Научная статья на тему '2012. 04. 057. Кокс Дж. , Уитко К. Переоценка взаимосвязи между выбором школы и созданием социального капитала. Cox J. , Witko Ch. School choice and the creation of social capital reexamined // American Journal of political Science. - bloomington: Blackwell Publishing, 2010. - Vol. 52, n 1. - p. 142-155'

2012. 04. 057. Кокс Дж. , Уитко К. Переоценка взаимосвязи между выбором школы и созданием социального капитала. Cox J. , Witko Ch. School choice and the creation of social capital reexamined // American Journal of political Science. - bloomington: Blackwell Publishing, 2010. - Vol. 52, n 1. - p. 142-155 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ США 04.057 / ШКОЛА США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костяев С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 057. Кокс Дж. , Уитко К. Переоценка взаимосвязи между выбором школы и созданием социального капитала. Cox J. , Witko Ch. School choice and the creation of social capital reexamined // American Journal of political Science. - bloomington: Blackwell Publishing, 2010. - Vol. 52, n 1. - p. 142-155»

Эффект увеличения расходов на снижение неграмотности ниже в тех странах, где имеется сильная система личного голосования. Иными словами, образовательные расходы снижают неграмотность в странах с партийным голосованием сильнее, чем в государствах с серьезной ролью каждого отдельно взятого законодателя.

В заключение А. Хикен и Дж. Симмонс отмечают, что целью их исследования было определить взаимосвязь между расходами на общественные блага и партийными системами. Для того чтобы понять искомые взаимосвязи, необходимо не только оценивать стимулы партийного голосования, но и их влияние на результаты государственной политики в социальной сфере. С целью разобраться в проблеме расходов на общественные блага американские ученые взяли за основу два параметра: расходы на образование и уровень неграмотности. Основные выводы заключаются в том, что, во-первых, стимулы культивировать личное голосование снижают маржинальные эффекты и увеличения расходов на образование и их влияние на уровень неграмотности, а в ряде крайних случаев партикуляризм фактически сводит на нет все позитивное влияние дополнительных финансовых вливаний в школы; во-вторых, нет взаимосвязи между партикулярными стимулами и объемом расходов на образование. Иными словами, эффекты личного голосования на уровень неграмотности реализуются не через общий объем расходов, а через их эффективность. Хотя демократии тратят больше на образование, чем авторитарные режимы, степень эффективности таких расходов зависит от типа демократических институтов в каждой отдельно взятой стране.

С. С. Костяев

2012.04.057. КОКС Дж., УИТКО К. ПЕРЕОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ВЫБОРОМ ШКОЛЫ И СОЗДАНИЕМ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА.

COX J., WITKO CH. School choice and the creation of social capital reexamined // American journal of political science. - Bloomington: Blackwell Publishing, 2010. - Vol. 52, N 1. - P. 142-155.

Дж. Кокс, доцент университета штата Калифорния, и К. Уитко, преподаватель университета Сэнт Луиса, изучили проблему выбора школы как фактора создания социального капитала в США. В противовес имеющимся в литературе утверждениям, что

процесс выбора школы создает социальный капитал, американские ученые полагают, что это не так. Участие родителей в мероприятиях школы зависит прежде всего от их индивидуальных характеристик и традиций каждой отдельно взятой школы. Выбор родителями школы вовсе не приводит к тому, что они принимают более активное участие в ее жизни, тогда как институциональные особенности некоторых школ могут сыграть в этом позитивную роль.

В литературе идут дебаты по вопросу: влияют ли государственные программы, содействующие родителям в процессе выбирать школу для своих детей, на улучшение качества образования? Некоторые из специалистов полагают, что хотя воздействие выбора школ на качество образования в них не до конца понятен, имеется такой побочный эффект как создание социального капитала. Действительно, если эти программы создают социальный капитал, данное обстоятельство само по себе может служить причиной их поддержки и дальнейшего развития. Однако имеются как теоретические, так и эмпирические причины ставить под сомнение наличие подобной взаимосвязи.

Одни ученые полагают, что учреждения созданные государством оказывают содействие в создании социального капитала. Они опираются на свидетельства родителей, активно принимавших участие в выборе школы для своего ребенка. А это, в свою очередь, и создает социальный капитал. Дж. Кокс и К. Уитко, частично соглашаясь с вышеуказанным утверждением, полагают, что хотя отдельные государственные институции могут создавать контекст, который более или менее благотворен для социального капитала, непосредственно программа выбора школы не имеет отношения к социальному капиталу. Школьный контекст, а не выбор школы определяет участие родителей в мероприятиях, организованных школой. Для анализа данного вопроса американские ученые используют национальную базу данных по начальной школе в 1998/99 уч. году.

