие механики), древнегреческой наблюдательной астрономии (Гиппарх и др.), математической астрономии (геоцентрическая система К. Птолемея, Диофанта), алхимии (Псевдо-Демокрит). Автор исследует не только природу научного знания в этот период, но и причины и условия ее упадка, ограниченность на фоне исчерпания творческого потенциала рабовладельческой цивилизации, заката античного общества. В таком контексте рассмотрены особенности математики и механики в эпоху позднего эллинизма (Герон Александрийский, Иоанн Филопон, Диофант и др.), возникновение алхимии, «белой магии», исчезновение рукописей и др.

В заключение монографии даны обширные обобщения, подводящие итог анализу науки древних цивилизаций как особой исторической формы познания. «В общем плане проблема генезиса науки - это проблема формирования рационально-понятийной формации познания на базе двух предшествующих формаций -предметно-действенной и образно-мифологической. А уже в рамках исторического развития и качественного усложнения рационально-понятийной формации познания складывались условия для

возникновения отдельных конкретных направлений науки» (с. 567).

В целом монография представляет собой панорамное изложение и фундаментальное исследование сложной проблемы генезиса науки и ее конкретно-исторических особенностей в культуре древнейших цивилизаций.

С.М. Климова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.