Одна из причин создания государственной системы школьного образования в том, чтобы транслировать гражданскую культуру подрастающему поколению, полагают американские специалисты. Неудивительно, что ученые потратили немало сил для изучения влияния школ на создание социального капитала. Одни ученые полагают, что ведущую роль в появлении социального капитала играет общество, другие - государство. Анализ школьных

округов Нью-Йорка показал, что преференции индивидуального выбора родителей оказывали большее влияние на выбор школы, чем структура соответствующей государственной программы. Наибольший уровень участия родителей в жизни школы отмечается в так называемых школах, учрежденных по договору (charter school)1. По-видимому, в самом акте выбора школы есть нечто, способствующее тому, что родители более активно участвуют в жизни школы впоследствии.

Вместе с тем не все исследования поддерживают вышеупомянутую точку зрения. Так анализ школ Федерального округа Колумбия показал, что выбор родителями места учебы своего ребенка никак не влияет на дальнейшую степень участия в мероприятиях школы. Данные различия между Нью-Йорком и Вашингтоном показывают, что большое значение имеет сам контекст выбора или более того, нет взаимосвязи между действием по селекции школы и степенью участия в ее жизни в дальнейшем. Еще одним фактором может быть то, что в школах, учрежденных по договору, многие родители изначально принимали участие в ее создании и сталкиваются с более дружелюбной атмосферой и отношением со стороны школьной администрации, что приводит к активному участию родителей в жизни школы.

Другие работы ученых показывают, что отношения в местных сообществах могут играть ключевую роль в степени вовлеченности родителей в мероприятиях школы. Так, католические школы демонстрируют лучшие результаты в этом отношении, чем другие виды образовательных учреждений именно вследствие другой структуры отношений в местных сообществах. Другими словами, сам выбор школы не играет здесь никакой роли. Исследователи полагают, что социальный капитал возникает в тех местных сообществах, которые обладают двумя чертами: общими ценностями и отлаженностью функционального взаимодействия.

Итак, социальный капитал скорее создается контекстом, в котором существует школа, а не фактом ее выбора родителями. Представляется, что те родители, которые озабочены тем, где будут

1 Charter school - независимая школа, финансируемая из государственного бюджета, учрежденная учителями, родителями, управляемая независимым органом на основе договора с соответствующим местным, региональным или национальным органом власти. - Прим. реф.

учиться их дети и предпринимают определенные шаги для того, чтобы обеспечить своему ребенку достойное образование, и будут в дальнейшем участвовать в жизни школы, в которую они определили своего ребенка. В итоге Дж. Кокс и К. Уитко отмечают, что крайне сложно статистически определить факторы, детерминирующие выбор школы. Для анализа более пригодно наблюдение за широким спектром родителей, как тех, что выбирают школу для ребенка, так и тех, кто просто отдают свое чадо в ближайшее к дому учебное заведение.

Многие специалисты находят взаимосвязь между уровнем недовольства родителями школой, в которой учатся их дети, и степенью участие в ее мероприятиях. Кроме того, чем выше степень образования и религиозности родителей, тем активнее они взаимодействуют со школой. Ряд статистических обзоров показывает, что этнические меньшинства и работающие женщины менее активно участвуют в жизни школы, чем белые англосаксонцы и домохозяйки соответственно.

В ходе исследования Дж. Кокс и К. Уитко использовали базу данных опроса 11 тыс. родителей, школьников, учителей и руководителей школ. Участие в жизни школ оценивалось по таким параметрам как участие в: 1) «организации родителей, школьников и учителей» (parents, schoolchildren, teachers organization); 2) школьном комитете; 3) школьном мероприятии; 4) общении с другими родителями.

В ходе статистического исследования было установлено, что 92% родителей, которые перевели своих детей из частных школ, в дальнейшем выбрали религиозные учебные заведения, в частности католические школы. Родители, чьи дети перевелись из ближайшей к дому государственной школы в государственную школу по выбору, впоследствии более активно участвовали как в организации родителей, школьников и учителей, школьном комитете, так и в других менее затратных по времени видах деятельности - участие в школьном мероприятии и общение с другими родителями. Также родители участвовавшие в жизни начальной школы, продолжают это делать и во время обучения своего ребенка в средней школе. Родители детей из светских школ менее задействованы в их мероприятиях, чем религиозных. Кроме того, родители, которые перевели ребенка из государственной школы в частную, после этого

более вовлечены в одну из трех вышеуказанных форм участия в жизни школы. Удивление Дж. Кокса и К. Уитко вызвал тот факт, что родители детей из государственных школ довольно активно посещают те или иные школьные мероприятия (концерты, спектакли и т.п.) и общаются с родителями одноклассников своего ребенка. Иными словами, обычные государственные школы, основанные на прочных связях в местных сообществах, более плодотворны для создания социального капитала, чем государственные школы по выбору.

Опрос выявил, что в больших школах родителе реже участвуют в их жизни, чем в маленьких. Также большее количество мероприятий в школе само по себе не приводит к большей степени вовлеченности родителей, отмечают американские ученые. Помимо образования и религиозности, уровень дохода родителей влияет на степень участия родителей в делах школы: чем состоятельнее родители, тем чаще они ходят в школу своего ребенка. Среди волонтеров меньше родителей азиатов, афроамериканцев и испаноя-зычных. Однако афроамериканцы и латиносы чаще других посещают собрания организаций родителей, учителей и школьников. Кроме того, было установлено, что активный выбор государственной школы не является индикатором того, что впоследствии мать или отец будут участвовать в жизни школы. Тогда как выбор частной школы приводит к противоположному результату, однако Дж. Кокс и К. Уитко полагают, что данное обстоятельство вызвано контекстом школы, а не самим фактом ее выбора.

Акт выбора школы, отмечают в заключении американские ученые, сам по себе не означает создание социального капитала, зачастую простое нахождение в обычной государственной школе приводит к более высокой степени вовлеченности родителей в жизни школы, чем смена учебного заведения. Основные различия между родителями коренятся в демографических параметрах, о которых речь шла ранее. Школьный контекст, отмечают Дж. Кокс и К. Уитко, является основной детерминантой участия. Родители религиозных школ даже при исключении таких параметров, как их религиозность и уровень вовлеченности в жизнь предыдущей школы, чаще участвуют во всех четырех видах деятельности, упомянутых ранее. Это вызвано тем, что родители имеют больше связей друг с другом, установленных ранее в местной церкви. Хорошо

образованные и обеспеченные родители вне зависимости от школьного контекста более активно вовлечены в школьную жизнь своих детей.

Для реформирования школьной системы США сам факт того, что религиозные школы создают больше социального капитала, чем светские, бесполезен. Проблема заключается в реформировании светских государственных школ и ее нельзя решить путем насаждения религиозности. Даже люди предпочитающие ликвидировать всю систему государственного школьного образования отдают себе отчет в том, что принятие в школы большого количества детей из религиозных семей может изменить весь школьный контекст. Более того, многие люди, не исповедующие католицизм, отправляют туда своих детей. Создание сильных местных сообществ, которые и могут изменить ситуацию в государственных школах, не та задача, которую может выполнить система управления образованием США, признают Дж. Кокс и К. Уитко. Что можно сделать исходя из проведенного анализа, так это снизить количество учеников в школах. Делать акцент не на громадные учебные заведения с тысячами учеников, а на маленькие. В таких школах родители будут видеть ценность своего участия и его результаты. Частные школы менее бюрократизированы и более автономны, что также стимулирует участие родителей в их жизни. Следовательно, надо развивать и стимулировать систему частного образования.

С. С. Костяев

2012.04.058. Ле БРА Э. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ДЕФИЦИТА.

Le BRAS H. La population mondiale face au défi alimentaire // Problèmes écon. - P., 2011. - N 3033. - P. 39-41.

В 2050 г., указывает французский демограф, на Земле будет проживать около 8,5 млрд. человек. Многие специалисты по вопросам продовольственного обеспечения выражают беспокойство в связи с таким ростом населения, особенно в Африке, где рост населения может сопровождаться увеличением численности недоедающих или голодающих лиц. В 1950 г., несмотря на демографический взрыв, производство растительной продукции в мире увеличивалось быстрее, чем население. В действительности причины голода кроются в неравенстве при распределении продоволь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.